Advertisement

DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Кроваво-красное веселье господина Вана

Злое / Malignant

США, 2021

Жанр: ужасы

Режиссер: Джеймс Ван

Сценарист: Акела Купер

В главных ролях: Аннабель Уоллис, Джордж Янг

Похожие фильмы:

«Злое» – авторский фильм. Понравится он вам или нет, определить так же просто, как не перепутать мужской и женский туалеты. Достаточно ответить на вопрос, нравятся ли вам фильмы Джеймса Вана. Явно одно – сам режиссер получил колоссальное удовольствие, ставя новый фильм. Ван этого и не скрывал, рассказывая в интервью, что всегда мечтал снять именно такое кино. С одной стороны, заимствованные элементы развлекли кинокритиков игрой в угадайку – больше всего из фильмов Ардженто.

С другой, «Злое» не выглядит полноценным оммажем итальянской киноклассике. Своим генетическим кодом фильм ближе к зрелищным блокбастерам типа «Форсажа» и «Аквамена», которые, как можно было увидеть, тоже получаются у постановщика. Если встать на шаткий путь сравнений: «Злое» – вдохновенный вездеход, который ребенок собрал из разрозненных наборов конструктора. Не важно, что пошло в ход, пиратский остров или замок принцессы. Главное – получившийся монстр-трак весело едет по ковру детской, подминая под колеса желтых человечков и фрагменты «Duplo» младшей сестренки.

Агрессивный и страстный монтаж – отличительная черта «Злого». Кровавая расправа над персоналом закрытой лечебницы, будто из аниме «Эльфийская песня», органично сменяется ленивым переходом «двадцать лет спустя». Теперь нам рассказывают историю про домашнее насилие, будто бы не связанную с основным повествованием. Внимательный зритель отметит мастерски исполненные титры – умение, приобретенное Ваном и Ко на сериале «Пила». Титры на самом деле повествуют об опущенной предыстории. Для тех же, кто не придаст им значения, будто по учебнику киномастерства все будет повторено ближе к финалу.

Работа с кадром в «Злом» чуть ли не самая упоенная из тех, что встречались в фильмах Вана. Самые впечатляющие, конечно, сцены тающей реальности – одна локация, будто выстроенная изо льда, смывается «кипятком» другой. Так кудесники компьютерной анимации изобразили перемещение героини в сознание антагониста. Зато пролет через дом – классическая съемка сверху, обнажающая перекрытия декорации, выстроенной в павильоне. Так и представляешь Вана, исполненного детским восторгом, бегающего по съемочной площадке с объективом.

Если подходить к «Злому» серьезно, фильм может разочаровать. Слишком много в нем клише, которые лишены живительной иронии. Например, классический «киногрех»: злодей укладывает батальоны подготовленных соперников, но пасует перед центральными персонажами, ничем не убедившими зрителя в своей исключительности. «Злое» с серьезной интонацией могло быть снято в 70-х или 80-х: манера съемки, особенности кинопленки, традиция постановки и прочие временные атрибуты сделали бы его культовой классикой вроде «Маньяка» или «Черного рождества». Парадоксальная слабость «Злого» в том, что он слишком хорошо снят технически.

Да и актерская игра здесь посредственная. Многие персонажи выглядят взятыми из готовых наборов фотобанка: дистиллированные заготовки с «глянцевой» цветокоррекцией. Хоть в полнометражное кино вставляй, хоть в рекламу недвижимости. «Влюбленная стажерка», «циничный коп», «девушка-блондинка». Банда проституток из камеры полицейского участка выглядит не колоритно, на что намекает работа костюмера, а будто компашка тетушек, сбежавших с тематической вечеринки «Шлюшки и диско», которую могли бы устроить персонажи «Дневника Бриджит Джонс».

Но! Важно держать в уме, что такая нарочитая посредственность, судя по всему, избрана Ваном намеренно. Если в послужном списке актеров есть роли, сыгранные сильнее, то восхищают усилия, которые они приложили, чтобы играть плохо. Иначе – впечатляет мастерский кастинг.

Джеймс Ван, малазиец, выросший в Австралии и снимающий фильмы в США, — идеальный сын голливудского целлулоида. Его фильмы – кинематограф развлечений, который хорошо смотрят в любой точке планеты. У него не разглядишь специфической генеалогии (пусть он и признавался, что воспитан на австралийском эксплуатационном кино). Декорации в «Заклятии» не скажут вам много о месте действия, будет в кадре США или Англия. Но в этой стилистической аморфности, возможно, кроется одна из составляющих успеха Вана. На его счету сразу несколько сверхуспешных хоррор-франшиз и, с виду легкое, участие во франшизах чужих. Он по праву заслужил место в истории кинематографа плечом к плечу с Карпентером и Крейвеном.

«Злое» напоминает несуществующий фильм, который смотрят персонажи хорошего фильма. Что-то вроде полнометражной версии «Ангелов с грязными душами» из «Один дома». Чтобы получить максимум удовольствия, поддайтесь обаянию его guilty pleasure. «Злое» – идеальный «фильм под пивко», который необходимо укомплектовать компанией гогочущих друзей (жаль, что таких не выдают в кинотеатральной кассе за дополнительную плату). Будете смотреть дома – запланируйте вечернику. Отправитесь в кинотеатр — совершите главное преступление против киноискусства: закупитесь попкорном и газировкой!

Комментариев: 10 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Сэрж 20-09-2021 12:12

    Забавный фильм. Скорее весёлый, чем жуткий.

    Учитываю...
    • 2 1010011010 20-09-2021 12:32

      Сэрж, именно! Поэтому и название рецензии такое )

      Учитываю...
  • 3 Po3T 20-09-2021 00:49

    «Злое» напоминает несуществующий фильм, который смотрят персонажи хорошего фильма. Что-то вроде полнометражной версии «Ангелов с грязными душами» из «Один дома».

    А вот от этого сравнения автору безо всякого сарказма хочется поаплодировать. Очень толковая формулировка.

    Учитываю...
  • 4 Po3T 20-09-2021 00:45

    Самые впечатляющие, конечно, сцены тающей реальности – одна локация, будто выстроенная изо льда, смывается «кипятком» другой.

    Или дешевая калька с Сайлент Хилла...

    Учитываю...
    • 5 Eucalypt 20-09-2021 08:55

      Po3T, вы про Shattered Memories, наверное? Ну, я не был бы так невежлив, говорят, что «дешёвая калька». Тогда уж и сам СХ — калька с «Лестницы Иакова». Повторюсь, этот фильм будто собран из уже готовых частей, которые были в других хоррорах, но это не грабёж, а именно сознательное заимствования, будто создание собственной коллекции марок.

      Учитываю...
  • 6 Po3T 20-09-2021 00:43

    А ещё автор злоупотребляем окончаниями в тексте. Средний род в названии позволяет домысливать, чрезмерный акцент на склонениях - своеобразный спойлер. Можно ж было вполне обойтись, вставляя ремарки типа "фильм", "кино" и прочее.

    Учитываю...
    • 7 Po3T 20-09-2021 00:44

      Po3T, Работа с кадром в «Злом» чуть ли не самая упоенная из тех, что встречались в фильмах Вана.

      Как пример: Работа с кадром в фильме - чуть ли не самая упоенная из тех, что встречались в карьере Вана.

      Учитываю...
    • 8 Eucalypt 20-09-2021 08:56

      Po3T, да, наверное можно ) Вообще, конечно, правильное название фильма «Злокачественный(ое)», что имеет смысл в котексте истории. Но, увы, перевели так, будто это продолжение серии анталогий V/H/S.

      Учитываю...
  • 9 Po3T 20-09-2021 00:38

    «Злое» – авторский фильм. Понравится он вам или нет, определить так же просто, как не перепутать мужской и женский туалеты. Достаточно ответить на вопрос, нравятся ли вам фильмы Джеймса Вана.

    Категорически несогласен с данным выводом. По мере просмотра лично у меня складывалось мнение, что "Злое" - как раз наименее вановский ужастик (Форсаж и Аквамен в расчет не берем).

    Учитываю...
    • 10 Eucalypt 20-09-2021 09:00

      Po3T, вот в том-то и дело, что, да, абсолютно авторский. Если в других фильмах этот элемент "авторства" почти стёрт, в целом, но есть яркие и узнаваемые приёмы, то тут — он по всем методам построения, по коллекции приёмов, по интонации, настроению, по обращению к любимым образцам, вот по сумме всего этого — очень авторский. И это очень интересно, потому, что в подобном массовом кинематографе такое редко встретишь.

      Учитываю...