DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Спасение как проклятие

Насколько вы доверяете своему чутью? Полагаетесь ли на необъяснимый, невесть откуда возникший холодок, вдруг пробежавшийся по спине? Считаетесь ли со знаками судьбы, которые та щедро разбрасывает на вашем жизненном пути? Наверняка большинство отмахнется от подобных мыслей, как от навязчивого комара. Еще бы, ведь мы привыкли верить лишь в то, что можно увидеть, потрогать или хотя бы понюхать. Все, что недосягаемо для наших пяти чувств, остается за рамками повседневной жизни, за рамками реальности, за рамками в принципе. Но непременно найдутся и те, кто поверит в свое шестое чувство и не станет рисковать собственной жизнью почем зря. Такими были главные герои франшизы «Пункт назначения». Словно рожденные в рубашке, они ускользали от смерти в самый последний момент. Подобная прозорливость могла бы показаться даром свыше, но не в их случае. Порой бывает и так, что счастливое спасение и вновь обретенная жизнь становятся настоящим проклятием.

Пункт первый

Первый фильм вышел на экраны в 2000 году и сыграл на одном из главных страхов людей — страхе полета. Многие из тех, кто когда-либо взмывал в небеса на многотонной стальной птице, чувствовали легкий дискомфорт или даже испытывали панику. Хоть статистика и говорит, что самолет — самое безопасное транспортное средство в мире, на высоте десяти километров над землей все равно чувствуешь себя как-то неуверенно.

Главные герои фильма — школьники, собравшиеся улететь на каникулы в Париж. По такому случаю все пребывают в приподнятом, возбужденном состоянии. Но только не Алекс. Он как раз из тех, кто привык полагаться на свое чутье. И на этот раз оно говорит ему: «Беги!» Словно наяву, он видит ужасную аварию в небе и смерть всех пассажиров. За считаные минуты до взлета он покидает салон, и вслед за ним по разным причинам выходит еще несколько человек. Предчувствие не подводит паренька: самолет действительно взрывается. На этом история могла бы и закончиться, но смерть не любит, когда ее планы так бесцеремонно нарушают. Все, кто чудом избежал авиакатастрофы, попадают в новый срочный список костлявой тетки.

Все фильмы ужасов, как правило, имеют четко обозначенного антагониста: человека, монстра или еще кого-то, состоящего (условно) из плоти и крови. Финал фильма — это, как правило, решающее противостояние, где нужно вогнать в душегуба осиновый кол или расстрелять его из базуки. Но «Пункт назначения» сделал фактически революционный шаг в жанре: фильм полностью деперсонализировал зло. Да, мы понимаем, что противником героев на самом деле выступает сама смерть, но как таковой в фильме ее нет. Ее никто не пытается победить или, тем более, убить — ее пытаются обмануть. Зритель лишь единожды видит некую темную субстанцию как намек на чье-то мистическое присутствие. Можно было бы списать все последующие смерти на несчастные случаи и жуткие совпадения. Но создатели фильма не делают здесь большой тайны: вода утекает «с места преступления» сама собой, значит, это все же не случайность, а кто-то незримый правит бал из-за ширмы. При этом все та же невидимая сила каким-то образом дает подсказки Алексу так, что он предчувствует, с какой стороны ждать очередного удара.

Приятный сюрприз — увидеть на экране Тони Тодда, известного многим по роли Кэндимэна. В «Пункте назначения» у актера эпизодическая, но, безусловно, запоминающаяся роль работника морга.

Пункт второй

Успех первой части привел к скорому появлению сиквела, который, как это часто бывает, не скатился в полную непотребщину, а наоборот, стал вполне достойным продолжением. Забегая вперед, стоит сказать, что все фильмы франшизы получились на удивление неплохими и не замарали репутацию бренда в целом. Правила игры со смертью все те же, но декорации во втором фильме другие. Теперь отправная точка — масштабная дорожная авария, где должно погибнуть множество совершенно незнакомых между собой людей. Спасительное видение на этот раз приходит к Кимберли, которая едет с подружками отдохнуть во Флориду.

Вместо знаков судьбы, на которые старался обращать внимание Алекс в первой части, к девушке теперь приходят самые настоящие видения. Фактически Кимберли становится эдаким Нострадамусом, не всегда ясно понимающим, где и что должно произойти. Верным помощником в борьбе со смертью для девушки становится полицейский Томас Берк — и это одно из существенных отличий от оригинала. В первой части Алексу приходилось не только спасаться от савана костлявой старухи, но и решать проблемы с полицией, которая долгое время подозревала парня в причастности к преступлениям. Это добавляло драматизма в сюжет, но во «втором пункте» офицер быстро делает нужные выводы и становится одной из главных движущих сил сюжета.

Еще одним дополнением к команде борцов с неизбежным становится Клер Риверс, одна из героинь первого фильма. Девушке чудом удалось перехитрить смерть, и теперь она влачит жалкое существование за стенами психиатрической больницы. Кимберли и Томас обращаются к ней как к эксперту, но что может простой смертный? Кстати, другим экспертом по смерти выступает все тот же гробовщик, колоритный персонаж в исполнении Тони Тодда.

Основной концепцией фильма, как и раньше, остается тот факт, что смерть работает по своему определенному графику — схеме, в соответствии с которой она последовательно забирает жизни спасшихся. Во второй части эта схема заметно усложняется, так как в какой-то момент выясняется, что все герои однажды уже избежали запланированной кончины. А всему виной был все тот же злополучный рейс №180.

Пункт третий

Третий фильм привносит в серию молодежный дух и молодую кровь. Если раньше в компанию главных героев входили люди разных возрастов, то в этот раз под прицелом у смерти одни лишь выпускники старшей школы. Шумная компания собралась как следует оттянуться на американских горках с мертвой петлей. Надо ли говорить, что это была плохая затея?

В центре сюжета тандем: Венди и Кевин. Спасительное видение приходит к девушке, она вовремя покидает аттракцион, а вместе с нею и еще несколько человек. Но на этот раз главная героиня сама выступает в роли Фомы неверующего, и на плечи Кевина ложится задача убедить подругу в опасности, которая всем им грозит. При этом молодой человек, естественно, ссылается на авиакатастрофу рейса №180.

Существенным отличием от предыдущих фильмов становится способ, которым герои пытаются предугадать планы смерти. В качестве подсказок на этот раз выступают фотографии, которые сделала Венди во время тусовки в парке аттракционов. Ну и какое же молодежное кино без обнаженки?! В третьем «Пункте назначения» впервые во всей франшизе наконец-то раскрывается «тема сисек».

Пункт четвертый

На этот раз смерть поджидает ничего не подозревающих героев на автодроме. Масса зрителей собралась, чтобы насладиться гонками, выпить пива и пожевать чипсов. Некоторые из пришедших вовсе не против заценить какую-нибудь аварию. И авария будет! Да таких масштабов, что дух захватывает!

Примечательно, что в начальных титрах четвертой части можно без труда узнать самые яркие и запоминающиеся смерти из всех предыдущих фильмов. Зритель смотрит, словно через рентген, на то, как ломаются позвоночники и трещат по швам черепа несчастных. Сделано это очень стильно и сразу настраивает на нужный лад.

Вообще способы, которыми смерть добивалась своего во всех фильмах франшизы, были очень кровавыми. Четвертая часть продолжает в том же духе. Крови и мяса будет с лихвой. Иногда это смотрится не совсем естественно и натурально, но однозначно эффектно.

В остальном сюжет четвертой части примерно повторяет вторую. Главного героя — Ника — после спасения все так же мучают видения, которые он силится разгадать. Молодые люди с переменным успехом ведут борьбу с невидимым врагом. Но смерть — дама капризная и привыкла получать свое любой ценой.

Пункт пятый

Последняя на данный момент часть франшизы вышла в 2011 году и постаралась объединить в себе все лучшее, что было в предыдущих историях, и добавить пару изюминок. В центре сюжета эпичная трагедия на мосту, который неожиданно разваливается под действием сильного ветра и некачественных ремонтных работ. Главные герои — сотрудники фирмы, которые едут на корпоративный отдых. Но вместо сомнительного развлечения они вынуждены падать с высоты в несколько десятков метров и расшибаться о водную гладь. Роль «всея спасителя» уготована для Сэма. За минуту до катастрофы он выводит из автобуса свою девушку, а вслед за ними подтягиваются и другие коллеги. Среди героев появляются и новые интересные типажи — например, любвеобильный очкарик. Наблюдать за его походом в массажный салон — отдельное удовольствие.

Помимо игры в кошки-мышки со смертью, в фильм вновь возвращаются проблемы с полицией, которая с подозрением относится к новоиспеченному предсказателю. К тому же у Сэма имеются и другие насущные заботы: работа и девушка, которая прямо перед поездкой вдруг заявила о разрыве.

Главной фишкой пятой части становится абсолютно новое правило: убей, если хочешь жить. Теперь, чтобы вычеркнуть себя из списка смерти, нужно задобрить костлявую новой жертвой — заменить себя другим человеком. Тогда его жизнь перейдет тебе и ты проживешь ровно столько, сколько тому было отведено. Естественно, такой неожиданный расклад вносит свои коррективы в, казалось бы, сплоченную команду выживших.

Но самое потрясающее, что есть в пятом «Пункте назначения», — это финал. По сути, он объединяет все, что было до этого, в одну взаимосвязанную историю, в одну жутко запутанную схему.

* * *

«Пункт назначения» — это уже фактически классика, вписавшая свое имя в историю фильмов ужасов наравне с такими культовыми франшизами, как «Крик», «Хэллоуин» или «Кошмар на улице Вязов». Но эта история не только пугает нас. Она заставляет задуматься. Смерть всегда ходит где-то рядом, и ее планы неведомы человеку. «Пункт назначения» учит, что нельзя жить в страхе и вечном ожидании Судного дня. Учит, что нужно перестать воспринимать каждый день как должное и радоваться ему словно самому большому чуду. Учит тому, что нужно наконец перестать строить планы и начать их воплощать. Ведь жизнь всего одна.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Po3T 20-05-2020 10:03

    На каждого Берлиоза найдется своя Аннушка.

    А вообще, третья и четвертая стоят сюжетно особняком. Упоминания событий первого фильма в них - дань вежливости. А вот 1,2 и 5 - это да, единая история.

    Учитываю...