DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ВИННИ-ПУХ: КРОВЬ И МЕД 2

Sanctorium: «Мы вернемся полные сил и энергии»

Петербургская симфо-метал-группа Sanctorium известна на локальной сцене давно: коллектив существует с 2005 года. Его отличительные черты — сочетание холодного женского вокала с мужским гроулингом, атмосферные аранжировки и англоязычная лирика о мифах и легендах. Последний сингл Sanctorium вышел в марте 2022-го, после чего группа погрузилась в затишье. О том, чем занимаются музыканты, что готовят на будущее и что мотивирует их двигаться дальше, Артему Агееву рассказала вокалистка Дарья Жукова.

Наши читатели познакомились с вашим коллективом благодаря интервью 2020 года, поэтому не будем повторяться — основную информацию о вас все желающие смогут найти там. За минувшие три года произошло немало драматических событий, которые коснулись жизни каждого и, конечно, наложили отпечаток на творческую активность. Расскажите, какие важнейшие моменты стоит отметить в истории группы за этот период?

Привет! Да уж, нам всем «посчастливилось» жить в исторических событиях. Интересно будет потом, лет через двадцать-тридцать, почитать учебники по новейшей истории и оценить все, что произошло и продолжает происходить, по прошествии времени. Ну, а что касается менее глобальных мировых событий, то да, за это время у нас в группе тоже кое-что поменялось. Первое и основное — летом 2021 года я стала мамой. Конечно, это не могло не повлиять на творческий процесс, поэтому за это время мы выпустили только один сингл «Sing Brethren Dark» в марте 2022-го. Второе — мы попрощались с тремя участниками коллектива: гитаристом Сашей Мутиным, клавишницей Олей Гавриловой и барабанщиком Женей Носовым, взяв взамен нового гитариста Влада Хемий. Кстати, наш новый сингл был записан уже с ним, поэтому там можно услышать какие-то новые фишечки, которые он привнес в наше творчество. Влад очень скрупулезно подходит к вопросам сочинения и записи музыки, поэтому в плане качества и интересности материала за музыкальную составляющую можно не беспокоиться. Страдает только скорость, но здесь причина еще и в дистанционной работе, потому что последние пару лет мы с Лешей (гитаристом) очень редко бываем в Петербурге.

Какое место музыка занимает в жизни музыкантов сейчас, когда многие творческие процессы встали на паузу? Участвуют ли члены группы в других проектах?

Что касается конкретно меня, то сейчас, к моему огорчению, не получается уделять музыке столько же времени, как раньше, хотя я желаю этого всей душой. Пока что жизнь диктует свои обстоятельства, но я не оставляю надежды как можно быстрее вернуться в полноценную творческую струю и жду лишь удобного момента. За это время мне поступало несколько предложений об интересных коллаборациях, от которых, с превеликим сожалением, по вышеуказанным причинам пришлось отказаться.

Что касается остальных участников, то, пожалуй, сейчас самый активный в плане творчества у нас Паша (вокалист), который принимает непосредственное участие аж в нескольких проектах. Его можно услышать в таких коллективах, как Njörda, Mushussu, Ethir Anduin, а еще он организует серию блэк-метал-фестивалей «Черная Нева». Басист Илья по-прежнему играет в Vagrand, где, к слову, у вокалистки Тани прошлой осенью тоже родился ребенок. Такой вот бэби-бум. smile Ну, а гитаристы Влад и Леша играют только в Sanctorium.

Лирику к «Sing Brethren Dark» для вас написал шведский текстовик Пер Альбинссон, работавший с Therion. Эта группа, как известно, еще с самого начала служила вам ориентиром, а теперь вы стали к ней еще ближе. Расскажите, как состоялось такое сотрудничество.

Пер написал мне первым в «Фейсбуке», предложив поработать вместе. По времени так совпало, что тогда была практически дописана музыка к новому синглу, и я выслала ему демку, которая ему очень понравилась. Текст был готов уже через несколько часов того же дня и требовал лишь нескольких незначительных доработок по ритмике. По тематике, грамматике и атмосфере претензий не было никаких — вот что значит профессионализм! Поскольку сотрудничество полностью устроило обе стороны, мы договорились продолжить его, так что его лирику можно будет услышать и в следующих релизах.

В своем творчестве вы вдохновлялись произведениями По и Лавкрафта, европейскими и восточными мифами и легендами, хотя и никогда не ограничивались узким набором тем. А какими вы видите тексты группы в будущем? Есть ли темы, которые особенно хочется затронуть?

У меня была навязчивая идея сделать цикл или метал-оперу по сказкам Бажова. И до сих пор осталась, но, может, в менее масштабном виде. Просто сейчас такое время, когда сказки стали немного неактуальными для нас, что ли. Хочется более взрослой лирики. Забегая вперед, скажу, что для будущего релиза у нас было все подготовлено в плане текстов: это была сказочная история, разбитая на несколько песен, об истории любви двух персонажей из враждующих народов и поиске ими волшебного артефакта. Эта концепция была готова еще пару лет назад. Но чем больше проходило времени, тем менее актуальной она нам казалась, поэтому недавно мы решили все переписать (не без помощи Пера, кстати). Он написал нам новые тексты, они выглядят неплохо, более абстрактные и менее сказочные, но окончательная определенность появится тогда, когда мы непосредственно будем накладывать их на музыку. Сейчас в музыкальном плане еще не все готово. В целом можно ожидать, что наша лирика станет более философской, хотя в плане творчества я бы не стала зарекаться — никогда не знаешь, куда тебя заведет вдохновение.

С самого начала вы принципиально решили петь по-английски, но в альбоме «Ornaments» можно услышать русскую речь. Допускаете ли подобные отступления от канона в дальнейшем?

В «Ornaments» вся его вторая часть — наш эксперимент с фолк-металом, и, конечно, в некоторые песни русский язык прямо просился, поскольку мы вдохновлялись русскоязычными группами этого жанра. Что касается использования русского языка в дальнейшем, то я не против, но в том случае, если текст будет глубоким и со смыслом. Ну, или хотя бы мне понравится. К сожалению, у меня самой такого придумать еще не получилось, я слишком критично к этому отношусь, а переводы наших песен звучат не особо хорошо. В плане текстов на русском я восхищаюсь группой Abyssphere — больше ни у кого подобного не встречала.

Сейчас такое время, когда у некоторых слушателей обостряется вопрос, почему группа из России поет не на русском, и это меня до сих пор расстраивает. Во-первых, потому что только у нас в стране есть такая привязка: раз ты русский, то и пой только на русском. Ну, и во-вторых, я до сих пор убеждена, что лучше английского в симфо-метале языка нет (фолк я в расчет не беру, там своя специфика с народными инструментами, мелодиями и языком, конечно же). Метал — изначально западный жанр музыки. Поэтому редкие исключения лишь подтверждают правило.

Этой претензии к англоязычным текстам, увы, не один десяток лет, и едва ли недовольные слушатели когда-нибудь иссякнут! А как вы вообще реагируете на критику? Приходилось ли учитывать мнение публики, принимая важные для группы решения?

В самом начале я достаточно остро реагировала на критику, расстраивалась. Но потом постепенно пришло понимание, что, во-первых, всем не угодишь, а во-вторых, это контрпродуктивно. Слушатели ведь реагируют на конечный продукт, и замечания в стиле «тут слишком длинное вступление» или пресловутое «почему не на русском?» не заставят переписывать трек заново. А если бы и заставили, обязательно нашлись бы люди, которым и вступление стало бы слишком коротким, и английский текст звучал бы лучше. Еще я заметила, что те, кто обычно особо яростно критикует, не покупают диски или мерч и очень редко ходят на концерты. То есть группе с них никакой отдачи. Поэтому сейчас я реагирую на критику гораздо спокойней — главное, чтобы нам самим нравилось то, что получается. Впрочем, сейчас ситуация постепенно меняется к лучшему: гораздо больше людей предпочитают оставлять позитивные комментарии или не писать ничего, если продукт не понравился. Мне кажется, это более разумно, потому что музыканты локальных метал-групп творят не ради денег, а ради признания, и поддержка в отзывах и комментариях не дает им опускать руки и мотивирует двигаться дальше.

Среди своих фаворитов на российской тяжелой сцене вы отмечали группу «Аркона». Этот коллектив за последние несколько лет из весьма бодрого пейган-метала ушел в мрачный, гнетущий блэк. А есть ли у Sanctorium мысли удивить каким-нибудь заметным перевоплощением? Какие вообще эксперименты с жанрами — свершившиеся или планируемые — могли бы вы выделить в своем творчестве?

Да, некоторые группы проходят путь взросления в своем творчестве, и я считаю, что это скорее хорошо, чем плохо, поскольку они постоянно ищут что-то новое. Не то, чего от них обычно ждут. Мировоззрение и мироощущение музыкантов тоже могут меняться, что не может не находить свое отражение в музыке. К сожалению, иногда это приводит к потере части фанатов, но если мы говорим не про финансовую составляющую, а про самовыражение, то тут у музыкантов должна быть полная свобода.

Например, если говорить про вектор развития Nightwish, то могу сказать, что он мне не нравится. Наверняка найдутся люди, которые с восторгом относятся к их новому творчеству, но мне все же по душе их альбомы до 2005 года. При этом мне очень нравится Флор, я считаю, что там она на своем месте. А что касается «Арконы», меня восхищает концепция их нового альбома. Маша представляется человеком с очень сложным и богатым внутренним миром, поскольку в ее голове рождаются и осуществляются подобные музыкальные идеи. Да, в музыкальном плане это не та музыка, которую я могла бы слушать каждый день, но она не вызывает у меня отторжения, а скорее требует нужной обстановки и состояния души, чтобы проникнуться ею в полной мере. Такое развитие коллектива выглядит логичным, и за ним интересно наблюдать.

Что касается Sanctorium, то в ближайшем релизе сколь-нибудь радикальной смены стиля ждать не придется. Мне очень нравится наш новый материал, но он в рамках жанра. Если и размышлять о какой-то возможной смене стиля, то, скорее всего, это было бы что-то околодумовое, как песни «As the Snowflakes We Melt» или «Exiled Angel». Про эксперимент с фолком я уже рассказала выше. Думаю, что какие-то элементы его у нас сохранятся и дальше, поскольку и нам, и слушателям он очень зашел.

Вы много внимания уделяете обложкам и оформлению дисков. Как у вас устроен этот процесс? Кто в группе придумывает эти концепции? Или это происходит совместно?

Что касается последнего релиза, вышедшего на CD, то это «Ornaments». Название и примерная концепция обложки вырисовались у меня задолго до непосредственного начала работы над самим альбомом, но это скорее исключение. Что касается предыдущих альбомов, то там я или другие участники группы придумывали несколько вариантов названий, которые потом выносились на голосование. Победивший вариант и становился официальным. smile Каждое название несет в себе некую идею, которую не всегда легко увидеть визуально, поэтому мы обычно скидывали эту ношу на художника, с которым работаем. Спустя время он нам выдавал какие-то варианты, и они нам либо нравились, либо наталкивали на более четкое понимание того, чего мы хотим.

Обложка «The Depths Inside» была принята единогласно, тогда как над визуалом «Tessellation of the Universe» пришлось попотеть, и привыкли мы к ней не сразу, но все равно она выглядит интересно. В «Ornaments», как я упоминала ранее, идея уже была в голове, поэтому оставалось только придать ей осязаемый вид. Есть еще обложки на синглы «Alive», «Caravan» и «Sing Brethren Dark», а также ЕР «Gates of Sin» 2008 года. Каждую из них рисовали разные художники, но принцип был тот же. На отдельные песни обложки, на мой взгляд, придумывать проще, так как там достаточно лишь следовать за лирикой. Что касается будущих релизов, то сейчас активно развиваются и используются нейросети, поэтому с идеями проблем должно быть намного меньше.

Sanctorium — далеко не новички на российской метал-сцене. Еще немного, и группе стукнет двадцать лет! Какие наиболее значительные изменения в отечественном метале вы бы отметили за этот период?

Ух, и правда! Через пару лет стукнет юбилей, надо бы как-то это отметить. Цифра выглядит внушительно, но и произошло за это время много всего. Наверное, самое сильное изменение за это время — то, что музыка стала гораздо более доступной. Иногда даже чересчур, поскольку сейчас стало намного сложнее быть услышанными. Помню, как раньше покупались и переписывались кассеты и CD, а в интернете скачать песню было целым приключением на полчаса-час. Поэтому музыка ценилась выше, на концерты ходило много людей и это всегда было целым событием. Расцветали форумы и фан-клубы. Все начало меняться примерно с 2010 года, и к 2014-му от прежней атмосферы не осталось и следа. Еще одно изменение — музыка и клипы стали качественнее с технической точки зрения. Но это закономерность — было бы странно, если бы было наоборот. И последнее — вплоть до ковида некоторые наши команды ездили на зарубежные гастроли и фестивали, а также были подписаны на крупные западные лейблы. Раньше о таком могли только мечтать, а сейчас это стало неким индикатором того, что российский метал стал цениться и «там», что у нас тоже могут делать музыку, которую замечают и любят по всему миру.

В каком состоянии пребывает наша метал-сцена сейчас? Может быть, сумеете найти параллели с другими странами и с другими временами?

До 2020 года, как мне кажется, метал-сцена чувствовала себя более-менее сносно. Игрались концерты, катались гастроли, выпускались клипы и альбомы. Ковид и самоизоляция положили начало череде событий, которые все это разрушили. Сейчас надо подстраиваться под новые реалии, которые далеко не такие радужные. Многие участники групп разъехались по разным странам, сотрудничество с некоторыми специалистами стало невозможным или сильно осложнилось. Взаимодействие с западной аудиторией, количество гастролей тоже резко сократилось. То же самое можно сказать и про монетизацию творчества. А, ну да, и про концерты западных исполнителей тоже приходится забыть на неопределенное время. Многие организаторы мероприятий оказались на грани разорения. Некоторые опен-эйры отменяются в последний момент. В основном это негативные моменты, конечно. Из позитива можно отметить, что новые обстоятельства заставляют искать новые пути к аудитории, появляются новые необычные площадки, в лайн-апы фестивалей ставится множество российских групп, которые в иных обстоятельствах вряд ли когда-нибудь вышли бы на большую сцену.

В целом-то продолжать можно, но мотивации стало меньше, и все эти ограничения и запреты очень давят морально. Творить теперь можно исключительно для внутреннего потребления, так сказать. Впрочем, я знаю группы, на которых это совсем никак не отразилось: они продолжают играть как ни в чем не бывало, поскольку их творчество изначально было направлено на российскую аудиторию. Наверное, это хорошо, потому что сейчас предпринимаются попытки развития локальной сцены, и эти группы теперь на коне. Насчет параллелей даже не знаю… Есть ли метал-группы в Северной Корее?

Если и есть, то слушать их, похоже, разрешено только внутри страны. smile Но в чем же вы находите мотивацию продолжать? Что движет вами, что заставляет заниматься музыкой, несмотря на трудности?

Наверное, непреодолимое желание делиться музыкой, которая звучит у нас в головах. Целая гора нового материала и шикарных мелодий, которую было бы очень обидно оставлять «в столе». Образ жизни, который сформировался за предыдущие годы, когда обязательно раз или два в неделю надо собираться на репетиции, готовиться к концертам, поездкам или записям. Знаете, какая ломка без всего этого? Сам процесс создания песни, от начального риффа до обложки и заветной кнопки «Отправить в магазины» в агрегаторе, а потом нетерпеливое ожидание первых отзывов. Приключения в поездках и на концертах, благодаря которым и спустя годы на совместных посиделках можно говорить: «А помнишь?..» Новые знакомства и связи. В общем, все то, что наполняет жизнь движем и творчеством.

Каковы планы Sanctorium на будущее? Планируете ли порадовать поклонников новостями в этом году?

В планах выпустить EP, про который я рассказывала выше. Очень сомневаюсь, что в этом году. Скорее, я бы нацелилась на следующий. Примерно в этот же период планируем возобновить репетиции. Но сейчас такое время, когда нельзя что-то планировать наперед. Поэтому пусть все идет своим чередом. А мы вернемся полные сил и энергии, когда будем готовы, с новой качественной и крутой музыкой.

Сообщество группы в VK

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)