Писатель Александр Щеголев побывал на питерской Книжной ярмарке, где, что называется, "под камеру" побеседовал с известным фанткритиком Василием Владимирским. В первую очередь разговор был о хорроре, о русском хорроре.
К сожалению, рассказывая о судьбе своей повести "Искусство кончать молча", Александр почему-то забыл упомянуть о том, что, прежде чем быть опубликованной (с цензорскими правками) в журнале "Полдень" покойного Бориса Стругацкого, это произведение нашло читателей на виртуальных страницах нашего издания.
Уважаемые наши авторы и еще более уважаемые наши читатели! Не стесняйтесь пиарить DARKER везде и всюду. Поверьте, это реальная польза для развития DARKER.
1 Сенников А. 22-02-2013 18:36
Кстати, да. Есть такое дело, заметно с первых страниц.
2 alex_sholokh 22-02-2013 17:10
Умный мужик, но говоря о Варго и Нерве, он немного лукавил. Не может один и тот же автор писать одинаково хреново в разные годы. Это мое невзыскательное мнение. Мышцы увеличиваются в объеме при нагрузках. Когда-то их рост прекращается, но если сравнить семнадцатилетнего пацана и двадцатисемилетнего мужчину, прогресс на лицо. С писательским мастерством так же. Есть конечно талантища, но кому бог таланта не дал, тот работает (тренирует мышцы). Если это не так, то тогда я не знаю.
3 Парфенов М. С. 22-02-2013 17:43
Мне кажется, что ты, Алексей, лицо заинтересованное, так что тебя могут упрекнуть в предвзятости) Равно как и Сашу (и других авторов) можно упрекнуть в некоей ревности по отношению к Варго.
Лично мое мнение такое: мы имеем дело с жанром и это надо держать в уме. Прекрасный триллер про каннибалов Саши Щеголева был издан "Эксмо" под дурацким и некоммерческим названием "Как закалялась жесть", что не могло не сыграть в минус на продажах. Но позднее книга была переиздана под названием "Палата пыток", что говорит о том, что у книги таки есть коммерческий потенциал - все-таки не каждого автора ныне переиздают и/или допечатывают. Но понятно, что при таких экспериментах трудно сказать в итоге, был успех или нет и в чем причина успеха или неудачи.
В случае с Варго ситуация иная. Как литература - по языку, образам и т.д. Варго объективно слабее того же романа "Как закалялась жесть". Но Варго - это четко спозиционированная жанровая серия. Книги Варго можно упрекнуть в чем угодно, но не в том, что у них дурацкие, неподходящие для ужасов названия и не в том, что они не позиционируются как чистейший хоррор. И там, по большей части, действительно хоррор. И лучшие книги Варго, уступая многим в литературности, обладают достоинствами именно как жесткий хоррор, как сплаттерпанк - сцены смерти, убийств, насилия, чудовищные монстры и иже с ними, все это подано с фантазией.
Надо понимать основную аудиторию Варго - это молодые люди, подростки. Вспомним себя подростками - мы пропускали многие литературные косяки, мы читали потому что было интересно. И сейчас я читаю "Нечто" Варговское - вижу косяки, вижу, вплоть до ошибок в согласовании в паре фраз, но, тем не менее, мне довольно интересно, хотя это не лучшая книга в Варго-серии.
То есть Варго это неплохой развлекательный хоррор, в этом его сильная сторона, которая, при том что книги правильно - и честно! - спозиционированы, выигрывает, не смотря на наличие и слабых сторон.
Вот в чем феномен Варго. Он напомнил всем нам, что массовая литература - это развлечение. Это не значит, что всем надо писать как Варго. Это просто значит, что есть читатели, которым главное это мастерство автора как литератора, а есть читатели - и их много - кому интересны сюжеты, яркие сцены, ситуации, а на изыски стиля просто плевать. Вот о чем напомнил феномен Варго. О том, о чем большинство писателей "серьезных" забыло, что разучились делать - рассказывать истории, которые интересны людям.
В этом есть гигантский потенциал для любого автора на будущее: совместить историю, сюжет, с качеством языка, стиля. Вроде простая истина, которую и доказывать не надо, ведь Акунин со своим Фандориным именно это и сделал. Да и ненавидимый многим Лукьяненко делал тоже самое прежде - его было интересно читать и до экранизаций "Дозоров", и он был популярным фантастом, хотя каких-то особо выдающихся идей не нес и стилем не выделялся каким-то супер-пупер восхитительным.
Можно иметь успех у одной части читателей, если пишешь красиво, мастерски оперируя языковыми средствами. Можно иметь успех у другой части читателей, если пишешь пусть некрасиво, но интересно, увлекательно. И можно иметь очень большой успех, если умеешь это все совместить и привлекаешь читателей и первого, и второго типа.
Допустим, Галина - автор, вероятно, интересный прежде всего первому типу читателей, а поклонники того же Варго вряд ли ее оценят. С другой стороны, ценители языка и стиля не оценят Варго. Вторые будут писать хвалебные рецензии в интернете, так как они умеют сами неплохо писать на этом уровне. И будут ругать Варго, так как для них многие недостатки Варго - бросаются в глаза сильнее, чем достоинтсва. А первые могут не уметь писать красивые отзывы, зато будут покупать книги и будут оставлять много комментариев хвалебных. Посмотрите на старое интервью Демина-Варго у нас в DARKER - там очень много комментариев именно от читателей, а не от критиков, рецензентов и т.д.
4 alex_sholokh 22-02-2013 18:27
Никакой ревности
Для примера Дикий пляж и Обиженная. Мышцы растут. Прогресс на лицо. На мной взгляд, разумеется
. О себе ничего сказать не могу (как лицо заинтересованное)) - я все еще работаю. Кстати, Нечто мне тоже понравилось.
5 Парфенов М. С. 22-02-2013 19:29
Обиженную не читал, а Дикий пляж у Варго одно из лучших, причем именно как сплаттерпанк, экстремальный хоррор. Не даром всегда читатели вспоминают в числе самых-самых его книг)
6 alex_sholokh 22-02-2013 18:37
Как же тогда пишу я
? Первое отпадает (я прекрасно понимаю, что я не Кинг и даже не Лаймон
). Второе? Буквально на днях в группе Варго разгорелся нешуточный спор плавно переросший в оскорбления "всяких шолоховых пришедших на все готовое". Конечно, там и на Сергея брызги попали, но факт остается фактом. Ревностные почитатели тру-Варго все еще не принимают чужаков
.
7 Сенников А. 22-02-2013 18:56
А вот да. Вопрос не праздный. По моему мнению, книги Алексея (особенно, когда началась серия НЕРВ), стали выпадать из области вкусовых предпочтений поклонников тру-Варго. Слишком много незнакомых нот появилось. А почитатели "литературы" и вовсе отказываются не то что признавать - читать непредвзято эти новые книги. "Ну и куды крестьянину податься"?
8 Парфенов М. С. 22-02-2013 19:41
Ситуация с "Нервом" еще требует анализа. На сайте Алексея я отписал некие предварительные мысли по этой части. Как мне показалось, ошибка издателя была в том, что, фактически, он запустил серию, целиком и полностью ориентированную на ту же аудиторию, что и у Варго-серии. Их мысль была, видимо, в том, чтобы дважды "окучить" одну и ту же аудиторию. Но получилось, что две серии стали конкурировать за место под солнцем - и новая уступила уже раскрученной старой, в том числе и потому, что Шолохов - это не Варго-Демин, это Шолохов-Варго.
Ну и я не готов дать оценку творчества Алексея с позиций коммерческих.
9 Сенников А. 22-02-2013 20:04
Очень возможно, хотя я ещё меньше готов оценивать с коммерческих позиций эту тему, хотя иногда хочется) Слава Богу, из читательских окопов мне это делать ничто не мешает.
10 Парфенов М. С. 22-02-2013 19:36
Ну, судя по тому, что "Нерв" не имел такого большого успеха, Демину ты в чем-то уступаешь. Оттого и споры среди поклонников Варго - они имеют право недолюбливать тех, кто не вполне соответствует неким стандартам того, чего они уже ждут от Варго. Я так понимаю эту ситуацию. Их понять можно. Ладно Шолохов - у тебя там вполне уже есть свои читатели и поклонники. Тебя, фактически, ставят на второе место после Демина, насколько я понимаю. Но ведь есть авторы в Варго-коллективе, кто выдает слабый и нетрушный хоррор. Романы, в которых хоррора с гулькин нос, в серию Варго просачивались - это факт.
11 Мельник 22-02-2013 14:33
Интересный получился разговор.
12 Сенников А. 22-02-2013 08:02
Мне показалось, что он начал об этом говорить, но беседа перескочила на другое. Бывает. Мне ещё показались интересными идеи о классических персонажах ужасов на русской почве. Особенно о людоедстве и мертвяках. К сожалению, Александр определил и Варго и серию НЕРВ, как книги для невзыскательной публики. Очевидно, я потихоньку в разряд этой публики скатываюсь))) И ещё мне показалось странным поверять принадлежность к хоррору мнением критиков и читателей. В этом смысле труд Михаила о хорроре как нельзя кстати.
13 Парфенов М. С. 22-02-2013 16:16
У Саши есть верные мысли, но в чем-то он сам им не всегда следует, на мой взгляд.
Допустим, верно утверждение, что хоррор нельзя определить по атрибутике. Но спустя десять минут разговора именно по атрибутике Саша отказывает Кингу в том, что тот хоррор, говорит "атрибутика хоррора там на третьем месте". Но ведь это не важно.
Мнение критики важно только если критик понимает о чем пишет.
Тоже и с Варго и Алексеем Шолоховым. Я тоже не считаю это такой уж хорошей литературой, но это не мешает быть отдельным - достаточно многим - произведениям этих серий быть совсем неплохим хоррором.
То есть можно брюзжать по поводу успеха Варго-серии, но стоит еще и подумать в чем причина успеха. Ведь это не Донцова, не Мейер, то есть не женские "детективы", не романтика, это именно что хоррор.
14 Сенников А. 22-02-2013 17:54
Вот меня тоже смущает явное нежелание интересоваться регулярно издаваемым "другим" хоррором. А оно явное и недвусмысленно высказано. Даже нет, неточно говорю. Нежелание признать, что в регулярно издаваемом хорроре может появится нечто достойное внимания, миновавшее самотёк "Полдня", "Если" и пр. ("Мир фантастики" само собой). То что не обратило на себя внимание с первого знакомства. При этом постоянно звучит в разговоре не менее явное нежелание "толстых критиков и худосочных литературных эстетов" признавать фантастику литературой. В том числе и фантастику/хоррор самого Александра. Флёр, мол. Куда я с ним. Вот это реально грустно.