DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ЗЛОfest: праздник хоррора

Что такое конвент? В широком смысле — это некое знаковое мероприятие, форум, съезд или фестиваль, посвященный определенной тематике. В его основе может лежать что угодно — жанр, событие, музыкальное направление, научное открытие, аниме, книга. На конвент съезжаются люди с горящими глазами, связанные общей любовью и интересами.

26 ноября в московском Arti Hall состоялся первый в своем роде российский хоррор-конвент ЗЛОfest, масштабное мероприятие, посвященное хоррор-культуре, которая привлекает все больше энтузиастов и профессионалов, готовых делать качественный и востребованный продукт — фильмы, книги, игры, живопись и цифровое искусство.

Миссия конвента так и звучит: «…это проект, цель которого — развитие индустрии ужаса в России. Платформа, где энтузиасты жанра знакомятся с профессионалами. Где исполнители встречаются с заказчиками, наконец, где новые проекты находят финансирование».

Arti Hall — это большая event-площадка, расположенная в районе Садового кольца и вмещающая до 2000 человек. Пространство фестиваля было организовано таким образом, чтобы гости, решившие посвятить весь день хоррору, могли свободно перемещаться между тематическими зонами.

На первом этаже были устроены небольшая, но привлекающая внимание фотозона, арт-вернисаж и главная сцена, где и происходили основные мероприятия. Второй этаж заняли гейм-зона, маркетплейс, питчинг-рум, лекторий и косплей-гримерные.

По части организации фестиваль не переставал радовать весь вечер — между выступлениями спикеров и награждениями победителей различных конкурсных программ практически не было заминок, не считая некоторых технических неполадок, от чего никто не застрахован. Все проходило четко и быстро. Выступления укладывались в тайминг и шли согласно заявленному на сайте //zlofest.ru/ расписанию. Для пилотного мероприятия, обещающего стать ежегодным, это большой успех.

Арт-вернисаж

Часть первого этажа, как уже было сказано выше, была отдана под арт-галерею современных художников и дизайнеров. Подсвеченные в полутьме красными лампами картины словно образовывали мистический коридор, наполненный мифологическими, пугающими, а где-то и отталкивающими образами, которые хоть сейчас бери и переноси на экран.

Особое место в галерее заняли работы Nemo Soda — гейм-дизайнера, известной по научно-популярной игре про онкогенез «Метасказ», мобильной игре о препарировании головы «Нейро Сказка» и компьютерной игре «Подземный почтальон», в которой монстр разносит письма живых мертвым.

Работы Nemo Soda будто созданы в другом измерении: тончайшие нити переплетаются друг с другом и превращаются в воздушные несуществующие создания, вызывающие легкий трепет восторга и почему-то желание помолчать.

Также в галерее можно было увидеть работы от проекта #Альткинопостер, Burning Hat, HellHamster, Goshmar, Виктории Хрусталевой, Марии Кашутиной, Аллы Аверьяновой и других художников.

Питчинги, маркетплейс и лекторий

Сценаристы и режиссеры представляли свои лонгриды и синопсисы будущих фильмов ужасов перед продюсерскими компаниями: с полным метром работал центр Monumental Vision, с коротким и музыкальными клипами — ZLO Production.

Питчинги завершились небезуспешно. Как минимум одна заявка заинтересовала продюсерский центр — это «Светотени». Так что держим это название в голове на всякий случай: вдруг совсем скоро оно появится на экранах и разобьет шаблонное мнение, будто российские кинематографисты не умеют снимать хоррор.

В течение дня можно было подняться на второй этаж, чтобы полюбоваться «страшным» мерчем на маркетплейсе — свечками в форме скелетиков, украшениями, авторскими открытками, причудливыми головными уборами, глиняными черепками, книгами и многим другим. Бродя по мини-ярмарке, вполне можно было столкнуться с Безумным хоррор-Шляпником, Чаки, Оборотнем или еще какой-нибудь нечистью: многие гости пришли на фестиваль в костюмах. Это помогло создать совершенно особенную атмосферу вневременного Хэллоуина.

Насыщенная и интересная программа была в лектории. Там, в небольшом сумрачном зале, можно было отдохнуть от шумных событий на первом этаже и послушать лекции от гейм-дизайнера Nemo Soda, кинокритика Дмитрия Соколова, художника Олега Пащенко, режиссера Игоря Кинько и арт-директора Сергея Канатьева.

В рамках программы был показан документальный фильм Максима Полтавченко «Ужасное кино: Краткая история российского трэш-хоррора кинематографа».

Главная сцена

Программа выступлений спикеров на основной сцене была выстроена таким образом, что слушатель от нее не только не успевал устать, но и не хотел сдвигаться со своего места. Казалось, что если вот сейчас встанешь и уйдешь, чтобы посмотреть, что там в лектории, то пропустишь что-нибудь интересненькое. Интерактивная викторина на знание хоррор-индустрии, лекция от Арсения Гончукова, режиссера первого российского веб-сериала «Район тьмы», о том, как снимать кино без бюджета, выступление Фауста 21 века — ведущего канала True Crime Live, прохождение игры Visage, стендап «Как выжить в хорроре» от Ольги Баженовой и многое другое.

Центральным, но не главным, а будто бы связывающим дневную и вечернюю части фестиваля, стал предпремьерный показ японского фильма ужасов «Проклятье: Разгадка» режиссера Хисаси Кимуры (прокатчик — World Pictures).

Косплей

Конкурс косплеев прошел в формате дефиле и стал одним из самых запоминающихся моментов вечера.

Конкурсанты выходили на сцену под соответствующую музыку, характеризующую их персонажей, и демонстрировали костюмы, отыгрывая выбранные ими образы. Важен был не только костюм, но и подача, грим, созданная ими атмосфера, правдоподобность.

Вендиго, Хищник, Пугало, Джейсон Вурхиз — и это далеко не весь перечень монстров, которых можно было увидеть.

Абсолютным победителем стала Анна Белькович, представившая образ Джейсона Вурхиза — громоздкого и неповоротливого маньяка-убийцы из серии фильмов «Пятница 13-е». Глядя на нее, было просто невозможно поверить, что страшный костюм и маска скрывают под собой девушку и что это не настоящий Вурхиз, вдруг материализовавшийся на сцене, а потом и среди зрителей.

«Злоскар»

Главным событием ЗЛОfest'а стало вручение «Злоскара» за лучшие хоррор-работы российских авторов, созданные не раньше 2012 года.

«Лучшей компьютерной игрой» стала философско-мистическая инди-игра Fibrillation от компании Mechanical Starling, которая, к слову, состоит всего лишь из одного разработчика — Егора Резенова. Созданная фактически на голом энтузиазме (ее бюджет составил около 180 долларов), она обладает той самой изюминкой, за которую ее полюбили геймеры.

Игра начинается с цитаты из Нового Завета: «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется… Ибо видимое временно, а невидимое вечно».

Игровой процесс выполнен от первого лица — некоего Эвана Беррингтона, который не помнит, как оказался в странном и загадочном месте, из которого ему надо выбраться. Он спускается по бесконечным лестницам, исследует заброшенные локации, бродит по лабиринтам, бежит от чего-то ужасного, надвигающегося на него. Атмосфера мрачная, напряженная и немного меланхоличная. Блуждания героя приводят его к финалу-выбору, от которого будет зависеть исход всей игры и судьба самого Эвана.

«Злоскар» за «Лучший музыкальный клип» получила группа Oblivion Machine с песней Living Matter и шестиминутным пещерным омутом, наполненным чернотой, похотью и каннибализмом.

«Лучшим короткометражным фильмом» признаны «Манекены» режиссера Максима Ногинова. Ужасный фильм в самом хорошем смысле этого слова. Всего лишь восемь минут, но какие это восемь минут! Наполненные непрекращающимся зудящим страхом и хрустом оживших манекенов, от которого сводит живот. Недостаток лишь в том, что он короткий — хочется больше той атмосферы ужаса, что его создателям и актерам удалось передать. С другой стороны — нерв должен оставаться нервом. Кто знает, каким был бы фильм, если бы стал полным метром?

И, наконец, «Лучший полнометражный фильм» — это небезызвестный «Иччи» Костаса Марсаана, наделавший много шума в 2020 году, когда только появился. Якутский хоррор, разворачивающийся в заброшенной деревне, где живет лишь семья главного героя, не даст заскучать. Все остальные жители из этого места давно уехали, считая его проклятым — и правильно сделали.

Старший сын Тимир приезжает к родителям вместе со своей женой и сыном. В ходе приветственного обеда выясняется, что он задолжал много денег и хочет продать дом, чтобы с ним ничего не сделали — люди-то опасные. Утро ночи мудренее, как говорится, разговор решают перенести. Однако ночи в якутской глуши не такие уж и спокойные, ведь вокруг бродят злые духи.

Атмосферный, тщательно продуманный и визуально выверенный, «Иччи» надолго остается в памяти, несмотря на вскользь брошенную фразу одного из персонажей: «Люди быстро забывают, что их пугает».

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Fakir 21-01-2023 01:21

    Злофест очень порадовал и превзошел ожидания. Надеюсь, у организаторов будет возможность проводить его и дальше, улучшая всё с каждым годом.

    Учитываю...