DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Советские городские легенды: От фольклорно-мифологических до политических сюжетов

I. Городские легенды и их специфика

Городская легенда в современном представлении — это вид фольклора, который описывает реальные угрозы, исходящие от окружающих людей или локаций. Основные функции городских легенд — информирующая и (частично) развлекательная.

Легенды имеют одну отличительную черту — установку на достоверность описываемых событий. В отличие от сельских легенд, которые фольклористы считают малопригодными для исследования в случае наличия у рецензента образования, городские не имеют социальных границ: их могли рассказывать и жители коммунальных квартир, и школьники в пионерских лагерях, и официальные СМИ.

Городская легенда возникла еще в античности с появлением полисов, ведь в это время впервые начинается формирование особой городской цивилизации с соответствующей политической организацией общества. В Древнем Риме была легенда об опасных спрутах (осьминогообразных существах) в канавах. Городские легенды СССР начали активно изучаться в 1970-е годы, причем одними из первых под внимание социологов, антропологов и фольклористов попали истории, связанные с отравленной едой: примером могут служить крысиные хвосты в этнических ресторанах.

Углубляясь в учение о психоаналитике, можно сказать, что городские легенды имеют еще и терапевтическую функцию: одни компенсируют страх более безопасным изображением реальности, другие — воспроизводят тревожные эмоциональные состояния, которые есть у обывателей.

Причина популярности городских легенд кроется в том, что их литературная форма привлекает слушателей и заставляет воспроизводить определенные сюжеты снова и снова, привнося в них новые детали. Поэтому можно выделить несколько особенностей городских легенд: они небольшие, в чем-то веселые и страшные, а что самое главное — их удобно пересказывать.

Городская легенда характеризуется тем, что вызывает сильный эмоциональный отклик и выступает связующим звеном между людьми, которым запомнился тот или иной сюжет. В ее основе могут быть как фольклорные мотивы, так и гиперболизированные истории о реальных событиях.

Рассказывающий городскую легенду человек часто ссылается на некий социальный авторитет (слова какого-то родственника или знакомого, молву на работе или по радио, телевидению) — он транслирует чью-то точку зрения. Отсылка ко мнению другого человека помогает высказать то, что не получается преподнести от собственного имени. Само ощущение получения жизненно важного, но малоизвестного знания укрепляет связи между говорящими.

Таким образом, советские городские легенды, возникающие на самых разных социальных уровнях, одновременно предупреждали о возможной опасности и сеяли в людях панику. Они достаточно парадоксальны, потому что непосредственно связаны с реальностью и вместе с тем максимально условны. Поэтому можно говорить о том, что городские легенды СССР — это не полностью правдивое изображение действительности, а художественно обработанное послание о том, какой люди хотят или, наоборот, опасаются видеть советскую реальность.

II. Наиболее известные городские легенды СССР

Наиболее правильно будет классифицировать городские легенды Советского Союза в субъектно-объектном отношении (кто и кому причиняет вред). Кратковременные, стихийно возникающие слухи не учитываются, поскольку они не оставались в обществе достаточно долго.

1. Пророчества. Проклятые места

a. Бассейн «Москва» и Храм Христа Спасителя построены на проклятом месте. Легенда возникла еще в конце XIX века, но заново обрела популярность в 1930-х годах. Ее отголоски бытуют в сознании людей по сей день. В речи москвичей встречалась такая фраза: «Был храм, стал хлам, а теперь — срам».

Существуют следующие вариации легенды:

i. Настоятельница женского Алексеевского монастыря, который ранее располагался на месте Храма Христа Спасителя, узнала о планах большевиков его разрушить. Разгневавшись, она прокляла то место, назвав «болотом». После постройки храма уничтожают и его, возводя на этой территории огромный открытый бассейн «Москва». Примечательно, что в разговорной речи населения Алексеевский монастырь именоваться «храмом», Храм Христа Спасителя — «хламом», а бассейн «Москва» — «срамом».

ii. В бассейне «Москва» орудует группа топителей, которые могут быть связаны с религиозной сектой.

2. Тайные знаки, оставленные неприятелями

a. Враги советской власти оставляют на предметах бытового назначения знаки, намекающие на их присутствие (профиль Л. Д. Троцкого и свастику). Легенда активно развивалась в 1940-е годы. Ее возникновение связано с антиоппозиционной политикой И. В. Сталина (массовая борьба против «классового врага», репрессирование Л. Д. Троцкого, уничтожение инакомыслия). Пик репрессий пришелся на 1937–1938 годы — время Большого террора. Немалую роль играл и изначально заложенный в советскую идеологию образ врага, который помогал держать людей в состоянии постоянной мобилизации и оправдывал экономические трудности, которые существовали в стране в 1920–1930 годы. Но советские власти порой и сами способствовали распространению таких легенд, после чего старались его остановить.

b. Враги советской власти оставляют знаки своего присутствия на объектах, являющихся сакральными для советского народа.

Примеры таких легенд:

i. В складках одежды колхозницы в скульптуре «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной виден профиль Л. Д. Троцкого.

ii. На портретах партийных вождей СССР — В. И. Ленина, И. В. Сталина, С. М. Буденного, М. И. Калинина, К. Е. Ворошилова — есть символические изображения таких животных, как собака, заяц, козел.

c. Застройка архитектурного ансамбля, завода жилого дома была произведена немецкими мастерами по форме свастики. Легенда появилась в 1950-е годы и встречается до сих пор. Обоснование данной легенды:

i. Форма свастики была избрана для того, чтобы давать ориентировку авиации Германии в будущей войне.

ii. Племенные немцы через внедрение такого рода тайных знаков хотели отомстить стране-победителю — Советскому Союзу.

d. Ночью на импортном ковре из Китая можно увидеть светящийся зеленым или желтым светом портрет Мао Цзэдуна в гробу и до смерти испугаться. Появилась легенда во время активного ввоза товаров из-за границы и особенно после смерти Мао Цзэдуна в 1976 году — то есть в начале 1980-х. Разгадка крылась в флуоресцентных нитях, вплетенных в полотно ковра.

Страх перед «китайской угрозой» возник в 1956 году, когда отношения СССР и Китая резко охладились после XX съезда КПСС, где Н. С. Хрущев резко высказался о сталинизме, а Мао Цзэдун оказался этим недоволен.

Негативная реакция Советского Союза была также обусловлена появлением движения «культурной революции» в Китае, которое было организовано Мао Цзэдуном. Оно провозглашало абсолютный приоритет единоличной власти и имело явную направленность против СССР. Еще сильнее обострились отношения с Китаем после антисоветских демонстраций.

e. Песня немецкой группы «Dschinghis Khan» («Чингисхан») на самом деле посвящена бомбардировке Москвы и нападении на СССР. Появилась легенда в 1980-е годы.

Речь идет о песне «Moskau», текст которой интерпретировался людьми по-разному. Одни не видели в строчках восхваления столицы СССР ничего плохого, в то время как другие считали слова песни за скрытую насмешку над Москвой от проигравшей стороны. Такая интерпретация может быть связана с демонстрациями неонацистов в 1982 году.

Легенда распространилась и на уровне СМИ: в 1980 году Центральное телевидение выкупило права на проигрывание песни, но из-за слухов не ставило ее в эфир.

3. Иностранцы и иностранные вещи

a. Жители стран «третьего мира» непременно являются носителями кожных или других заболеваний и легко заражают других. Появляется легенда в 1940-е годы, но тогда достаточно быстро забывается, в то время как пик ее распространения приходится на конец 1970-х — начало 1980-х годов, когда в СССР проводилась Олимпиада. Один из примеров этих слухов: афроамериканцы переносят опасные венерические и кожные заболевания или того хуже — гельминты.

b. Западные вакцины не только неэффективны, но и опасны, потому что иностранные вирусологи ставят перед собой цель заразить граждан Советского Союза различными болезнями.

c. Иностранцы (особенно американцы) активно занимаются биологическим терроризмом, чтобы нанести вред советским гражданам и сельскому хозяйству страны. Сюда относятся легенды о сброшенных с воздуха колорадских жуках, об отравленных мышах на Олимпиаде и даже о том, что иностранцы виноваты в появлении борщевика.

Появилась легенда в конце 1940-х годов, пик распространения пришелся на 1955-е годы, некоторые сюжеты встречаются и по сей день.

d. Иностранец предлагает советскому человеку дефицитную импортную вещь, которая оказывается отравленной. Это может быть как жевательная резинка или сладость, так и предметы одежды или канцелярии.

e. Запад старается нанести репутационный ущерб СССР и его жителям. Легенда начинает активно распространяться в 1965 году. Рассказы об особенных красных фотопленках, растворяющихся купальниках и иностранцах, высмеивающих Советский Союз за его моду, — все это относится к ней.

f. Во время военных действий неприятель жестоко убивает гражданское население, предлагая в дар опасную вещь. Легенда появляется стихийно, во время войны. В Советском Союзе большое количество таких сюжетов зародилось в 1941–1945 и в 1979–1989 годы. Великая Отечественная война знала слухи о зараженном бациллами шоколаде, а Афганская — о взрывающихся в руках советских детей игрушках.

4. Власти и спецслужбы совершают плохие и противозаконные вещи

a. Автомобили черного цвета опасны для граждан. Появилась легенда в 1930-х годах и после стремительно пополнялась различными слухами. Так, люди верили, что машины черного цвета, принадлежащие спецслужбам, увозят детей в неизвестном направлении и нещадно сбивает зазевавшихся прохожих. А выступающие бамперы старых моделей «Волги» или «Чайки» — это встроенные пулеметы.

b. КГБ контролирует поведение советского человека через специальную аппаратуру. Власти могли наблюдать за каждым человеком со спутника и слышать, о чем он говорит в своей квартире. Особенно страх касался того, что сотрудники спецслужб узнают о чтении запрещенной литературы. Возникла легенда в 1960-е годы.

c. Гражданин СССР обладает информацией, как обойти слежку КГБ, или находит способ ее прекратить, но злые соседи или друзья доносят на него властям. Особой популярностью пользовался слух о том, как инженер-самоучка из подручных средств собрал прибор, который давал доступ к западному радио или телеканалам. Также было известно о некой комбинации цифр, отключающей прослушивание телефона сторонними лицами.

d. Анекдоты о В. И. Чапаеве были созданы агентами спецслужб (КГБ или ЦРУ). Легенда зародилась в 1970-е годы. Встречались следующие ее вариации:

i. Анекдоты были выдуманы агентами ЦРУ, чтобы нарушить общественное равновесие в Советском Союзе или даже уничтожить его.

Здесь нельзя не отметить пропагандистскую направленность слуха и его соответствие идеологии СССР. Вскоре после этого появилась и диаметрально противоположная версия, согласно которой анекдоты — это дело рук КГБ (об этом в следующем пункте).

ii. Анекдоты появляются в специальном отделе КГБ и после распространяются в массах, чтобы отвлечь людей от реальных проблем и перевести их недовольство в смех. Также в 1970 году отмечался юбилей партийного вождя В. И. Ленина. Не исключено, что данная теория связана с возможной целью спецслужб нейтрализовать волну анекдотов о нем, переведя внимание народа на В. И. Чапаева.

iii. Встречалось и более радикальное восприятие анекдотов о Чапаеве — будто каждый раз, когда их рассказывает советский ребенок, где-то на Западе капиталисты получают с этого прибыль.

5. Враги есть внутри государства, и они опасны для граждан СССР

a. В Советском Союзе есть маньяки, которые выбирают себе жертв на основании того, как они одеты. Например, ходила легенда о некоем душегубе, нападающем только на женщин и детей в одежде красного цвета.

b. Люди, страдающие серьезными заболеваниями, всячески стараются заразить окружающих. Возникло такое предубеждение в 1950-е годы и было популярно вплоть до 1990-х. Одни из многочисленных сюжетов: больные туберкулезом разбрасывают марлю с мокротой на детских площадках; венерические больные пьют из автомата с газированной водой.

c. Каннибалы отличаются от обычных людей внешне (в частности, повышенным оволосением лица). Легенда появилась в 1940-е годы.

d. Каннибалы ловят людей и продают человеческое мясо. Варианты легенды были следующие: человеческую плоть можно отведать в дорогих ресторанах (возник в 1920-е годы); каннибалы открыли подпольные фабрики производства бытовых товаров из человеческого мяса (возник в эстонском городе Тарту в начале 1950-х годов).

e. Каннибалом оказывается собственный родитель. Так, ходили слухи о матерях, чьи дети были схвачены и убиты каннибалами, после чего они находили палец, ноготок или колечко ребенка в мясной продукции и понимали, что это ее чадо. Легенда появилась в середине 1970-х годов.

f. Цыгане продают некачественную косметику, от которой очень страдает лицо, или плюют в леденцы на палочках. Зародились эти слухи в 1980-е годы. Но на тридцать лет ранее, в 1950-е годы, появились легенды о том, что цыгане ловят советских детей и занимаются каннибализмом.

g. Евреи преследуют цель истребить население СССР. Возникнув в 1950-е годы, эта легенда достигла своего пика в феврале 1953-го. Наполняли ее самые разные сюжеты: евреи через вакцины заражают детей раком или туберкулезом, продают инфицированные медикаменты, планируют убить политических лидеров и прочие.

h. Евреи похищают советских детей, чтобы получить их кровь и использовать ее в омолаживающих таблетках или для других процедур.

i. Недоброжелатели вставляют в перила или поручни в общественных местах иглы или бритвенные лезвия.

6. Еда, одежда и гигиенические принадлежности могут быть опасны

a. Мыло делается из людей другой социальной или этнической группы. Самая первая легенда такого типа зародилась в 1917 году: говорили, что немцы делают мыло из убитых на войне соотечественников. Далее, в 1920 году — будто китайцы производят мыло из населения Петрограда. Позже, к началу 1950-х годов, после Великой Отечественной войны, появился слух, что немецкое трофейное мыло изготавливалось из жира убитых в концлагерях евреев.

b. Пища, приготовленная в промышленных условиях, содержит что-то опасное или мерзкое. Возникла легенда в 1960-е годы и встречается по сей день. Самые известные сюжеты: внутри бочек с разливными напитками, продаваемыми летом, находится мертвое животное; на мясокомбинатах в колбасу случайным образом попадают крысы.

c. Импортные вещи и продукты питания — жевательные резинки, джинсовые и трикотажные изделия, косметика — опасны для советского человека. Зародилась легенда в 1960-е годы, но пика развития достигла в середине 1970-х.

d. Лекарства, которые предлагаются иностранцами, на самом деле — яд. Например, во время Первой мировой войны бытовал слух, будто немцы сбрасывали бомбы с якобы целительным чесноком, который был заражен вирусом холеры. А в 1952 году — будто врачи-евреи предлагают лекарства с битым стеклом или камнями.

***

Таким образом, городские легенды СССР можно разделить на шесть тематических групп, которые в течение десятилетий активно пополнялись разными додумками. Нельзя отрицать причастность к их формированию со стороны власти — об этом свидетельствует немало агитационно-пропагандистских легенд. Некоторые из слухов уже давно исчезли, в то время как сюжеты, связанные с пищевой промышленностью, сохранились до сих пор.

Источники

* Чёрная «Волга» и голые негритянки: современные мифы, городские легенды и слухи о временах Польской народной Республики (пер. С польского Я. Садовского и М. Ю. Тимофеева)

* Архипова, Кирзюк: Опасные советские вещи. Городские легенды и страхи в СССР

* Социальные предпосылки появления городских легенд, Тумаева Мария Алексеевна

Комментариев: 33 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Используйте, пожалуйста, нормальные имена и ники.
Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии не анонимно.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Алексей 20-10-2021 22:42

    В бассейне "Москва" я как раз научился плавать, ещё в советское время. Аж ностальгия напала.)

    Из озвученных автором легенд, практически ни одной не слышал. Зато не встретил те, которые тогда повторялись многократно. Например про то, что СПИД разработан американцами. Или что Гитлер после войны сбежал в Аргентину/Антарктиду/секретную базу на Луне.

    Опять же, некоторые из озвученных Баязидом легенд явно являются чистой правдой.

    Учитываю...
    • 2 Eucalypt 21-10-2021 10:10

      Алексей, просто описанные в этом материале легенды относятся, в массе своей к 1930-м. Обратите внимание на замечательную книгу «Опасные советские вещи», уверен, что автор её читал. А некоторые имеют и ещё более раннее происхождение. Та же про евреев и кровь — это просто вариация отвратительного «кровавого навета». Вообще, антисеметизм та ещё отвратительная черта советского времени, при якобы постулироемой борьбе с дискриминацией.

      Учитываю...
      • 3 Алексей 21-10-2021 12:09

        Eucalypt, говорить об антисемитизме в советское время просто-напросто смешно. Учитывая, сколько евреев было на руководящих постах, в медицине, науке и культуре.

        А уж в сравнении с Европой 30-40-х годов - тем более.

        Учитываю...
        • 4 Eucalypt 21-10-2021 14:50

          Алексей, вы серьёзно про «смешно»? про графу в паспорте, про запреты на образование/профессии/про разгром еврейских организаций/про дело врачей - не знаете?

          Учитываю...
          • 5 Алексей 21-10-2021 16:03

            Eucalypt, а я опять соглашусь с М. С. Парфеновым. В разное время отношение было разным. И графа в паспорте касалась не только евреев. И под каток попадали не одни евреи.

            И попадали под него не только по национальному признаку, если что.

            Вообще, в истории сильно доставалось многим народам. Но лишь один сумел сделать из страданий своих предков выгодный гешефт.

            Учитываю...
          • 6 Eucalypt 21-10-2021 16:43

            Алексей, соглашусь, что в СССР доставалось даже целым народам. Видимо что-то про подобные репрессии прям по этническому признаку знаете. А, вот, ваш комментарий про «Но лишь один сумел сделать из страданий своих предков выгодный гешефт» - лично мне видится как раз проявлением бытового антисемитизма.

            Учитываю...
          • 7 Парфенов М. С. 21-10-2021 20:49

            Алексей, ну, трогать евреев по части "гешефтов из страданий предков" я бы не стал на вашем месте. Во-первых, на чем-то подобном выгоды какие-то для себя получают далеко не только евреи. Во-вторых, ничего зазорного в том, чтобы пытаться извлечь пользу из любого, пусть даже самого ужасного, опыта - в принципе нет. В-третьих, вы точно также обобщаете и под одну гребенку гребете всех подряд. Далеко не все евреи банкиры, знаете ли, хотя их там и правда много.

            Учитываю...
          • 8 Алексей 21-10-2021 19:39

            Eucalypt, сказали бы сразу, что из Хайфы пишете.)))

            Неплохой город, кстати.

            Могу лишь пожелать Израилю счастья и процветания.

            Но не за счёт других.

            Учитываю...
          • 9 Парфенов М. С. 21-10-2021 20:43

            Eucalypt, "соглашусь, что в СССР доставалось даже целым народам".

            А как там было в период ВМВ в демократических США с американцами японского происхождения, не напомнишь?.. Ох уж этот СССР, в котором "доставалось целым народам".

            Учитываю...
          • 10 Eucalypt 21-10-2021 23:23

            Парфенов М. С., так я вроде и не в США родился. я, вот, никогда этот странный аргумент не любил «зато в США негров линчуют». но в период войны, знаешь ли, и в Российской империи немцам досталось. а депортации народов у нас были массовые, не одними японцами.

            Учитываю...
          • 11 Парфенов М. С. 22-10-2021 00:32

            Eucalypt, этот "странный аргумент" возникает не на пустом месте, а ровно тогда, когда кто-то затягивает песню про плохую рашку, совков и т.д. и т.п.. Обычно этот кто-то в тысяче параллельных дискуссий ссылается на идеальный Запад, священную демократию и вотэтотвотвсе. И ровно так же, когда этому кому-то указывают, что там-то и там-то не все хорошо, обязательно отвечает про "в США негров линчуют". Ход нашего диалога, таким образом, был предсказуем от и до, и, к сожалению, ты так и не смог сказать чего-то не из принятой у вашей братии методички.

            Собственно поэтому я и не люблю спорить о политике с либертарианцами, у вас чисто религиозный, сектантский подход.

            Учитываю...
          • 12 Eucalypt 22-10-2021 00:49

            Парфенов М. С., либератрианцев? вот никогда себя с ними не идентифицировал ))) методичка? какая? Миша, это, вот снова очень странные предположения. вот, кстати, а антисемитов действительно были методички, те же «протоколы сионских мудрецов» - очень, кстати, популярное чтиво было в конце 80-х, в самиздате активно ходили. ой, я забыл, в СССР не было никакого антисемитизма )))

            Учитываю...
          • 13 Парфенов М. С. 22-10-2021 00:56

            Eucalypt, "ой, я забыл, в СССР не было никакого антисемитизма )))"

            Ну, поскольку ты уже сам с собой разговариваешь и сам над собой хихикаешь, то я, пожалуй, удалюсь, чтобы не встревать в твой автодиалог.

            Учитываю...
          • 14 Алексей 22-10-2021 00:58

            Eucalypt, да не надо никаких "протоколов сионских мудрецов".)))

            Почитайте хотя бы Ветхий завет. Уж в его-то подлинности сомнений нет, надеюсь?

            Учитываю...
          • 15 Парфенов М. С. 22-10-2021 01:15

            Алексей, довольно забавно, кстати, хаять СССР, вспоминая "протоколы сионских мудрецов", которые, как верно подмечено, на исходе 80-х получили какое-то распространение в союзе на волне "гласности" и "плюрализма". Хаять и забывать, что первые издания "протоколов" на русском датированы 1903 годом.

            Учитываю...
          • 16 Алексей 21-10-2021 22:23

            Парфенов М. С., ну, я пока на своём месте.)))

            Опять же, снова отчасти соглашусь с Вами - монетизировать страдания своих предков или идейных предшественников действительно пытаются многие - от негров и геев до древних укров и детей лейтенанта Шмидта.

            Но лишь у Б-гоизбранного народа это эффективно получается.

            Учитываю...
      • 17 Детокс 21-10-2021 12:29

        Eucalypt, эта книга кажется в источниках указана?

        Учитываю...
        • 18 Eucalypt 21-10-2021 14:47

          Детокс, ой, точно. я не заметил. В любом случае, она очень хорошая. И всячески рекомендуется. И даркер про неё тоже писал. Ниже кинул ссылку на рецензию.

          Учитываю...
      • 19 Парфенов М. С. 21-10-2021 14:59

        Eucalypt, ты, конечно, извини, но тут надо как минимум отмечать разные периоды времени и разную политику. Т.к. "графа в паспорте", "дело врачей" и т.п. - это один вполне конкретный и весьма сжатый отрезок времени, а не некая характерная черта всей советской эпохи.

        С тем же успехом можно заявлять о вековом антисеминизме Германии на основании лишь одного периода нахождения Гитлера у власти. Или о сионизме Советской власти рассуждать, оценивая всю эпоху по краткосрочному периоду нахождения у власти Троцкого, Кагановича и Ко. Очевидно же, что и одно, и другое будет ошибкой, т.к. политика менялась, а сионизм/антисемитизм не был никакой характерной чертой "советского времени".

        Учитываю...
        • 20 Eucalypt 21-10-2021 15:56

          Парфенов М. С., увы, был. Воспоминаний, личных свидетельств, фольклора, исследований на эту тему более, чем достаточно. «Пятую графу» отменили только в 90-х. А, например, в перестроечные и пост-годы муть подняла макашовцев и баркашовцев. я думаю, про бытовой антисемитизм любой может просто спросить у знакомых старшего поколения. Полноте, смешно отрицать.

          Учитываю...
          • 21 Алексей 21-10-2021 16:09

            Eucalypt, бытового национализма с избытком хватает во всех странах и во все времена. Антисемитизм, как и сионизм - разновидности национализма.

            Как государственная политика, в СССР он никогда не проводился. В отличие от Российской империи или "цивилизованных европейских стран".

            Учитываю...
          • 22 Парфенов М. С. 21-10-2021 17:23

            Eucalypt, см. комментарий Алексея. Если судить по наличию бытового антисемитизма о каком-то времени или стране, то тогда это "характерная черта" 99% всех стран и всех эпох.

            Ну а насчет "пятую графу отменили только в 90-х" - ты, конечно, извини, но ты, опять-таки, неслабо так обобщил. По-твоему, любое указание чьей-либо национальности в каких-либо документах - антисемитизм, что ли?.. Ну глупость же несусветная. В контексте этой дискуссии о "пятой графе" уместно говорить только в применении ко вполне конкретному и не слишком долгому периоду.

            Учитываю...
          • 23 Eucalypt 21-10-2021 17:20

            Алексей, в СССР было много такого, что не проводилось, как «государственная политика», но при этом было - моё любимое, конечно, государство, построенное на борьбе с режимом и ценности народного волеизъявления, активно подавляло борьбу и волеизъявления. Впрочем, мы это прекрасно переняли.

            Антисемитизм в СССР был, это подтверждается и конкретными событиями (например, роспуск ЕАК и уничтожение, в последствие, других еврейских организаций) и поведением (яркий пример, проблемы с доступом к высшему образованию; история с мехматом МГУ тут то, что вспоминается сразу). Можно поговорить о том, как «замалчивалась» (вплоть до удаления из книг и учебников, недопуска к печати) тема холокоста - именно, как уничтожения по конкретному расовому признаку. Поинтересуйтесь, например, об историях вокруг мемориализации Бабьего Яра и почему стихотворение Евтушенко стало таким событием.

            В общем, я не думаю, что здесь нам стоит продолжать эту тему. Статья заслуживает интереса к себе без этой частности. Но, повторюсь, исследований по теме антисемитизма в СССР масса, наличие антисемитизма в СССР под сомнение историками и социологами не ставится.

            Если ваша позиция в том, что не издавалось декретов и прямо не постулировалось антисемитская деятельность государства, ну, да. Так и кавказский регион активно депортировали за якобы коллаборационизм.

            Учитываю...
          • 24 Парфенов М. С. 21-10-2021 17:37

            Eucalypt, "наличие антисемитизма в СССР под сомнение историками и социологами не ставится".

            Это не так. Если точнее, то наличие в какой-то конкретный период на каком-то уровне или некая "характерная черта строя, государства" - ОГРОМНАЯ разница.

            Обратимся к банальной Википедии:

            "В 1920-х годах в СССР была проведена кампания по борьбе с антисемитизмом" - один период;

            Там же:

            "...Недовольство сельских жителей вызывали также льготы для еврейских переселенцев и предоставление им земли в Крыму, на Украине и Дальнем Востоке" - офигенный государственный "антисемитизм", льготы и землю людям предоставляли.

            "Первые события, послужившие поводом для обвинений в использовании антисемитизма в политических целях в СССР, связаны с борьбой с троцкистско-зиновьевской оппозицией. Они основываются на том, что среди репрессированных в 1936—1939 годы было значительное количество евреев" - другой период, причем историки оценивают его по-разному, многие указывают на то, что к евреям было такое же отношение, как и ко всем остальным (к вопросу об отсутствии сомнений про наличие антисемитизма в СССР у историков);

            "Политика СССР по отношению к Германии в 1939—1941 годы часто подаёт повод для обвинений в антисемитизме" - третий период;

            "В 1943—1944 гг. был издан ряд закрытых инструкций, в соответствии с которыми началось регулирование процентного состава представителей разных национальностей на руководящих постах" - четвертый период;

            "СССР активно поддерживал идею раздела Палестины, надеясь найти в лице Израиля активного советского сателлита в регионе. СССР оказался одним из первых государств, признавших Израиль; огромную роль в ходе Войны за независимость Израиля сыграло чешское и немецкое оружие, поставленное Чехословакией с санкции Сталина" - пятый период;

            И это только до 1950-х говорим. А уже несколько совершенно разных подходов. А ты все под одну гребенку. Еще и историков с социологами подмахнул под свою позицию всех разом, хотя нет там в их среде единства даже по отдельным периодам, не говоря уже ни о каких обобщениях. Так делать нельзя.

            Учитываю...
          • 25 Парфенов М. С. 21-10-2021 17:57

            Вообще глупость какую-то обсуждаем. Что это за "историки" такие, которые утверждают, что в течении 70 (!) лет "было одно и тоже"? Тут за два года пандемии политика меняется 128 раз, а у "историка" семь десятков лет одно и тоже? Как по мне, то идиот это, а не историк.

            Учитываю...
          • 26 Eucalypt 21-10-2021 19:05

            Парфенов М. С., ты себя в чём пытаешься убедить? Из какой статьи в Википедии ты это взял?

            Учитываю...
          • 27 Eucalypt 21-10-2021 19:25

            Парфенов М. С., ты что себе пытаешься доказать? и из какой статьи в википедии ты взял эти отрывки?

            Учитываю...
          • 28 Парфенов М. С. 21-10-2021 20:39

            Eucalypt

            Цитаты взял из статьи "Антисемитизм в СССР". Ссылаются там в числе прочего на докторов исторических наук, так что достаточно и этого, чтобы опровергнуть высказанное тобой ложное утверждение о том, что "наличие антисемитизма в СССР под сомнение историками и социологами не ставится". Собственно, вот и все - я ни в чем никого (тем паче себя) не убеждаю, а просто показываю, что твоя апелляция к историкам и социологам вот так вот просто опровергается.

            Учитываю...
          • 29 Eucalypt 21-10-2021 23:21

            Парфенов М. С., так не было ж никакого антисемитизма в СССР. плохая какая-то статья, неправильная ))))

            Учитываю...
          • 30 Парфенов М. С. 22-10-2021 00:37

            Eucalypt, и вновь предсказуемо. Напомни мне только, я где-то заявлял, что "не было ж никакого антисемитизма в СССР"? Не заявлял.

            А что я говорил? А то, что "сионизм/антисемитизм не был никакой характерной чертой "советского времени"".

            На что ты мне отвечал, что нет, был.

            Далее ты заявил, что "наличие антисемитизма в СССР под сомнение историками и социологами не ставится", на что я тебе и привел цитаты из статьи в Вики, где приводятся разные точки зрения разных историков и т.д., что полностью опровергает и это твое голословное утверждение.

            Дальнейшая демагогия не представляет интереса.

            Учитываю...
          • 31 Eucalypt 22-10-2021 01:05

            Парфенов М. С., да, был, и был яркой и заметной чертой советского времени вплоть до того, что находил отражение в фольклоре вплоть до знаменитого про «в кране нет воды». Уверен, что ты не напрягаясь вспомнишь её полностью. Наличие такой статьи, как «Антисемитизм в СССР», вроде очень хорошо и иллюстрирует и подтверждает. Отрицать это, ну, очень странно. Вырванные тобой цитаты из всей статьи никак этого утверждения не опровергают. Ты её целиком прочитай ))

            Учитываю...
          • 32 Парфенов М. С. 22-10-2021 01:19

            Eucalypt, это опять демагогия с твоей стороны, причем до того дешевая, что мне за тебя стыдно.

            Видишь ли, наличие в Википедии статьи под названием "Вторжение пришельцев" отнюдь не доказывает, что оное имело место быть в реале.

            Извини, но ты просто не способен вести корректный диалог. Я закончил.

            Учитываю...
  • 33 Eucalypt 20-10-2021 10:10

    Всё же ждал, что в тексте будем упомянута прекрасная книга «Опасные советские вещи» )))

    //darkermagazine.ru/page/smert-sovetskim-vzroslym

    Учитываю...