DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

«Человеческая многоножка»: тема нацизма через призму творчества Дитера Лазера

17 февраля исполнилось 80 лет со дня рождения немецкого актера Дитера Лазера. К сожалению, отметить юбилей лицедей уже не сможет — его жизнь завершилась 29 февраля 2020 года. В Рунете информации о нем не так уж много. Лазер не стремился к публичности, вот и о его смерти люди узнали лишь спустя почти полтора месяца.

Краткий экскурс в творчество актера

Дитер Лазер был классическим актером переживания, о чем свидетельствовали его партнеры по съемочной площадке. Лазер предпочитал не выходить из образа даже во время перерывов и как можно меньше общаться с коллегами. Он не изображал, а проживал жизнь своих персонажей, поэтому старался оградить себя от всего, что могло отвлечь его от главной задачи — преподнесения зрителю своего героя, изображения психологического портрета персонажа, со множеством деталей, а не только внешнее раскрытие образа. Лазер был чем-то близок Клаусу Кински, который, по его признанию, уничтожал себя в каждой роли. Однако если Кински был актером необычайной экспрессии, что предопределило приглашение его на роли сильных, неоднозначных личностей, а также всевозможных маньяков и садистов, то Дитер Лазер являлся скорее импрессионистом.

Характеры героев Дитера Лазера не были монолитными, менялись в соответствии с авторским замыслом, актер часто старался уловить как бы случайное движение их душ, оставаясь при этом внешне сдержанным, скупым на эмоции. Даже злодеи в его исполнении выходили немногословными, словно Самурай Алена Делона. Тем не менее в них всегда ощущался душевный надлом, а за маской флегматичности бушевали демоны. Экспрессивную подачу Клауса Кински Лазер заменил некоей отрешенностью. Его злодеи пребывают уже за гранью морали, в них не осталось ничего человеческого, ведь эмоции свойственны тем, в ком горит сердечный огонь хотя бы фанатизма. В персонажах Лазера он давно погас — они подобны марионеткам в руках трансцендентных сил.

Дитер Лазер родился во время войны и, как другой культовый немец Удо Кир, чуть не погиб в детстве, только не под бомбежками, а от туберкулеза. Удо Кир всю жизнь ненавидел нацистов и во время съемок исторической драмы Вернера Херцога «Непобедимый» отказывался надевать нацистскую форму, в результате чего его граф Хельдорф, будущий участник заговора против Гитлера, присутствует в кадре в гражданской одежде. Дитер Лазер также не любил нацистов, но роли нацистских преступников составили важную часть его творческой биографии. Он принял участие в нескольких заметных лентах, посвященных анализу трагического нацистского прошлого, одной из главных тем послевоенного немецкого кино. Это такие работы, как «Разговор со зверем» и «Лесной царь» (оба фильма — 1996), «Наци» (2002 — о современных нацистах). Затрагивается нацистское прошлое и в мини-сериале «Отцы и дети» (1986).

Однако еще больше в творчестве Лазера фильмов, где нацистское прошлое присутствует неявно, отраженно, через намеки и реминисценции. Даже авторы «нового немецкого кино», призванные отразить новую реальность, долгое время не решались прямо обратиться к нацизму, а уж про немецкий мейнстрим и говорить нечего.

Дитер Лазер, как любой талантливый актер тех лет, не мог не играть в фильмах режиссеров «новой немецкой волны». Так, он появился в совместной режиссерской работе Фолькера Шлендорфа и его тогдашней жены Маргарет фон Тротта «Поруганная честь Катарины Блюм» (1975), которая стала одним из первых заметных фильмов в его карьере. В 1990-2000-е гг. Дитер Лазер снялся уже в «сольных» работах Шлендорфа и фон Тротта, созданных после их развода в 1991 году, — «Лесной царь» и «Я другая». Он также появился в программном альманахе постановщиков «новой волны» «Германия осенью» (1978) и в проекте Ганса Гейссендерфера «Стеклянная клетка» (1978), номинированном на «Оскар» как лучший иностранный фильм.

Фильмы Тома Сикса как венец нацистской темы в карьере Дитера Лазера

Широкий зритель, впрочем, узнал Дитера Лазера благодаря Тому Сиксу, чей артхаусный триллер «Человеческая многоножка» в свое время наделал много шума, превзойдя гораздо более откровенные франшизы «Пила» и «Хостел», а также «Сербский фильм». Приглашение Лазера на роль доктора Йозефа Хейтера не было случайным. Том Сикс, несомненно, был осведомлен о ролях Дитера Лазера в кино и на телевидении, видел и один из лучших поздних фильмов Фолькера Шлендорфа «Лесной царь», где Дитер Лазер играл профессора Блэтчена — нацистского ученого, проводящего эксперименты на детях для создания идеальной арийской расы.

Герой Дитера из «Лесного царя» — словно ступенька к страшному образу Йозефа Хейтера, безумного ученого, в прошлом выдающегося хирурга, а теперь отшельника, живущего в большом доме в лесу вместе с собаками. У Хейтера своя лаборатория, где он может проводить операции. Сам Лазер предложил режиссеру назвать своего героя Йозефом, связав тем самым этого персонажа с реальным врачом-убийцей.

Йозеф Менгеле — один из самых жестоких серийных убийц, орудовавший в концентрационном лагере Освенцим. Если вы думаете, что идея соединить людей в конструкции безумна, то вы просто не знаете, что делал доктор Менгеле, получивший прозвище «ангел смерти из Освенцима». К примеру, он пытался искусственно создать сиамских близнецов, сшивая детей. Надо ли говорить, что эти эксперименты приводили к их смерти в страшных муках.

Есть несколько фильмов, где Менгеле представлен как исторический персонаж. Однако больше известны ленты, метафорически изображающие злодейского доктора. Это, например, такие картины, как «Марафонец» и, опять же, «Лесной царь». Сюда же должен быть отнесен и триллер Тома Сикса. Третья часть, которая, несмотря на уверения режиссера, скорее всего появилась на волне коммерческого успеха оригинала, а не была задумана изначально, представляет собой в большей степени треш или самопародию вроде сиквела «Техасской резни бензопилой». Зато первый фильм очень сдержан на насилие и шоковые сцены (насколько это возможно при таком сюжете).

Дитер Лазер очень серьезно, по своему обыкновению, подошел к своему герою. Он, например, раздобыл медицинский халат нацистского врача и не выходил из образа весь период съемок, в результате чего актеры, выбранные на роль жертв, его боялись. Также Лазер предложил трактовать нацизм во фрейдистском духе, что, впрочем, уже делал П. П. Пазолини в своем скандальном шедевре «Сало, или 120 дней Содома». «Сексуальная линия» «…многоножки» будет продолжена Томом Сиксом в сиквеле, очень жестоком и извращенном творении, в противовес оригиналу. Доктор Хейтер, будучи интеллектуалом, конечно, был далек от примитивной похоти следующего маньяка Сикса. Однако он воспринимал многоножку как животное, оттого и держал в клетке, словно собаку.

Для доктора Менгеле, как и вообще для нацистов, пленные не были людьми. Нацисты упивались властью, им явно доставляло удовольствие издеваться над жертвами, а свои садистские фантазии они прикрывали идеологией. Вот и доктор Хейтер в качестве идеологического обоснования соединения человека в конструкцию приводит некий эксперимент, который он проводит. На деле же доктор Хейтер просто пленник своего больного разума. Он как бы стремится обратить эволюцию вспять, превратить человека в животное. Однако человек — это свобода, как справедливо утверждал Жан-Поль Сартр. Смерть — это тоже акт освобождения, что и сделал японец, перерезав себе горло. Девушки же изначально отличались слабой волей, в результате чего лишь убеждали доктора в справедливости его человеконенавистнической философии. Ведь издеваются над тем, кто позволяет над собой издеваться.

«Человеческая многоножка» пусть и снята в Голландии, но тесно связана с немецкой культурой, где тема преступлений нацистов наиболее болезненная. У Дитера Лазера были свои счеты с нацистами — его отец был послан на верную смерть во время войны, потому что имел христианские убеждения. Это лишний раз доказывает, что декларируемая нацистами религиозность была фикцией, прикрытием для их человеконенавистнической философии. Что касается Йозефа Хейтера, главного героя «…многоножки», то он абсолютно аморальный и вообще не производит впечатления человека. Сдержанная манера игры Лазера лучше передала смерть души Хейтера. Осталось лишь безумие в человеческой оболочке.

Как и фильм Андреаса Бетмана «Помогите, я мертва», работа Тома Сикса использует концепцию вечного возвращения Фридриха Ницше. Доктор Хейтер — словно призрак из Освенцима, звавшийся когда-то Менгеле. Настоящий доктор-убийца скрывался от правосудия в Латинской Америке, где и умер своей смертью в 1979 году.

Как уже говорилось, внутренне родственен Хейтеру и другой нацист Лазера, профессор Блэтчен из «Лесного царя». Он такой же безумный маньяк, только разве что еще не утративший обаяние, не ставший живым трупом, как Хейтер. Однако их объединяет жажда власти. Блэтчен также наслаждается выученной беспомощностью своих жертв, реализуя на них свои скрытые сексуальные фантазии. Это и имел в виду Дитер Лазер, рассуждая о нездоровой сексуальности нацизма. Эта идеология привлекала в свои ряды садистов, которые стремились подавить волю своих жертв и после наслаждаться своей властью над ними.

Многие зрители (да и критики) не поняли замысел «Человеческой многоножки» и восприняли ее как нечто запредельное, словно скандальный немецкий андеграунд. Однако в этом видится определенное лицемерие. Сшить рот с анусом кажется чуть ли не преступлением против нравственности, однако зверства (да еще подробно показанные) маньяков из «Пил» и «Хостелов» почему-то никого не возмущают. «Человеческая многоножка» не пропагандирует насилие, а отвращает от него, что и привлекло Дитера Лазера, который в 2000-е гг., в силу возраста, уже нечасто появлялся на экране. Однако ему показалось важным еще раз напомнить об опасности нацистской идеологии, которая, если вспомнить другой фильм с участием Лазера, «Наци», жива и поныне. А. И. Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ» справедливо писал, что только идеология открывает дверь для подлинного садизма, ибо дает возможность человеку оправдывать свои действия высшими целями.

В «Человеческой многоножке» сошлись две линии — палачей и жертв, причем не только в части сюжета. Ведь Нидерланды, родина Тома Сикса, были оккупированы нацистами в 1940 году, а Дитер Лазер, будучи немцем, конечно, испытывал своеобразный комплекс вины за причастность своей страны к военным преступлениям. Том Сикс, начав с реалити-шоу и провокационных комедий, вдруг резко изменил жанр и попытался высказаться на тему немецкого вторжения в мирную жизнь нейтральной страны, а для Дитера Лазера «Человеческая многоножка» стала еще одной, последней и во многом итоговой возможностью осудить нацизм и показать его фрейдистские корни. Не зря же нацисты преследовали главу психоанализа Зигмунда Фрейда и сжигали его книги.

Как уже говорилось, триквел был самопародией, но, тем не менее, предоставил Дитеру Лазеру бонус в виде изображения персонажа уже свободной Америки, который так же, как и нацисты, упивается властью и оправдывает жестокость государственными интересами. Билл Босс — начальник тюрьмы. Он типичный техасец с жестким характером и по должности должен отвечать за исправление осужденных, способствовать их возврату в цивилизованное общество, но на деле он сам преступник — садист, расист, насильник. Этот герой, следуя магистральной линии творчества Лазера, такой же нацист, хотя, вероятно, никогда не был в Германии. Он также использует свое положение, чтобы воплощать свои садистские фантазии, прикрываясь заботой о благополучии общества.

Нацизм, ставший апогеем человеконенавистнической идеологии, пустил свои щупальца далеко за пределы Третьего рейха. Еще Ф. М. Достоевский писал, что «разум подлец, оправдает что угодно». Действительно, идеология дает рациональное обоснование зла. Выходит, что зло уже вовсе не зло, а необходимая ступень к «светлому завтра». И если доктор Хейтер является скорее доведенным до абсолюта образом нациста, то Билл Босс — часть системы, где его безумные идеи о тюрьме, которой будут бояться, снискали одобрение у губернатора, перед которым Билл Босс, как всякий исполнительный винтик, откровенно заискивает.

***

Артхаусный эстонский фильм «Ноябрь» (2017) стал последней актерской работой Дитера Лазера. Там он сыграл вполне положительную роль барона, любящего отца дочери, страдающей лунатизмом, что лишний раз свидетельствует о широте исполнительского мастерства актера. Таким образом, «Человеческая многоножка» стала достойным завершением целой череды образов нацистов в карьере Дитера Лазера. Если для Клауса Кински было важно звериное начало в образах его персонажей, отчего его злодеи всегда полны жизни и буйства шекспировских страстей, то Дитер Лазер трактовал своих преступников как носителей идеологии, тождественной с нацизмом, давшим самую прочную базу для теоретического обоснования откровенного садизма. Он не обманывался на счет победы над нацизмом. Можно запретить нацизм законодательно, но вот уничтожить зло в сердцах человеческих гораздо сложнее.

Нацизм, в соответствии с романом «1984», называл зло добром, и наоборот. Идеология нацизма вновь может вернуться, в соответствии с концепцией Фридриха Ницше, если люди не перестанут оправдывать насилие высшими целями. И в этом смысле между одиноким призраком Третьего рейха доктором Хейтером и Биллом Боссом нет принципиальной разницы. Они оба суть нацисты, только Билл Босс является частью государственной машины, которой пришлась по нутру идея средневековой тюрьмы. А от узаконенных пыток недалеко и до воссоздания концентрационных лагерей.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Eucalypt 20-02-2022 09:05

    Спасибо большое за материал. Великолепный! Немного жаль, что в фокусе, в основном, Многоножка, но, наверное, как некий пик творческой карьеры и столь обсуждаемый фильм. Я Многоножку посмотрел лишь несколько лет спустя выхода, уже зная всё предвзятое отношение. И был ошеломлён. Тем насколько фильм потрясающий: снят, сыгран, действительно, будто а-человеческая роль Лазера. Всё оказалось настолько сильным, что критика фильма мне казалось смехотворной, лицемерной. Будто говорили дураки о пальце, когда палец показывал на небо. Обязательно посмотрю вскоре «Лесного царя». Стыдно признаться, лет 10 тому назад начал его смотреть, но отложил, и помнил, но всё не возвращался. Ещё раз спасибо за такой вдохновенный рассказ.

    Учитываю...