Писатель Александр Щеголев побывал на питерской Книжной ярмарке, где, что называется, "под камеру" побеседовал с известным фанткритиком Василием Владимирским. В первую очередь разговор был о хорроре, о русском хорроре.
К сожалению, рассказывая о судьбе своей повести "Искусство кончать молча", Александр почему-то забыл упомянуть о том, что, прежде чем быть опубликованной (с цензорскими правками) в журнале "Полдень" покойного Бориса Стругацкого, это произведение нашло читателей на виртуальных страницах нашего издания.
Уважаемые наши авторы и еще более уважаемые наши читатели! Не стесняйтесь пиарить DARKER везде и всюду. Поверьте, это реальная польза для развития DARKER.
Умный мужик, но говоря о Варго и Нерве, он немного лукавил. Не может один и тот же автор писать одинаково хреново в разные годы. Это мое невзыскательное мнение. Мышцы увеличиваются в объеме при нагрузках. Когда-то их рост прекращается, но если сравнить семнадцатилетнего пацана и двадцатисемилетнего мужчину, прогресс на лицо. С писательским мастерством так же. Есть конечно талантища, но кому бог таланта не дал, тот работает (тренирует мышцы). Если это не так, то тогда я не знаю.
Мне кажется, что ты, Алексей, лицо заинтересованное, так что тебя могут упрекнуть в предвзятости) Равно как и Сашу (и других авторов) можно упрекнуть в некоей ревности по отношению к Варго.
Лично мое мнение такое: мы имеем дело с жанром и это надо держать в уме. Прекрасный триллер про каннибалов Саши Щеголева был издан "Эксмо" под дурацким и некоммерческим названием "Как закалялась жесть", что не могло не сыграть в минус на продажах. Но позднее книга была переиздана под названием "Палата пыток", что говорит о том, что у книги таки есть коммерческий потенциал - все-таки не каждого автора ныне переиздают и/или допечатывают. Но понятно, что при таких экспериментах трудно сказать в итоге, был успех или нет и в чем причина успеха или неудачи.
В случае с Варго ситуация иная. Как литература - по языку, образам и т.д. Варго объективно слабее того же романа "Как закалялась жесть". Но Варго - это четко спозиционированная жанровая серия. Книги Варго можно упрекнуть в чем угодно, но не в том, что у них дурацкие, неподходящие для ужасов названия и не в том, что они не позиционируются как чистейший хоррор. И там, по большей части, действительно хоррор. И лучшие книги Варго, уступая многим в литературности, обладают достоинствами именно как жесткий хоррор, как сплаттерпанк - сцены смерти, убийств, насилия, чудовищные монстры и иже с ними, все это подано с фантазией.
Надо понимать основную аудиторию Варго - это молодые люди, подростки. Вспомним себя подростками - мы пропускали многие литературные косяки, мы читали потому что было интересно. И сейчас я читаю "Нечто" Варговское - вижу косяки, вижу, вплоть до ошибок в согласовании в паре фраз, но, тем не менее, мне довольно интересно, хотя это не лучшая книга в Варго-серии.
То есть Варго это неплохой развлекательный хоррор, в этом его сильная сторона, которая, при том что книги правильно - и честно! - спозиционированы, выигрывает, не смотря на наличие и слабых сторон.
Вот в чем феномен Варго. Он напомнил всем нам, что массовая литература - это развлечение. Это не значит, что всем надо писать как Варго. Это просто значит, что есть читатели, которым главное это мастерство автора как литератора, а есть читатели - и их много - кому интересны сюжеты, яркие сцены, ситуации, а на изыски стиля просто плевать. Вот о чем напомнил феномен Варго. О том, о чем большинство писателей "серьезных" забыло, что разучились делать - рассказывать истории, которые интересны людям.
В этом есть гигантский потенциал для любого автора на будущее: совместить историю, сюжет, с качеством языка, стиля. Вроде простая истина, которую и доказывать не надо, ведь Акунин со своим Фандориным именно это и сделал. Да и ненавидимый многим Лукьяненко делал тоже самое прежде - его было интересно читать и до экранизаций "Дозоров", и он был популярным фантастом, хотя каких-то особо выдающихся идей не нес и стилем не выделялся каким-то супер-пупер восхитительным.
Можно иметь успех у одной части читателей, если пишешь красиво, мастерски оперируя языковыми средствами. Можно иметь успех у другой части читателей, если пишешь пусть некрасиво, но интересно, увлекательно. И можно иметь очень большой успех, если умеешь это все совместить и привлекаешь читателей и первого, и второго типа.
Допустим, Галина - автор, вероятно, интересный прежде всего первому типу читателей, а поклонники того же Варго вряд ли ее оценят. С другой стороны, ценители языка и стиля не оценят Варго. Вторые будут писать хвалебные рецензии в интернете, так как они умеют сами неплохо писать на этом уровне. И будут ругать Варго, так как для них многие недостатки Варго - бросаются в глаза сильнее, чем достоинтсва. А первые могут не уметь писать красивые отзывы, зато будут покупать книги и будут оставлять много комментариев хвалебных. Посмотрите на старое интервью Демина-Варго у нас в DARKER - там очень много комментариев именно от читателей, а не от критиков, рецензентов и т.д.
Никакой ревности Для примера Дикий пляж и Обиженная. Мышцы растут. Прогресс на лицо. На мной взгляд, разумеется. О себе ничего сказать не могу (как лицо заинтересованное)) - я все еще работаю. Кстати, Нечто мне тоже понравилось.
Обиженную не читал, а Дикий пляж у Варго одно из лучших, причем именно как сплаттерпанк, экстремальный хоррор. Не даром всегда читатели вспоминают в числе самых-самых его книг)
Можно иметь успех у одной части читателей, если пишешь красиво, мастерски оперируя языковыми средствами. Можно иметь успех у другой части читателей, если пишешь пусть некрасиво, но интересно, увлекательно.
Как же тогда пишу я? Первое отпадает (я прекрасно понимаю, что я не Кинг и даже не Лаймон). Второе? Буквально на днях в группе Варго разгорелся нешуточный спор плавно переросший в оскорбления "всяких шолоховых пришедших на все готовое". Конечно, там и на Сергея брызги попали, но факт остается фактом. Ревностные почитатели тру-Варго все еще не принимают чужаков.
А вот да. Вопрос не праздный. По моему мнению, книги Алексея (особенно, когда началась серия НЕРВ), стали выпадать из области вкусовых предпочтений поклонников тру-Варго. Слишком много незнакомых нот появилось. А почитатели "литературы" и вовсе отказываются не то что признавать - читать непредвзято эти новые книги. "Ну и куды крестьянину податься"?
Ситуация с "Нервом" еще требует анализа. На сайте Алексея я отписал некие предварительные мысли по этой части. Как мне показалось, ошибка издателя была в том, что, фактически, он запустил серию, целиком и полностью ориентированную на ту же аудиторию, что и у Варго-серии. Их мысль была, видимо, в том, чтобы дважды "окучить" одну и ту же аудиторию. Но получилось, что две серии стали конкурировать за место под солнцем - и новая уступила уже раскрученной старой, в том числе и потому, что Шолохов - это не Варго-Демин, это Шолохов-Варго.
Ну и я не готов дать оценку творчества Алексея с позиций коммерческих.
Их мысль была, видимо, в том, чтобы дважды "окучить" одну и ту же аудиторию. Но получилось, что две серии стали конкурировать за место под солнцем - и новая уступила уже раскрученной старой, в том числе и потому, что Шолохов - это не Варго-Демин, это Шолохов-Варго.
Ну и я не готов дать оценку творчества Алексея с позиций коммерческих.
Очень возможно, хотя я ещё меньше готов оценивать с коммерческих позиций эту тему, хотя иногда хочется) Слава Богу, из читательских окопов мне это делать ничто не мешает.
Ну, судя по тому, что "Нерв" не имел такого большого успеха, Демину ты в чем-то уступаешь. Оттого и споры среди поклонников Варго - они имеют право недолюбливать тех, кто не вполне соответствует неким стандартам того, чего они уже ждут от Варго. Я так понимаю эту ситуацию. Их понять можно. Ладно Шолохов - у тебя там вполне уже есть свои читатели и поклонники. Тебя, фактически, ставят на второе место после Демина, насколько я понимаю. Но ведь есть авторы в Варго-коллективе, кто выдает слабый и нетрушный хоррор. Романы, в которых хоррора с гулькин нос, в серию Варго просачивались - это факт.
Александр почему-то забыл упомянуть о том, что, прежде чем быть опубликованной (с цензорскими правками) в журнале "Полдень" покойного Бориса Стругацкого, это произведение нашло читателей на виртуальных страницах нашего издания.
Мне показалось, что он начал об этом говорить, но беседа перескочила на другое. Бывает. Мне ещё показались интересными идеи о классических персонажах ужасов на русской почве. Особенно о людоедстве и мертвяках. К сожалению, Александр определил и Варго и серию НЕРВ, как книги для невзыскательной публики. Очевидно, я потихоньку в разряд этой публики скатываюсь))) И ещё мне показалось странным поверять принадлежность к хоррору мнением критиков и читателей. В этом смысле труд Михаила о хорроре как нельзя кстати.
У Саши есть верные мысли, но в чем-то он сам им не всегда следует, на мой взгляд.
Допустим, верно утверждение, что хоррор нельзя определить по атрибутике. Но спустя десять минут разговора именно по атрибутике Саша отказывает Кингу в том, что тот хоррор, говорит "атрибутика хоррора там на третьем месте". Но ведь это не важно.
Мнение критики важно только если критик понимает о чем пишет.
Тоже и с Варго и Алексеем Шолоховым. Я тоже не считаю это такой уж хорошей литературой, но это не мешает быть отдельным - достаточно многим - произведениям этих серий быть совсем неплохим хоррором.
То есть можно брюзжать по поводу успеха Варго-серии, но стоит еще и подумать в чем причина успеха. Ведь это не Донцова, не Мейер, то есть не женские "детективы", не романтика, это именно что хоррор.
Тоже и с Варго и Алексеем Шолоховым. Я тоже не считаю это такой уж хорошей литературой, но это не мешает быть отдельным - достаточно многим - произведениям этих серий быть совсем неплохим хоррором.
Вот меня тоже смущает явное нежелание интересоваться регулярно издаваемым "другим" хоррором. А оно явное и недвусмысленно высказано. Даже нет, неточно говорю. Нежелание признать, что в регулярно издаваемом хорроре может появится нечто достойное внимания, миновавшее самотёк "Полдня", "Если" и пр. ("Мир фантастики" само собой). То что не обратило на себя внимание с первого знакомства. При этом постоянно звучит в разговоре не менее явное нежелание "толстых критиков и худосочных литературных эстетов" признавать фантастику литературой. В том числе и фантастику/хоррор самого Александра. Флёр, мол. Куда я с ним. Вот это реально грустно.
1 Сенников А. 22-02-2013 18:36
Кстати, да. Есть такое дело, заметно с первых страниц.
2 alex_sholokh 22-02-2013 17:10
Умный мужик, но говоря о Варго и Нерве, он немного лукавил. Не может один и тот же автор писать одинаково хреново в разные годы. Это мое невзыскательное мнение. Мышцы увеличиваются в объеме при нагрузках. Когда-то их рост прекращается, но если сравнить семнадцатилетнего пацана и двадцатисемилетнего мужчину, прогресс на лицо. С писательским мастерством так же. Есть конечно талантища, но кому бог таланта не дал, тот работает (тренирует мышцы). Если это не так, то тогда я не знаю.
3 Парфенов М. С. 22-02-2013 17:43
Мне кажется, что ты, Алексей, лицо заинтересованное, так что тебя могут упрекнуть в предвзятости) Равно как и Сашу (и других авторов) можно упрекнуть в некоей ревности по отношению к Варго.
Лично мое мнение такое: мы имеем дело с жанром и это надо держать в уме. Прекрасный триллер про каннибалов Саши Щеголева был издан "Эксмо" под дурацким и некоммерческим названием "Как закалялась жесть", что не могло не сыграть в минус на продажах. Но позднее книга была переиздана под названием "Палата пыток", что говорит о том, что у книги таки есть коммерческий потенциал - все-таки не каждого автора ныне переиздают и/или допечатывают. Но понятно, что при таких экспериментах трудно сказать в итоге, был успех или нет и в чем причина успеха или неудачи.
В случае с Варго ситуация иная. Как литература - по языку, образам и т.д. Варго объективно слабее того же романа "Как закалялась жесть". Но Варго - это четко спозиционированная жанровая серия. Книги Варго можно упрекнуть в чем угодно, но не в том, что у них дурацкие, неподходящие для ужасов названия и не в том, что они не позиционируются как чистейший хоррор. И там, по большей части, действительно хоррор. И лучшие книги Варго, уступая многим в литературности, обладают достоинствами именно как жесткий хоррор, как сплаттерпанк - сцены смерти, убийств, насилия, чудовищные монстры и иже с ними, все это подано с фантазией.
Надо понимать основную аудиторию Варго - это молодые люди, подростки. Вспомним себя подростками - мы пропускали многие литературные косяки, мы читали потому что было интересно. И сейчас я читаю "Нечто" Варговское - вижу косяки, вижу, вплоть до ошибок в согласовании в паре фраз, но, тем не менее, мне довольно интересно, хотя это не лучшая книга в Варго-серии.
То есть Варго это неплохой развлекательный хоррор, в этом его сильная сторона, которая, при том что книги правильно - и честно! - спозиционированы, выигрывает, не смотря на наличие и слабых сторон.
Вот в чем феномен Варго. Он напомнил всем нам, что массовая литература - это развлечение. Это не значит, что всем надо писать как Варго. Это просто значит, что есть читатели, которым главное это мастерство автора как литератора, а есть читатели - и их много - кому интересны сюжеты, яркие сцены, ситуации, а на изыски стиля просто плевать. Вот о чем напомнил феномен Варго. О том, о чем большинство писателей "серьезных" забыло, что разучились делать - рассказывать истории, которые интересны людям.
В этом есть гигантский потенциал для любого автора на будущее: совместить историю, сюжет, с качеством языка, стиля. Вроде простая истина, которую и доказывать не надо, ведь Акунин со своим Фандориным именно это и сделал. Да и ненавидимый многим Лукьяненко делал тоже самое прежде - его было интересно читать и до экранизаций "Дозоров", и он был популярным фантастом, хотя каких-то особо выдающихся идей не нес и стилем не выделялся каким-то супер-пупер восхитительным.
Можно иметь успех у одной части читателей, если пишешь красиво, мастерски оперируя языковыми средствами. Можно иметь успех у другой части читателей, если пишешь пусть некрасиво, но интересно, увлекательно. И можно иметь очень большой успех, если умеешь это все совместить и привлекаешь читателей и первого, и второго типа.
Допустим, Галина - автор, вероятно, интересный прежде всего первому типу читателей, а поклонники того же Варго вряд ли ее оценят. С другой стороны, ценители языка и стиля не оценят Варго. Вторые будут писать хвалебные рецензии в интернете, так как они умеют сами неплохо писать на этом уровне. И будут ругать Варго, так как для них многие недостатки Варго - бросаются в глаза сильнее, чем достоинтсва. А первые могут не уметь писать красивые отзывы, зато будут покупать книги и будут оставлять много комментариев хвалебных. Посмотрите на старое интервью Демина-Варго у нас в DARKER - там очень много комментариев именно от читателей, а не от критиков, рецензентов и т.д.
4 alex_sholokh 22-02-2013 18:27
Никакой ревности
Для примера Дикий пляж и Обиженная. Мышцы растут. Прогресс на лицо. На мной взгляд, разумеется
. О себе ничего сказать не могу (как лицо заинтересованное)) - я все еще работаю. Кстати, Нечто мне тоже понравилось.
5 Парфенов М. С. 22-02-2013 19:29
Обиженную не читал, а Дикий пляж у Варго одно из лучших, причем именно как сплаттерпанк, экстремальный хоррор. Не даром всегда читатели вспоминают в числе самых-самых его книг)
6 alex_sholokh 22-02-2013 18:37
Как же тогда пишу я
? Первое отпадает (я прекрасно понимаю, что я не Кинг и даже не Лаймон
). Второе? Буквально на днях в группе Варго разгорелся нешуточный спор плавно переросший в оскорбления "всяких шолоховых пришедших на все готовое". Конечно, там и на Сергея брызги попали, но факт остается фактом. Ревностные почитатели тру-Варго все еще не принимают чужаков
.
7 Сенников А. 22-02-2013 18:56
А вот да. Вопрос не праздный. По моему мнению, книги Алексея (особенно, когда началась серия НЕРВ), стали выпадать из области вкусовых предпочтений поклонников тру-Варго. Слишком много незнакомых нот появилось. А почитатели "литературы" и вовсе отказываются не то что признавать - читать непредвзято эти новые книги. "Ну и куды крестьянину податься"?
8 Парфенов М. С. 22-02-2013 19:41
Ситуация с "Нервом" еще требует анализа. На сайте Алексея я отписал некие предварительные мысли по этой части. Как мне показалось, ошибка издателя была в том, что, фактически, он запустил серию, целиком и полностью ориентированную на ту же аудиторию, что и у Варго-серии. Их мысль была, видимо, в том, чтобы дважды "окучить" одну и ту же аудиторию. Но получилось, что две серии стали конкурировать за место под солнцем - и новая уступила уже раскрученной старой, в том числе и потому, что Шолохов - это не Варго-Демин, это Шолохов-Варго.
Ну и я не готов дать оценку творчества Алексея с позиций коммерческих.
9 Сенников А. 22-02-2013 20:04
Очень возможно, хотя я ещё меньше готов оценивать с коммерческих позиций эту тему, хотя иногда хочется) Слава Богу, из читательских окопов мне это делать ничто не мешает.
10 Парфенов М. С. 22-02-2013 19:36
Ну, судя по тому, что "Нерв" не имел такого большого успеха, Демину ты в чем-то уступаешь. Оттого и споры среди поклонников Варго - они имеют право недолюбливать тех, кто не вполне соответствует неким стандартам того, чего они уже ждут от Варго. Я так понимаю эту ситуацию. Их понять можно. Ладно Шолохов - у тебя там вполне уже есть свои читатели и поклонники. Тебя, фактически, ставят на второе место после Демина, насколько я понимаю. Но ведь есть авторы в Варго-коллективе, кто выдает слабый и нетрушный хоррор. Романы, в которых хоррора с гулькин нос, в серию Варго просачивались - это факт.
11 Мельник 22-02-2013 14:33
Интересный получился разговор.
12 Сенников А. 22-02-2013 08:02
Мне показалось, что он начал об этом говорить, но беседа перескочила на другое. Бывает. Мне ещё показались интересными идеи о классических персонажах ужасов на русской почве. Особенно о людоедстве и мертвяках. К сожалению, Александр определил и Варго и серию НЕРВ, как книги для невзыскательной публики. Очевидно, я потихоньку в разряд этой публики скатываюсь))) И ещё мне показалось странным поверять принадлежность к хоррору мнением критиков и читателей. В этом смысле труд Михаила о хорроре как нельзя кстати.
13 Парфенов М. С. 22-02-2013 16:16
У Саши есть верные мысли, но в чем-то он сам им не всегда следует, на мой взгляд.
Допустим, верно утверждение, что хоррор нельзя определить по атрибутике. Но спустя десять минут разговора именно по атрибутике Саша отказывает Кингу в том, что тот хоррор, говорит "атрибутика хоррора там на третьем месте". Но ведь это не важно.
Мнение критики важно только если критик понимает о чем пишет.
Тоже и с Варго и Алексеем Шолоховым. Я тоже не считаю это такой уж хорошей литературой, но это не мешает быть отдельным - достаточно многим - произведениям этих серий быть совсем неплохим хоррором.
То есть можно брюзжать по поводу успеха Варго-серии, но стоит еще и подумать в чем причина успеха. Ведь это не Донцова, не Мейер, то есть не женские "детективы", не романтика, это именно что хоррор.
14 Сенников А. 22-02-2013 17:54
Вот меня тоже смущает явное нежелание интересоваться регулярно издаваемым "другим" хоррором. А оно явное и недвусмысленно высказано. Даже нет, неточно говорю. Нежелание признать, что в регулярно издаваемом хорроре может появится нечто достойное внимания, миновавшее самотёк "Полдня", "Если" и пр. ("Мир фантастики" само собой). То что не обратило на себя внимание с первого знакомства. При этом постоянно звучит в разговоре не менее явное нежелание "толстых критиков и худосочных литературных эстетов" признавать фантастику литературой. В том числе и фантастику/хоррор самого Александра. Флёр, мол. Куда я с ним. Вот это реально грустно.