DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Нестрашное. Странное

Ноктуарий. Театр гротеска / Noctuary. Teatro Grottesco (авторский сборник)

Автор: Томас Лиготти

Жанр: вирд, хоррор

Издательство: АСТ

Серия: Мастера ужасов

Год: 2019

Перевод: Н. Кудрявцев, Г. Шокин, Н. Иванов

Похожие произведения:

  • проза Франца Кафки
  • проза Леонида Андреева
  • фильмы Дэвида Линча
  • Позвольте, это ведь журнал о жанре ужасов, в конце-то концов. Но заголовок рецензии гласит: «нестрашное». Вы явно не такого ожидали. Тем более носится молва, что Томас Лиготти — особый сорт страха. Но каком страхе можно говорить, например, в замечательном рассказе «Градоначальник», в котором город приходит в запустение из-за деградации администрации? Полноте, это даже не сатира, а злой, но точный портрет того, что мы видим за окном. Зайти на любимый DARKER и получить рассказ о чем-то непугающем — это как-то… неправильно. Неуютно. Нарушен некий порядок, хотя с виду все нормально.

    Успокойтесь. Отдохните. Сделайте перерыв.

    Вам, кстати, не кажется, что некоторые буквы этой рецензии набраны другой гарнитурой? Наверное, показалось. Или… Нет, показалось. Да и темная черта внизу экрана, на стыке с рамкой монитора — не слишком ли она сегодня темная? Как будто щель, через которую сквозит ледяным воздухом. А что до вашей обуви — вы заметили, что в последние дни она стала чуть менее удобной, точно один ботинок уменьшился на миллиметр-другой? Просто показалось. Или нет.

    Неправильно. Произнесите это слово по слогам, прокатите по нёбу. Задумайтесь. Научитесь замечать вокруг себя привычный ход вещей, отлаженный, как шестеренки в часовом механизме. А затем, усилием мысли, искривите его. Чуть-чуть. Достаточно маленькой ненормальности: вывеска магазина, мимо которого вы проходите каждый день, изменилась на безумный лозунг; город наводнили неизвестно откуда взявшиеся туристы; ежегодно в ночь Хэллоуина к вашей двери подходят одни и те же нестареющие дети.

    Ужас порождает не то, что изменилось, а, наоборот, то, что идет своим чередом и будто не замечает странного. Вот он — особый метод Томаса Лиготти. Мы уже рассказывали о предыдущем двойном сборнике «Тератограф. Песни мертвого провидца», чтобы достаточно познакомить вас с мрачным американским творцом. Одними из первых публиковали на страницах DARKER его русские переводы. Мы единственные, кто пообщался с ним для русскоязычного интервью. Кажется, наш постоянный читатель готов к новой встрече с обителью иррационального страха. Но если вы ждёте лишь странные безымянные города (о да, их тут в избытке) и безымянных людей-кукол (их тут поменьше, но куда Лиготти без любимого образа марионеток), то «Ноктуарий. Театр гротеска» сумеет вас удивить.

    Новый сборник приятно отличается от предыдущего большим разнообразием сюжетов, стилей изложения и форм. Здесь есть место как вполне осязаемым монстрам, так и ужасу абстрактному, абсурдистскому. Пожалуй, квинтэссенцией всех тем Лиготти выступает рассказ «Мои доводы в пользу возмездия», в котором читателю щедро предлагают на выбор: бояться отвратительных существ, человеческого безумия или монотонного и бесцельного офисного рабства. А в уже признанном шедевре «Ангел миссис Ринальди» образы кошмара возведены в ранг сюрреалистической поэзии.

    Если предыдущий сборник благосклонно знакомил читателя со стилем Лиготти, но все же утомлял однообразием, то «Ноктуарий. Театр гротеска» радует разнообразием. Например, за блоком рассказов тяжелых и объемных идет блок «Тетрадь ночи» — сборник коротких зарисовок, в которых автор будто делится полуфабрикатами творческой кухни. Вот только концентрация образов и тем в них такая насыщенная, что каждый трех-четырехстраничный коротыш мог бы быть растянут на целый роман. Три странички рассказа «Новые лица города» в воображении разрастаются до целой страны ужаса. (Кстати, многим он напомнит о «Невидимых городах» Итало Кальвино.) Того меньший «Кукловод» проливается за шиворот холодным потоком сомнений в здравости собственного рассудка.

    Страх в произведениях Лиготти достигается особенной формулой странного. Словно перед вами математическое уравнение, ответом на которое является запах. Или вы, подобно герою-философу из «Медузы», выясняете, что чистое философское понятие обретает плоть. Как приветствует нас сам писатель в предисловии: «Ради возвращения [чувства странного] в современную, беспредельно жуткую и без подобных надстроек жизнь, нужно пробудиться для странного так же, как человек пробуждается в вечном аду своей короткой истории […] Теперь, даже без очков он действительно может видеть».

    Знаете, если существует такой охотничий зал, где головы мастеров ужасов развешаны по стенам, как трофеи, то широко распахнутая пасть Томаса Лиготти — портал, через который вы в него входите. И челюсти смыкаются позади вас, погружая в непроглядную тьму.

    Комментариев: 5 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)

    • 1 Сэрж 20-06-2020 13:22

      Спасибо, книжка в очереди на прочтение.

      Учитываю...
      • 2 Denver_inc 21-06-2020 22:45

        Сэрж,

        Соглашусь, тоже захотелось почитать...

        Учитываю...
        • 3 Eucalypt 22-06-2020 15:50

          Denver_inc, кстати, почитать Лиготти можно прямо у нас. Ткните по тегу. Есть и интервью с ним, и эссе от Дэвида Тибета, и пара рассказов Лиготти, например

          Учитываю...
        • 4 Eucalypt 22-06-2020 15:50

          Denver_inc, например //darkermagazine.ru/page/son-manekena

          Учитываю...
      • 5 Eucalypt 22-06-2020 15:48

        Сэрж, пожалуйста. От себя рекомендую не стараться всю разом "проглотить". И приятно, что в этих сборниках точно можно найти что-либо по душе.

        Учитываю...