КЛАССИЧЕСКИЕ УЖАСЫ — 7
Вампир. Английская готика. XIX век (антология)
Составитель: не известен
Жанр: ужасы, мистика, истории о привидениях
Издательство: АСТ, Terra Fantastica
Серия: Классика литературы ужасов
Год издания: 2002
Похожие произведения:
антологии британских рассказов о привидениях
«Это — английская готика XIX века.
То, с чего началась «чёрная проза» какова она есть — во всех ее возможных видах и направлениях, от классического «хоррора» — до изысканного «вампирского декаданса». От эстетской «чёрной школы» 20-х — 30-х гг. — до увлекательной «чёрной комедии» 90-х гг.»
С этими словами, приведёнными в аннотации к антологии «Вампир», сложно не согласиться. Книга вместила многие произведения, ставшие каноническими, породившие много подражаний и собравшие сотни восхищённых отзывов. И действительно, «готика» XIX века родом с Туманного Альбиона стала базой и нерушимой основой современной литературы ужасов, в первую очередь, конечно, англоязычной.
Но подборка «Вампир» открывается произведением, изданным впервые даже в конце XVIII века, — причём написано оно было в 1782 году на французском языке. В английском переводе Сэмюэла Хенли «Ватек» издан в 1786 году. Уильям Бекфорд, по его собственному признанию, создал эту волшебную сказку всего за один день и две ночи. Повесть представляет собой жизнеописание девятого аббасидского халифа — во всяком случае, таким образом было оформлено первое её издание.
«Ватек» — это сказка, вдохновлённая историями «Тысячи и одной ночи». Восточный колорит передан автором очень старательно и живописно — в той мере, насколько хорошо он вообще мог его передать. Именно этой красотой слога, пленящим ритмом повествования и отличается произведение. Впрочем, не стоит забывать и о сюжетной канве — в «Ватеке» достаточно неприглядных эпизодов, которые сейчас кажутся достаточно «мягкими», но во времена, когда повесть была написана, наверняка производили на читателя несравненно большее впечатление.
В книге целый корпус текстов иллюстрирует такой поджанр литературы ужасов как «истории с привидениями». Это и «Комната с гобеленами, или Дама в старинном платье» Вальтера Скотта, и «Привидения и жертвы» Эдварда Булвер-Литтона, и «Кентервильское привидение» Оскара Уайльда. Первое из этих произведений — классический рассказ о призраках, можно сказать, образцовый, ставший впоследствии предметом для подражания. История незатейлива: рассказчик ночует в доме своего старого приятеля, как раз в той комнате, где, по слухам, водится привидение. Как и следует ожидать, его ждёт ночь кошмара...
Эдвард Булвер-Литтон подошёл к вопросу фантомов с материалистической точки зрения. Его герой намеренно ищет встречи со сверхъестественными явлениями. С его точки зрения, все подобные истории имеют рациональное объяснение. И вот он соглашается посетить очередной дом с привидениями, ещё не ожидая, что его там ждёт... А вот Оскар Уайльд в своём знаменитом «Кентервильском привидении» смотрит на всю эту привиденческую суету с мягкой улыбкой. Его рассказ — вовсе не классическая «история с призраком», это скорее доброе повествование с главными героями — фантомом, над которым тяготеет проклятие, и девочкой, от этого бремени его освобождающей. Это Оскар Уайльд — что тут ещё сказать?..
Знаменитый вечер под Женевой нашёл отражение в антологии. Здесь имеются все три произведения, написанные лордом Байроном и его друзьями по итогам той памятной встречи. Рассказы самого Байрона и доктора Полидори называются «Вампир» и располагаются один за другим. Знамениты они тем, что эта история (по сути, одна и та же) — первые «вампирские» литературные произведения, где кровососы выведены в том виде, который позднее стал классическим. Благородные аристократы, таинственные и чарующие. К сожалению, только Джон Полидори довёл своё творение до логического финала.
Но лучшим «женевским» произведением в итоге стали не работы мужчин, а роман, написанный женщиной, — знаменитый «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли. История о гениальном учёном и созданном им монстре, пожалуй, и не нуждается в очередном упоминании — уж сколько было написано, снято и даже спето об этом! Несмотря на огромное количество подражаний, дополнений и пародий, первоисточник Мэри Шелли всё так же требует к себе внимания.
После романа о Франкенштейне идёт... отрывок из романа. Произведение Уильяма Эйнсворта называлось «Ланкаширские ведьмы», ну, а в подборку «Вампир» уместилась одна глава — «Невеста призрака». В общем-то, заглавие рассказа уже раскрывает главную его интригу. Однако само повествование от этого не страдает: оно по-настоящему мрачное, наполненное тягостными видениями и жуткими призраками.
Подобно антологии, посвящённой американской «готике» XX века «Чёрный человек», в «Вампире» также нашлось место нехудожественной прозе. Эссе Чарльза Лэма «Ведьмы и другие ночные страхи» обращается к природе ужаса и одному из его источников — ведьмовству. Но колдуньям в «Вампире» посвящён не один текст. Рассказ Джорджа Мура «Проклятие Джулии Кэхил» также касается этого вопроса.
За ним следует ещё одно крупное произведение антологии — повесть Джозефа Шеридана Ле Фаню «Комната в отеле «Летящий дракон». По сути дела, это даже не хоррор, хотя мистика в произведении есть. Это детектив, повествующий о том, как путешествие некоего англичанина по Франции обернулось довольно опасными приключениями с разоблачением преступников в итоге.
И наконец — ещё один классический кошмар. «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», подобно «Франкенштейну», стала точкой отсчёта целого направления в «тёмном» жанре. В историях о раздвоении личности, о психологических расстройствах зачастую просматривается влияние повести Роберта Льюиса Стивенсона.
«Вампир», посвящённый английской готике прошлого века, получился весьма внушительным. Здесь собраны классические романы, повести и рассказы, ставшие маяками жанра. Не обойдены вниманием и менее известные произведения, хорошо иллюстрирующие, однако, литературный процесс того времени и зарождение англо-американского хоррора.
Комментариев: 0 RSS