География Лавкрафта. (2023)
Автор: Говард Филлипс Лавкрафт
Художник: Энрике Алькатена
Жанр: артбук
Издательство: Азбука
Год издания: 2022 (в оригинале — 1995)
Похожие произведения:
«Бестиарий», с иллюстрациями Энрике Алкатены (2013)
«Миры Говарда Филлипса Лавкрафта. Артефакты и легендарные земли» (2021)
Творчество Говарда Филлипса Лавкрафта, как известно, богато выдающимися образами. И хотя сам автор нередко называл их неописуемыми, бесчисленные художники современности снова и снова пытаются представить их и явить нам, жаждущим культистам, свой взгляд.
В числе наиболее заметных среди таких мастеров кисти — аргентинец Энрике Алькатена, который ведет творческую карьеру с далеких 1970-х и за это время сотрудничал с крупнейшими мировыми комикс-издательствами. Истинный ценитель Мифов Ктулху, в 2013 году он уже выпускал «Бестиарий» со своими иллюстрациями кощунственных божеств и отвратительных тварей из произведений классика, а в 2019-м свет увидело логическое продолжение этого альбома — «География Лавкрафта». В центр внимания последней попали самые знаковые места богомерзких действий. На исходе 2022-го эта книга впервые была издана на русском языке, посему о ней здесь и пойдет речь.
Концепция альбома довольно любопытна. Он составлен таким образом, чтобы иллюстрации перемежались с соответствующими им отрывками из рассказов. Причем каждое произведение представлено в двух частях — то есть на каждое приходится по два арта с двумя отрывками. Первая часть называется «Пейзаж», здесь локация показана в своем будничном виде, когда древнее зло, что в ней таится, еще спит. А вот вторая — «Видение», где оно уже пробудилось и леденящие кровь события запечатлены в самом драматическом моменте.
Возьмем для примера наиболее известный рассказ, «Зов Ктулху», чтобы лучше передать суть. В пейзажной части описывается каменный акрополь в океане, на который, еще не ведая о поджидающем ужасе, только что высадилась команда «Алерта» во главе с Йохансеном. Иллюстрация являет таинственные, жутковатые, но еще не сеющие смерть и безумие монолиты. Их неясная зеленая поверхность указывает на многовековое пребывание под водой, а замысловатая текстура говорит о неестественном, даже внеземном происхождении. Но настоящее потрясение наступает в «Видении»: здесь мы оказываемся посреди самой напряженной сцены рассказа, в его апогее. Великий Ктулху выбрался из своей подводной тюрьмы и явил тентаклистый лик опрометчиво подступившим к нему морякам. На иллюстрации мы видим его во всей красе — могучий и древний, как сами звезды, одной своей внешностью он дает понять, что сокрушить людскую расу для него — раз чихнуть. Обреченные моряки перед ним в нижней части картины, мелкие и ничтожные, буквально в эту секунду осознают свою участь и моментально сходят с ума.
Подобным образом в книге представлено тринадцать произведений. Примечательно, что наряду с локациями из широко известных работ вроде церкви на Федерал-хилл из «Обитающего во мраке» и вермонтских лесов из «Шепчущего во тьме» здесь можно встретить и места куда менее расхожие — например, улицу д’Осейль из «Музыки Эриха Цанна», старое кладбище из «Показаний Рэндольфа Картера» и древний замок из «Изгоя».
Из самой идеи «Географии Лавкрафта» следует, что книга не годится для неофитов, которым лишь предстоит в полной мере прикоснуться к Мифам Ктулху. Ведь по фрагментам произведений, пусть даже ярким и содержательным, но вырванным из контекста, составить мнение о самих рассказах не то что невозможно — велик риск просто нахвататься спойлеров и испортить себе впечатление от грядущих прочтений.
Артбук рассчитан на бывалых культистов, которые уже все прочитали и теперь жаждут новых эстетических и визуальных впечатлений. Тех, кому не терпится увидеть все знакомое и любимое в новых красках. Такие читатели смогут по достоинству оценить и оригинальную концепцию альбома, и великолепные иллюстрации Энрике Алькатены. Поэтому если вы принадлежите к их числу — то это путешествие для вас.
Комментариев: 0 RSS