DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Свет и тьма (часть третья): Uriah Heep и Black Sabbath в 1990-е

Читайте предыдущие статьи цикла «Свет и тьма»:

Свет и тьма: к 50-летию Uriah Heep и Black Sabbath

Свет и тьма (часть вторая): Uriah Heep и Black Sabbath в 1980-е


Для британских классиков хард-рока Uriah Heep и Black Sabbath 1980-е оказались не лучшим временем: создать бессмертные хиты уровня начала семидесятых не получилось, как и занять новые музыкальные ниши. В последнем десятилетии ХХ столетия музыканты, похоже, наконец поняли, что гнаться за былой славой бессмысленно и нужно оставаться верными самим себе. Об этом — в заключительной статье цикла «Свет и тьма».

В 1991 году Uriah Heep в очередной раз воспели развал соцлагеря в альбоме «Different World». В плане стилистики он совершенно не отличается от предшественника, о котором мы подробно поговорили во второй части цикла и потому не будем на этом останавливаться.

Примерно на четыре года «Хипы» затихли, зато «Саббат» развернули кипучую деятельность. После неудачного релиза «Tyr» Тони Айомми распустил команду, чтобы тут же собрать ее в составе образца 1981 года — с легендарным Ронни Джеймсом Дио на вокале, Гизером Батлером на бас-гитаре, Винни Эпписом за ударной установкой и Джеффом Николсом на клавишных в качестве приглашенного музыканта. 1992 год ознаменовался выходом зубодробительного альбома «Dehumanizer». Это органичный сплав мрачного, тягучего саббатовского саунда семидесятых со стилистикой периода Дио начала восьмидесятых. Альбом подробно рассматривается в недавнем материале, посвященном жизни и творчеству Ронни Джеймса.

Однако возрожденному союзу не было суждено долго жить. После выхода «Обесчеловечивателя» дали о себе знать старые творческие разногласия, и Дио с Эпписом вновь отправились на вольные хлеба. Батлера хватило еще на один релиз — «Cross Purposes» 1994 года.

В этот раз должность барабанщика занял ветеран Rainbow Бобби Рондинелли, а за микрофон снова встал Тони Мартин, ранее спевший в группе три альбома. Новинка отличается цельным, монолитным звучанием и во многом похожа на «Headless Cross» 1989 года. В отличие от «Tyr» здесь нет смелых, но бестолковых экспериментов. Добротный хард-н-хэви не смазан и не размыт. Будоражащие «боевики» с резкими перепадами скорости («I Witness») чередуются с пронзительными рок-балладами («Dying for Love»). В семидесятые такой альбом стал бы настоящей бомбой.

В следующем, 1995 году как-то так вышло, что полностью возродился состав образца пятилетней давности, записавший «Tyr». Айомми, Мартин и Николс остались; Батлер куда-то слинял, и его место вновь занял Нил Мюррей; Рондинелли тоже исчез, уступив должность Кози Пауэллу.

В таком виде коллектив записал «Forbidden» — мрачную, увлекательную и умеренно экспериментальную работу. Здесь нет-нет да и почувствуются модные тогда веяния — гранж и альтернатива. Пластинку открывает «The Illusion of Power» — поначалу трудно воспринимаемая какофония звуков с многослойным вокалом, средневековым гитарным риффом-тритоном для нагнетания жути и малопонятным речитативом, который выдал приглашенный исполнитель — рэпер Ice T. Последнее может вызвать лишь недоумение. На что Айомми надеялся, когда решился на такую странную коллаборацию, — загадка.

В альбоме много гитарных переборов и балладных вставок. Не обошлось и без полноценной баллады — «I Won't Cry for You». Отчетливо слышно влияние старого доброго блюза, особенно в «Sick and Tired». Заканчивается вся эта мешанина тяжеловесным, громоздким «Поцелуем смерти» — «Kiss of Death». В финале тикают часы, отсчитывая оставшееся ничтожное время до кончины лирического героя и... группы Black Sabbath.

Вскоре после выхода альбома коллектив приказал долго жить. Не было никаких громких заявлений о завершении музыкальной карьеры, о «последней главе» и прочего пафоса. Просто активность команды и ее лидера тихо, незаметно сошла на нет. В 1998 году, правда, состоялся очередной реюнион — на сей раз в классическом составе (Айомми, Батлер, Осборн, Уорд). Вышел двойной концертный альбом с двумя студийными бонусами, но дальше этого дело не пошло. В 2007 году появился сборник лучших песен Black Sabbath времен Дио с тремя новыми композициями. А дальше...

Дальше случилось нечто из ряда вон выходящее. Между участниками команды разгорелась судебная тяжба за право использовать название Black Sabbath. Кто и чего хотел, разобраться непросто. Привело все это безобразие к тому, что очередной реюнион с Дио пришлось назвать «Heaven & Hell», хотя это был в чистом виде Black Sabbath образца начала восьмидесятых. Под этой вывеской команда стариков выпустила впечатляющий альбом «The Devil You Know» и два больших концертника. Парни активно гастролировали до 2010 года, пока не умер Дио.

Из-за судебного спора официально альбомами Black Sabbath теперь считаются только те, в которых поет Оззи. Остальные с недавних пор положено называть «выпущенными под маркой Black Sabbath». На официальном сайте группы из ее истории безжалостно вычистили огромные пласты событий, массу выдающихся имён. Да и само музыкальное наследие теперь как будто и не принадлежит «Саббат». Ситуация позорнее некуда.

В 2013 году с помпой произошло воссоединение с Оззи Осборном — на этот раз для записи полноценного альбома «13» с последующим прощальным туром и изданием дополнительного диска «The End». На последнем представлены песни, которые не влезли в альбом, плюс несколько удачных концертных номеров. Реюнион вышел блестящим, пластинки бойко раскупались, концертные площадки были заполнены до отказа. Страшная философская притча «God Is Dead?» с тех пор не дает покоя многим молодым музыкантам, о чем можно судить по бесчисленному количеству профессиональных и любительских каверов. После этого группа официально поставила точку в своей истории — под занавес ободранной, словно береза ковшом экскаватора. Впрочем, как говорится, еще не вечер. Пока музыканты живы, возможно все — и примеров тому масса...

Вернемся к Uriah Heep. Долгое время болтавшиеся в вязком болоте творческого поиска, к 1995 году они наконец нащупали золотую жилу. Новый альбом «Sea of Light» многие называют возвращением Heep к корням — классическому саунду семидесятых. Это верно лишь отчасти: Мик Бокс и его команда действительно во многом переняли фишки Uriah Heep древних времен, да и материал впервые за пятнадцать лет был записан по-настоящему качественный, свежий, сделанный на совесть, а не для галочки. Безусловно, без Кена Хенсли полностью вернуть древнюю хиповскую магию невозможно, но у группы появился некий монолитный творческий стержень. Этому поспособствовали наконец-то достигнутая стабильность состава и, вероятно, приходящая с годами мудрость: нельзя угодить всем вкусам, как и заработать всех денег. Нужно просто делать дело, которое нравится.

Песни Uriah Heep снова наполнены возвышенными мелодиями, вдохновенными гитарными проигрышами и резво бегущими переливами органа Hammond, чего группе долгое время остро не хватало. «Against the Odds» — ударное начало с запоминающимся риффом, напористым припевом и по-волчьи завывающей соло-гитарой. Далее — размеренная «Sweet Sugar», безупречный образец жирного, маслянистого хард-рока семидесятых, где сочный баритон Берни Шоу звучит как влитой. «Time of Revelation» вполне могли бы спеть Байрон и Лоутон — настолько она в духе ранних «Хипов». «Mistress of All Time» — сильная, возвышенная баллада с мощной ритм-секцией в припеве и плотным слоем клавишных. В «Universal Wheels» безудержный гитарный напор и падающие, словно щебень, россыпи хаммонда рисуют агонизирующую, задыхающуюся в глобальной экологической катастрофе Землю. «Fear of Falling» Тревор Болдер написал исключительно под себя — видимо, поэтому Берни Шоу уступил ему место за микрофоном. Здесь — снова пробирающая до мурашек мелодия, сыгранная с невиданным для обновленных «Хипов» огненным драйвом. «Spirit of Freedom» — своего рода отсылка к старой «Sweet Freedom», выдержанная в том же ключе.

За «Sea of Light» последовал столь же сильный «Sonic Origami» (1998). Несмотря на смелые эксперименты с оркестровками, звучит он не менее целостно и увлекательно.

Нового студийного материала от Uriah Heep пришлось ждать целых десять лет. Все это время они гастролировали и переосмысливали свою классику. В 2001 году по моде того времени группа записала акустический концертный альбом, а в следующем прогремела с другим лайвом — «The Magician's Birthday Party», первым за двадцать лет реюнионом с ветеранами Кеном Хенсли и Джоном Лоутоном. В 2008 «Хипы» выдали мощнейший «Wake the Sleeper». Это идейный наследник предыдущих двух альбомов, но звучит он гораздо жестче и напористее. С тех пор группа регулярно записывается в студии, по-прежнему много гастролирует. В 2015 году состоялось новое уникальное воссоединение. В московском Crocus City Hall к коллективу подключились Кен Хенсли и Ли Керслейк, чтобы исполнить семнадцать песен из классического репертуара семидесятых. Для них это было последнее совместное выступление с командой, в которой они добились всемирной славы. В конце сентября 2020 года умер Керслейк, в начале ноября — Хенсли.

2020 год ознаменовался не только трагическими событиями, но и пятидесятилетием великого музыкального коллектива. Нынешняя зашкаливающая активность Бокса и компании позволяет надеяться: это не последняя круглая дата, которую Uriah Heep отметят на сцене — как и положено рокерам.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)