DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Милиционер против призрака

Прикосновение

Россия, 1992

Жанр: ужасы, мистика, драма

Режиссер: Альберт С. Мкртчян

Сценарий: Андрей Горюнов

В ролях: Александр Зуев, Николай Аверюшкин, Марьяна Полтева

Похожие фильмы:

  • «Семья вурдалаков» (1990)
  • «Упырь» (1997)
  • «Стригой» (2009)

Российский кинематограф 90-х – явление во многом уникальное и чрезвычайно любопытное. Все то, что раньше было нельзя, стало вдруг можно, и многие «творцы» отнеслись к этому самым примитивным способом: завалили неискушенного зрителя чернухой и вожделенной обнаженкой. Другие принялись препарировать новое время скальпелем творчества, обличая его пороки и выискивая достоинства. А третьи с энтузиазмом взялись за исследование территорий, доселе неизведанных. Получалось не всегда качественно, поэтому многие и по сей день считают, что фильмы той смутной эпохи – это куча чего-то не слишком осмысленного, и, за редкими исключениями, не воспринимают этот период всерьез.

А ведь если копнуть чуть глубже, можно найти по-настоящему чудесные картины тех лет. Это и незаслуженно забытые первые сезоны «Улиц разбитых фонарей», создатели которых, сами того толком не понимая, сняли самый настоящий нуар, мрачный, тягучий, насквозь российский. И абсурдные, но во многом пугающе провидческие «Бакенбарды» о шайке экстремистов-пушкинистов. И, разумеется, мистическая драма «Прикосновение», о которой пойдет речь сегодня.

Сюжет картины таков: двух женщин терроризирует, доводя до самоубийства, призрак их отца. Когда с одной из них он выполняет задуманное, в дело вступает бравый милиционер Андрей Крутицкий, который пытается разобраться, кто и зачем мог заставить обычную, в общем-то, женщину жестоко убить своего ребенка, а потом покончить с собой. Сперва подозрение падает на выжившую сестру покойной, но вскоре представитель закона сам сталкивается с духом отца семейства и понимает, что это дело выходит далеко за рамки банальной уголовщины.

Подается история вполне неплохо. Саспенс нагнетается неторопливо, причем режиссер до последнего тянет, не давая зрителю понять, с чем же герой имеет дело: чьими-то хитрыми кознями или настоящей паранормальщиной. Персонажи не поражают харизмой (кроме, разве что, друга и коллеги главного героя, да собаки Смога), но раскрыты они неплохо, а те, что не раскрыты, легко вписываются в до сих пор не изжитые постсоветские типажи: любопытная старуха-соседка, странноватый мужичок-инженер, циничный судмедэксперт… Словом, в существование таких людей легко поверить, а те черты их характера, которые не показали на экране, легко можно додумать самостоятельно.

Стоит особенно отметить, что создатели ленты не поддались общему настроению, господствовавшему тогда в нашем кинематографе, и показали милиционеров хоть и не рыцарями в сверкающих доспехах, но и не деградантами-алкоголиками.

Стоит ли серьезно придираться к минусам технического исполнения, приняв во внимание, о фильме какой эпохи идет речь? При желании, конечно, можно, но только смысла в этом немного. Бюджет ленты достоверно не известен, но по одной лишь картинке можно сказать, что снимали его явно не на дорогую пленку. То же касается и спецэффектов, которые, безусловно, есть, но… порой во время просмотра закрадывалась мысль, что лучше бы режиссер обошелся без них. Парадоксально, но в данном случае элементарные приемы, вроде демонстрации хлопающих самих по себе форточек или мучительно медленных приближений камеры к фотографии покойного, виновного во многих смертях, работают куда лучше, чем сцена с комбинированным съемками и «призраком» в кадре.

А вот за что можно действительно слегка пожурить создателей «Прикосновения», так это порой наивный до глупости сюжет и игра актеров. Не то чтобы лицедеи вовсе не старались в кадре, но почему-то при просмотре возникает чувство, что это не основная их работа, а так, халтура ради денег. Вроде бы, играть откровенно плохо совесть не позволяет, но и особо напрягаться ни желания, ни повода нет.

В целом же, подводя черту, хочется однозначно порекомендовать «Прикосновение» к просмотру всем любителям хоррора и драматичных мистических историй, а особенно тем, кто любит заявлять, что в России никогда не снимали качественных ужасов. Снимали, вот же он, атмосферный и самобытный ужастик! Неидеальный, дешевый и «кривоватый», но не лишенный нескольких весьма удачных находок (чего только стоит сцена общения Андрея с призраком через вокзальные громкоговорители). Потенциал такого рода кино, к сожалению, так и не был реализован в нужный момент, но «Прикосновение» хотя бы ясно показывает, что он был. А значит, не так все и плохо в отечественном кинохорроре.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 s. 24-07-2019 08:24

    Впервые его посмотрел году в 95ом, и показалось, что фильм снят не без влияния итальянского хоррора - такой же тягучий и иррациональный. Почему-то возникала ассоциация с фильмом "Зедер" Пупи Авати.

    Учитываю...
    • 2 Лисицкий 25-07-2019 15:20

      s., мне кажется, что это отсутствие опыта в жанре сказывалось, просто не смогли с ходу верный темп взятьsmile Хотя как знать, может, и правда, итальянское влияние.

      Учитываю...