DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Итоги-2023: тайны маленьких городков, ночные кошмары и хтонические чудовища

В 2023 году издатели — First Second Books, AWA Studios, BOOM! Studios, Dark Horse, DC, Marvel, Image Comics, Bubble Comics, Alpaca, «Питер» и даже Archie Comics — подарили нам большое количество комиксов и графических романов в жанре ужасов.

Одни стали дополнением к большой франшизе, вторые оказались абсолютно новыми, в чем-то даже новаторскими, потенциал некоторых был полностью раскрыт за четыре-пять выпусков, а какие-то дали начало целому событию в своей вселенной.

О самых примечательных из них читайте в данной статье.

A Guest In The House («Гость в доме») Эмили Кэрролл попал в 2023 году в списки лучших по версии The New York Times и Национального общественного радио — и не зря, по крайней мере, с визуальной точки зрения комикс получился точно не хуже, чем предыдущая работа Эмили, «Через лес». Контраст между монохромной повседневностью и разноцветной фантасмагорией тут просто потрясает.

Что же до сюжета — есть в нем что-то и от Нила Геймана, и от Стивена Кинга, который был мастером историй о том, как супруг, давний или новоиспеченный, хранит от жены темные тайны (стоит вспомнить хотя бы «Историю Лизи» и «Счастливый брак»), и, разумеется, от «Синей бороды». Сама Кэрролл, впрочем, признавалась, что задумка графического романа возникла у нее после сна о выходящих из океана монстрах, но потом, развиваясь, замысел сильно переменился, и в итоге больше всего на историю повлияли «Насмешка бога» Маргарет Лоренс и «Ребекка» Дафны Дюморье.

Harrower — здесь мы имеем дело с типичной историей о маленьком городке с секретами и молодежи, которая внезапно столкнулась с монстром. Да, каждый в Барлоу, штат Нью-Йорк, слышал о Рассекателе, сущности, еще с пуританских времен хранящей чистоту обитателей города, но все, кому исполнилось хотя бы девять, считают его городской легендой. Поэтому в Барлоу, как и повсюду в мире, юнцы веселятся, планируют вечеринки, ссорятся, мирятся и целуются… Пока чудовище из байки не возникает среди них максимально кровавым образом, и молодежная комедия не перетекает в слэшер.

The Seasons Have Teeth — очень метафоричный комикс. На первый взгляд, он о шествии по земле чудовищ, огромных почти как кайдзю из японского кино… С той лишь разницей, что эти монстры — просто времена года (и зубы у них и правда есть, а еще есть черепа, чем-то напоминающие о традиционных изображениях вендиго): когда наступает новый сезон, в мир является и его физическое воплощение — лето поджигает, зима замораживает, весна душит своей зеленью, а осень заставляет все сохнуть…

Но на самом деле история не совсем об этом. Она — о выборе, который мы совершаем каждый день, и ответах на вопросы: «То, что мы делаем, достаточно?», «Можно ли жить, не имея цели?» и «Каков лучший способ пережить горе?»

Главный герой — фотожурналист, решивший выследить персонификации весны, лета, осени и зимы и запечатлеть их своей камерой. Поэтому он путешествует за ними по всей Европе: выходит из весенней Англии, добирается до чернобыльской зоны отчуждения, оккупированной аватарой осени, и возвращается снова в Англию, теперь уже заснеженную.

Путь, который он проходит, заставляет его примириться с душевной болью, которая в начале истории была безмерной.

10.png

vremena-goda.jpg 26.jpg17.jpg

Hauntology — на эту антологию Джереми Хоуна вдохновила пандемия коронавируса, в особенности страх и тревога, которые испытывали большинство людей, не готовых к затворничеству и постоянному ощущению опасности. Эти же чувства владели тогда и автором, а усмирить беспокойство удалось лишь с помощью творчества. Благодаря этому появился сборник из 28 небольших эпизодов, и пугают из них далеко не все. Так, история «Одной летней ночью» говорит скорее о том, как велики бывают у страха глаза: герой всего лишь вышел прогуляться в темноте и заметил на другой стороне улицы человека в маске жирафа, который тоже увидел его. Вот и весь саспенс. Однако есть в этой книге и вполне себе жуткие вещи: монстры-крабы и монстры-осьминоги за окном в, казалось бы, обычный понедельник, пришедший с подарком чудовищный Санта или нависший над персонажем древний бог Хастур.

Все рассказы сборника, кстати, черно-белые, цвета есть только на обложке, с которой на нас взирает Ктулху в алых солнечных очках и кепочке.

maska-zhirafa.jpg santa.jpg ponedelnik.jpg

Where Monsters Lie

Кайл Старкс, автор «Где скрываются монстры?», обещает, что читатели найдут здесь мэшап «Хижины в лесу» и «Такера и Дейла против зла», но это слишком смелое заявление: комикс все же не настолько смешной. Да и вкрадчиво заданный вопрос из аннотации: «А вы не задумывались, где прячутся в те годы, когда о них ничего не слышно, душегубы из слэшеров: серийный убийца, запертый в теле куклы, или безмозглый неубиваемый монстр?» заставляет недоуменно сощуриться.

Мы ведь прекрасно помним, чем обычно заканчиваются фильмы ужасов: герои думают, что нейтрализовали врага, причем стараются покончить с ним как можно надежнее, и сценаристам сиквелов приходится изворачиваться, сочиняя для монстров пути воскрешения.

Но идея, что монстры в промежутках между своими возвращениями могут находиться в закрытом поселке в глуши, пока их не призовут, выглядит действительно свежей, а Коннор Хейс, переживший трагедию двадцать лет назад, в летнем лагере, но вновь напоровшийся на оживший кошмар, вызывает искреннюю симпатию.

Он становится очередным подтверждением, что правило фильма ужасов: «Пусть ты и победил свое чудовище, оно все равно не оставит тебя в покое», работает до сих пор. Нэнси Томпсон, Лори Строуд и Сидни Прескотт точно удостоили бы его сочувственными обнимашками.

Из интересных представителей жанра, выпущенных DC в 2023 году, можно выделить два названия.

Batman: Gargoyle of Gotham — бесспорно, яркий пример мрачного нуара. Готэм, в котором появился новый злодей Критун, назвавший себя в честь старого мультяшного героя, все больше погружается в сумасшествие, а вместе со своим городом делается безумным и его защитник. Чем темнее город, страдающий от серийного убийцы, тем больше сгущается тьма и в сердце Бэтмена — и в конце концов он решает, что ему необходимо полностью изгнать Брюса Уэйна, стать маской на 24 часа семь дней в неделю… И хотя он, бесспорно, считает, что делает это ради общего блага, читателю очевидно, что происходит все из-за травмы, которую надо лечить, а вовсе ей не потворствовать.

Knight Terrors — а это уже не лимитка, не ваншот, это полноценное масштабное событие во вселенной DC, которое затрагивает линейки практически всех персонажей, включая и героев, и злодеев, ведь кошмары могут присниться всем, а именно они — вотчина нового суперзлодея по имени Бессонница.

И вы только посмотрите, какие у серии чудесные обложки, изображающие монструозные версии! Глядя на Чудо-Женщину, кажется, что она стала воплощением индуистской богини Кали и даже переплюнула ее, в конце концов Кали традиционно сжимает меч только в одной руке. А когда смотришь на местный вариант Красного Колпака, невольно приходит мысль, что художник невольно вдохновлялся концептами Гигера.

1683633427_0.48342000_.jpg1683633428_0.08843900_.jpg1683633428_0.67399600_.jpg1683633429_0.26345600_.jpg1683633434_0.56680900_.jpg

Из марвеловских новинок прошлого года стоит назвать дополнение к сюжетке «Марвел Зомби»: Marvel Zombies: Black, White & Blood. Еще остались персонажи и локации, о которых в серии прежде не говорилось, пусть их и не очень много. Подзаголовок же — лишь способ придать новому онгоингу индивидуальности, чтобы одного взгляда было довольно, чтобы отличить выпуски 2023 года от предыдущих частей.

Авторы не обманули, среди используемых колористом только снежно-белый, траурная чернота, кроваво-красный. Меняется лишь интенсивность, кроме того, эти оттенки смешиваются, так что в историях встречается еще и вся палитра серого.

Герои, появляющиеся в выпусках, тоже весьма разнообразны: Блэйд бьется с ордой зомби-Мстителей среди снегов, Шанна Дьяволица сталкивается с немертвыми динозаврами (название эпизода о ней остроумно отсылает к первому фильму трилогии Cornetto Эдгара Райта), Питер Паркер лишается всякой надежды, а Каратель оказывает нежити-Сорвиголове милость… как он ее понимает.

Отечественные издательства тоже представили подходящие нам по жанру рисованные истории. У «Альпаки» в серии «Древние комиксы» вышли «Зло Франкенштейна» (история в этом комиксе завязывается в тот момент, где обрывается повествование Мэри Шелли) и «Кошмар» (сборник соединил несколько жутких рассказов, выпущенных издательством SKYWALD еще в начале 70-х годов: они были нацелены на взрослую аудиторию, потому не подвергались цензуре, и вот теперь дошли, наконец, до русскоязычных читателей официально).

Bubble порадовал своим выпуском на Хеллоуин: абсолютно неканонным, но этим и прекрасным. Если бы не он, где еще мы прочли бы о том, как Лера Макарова из «Чумного доктора» делится воспоминаниями о своей детской встрече со Слендерменом, а Вор теней, задремавший за просмотром «Ночи живых мертвецов», оказывается втянутым в тыкву… и случайно указывает злодею путь в наше измерение?

А у «Питера» вышел графический роман «Кромвель Стоун», не имеющий отношения к вселенной Лавкрафта по факту, но чуть менее чем полностью пронизанный лавкрафтианским духом: тут вам и поиски ключа от Вселенной, и жертвоприношения непостижимым существам, по сравнению с которыми человечество ничтожно и не может ждать от них милости, ведь доброта придумана людьми, и открывающая первый том цитата Говарда Филипса о страхе…

Визуально же работа немецкого художника Андреаса Мартенса безупречна и в плане линий, и в плане штриховки. Больше всего трилогия о Кромвеле напоминает сборник гравюр, и Мартенс во всю мощь использует свой талант графика, то уходя в «невозможную архитектуру» в стиле Маурица Эшера, то приближаясь к иллюстрациям к «Божественной комедии».

Было в 2023-м и много других любопытных тайтлов, среди которых Ribbon Queen — новая работа Гарта Энниса, Rumpus Room — социальная сатира Марка Рассела, Betwixt — японо-американская антология, но рассказать о каждом просто невозможно, слишком уж их много…

Ярким явлением в комиксной жизни ушедшего года были также сюжет о Бетти Купер из Ривердейла, которую преследует маньяк (и в нем нет ничего удивительного, Archie Comics еще с октября 2013-го время от времени радуют читателей хоррор-линейками то о зомби-апокалипсисе, то о демонах, вот и пришла очередь Бетти побыть последней девушкой), а еще Phantom Road, классическая роад-стори о дальнобойщике Доме и несостоявшейся невесте Берди (Беверли), неожиданно попавших в мир, где пейзаж за ветровым стеклом пустынен (разнообразие вносят лишь странные твари, голые и человекоподобные), и получивших задание доставить груз на Голгофу — «ту, в честь которой была названа Голгофа из Библии».

Впрочем, о нем мы часто упоминали в рубрике «Ежемесячный горн» за год, к примеру, вот тут.

Будем надеяться, в 2024-м шикарных историй в картинках будет не меньше. Как минимум ожидаем марвеловскую «Кровавую охоту», вампирскую линейку, и новинки от Dark Horse: первым заявлен сборник ужасов Shook! A Black Horror Anthology, который должен выйти уже 31 января.

А что добавится к списку позднее — увидим.

Еще не вечер, год только начался.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Арчи 23-01-2024 22:46

    Какая отличная подборка комиксных историй! Прямо глаза разбегаются! *______* Спасибо за рекомендации и обзор!

    Учитываю...