DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Такие милые продуценты!..

Посмотрите вокруг. Их так много! И они всюду! Даже среди асфальто-бетонных массивов городов они встречаются. Деревья, кустарники и другие представители растительного мира. Одним словом, обыкновенные продуценты. Стоят себе, растут, занимаются фотосинтезом, никого не трогают...

Хотя почему это не трогают? А как же венерина мухоловка? А как же росянки разных видов? Эти с удовольствием питаются насекомыми. Хорошо хоть, только ими! Вот что было бы, если?..

Авторы ужасов тоже задумывались об этом, и не единожды. DARKER составил ТОП-10 рассказов и повестей об ужасах растительного мира, который с гордостью и представляет.


10. Кларк Эштон Смит «Женщины-цветы»

Этот автор, как обычно, удивляет. Его рассказ — второй из цикла «Ксиккарф» — мало похож на всё остальное, что представлено в данном топе. Во-первых, потому что это обычное (для К. Э. Смита) фэнтези с ма-а-аленькой щепоткой фантастики. Во-вторых, «женщины-цветы», хотя сами по себе и являются существами опасными, в рассказе выступают в качестве жертв.

Могучий чародей Маал Двеб, пресытившийся своей планетой Ксиккарф, отправляется в поисках развлечений на Вотальп, где его и встречают растущие вместе женщины-цветы. Поначалу они хотят его убить, потому как по природе своей являются вампирами. Но колдун успешно пресекает попытки и в дальнейшем узнаёт, что беззащитных существ методично уничтожают странные рептилоиды. Маал Двеб решает помочь беззащитным женщинам-цветам.

Рассказ не лучший у Кларка Эштона Смита, но, в общем-то, вполне обычный для него. Буйство авторской фантазии, мрачные тона, яркие описания и простая по сути своей история — всё на месте.

09. Роберт Говард «Сад страха»

Выбивается из ряда вон и произведение «техасского мечтателя». В «Саде страха», как и во многих других его работах, ужасу противостоит настоящий герой, с высоко поднятой головой встречающий любую опасность. Хунвульф-скиталец — очередное воплощение Джеймса Эллисона — готов идти за любимой хоть на край света.

Юноша преследует похитителя своей девушки и обнаруживает, что этот крылатый человек живёт в башне зелёного камня посреди таинственного сада. Неприступное сооружение окружает целое море красных цветов, через которое идти чревато: эти растения плотоядны. Хунвульф своими глазами видит, чем именно питаются дьявольские цветы. Но герой не был бы героем, если б не придумал, как преодолеть эту опасность и добраться до башни и заточённой в ней возлюбленной Гудрун.

Классический говардовский текст, не самый известный, даже в цикле о Джеймсе Эллисоне. И летающие люди с кожистыми крыльями за спиной встречаются в других произведениях техасца. Но вот плотоядные цветы — случай единичный и потому заслуживающий внимания.

08. Брайан Ламли «Тварь с пустоши у края кратера»

Британец Ламли известен своей огромной любовью к «Мифам Ктулху» в общем и к творчеству Лавкрафта в частности. В последнем он и расписывается рассказом «Тварь с пустоши у края кратера», который представляет собой перепевку «Цвета из иных миров». Вышло не слишком впечатляюще, хотя неведомое чужеродное растение, преследующее главного героя, выглядит довольно-таки неплохо!

Как бы то ни было, Ламли — крепкий, уверенный ремесленник, и если уж напишет что-то совсем неоригинальное, то даже и такие вещи прочитать разок вполне можно.

07. Амброз Бирс «Дом, увитый лозой»

Совсем небольшой рассказ о таинственной лозе — последнем напоминании о прежних жильцах покинутого дома. Автор так и не раскроет все карты, не расскажет читателю, что случилось на самом деле, но сюжетная канва даст некоторые намёки.

Некогда дом, где жила семья Гардингов, был полной чашей, но однажды случилось нечто странное. Миссис Гардинг уехала к своей матери в Айову и не вернулась. Вскорости мистер Гардинг собрал пожитки, забрал семью и также отбыл. Прошло несколько лет — и случайные путники обнаружили странную лозу, что росла у дома. Она трепетала даже в безветреные вечера. Местные жители, пытаясь доискаться причины такого поведения растения, выкопали его из земли и обнаружили очень интересные факты, наталкивающие на определённые мысли...

06. Герберт Уэллс «Цветение необыкновенной орхидеи»

Герберт Уэллс, знаменитый британский писатель, стоявший у истоков современной фантастики, не был чужд «тёмному» жанру. Доказательством этому могут служить многие его произведения — от «Долины пауков» до «Острова доктора Моро».

В рассказе «Цветение необыкновенной орхидеи» Уэллс также обращается к чувству страха, на сей раз посредством оранжерейных растений. Уинтер Уэдерберн приобретает для своей коллекции цветок, который, как явствует из названия произведения, оказывается не совсем обычным. Это приобретение сулит джентльмену новые ощущения — вот только вряд ли они будут приятными...

05. Артур Конан Дойл «Рассказ американца»

Рассказ «отца» Шерлока Холмса — лишь вторая его публикация. И это уже в какой-то степени детектив. Как-то раз в одном из местечек Аризоны схлестнулись пьяные американцы с британцами. Перепалка шла на словах, до драки дело не дошло. Но забияка Джо Хоукинс задумал недоброе против тихого англичанина Тома Скотта и отправился организовывать засаду в местечко, которое прозвали Ущельем Мухоловок. Именно там должен был пройти Том при возвращении домой.

А на другой день выяснилось, что англичанин жив и здоров, а вот Джо куда-то пропал. Американцы уверены, что Том убил его и скинул тело в болото, так что убийцу непременно нужно линчевать. И подвергнуть каре его надо не где-нибудь, а в том самом Ущелье Мухоловок...

«Рассказ американца» достаточно прост, и интрига этого «детектива» вычисляется без затруднений, а произведение, тем не менее, всё равно производит приятное впечатление. И не исключено, что один эпизод са-а-амую малость пощекочет вам нервы.

04. Ганс Гейнц Эверс «Из дневника померанцевого дерева»

Немецкий кудесник Эверс удивительно умел писать о бытовых ужасах, приземлённых, казалось бы, но рождающих чувства, не менее сильные, чем рассказы отцов ужаса «космического»! Его стихия — психология, его герои — с виду обычные люди, узнав которых поближе, начинаешь сомневаться: а всё ли у них в порядке с головой?

Таков же и лейтенант Болэн. Он считает, что Эми Стенгоп превратила его в миртовое дерево. «Бред!» — заявляет поначалу рассказчик, едва услышав об этом. Но скоро и сам понимает, что признание Болэна нелепицей назвать нельзя, ибо и сам пал жертвой чар этой прекрасной дамы...

Да, проза Эверса — всегда удивительная, какая-то особая, чарующая, но при этом создающая некий лёгкий дискомфорт, который хочется смаковать и смаковать! Рассказ «Из дневника померанцевого дерева» с блеском подтверждает эту мысль.

03. Элджернон Блэквуд «Ивы»

Об этой повести, в принципе, можно долго не распространяться. Классика, ужасающая классика, как ни погляди. Недаром именно «Ивы» оспаривают у «Вендиго» первенство среди лучших произведений Блэквуда.

Два приятеля, отправившиеся в путешествие вдоль Дуная, и подумать не могли, что заросли ив, в которых буквально тонут берега, являются брешью, приоткрывающей вход в иной мир. В мир страха и ужаса, тьмы и кошмара.

На страницах «Ив» — буйство невидимого и ужасающего. Автору блестяще удаётся облекать в слова то, с чем его герои не в состоянии соприкоснуться непосредственно. Они почти всегда находятся в неведении относительно самого источника страха, но могут его чувствовать с помощью явлений знакомого им мира. Ивы — вот те посредники, что заставляют души героев леденеть от запредельного космического ужаса.

02. Уильям Хоуп Ходжсон «Голос в ночи»

Один из лучших рассказов Уильяма Хоупа Ходжсона также связан с растениями. Правда, не с цветами и не с деревьями, как можно было ожидать, а с мхами. И оттого ещё жутче и неприятнее: эти высшие растения обычно вовсе не радуют глаз...

Странная ситуация: судно идёт в сплошной темноте, и вдруг к нему пристаёт лодка, пассажир которой просит провизии. Он предостерегает моряков, чтобы те не светили ему в лицо. И далее — рассказывает свою историю. Действительно, чего только не бывает на свете, а уж в море, в таинственном непознанном океане могут таиться такие ужасы, что и не вообразить человеку!

«Голос в ночи» по праву считается одной из лучших работ Ходжсона. «Морской хоррор», излюбленный поджанр британского писателя, в данном случае получает отличную «растительную» поддержку.

01. М. Р. Джеймс «Ясень»

Как-то немного странно обнаружить среди рассказов М. Р. Джеймса историю о растениях. Чаще страницы его книг населены бесплотными призраками, пропитаны духом старых церквей и запахом тяжёлых старинных фолиантов. «Ясень» исполнен всё же в несколько ином ключе. Как раз в этом состоит очарование данного рассказа.

Ветви ясеня, что растёт совсем рядом с усадьбой Кастигхэм-холл, практически касаются стен. Дерево это видело не одно поколение хозяев дома — растению-старожилу уже более двухсот лет. И что же оно видело в этой усадьбе, какие тайны оно хранит? Сэру Ричарду суждено пролить свет на ужасные секреты ясеня...

Произведение это — одно из самых ранних в писательской карьере М. Р. Джеймса, и притом одно из самых жутких. Хотя здесь само по себе растение не представляет никакой опасности, однако оно стало прибежищем зла, отравляющего всё вокруг и сгубившего нескольких членов семьи, владевшей Кастигхэм-холлом. Главная удача рассказа — замечательная атмосфера. Ветви ясеня, отбрасывающие кривые тени в сумерках, созданию этой атмосферы только способствуют.


Впрочем, вышеуказанные произведения — всего лишь малая часть ужасов, которые могут встретиться в растительном мире. В этом номере журнала подобралась отличная «зелёная компания», но и каждый читатель наверняка вспомнит рассказ-другой, посвящённый страшным растениям. Делитесь своими любимыми «растительными» хоррор-рассказами в комментариях!

 

Бонус. Опубликованные в DARKER рассказы по теме ужасных растений

 

Маркус К. Корб «Совсем особый сок»

У всякого древнего рода есть свои реликвии. Вечным спутником семейства Делакруа стал дуб-патриарх, растущий у фамильного склепа. Однако соседство их неслучайно, а гробница скрывает ужасную тайну... Впервые в DARKER перевод с немецкого языка, готическая история в исполнении нашего современника из Германии.

Фред М. Уайт «Фиолетовый ужас»

Чтобы передать важное письмо прямо в руки адмиралу, небольшой отряд американских моряков направляется в путь длиной в пятьдесят миль. Заночевать они решают в деревне кубинцев, где встречают необычайной красоты девушку. На шее у нее венок из фиолетовых цветов, и командующий отрядом лейтенант, знаток ботаники, сразу распознает неизвестный науке вид орхидей. Парень по имени Тито соглашается показать место в лесу, где растут эти удивительно большие цветы, от которых будто бы тянет запахом разложения… На русском публикуется впервые.

Игорь Колосов «Бордовые»

Семейная поездка к озеру началась не слишком удачно — машина сбила непонятное высокое растение, которое истекало соком, точно кровью. Что это за бордовая невидаль, как она оказалась посреди дороги, как пробилась через асфальт? Но вопросов стало еще больше, когда прямо на крыльце уединенного домика и в зарослях вокруг обнаружились те же самые растения.

Роберт Одинцов «Наблюдатель»

Однажды Саша получил необычную посылку от друга — контейнер с растением. Друг уверял, что растение это мутировало, так как было обнаружено в месте падения метеорита. Саша посадил подарок в ящик с землей и стал наблюдать. Через какое-то время растение начало проявлять признаки разума. Оно быстро росло, реагировало на внешние раздражители и... полюбило есть мясо.

Сергей Капрарь «Вегетация»

Через сорок дней после смерти деда, знаменитого на весь район цветовода, герой обнаруживает на его могиле уродливые растения. Они не похожи ни на один известный ему вид цветов, зато похожи на растопыренные человеческие ладони. Разобраться в их происхождении мог бы двоюродный брат Ромка, который перенимал у старика дело всей его жизни и ориентировался в подобных вещах. Вот только братья не слишком ладили друг с другом, да и Ромка при виде могильных цветов повел себя очень странно.

Всеволод Гаршин «Красный цветок»

Пациент сумасшедшего дома практически не спит и каждый день теряет в весе. Он одержим мыслями о красных цветах мака, что растут в саду при больнице. Ведь в них собрано все зло человечества, вся боль и все слезы. Вся пролитая кровь. Никто этого не понимает, ходить на грядки и рвать цветы не разрешается... Но их во что бы то ни стало нужно уничтожить, не дав излить зло в наш мир.

Федор Сологуб «Ёлкич»

«Ёлкич в ёлке мирно жил, ёлкич ёлку сторожил. Злой приехал мужичок, ёлку в город уволок...» Маленький Сима напевал эту странную песню, чем сильно тревожил матушку. Потому что не видели взрослые ёлкича, не слышали его ворчания и жалоб. Зато ёлкич всех видел и слышал. И кое-что задумал.

Максим Маскаль «Новогодняя традиция»

Кто-то каждый Новый год ходит в баню, а кто-то в лес за новогодним символом. Ведь срубить дерево — это так просто. Только люди никогда не задумывались, что однажды в лесу можно повстречать того, кто живет там годами. И у кого свои новогодние символы.

Алексей Провоторов «Долли»

Это непростой лес и населяют его непростые обитатели. В здешней земле лежат трупы, которые могут вставать и охотиться. Лесные создания хранят проклятья Бойни и сами являются проклятьем для других. Но что делать, если тут пропадет ребенок-сомнамбула? Конечно же, просить о помощи особого человека.

Фил Робинсон «Дерево-людоед»

Классический рассказ конца 19 века из антологии «Dracula's Brood». Впервые на русском. Живые деревья могут быть не только добрыми Энтами…

Кир Луковкин «Грибной сезон»

Грибы бывают разные: полезные и ядовитые, галлюциногенные и даже хищные... И пусть технически они не относятся к растениям, не вспомнить их здесь мы не могли.

Александр Подольский «Человек-банан»

Шок-рассказ, абсурдистский хоррор, после которого автору неоднократно советовали подлечить голову в соответствующем учреждении. Читать только на свой страх и риск!

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Виктория 15-08-2019 14:47

    Повесть Стивена Кинга "Плющ". Непонятно только, то ли он не дописан автором до конца, то ли не до конца переведен.

    Учитываю...