Дан приказ умереть! / 総員玉砕せよ!
Сценарист: Сигэру Мидзуки
Художник: Сигэру Мидзуки
Жанр: ужасы войны, автобиографическая манга
Издательство: Alt Graph
Год издания: 2018 (в оригинале — 1973)
Переводчик: Екатерина Рябова
Похожие произведения:
За довольно короткий срок на русском языке вышли две работы знаменитого японского мангаки Сигэру Мидзуки: «Бабушка Ноннон» и «Дан приказ умереть!». Обе манги представляют собой полуавтобиографическое повествование, в основу которого легли настоящие события из жизни автора. И если «Бабушка Ноннон» — довольно-таки светлая и забавная история, хотя и не без драматических моментов, то «Дан приказ умереть!» выглядит совершенно иначе. Оно и понятно: события «Бабушки...» приходятся на босоногое детство Мидзуки, в то время как другая манга рассказывает о Второй мировой войне и участии в ней Японии.
Итак, один из островов в Тихом океане, 1944 год. Аванпост японских войск ожидает прибытия врага (никак иначе, кроме как «враг», неприятель ни разу за всю мангу не назван). За их спинами, в относительной безопасности — основные силы. Поначалу, пока ещё врага не видно и не слышно, Мидзуки рисует нам картины повседневности аванпоста. Здесь есть место воспоминаниям о мирной жизни, нечастым и простым радостям (в числе прочего — даже утехам с проститутками), каким-то забавным ситуациям. Солдаты с самого начала не слишком-то понимают, почему командование отдало им приказ остаться на этом острове неподалёку от Новой Гвинеи. Что здесь такого ценного и важного, что следует защищать? Но пока обыденные заботы владеют умами солдат, им нет особого резона задумываться об этих вопросах.
Рисунок художника весьма оригинален. Свойственный Мидзуки стиль узнаётся сразу с первых кадров: угловатые лица, фигуры, с фотографической чёткостью запечатлённые фоны. Можно сказать, такой рисунок схож с несерьёзными работами французских комиксистов, и поначалу — примерно первую треть книги — будто действительно читаешь какую-то забавную историю (хотя уже и с самого начала случаются смерти — от южных инфекционных болезней или по глупости), но потом настроение манги постепенно меняется.
Время идёт, враг подбирается ближе, и скоро лениво текущая жизнь превращается в кошмар. Когда бомбардировки становятся регулярными и продолжительными, тут уже не до развлечений. Бойцы на передовой погибают один за другим, их непосредственное командование мучается дилеммой: отступить или держать позиции до последнего. Впрочем, любое решение приведёт к несчастливому финалу: аванпосту приказано держать оборону любыми средствами. Отступление будет считаться дезертирством и караться смертью.
Манга сопровождается послесловием Сигэру Мидзуки, которое называется «Зачем нужно было заходить так далеко ради обороны этого места?» — вот этим-то вопросом и задаются персонажи истории, когда враг начинает методично прореживать их ряды. Менталитет японцев таков, что любое слово хозяина / начальника / старшего для них — истина в последней инстанции, непререкаемое руководство к действию, которое нельзя не то что оспорить, а даже засомневаться в нём! Приказ держать позиции до последнего человека был императорским, и не подчиниться ему для любого японца было бы смерти подобно. Но...
Вместе со своими героями автор спрашивает: неужели жизнь солдата настолько ничтожна, что ею можно не задумываясь заплатить за какую-то территорию на острове в Тихом океане, который для «большой» Японии, собственно, никаких жизненно важных интересов не представляет? Да ещё вот что: в тылу сидят генералы, сытые, в относительной безопасности... А мы тут — кровь проливать ни за что ни про что?! Вот поэтому часть солдат с их непосредственным начальством отступила, спасая собственные жизни. Уже не думая о приказе императора, они всё-таки решили уйти с линии огня, даже несмотря на то, что их действия будут расценены как дезертирство... Но, к сожалению, им удалось лишь на короткое время продлить собственные жизни.
В итоге манга приходит к кошмарному финалу: и не осталось никого... Погибнуть в бою, в самоубийственной атаке на безусловно превосходящие силы противника — только этой чести удостоились в конце концов выжившие и пытавшиеся отступить. А к чему это привело? Остров-то отстояли? Нет, конечно...
Картины военных действий Сигэру Мидзуки удаются так же хорошо, как и те происшествия, которые описаны в начале манги. Пикирующие самолёты и взрывы, даром что рисунок чёрно-белый, выглядят ярко и красочно. Ну и, конечно, последние страницы истории, где весь ужас войны отражён в самом концентрированном виде, поражают. Несмотря на то, что на крови и ранениях чрезмерное внимание не заостряется, читатель всё равно прекрасно ощущает дыхание самой Смерти.
Автобиографические работы Сигэру Мидзуки всегда привлекают внимание, им веришь, потому что художник отображает в них события, в которых участвовал сам, которым был свидетелем. «Дан приказ умереть!» — наверное, самое известное из его произведений, посвящённых войне. В этой манге показаны солдатские будни со всех сторон: от простых развлечений с относительно мирным небом над головой до ужасов горячих военных действий. И по прочтении книги остаётся только один вопрос, переходящий в разряд риторических: зачем нужно было заходить так далеко ради обороны этого места?..
1 Eucalypt 19-06-2019 00:11
Потрясающая работа!
2 Eucalypt 19-06-2019 00:11
happy_book_year, 100% маст-рид.