Самая страшная книга 2016 (антология)
Составитель: таргет-группа читателей
Жанр: ужасы
Издательство: АСТ, Астрель-СПб
Год издания: 2015
Похожие произведения:
«Самая страшная книга 2014» (антология)
«Самая страшная книга 2015» (антология)
Новый том ССК (Самой Страшной Книги) стал уже третьим по счёту. Можно начать обзор с самых первых впечатлений, а именно: тактильных. Качество книги, несомненно, улучшилось, ее стало приятнее держать в руках (увесистый такой кирпичик, можно и от маньяка отбиться, и от потусторонней твари), дизайн стал менее вычурным, что серии только на пользу пошло. А еще два, — целых два, Карл! — блерба от монстров забугорного хоррора. Внушает, чего уж там.
Внутри, как обычно, подборка стррррашных рассказов, кропотливо отобранных читательской таргет-группой. Имена, преимущественно, все те же. Можно сколько угодно повторять мантру «новичкамнепробиться», и да, старый конь, многократно прошедший борозду отборов, действительно имеет больше шансов. Но только за счет мастерства. Понравиться большему количеству судей-читателей — если это не мастерство, тогда что?.. К тому же есть в этом томе и новички, есть, и немало (забудем о том, что все авторы ССК еще года три назад сами были новичками).
Начнем с открывашки — Николай Иванов выстрелил дуплетом, да еще каким! Он открывает сборник и закрывает его, и такая честь понятна, составители не прогадали, оба рассказа шикарные, и начальная «Длака», а особенно — финальное «Одеяло». Кажется, Иванов нашел свою нишу — мальчишеский хоррор. Писать о взаимоотношениях детей и родителей на фоне сверхъестественной чехарды получается у него лучше всего.
Максим Кабир также зашел в книгу с двумя рассказами. Но если «Багровая луна», слабая и вторичная, оставляет в недоумении (это Кабир? серьезно?!), то «Африкан» полностью реабилитирует автора. Отменная атмосфера и локация блокадного Ленинграда сделали свое дело.
Похожая ситуация и с Дмитрием Костюкевичем. Его «В иллюминаторе» хорошо и детально выписан, но тоже может показаться вторичным. А вот его же «Фиалка», в соавторстве с новичком (!) Андреем Анисовым, покоряет своим безумием и отстраненностью.
К сожалению, не трогает рассказ Михаила Павлова «Работа. Возможно совмещение». Ведь и написано неплохо, и идея интересная, но чего-то не хватает. Также не вдохновляет Анна Железникова с чудовищно затянутым рассказом про вампирский цирк («Канатные плясуньи»).
Александр Подольский также выступил с двумя номерами. Старенький рассказ «Ненужные» неплох, но это не тот Подольский, которого мы ждем. А вот «Демьяновы фильмы» — выше всяких похвал! Это произведение напоминает «Червей» Кабира, только про кинематограф, а не про книги. И это очень хорошее сравнение, поверьте!
Отлично выступил и Владимир Кузнецов с мистической сказкой о големах и древних проклятиях. По «Тетраграмматону» можно писать развернутую повесть или даже роман — мир позволяет.
Дмитрий Лазарев уверенно повышает уровень. Аналогий «В яме» можно подобрать множество, но рассказ все равно остается самобытным и целостным. Так держать, верной дорогой идете, товарищ!
Алексей Провоторов, еще один автор, стрельнувший дуплетом. Его «Мужики» — это просто чистейший образец идеального деревенского хоррора! А вот нахваленное «Веерное отключение» показалось излишне растянутым, хотя и не плохим.
Александр Матюхин стабилен, как сама стабильность — уверенно лезет в дебри человеческой психики и создает мрачные, безысходные тексты. Сумасшествие, нереальность происходящего, попытка противостоять безумию — все в лучших традициях любимой Александром маньячной прозы. Рассказ «Узор» — тому подтверждение.
Майк Гелприн традиционно балует хорошими рассказами. Это касается и «Восьмой свадьбы», написанной в соавторстве с Юлией Черных (еще один новичок в ССК!). Пусть рассказ и не новый, но написан складно и подан хорошо. Разве что финал немного скомкан. А вот второй, сольный рассказ Майка «Переполнившаяся чаша» здорово порадовал погружением в детали тюремного быта.
Евгений Абрамович (еще один новичок!) запорол интересную идею не самым качественным исполнением. В целом «Одни из нас» читаются вроде неплохо, но нет-нет и скривишься, блин, ну как же так?! Та же беда и с рассказом «Кудеярова поляна» Натальи Алфёровой (тоже новенькая в ССК). Вроде и идея интересная, и герои не картон, а все равно чувствуется: не слишком уверенной рукой написано.
Порадовал Дмитрий Витер и его «Ночной пловец». При чтении думаешь, что все будет не то и не так, и это хорошо, что в итоге ошибешься. Хотя обманка, конечно же, не срабатывает на опытном читателе. Опытный читатель — он такой. Знает, что все должно закончиться плохо.
Кстати, это один из законов скримера, которые в одноименном рассказе озвучила Елена Щетинина. Рассказ излишне затянут. Неплохой, но доооолгий. По тематике он бы очень хорошо зашел в «Темную сторону Сети». «Ведьмин ключ» Виктории Колыхаловой пободрее, вполне уверенный рассказ, но чуть выше среднего. То же самое и с рассказом Ильи Объедкова. «Люди» — антуражная вещь, но читать о том, как бандиты рубят безответное мирное население, вполне можно и в какой-нибудь другой книге. Или вот, скажем, «Дорога на Харбин» Ярослава Землянухина. Потенциально шикарный рассказ, в котором мистика загнана на задний план, что, к сожалению, на пользу тексту не идет. А ведь так хорошо все начиналось! Но обрубилось резко, не очень внятно и с огромным роялищем в кустах в виде взрывчатки.
Ну и последний (но не в последнюю очередь!) Дмитрий Тихонов, с рассказом «Гарь». Классное произведение, собранное из, казалось бы, давно знакомых частей.
Что же в итоге? Сперва может показаться, что уровень ССК-16 просел (что, в общем, неудивительно, учитывая, насколько мощной получилась ССК-15). Однако, чем дальше, чем больше находишь шикарных рассказов, страшных историй, тем сильнее убеждаешься, что да, удержали-таки планку! Сделали отличную книгу, которой можно гордиться и составителю, и редакции (хотя, блин, сколько же пропущенных слов в «Африкане»?!), и таргет-группе, и самим авторам.
Комментариев: 0 RSS