Темный аншлаг / Full Dark House (роман)
Автор: Кристофер Фаулер
Жанр: детектив, триллер
Издательство: Азбука
Серия: Азбука. The Best
Перевод: З. Артемова
Год издания: 2007 (в оригинале — 2003)
Похожие произведения:
Гастон Леру «Призрак Оперы» (роман)
«Шерлок» (сериал)
Кристофер Фаулер — имя, любителям темного жанра хорошо известное. У нас его начало выпускать издательство «Азбука» в середине 2000-х, однако популярности у широкого круга читателей достаточно своеобразный автор не снискал. Именно это стало причиной того, что из его самой известной серии о детективах Брайанте и Мэе было переведено всего два романа. Первый из них, «Темный аншлаг», стал уже настоящей библиографической редкостью. О нем и поговорим.
Начинается роман со взрыва, всколыхнувшего современный Лондон и унесшего жизнь ветерана полиции Артура Брайанта, желчного старикана и главы отдела аномальных преступлений. Его напарник, Джон Мэй, начинает распутывать обстоятельства гибели лучшего друга и выясняет, что корни трагедии уходят в годы Второй мировой войны, когда молодые детективы расследовали жуткое дело о трупе известной балерины, обнаруженном с отрубленными ногами в одном из лондонских театров.
Большую часть романа мы будем следить за приключениями еще молодых сыщиков в Лондоне эпохи блицкрига и битвы за Британию, когда немецкие бомбы сравнивали с землей целые кварталы английской столицы. Атмосфера удалась на славу. Почти в каждой главе мы натыкаемся на упоминание о бомбе, взорвавшейся в убежище на одной из станций метро, погибших людях и разбитых судьбах. Автор не смакует подробности, описывая события сухо и деловито, задавая фон для трагедии, разворачивающейся на подмостках театра, но это лишь придает его описаниям эффективности. Хотя, сравнивая быт лондонцев и жителей блокадного Ленинграда, нет-нет, да и поймаешь себя на мысли, что испытания, выпавшие на долю англичан, и рядом не стояли с трагедией на Неве. Легко, конечно, судить, попивая чаек в сытой и комфортной реальности, так что не будем об этом.
Книга — это признание в любви жанру «гран-гиньоль», однако не сложно уловить и отсылки к классическому «Призраку Оперы» и «Театру крови» с Винсентом Прайсом. Способы убийств здесь кровавы, оригинальны и невероятно театральны. Будет и ужасающий безумец с опасной бритвой, и несущие смерть элементы декораций, и таинственные фигуры, скрывающиеся в тенях. Вообще, театр здесь — это отдельный мир в четырех стенах, огромный и клаустрофобический одновременно, где времена года заменяют постановки, небо и звезды — светильники на потолке, а настоящие эмоции — их гипертрофированное изображение. Перед нашими глазами проходит галерея образов, от работников сцены до актеров, каждый из которых по-своему принес в жертву Мельпомене частичку своей жизни. Муза здесь упоминается неслучайно, ведь конфликт греческой мифологии и современности не раз обыгрывается в романе. Не стоит, однако, готовиться к мрачному и гнетущему ощущению. Автору не изменяет фирменное британское чувство юмора, черное, как сама ночь, но заставляющее улыбнуться, а иногда и хохотать во весь голос.
Главные герои — классический дуэт сыщиков, непохожих друг на друга настолько, насколько это вообще возможно. Артур Брайант — желчный социопат, разум которого бродит воистину неисповедимыми путями. Он неуклюж в отношениях с людьми (противоположного пола особенно), консультируется с ведьмами и медиумами, невообразимо одевается и покуривает запрещенные вещества. Джон Мэй — красавец, спортсмен, человек действия, рационалист и скептик. На протяжении романа они не раз будут ссориться до хрипоты, однако читатель уже знает, что их пикировки в будущем превратятся в ворчание старой семейной пары. А то, что Мэй, даже разменяв восьмой десяток, остается неотразим для женщин, лишь подливает масла в огонь. Динамика их отношений очень сильно напоминает «Шерлока» от BBC, хотя здесь напарники более равноценны, отлично дополняя друг друга.
Резюмируя — очаровательный триллер, пропитанный любовью к ушедшей эпохе театров, в декорациях разбомбленного Лондона, с крайне симпатичными персонажами, мрачными тайнами, жестокими смертями и множеством ехидных отсылок к классике жанра. Если вы такое любите, но по каким-то причинам пропустили первую часть этой многотомной эпопеи — не поленитесь, поищите издание десятилетней давности (или прочитайте в оригинале, благо его достать легче). И пусть никто не уйдет обиженным!
1 pifir 18-07-2018 06:02
Мир двух стариков. Покорность времени противна ихнему чувству человеческого достоинства. Воспоминания и работа- это вторая молодость. Что такое воспоминания? Это сжавшееся в клубок время, дни, слившиеся с ночью.
Англия. Осень 1940 года. Разгар битвы за Британию. Но жизнь продолжается и под бомбежками: для поднятия духа англичан готовится премьера оперы- буфф Жака Оффенбаха “Орфей в аду”...Труппа- кипящий котел из профессиональных амбиций, неурядиц, склок , любовных коллизий. И кто- то открывает личный фронт борьбы в недрах театра…Будто сам театр восстал против спектакля, породив в своем бездонном чреве чудовище, пожирающее причастных. “Когда говорят пушки, музы молчат”. Чудовище крадется по самым темным закоулкам театра, сея смерть и приводя в ужас ее бессмысленностью. Непомерно много смертей для одного театра.
Переплетение мифологии, мистики, сверхъестественных элементов и фантазии - это новый роман “Темный аншлаг” Фаулера, который рекомендую к прочтению. Обещаю, не пожалеете!.