DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Трансеры: путешествия во времени, неонуар, 80-е

При взгляде на многие хоррор-хиты последних лет — «Американскую историю ужасов: 1984», «Оно», «Очень странные дела» — складывается впечатление, что на дворе по-прежнему царят цветастые, синтезаторные 80-е. Такое чувство, что все мы, вслед за Терминатором и Марти Макфлаем, перенеслись назад во времени и очутились в эпохе, когда подростки коллекционировали бейсбольные карточки, а киберпанк еще не имел оттенка ретрофутуризма.

Прямо как герои фильма «Трансеры»!

После выхода «Бегущего по лезвию» продюсер и режиссер Чарльз Бэнд смекнул, что Ридли Скотту удалось нащупать новую крутую эстетику неонуара, которая будет продаваться и без философских рассуждений. Бэнд заменил их на путешествия во времени — и дал жизнь новой франшизе, которая на сегодняшний день насчитывает шесть полнометражных и один короткометражный фильм, а также две серии комиксов.

Трансеры, 1984

Самый важный для 80-х год — это, конечно, 1984-й. Именно тогда вышел первый фильм про Джека Дета, полицейского из будущего, избравшего своей стезей охоту на трансеров. Его роль исполнил Тим Томерсон, до этого сыгравший в «Острове фантазий», а после — в «Почти стемнело». Его пафосное имечко — отсылка к классическим нуарам с их Сэмами Спейдами и Диксонами Стиллами. Прикид тоже под стать: бежевый тренч, прилизанные волосы и вечная сигарета в зубах. И если Харрисон Форд двумя годами ранее щеголял в подобном виде на полном серьезе, то здесь над образом главного героя уже иронизируют.

Итак, кто же такие трансеры? Это слабовольные неудачники, чей разум захватил криминальный гений из 2247 года, Мартин Уистлер. В любой момент эти обычные на первый взгляд люди готовы перейти в режим агрессивных зомби. Помните шкалу бешенства в Suffering? Или режим берсерка в любой другой видеоигре, когда протагонист слетает с катушек и начинает гасить всех подряд? Это вот оно самое.

В таком состоянии трансеры способны на многое. Например, на убийство жены Джека Дета! За которое он им, собственно, и мстит. Сам Уистлер уже ликвидирован, и теперь задача Джека — отыскать оставшихся трансеров и выжечь им мозги лазером. Дет настолько крут, что зажигает спичку о собственные зубы, поэтому, несмотря на седые виски, справиться с парой-тройкой взбесившихся сверхчеловеков для него не проблема.

В первой сцене Джек под атмосферную электронику (впоследствии ставшую визитной карточкой серии) подъезжает к небольшой кафешке, оформленной в стиле 50-х. На дворе поздний вечер, неоновые вывески окутывает густой туман — стилистика выдержана на все сто. Кажется, что столь ударное начало задаст настроение всему фильму, однако не тут-то было! После стремительной схватки с трансером мы переносимся в футуристичные апартаменты некоего министерства. Костюмы и декорации примерно как в LEXX или в каком-нибудь порнофильме про космос.

Выясняется, что Мартин Уистлер все еще жив. Он отправился в прошлое, используя весьма экстравагантную технологию: перенос сознания в тело своего предка из 1985 года. Таким образом, физически Уистлер продолжает пребывать в изоляторе, но, чтобы судить его по всем правилам, необходимо вернуть сознание на место. Задачу поручают Джеку, и тот первым делом уничтожает Уистлера. Теперь злодей уже не сможет вернуться, но, управляя чужим телом в прошлом, он может убить предков тех людей, которые упрятали его за решетку, включая детектива Макналти, босса и близкого друга Джека Дета.

Джек, подобно Кайлу Ризу, отправляется в прошлое, дабы предотвратить смертоубийство. С этого момента от изначальной эстетики не остается и следа — мы погружаемся в дивный мир Лос-Анджелеса 80-х с его ночными клубами, соляриями и длинноногими красотками. Одну из них Джек сразу же находит в своей постели, а точнее, в постели своего предка, который — вот уж сюрприз! — выглядит в точности как сам Дет. Девушка по имени Лина, сыгранная Хелен Хант («В тихом омуте»), на удивление спокойно воспринимает рассказ о путешествиях во времени и соглашается помочь Джеку в его борьбе.

В середине истории к ним также присоединяется Макналти, единственным предком которого оказывается маленькая девочка…

Веселые и на редкость бессмысленные приключения Джека Дета приглянулись зрителям и без труда отбили скромный бюджет в $400 000. Позднее «Трансеры» вошли в список 100 величайших научно-фантастических фильмов по версии ресурса Total Sci-Fi Online. С годами картина обрела почти культовый статус, невзирая на нелогичности, отсутствие размаха и медленный экшен. «Трансеры» сохраняют актуальность и сегодня: для чего смотреть новомодное ностальгическое кино, построенное на одних только отсылках и «переосмыслении» классики, когда есть неповторимый, ламповый оригинал?

Трансеры: Город потерянных ангелов, 1988

Несмотря на успех первой части, выпуск сиквела затянулся на многие годы. Чтобы подогреть интерес публики, в 1988 году режиссер Чарльз Бэнд снял альманах «Пугающие до дрожи», который состоял из трех короткометражных работ: экранизации Говарда Лавкрафта «Зловещий священник» с Джеффри Комбсом в главной роли, продолжения темного фэнтези «Хозяин подземной тюрьмы» и, собственно, «Города потерянных ангелов», также известного как «Трансеры 1,5».

К сожалению, дистрибьюторская компания Чарльза Бэнда Empire Pictures («Реаниматор», «Извне», «Куклы») в это самое время потерпела крах, и альманах положили на полку. Лишь в 2013 году режиссер вернулся к отснятому материалу, стряхнул с него пыль и выпустил на DVD. Получился красивый «привет из прошлого», вполне гармонирующий с концепцией путешествий во времени.

История, рассказанная в короткометражке, не представляет собой ничего ценного. Джек Дет остался в 80-х со своей новой возлюбленной, но семейная жизнь не ладится. Лина уже готова бросить незадачливого детектива, как вдруг объявляется Макналти в теле девочки-подростка. Выясняется, что на Джека объявлена охота, убийца нагрянет с минуты на минуту и нужно срочно что-то делать. Поэтому Макналти открывает бутылку виски и начинает бухать, ну а Джек противостоит злодею чуть ли не в одиночку. Основная интрига, конечно, не в том, сможет ли старый коп одолеть врага, а в том, что будет, когда Макналти улетит «назад в будущее»? Как Джек сможет объяснить появление в своем доме пьяной малолетки? Увы, сценаристы идут по более привычным тропам и завершают историю банальным хеппи-эндом. «Береги себя, пройдоха».

Касаемо небольших, но приятных деталей: в фильме засветилась актриса Грейс Забриски, Сара Палмер из «Твин Пикса», а главного гада Джек Дет одолел с помощью своего верного геля для волос!

Трансеры 2, 1991

В начале 90-х Чарльзу Бэнду удалось решить финансовые проблемы: он даже основал новую компанию Full Moon Features для дальнейшего производства и продвижения своих фильмов. В мире царила эпоха VHS, поэтому «Трансеры 2» вышли сразу на видео.

Итак, Джек с Линой наслаждаются семейной идиллией и выбирают себе новый дом, когда в их размеренную жизнь вновь вторгаются трансеры. На сей раз в прошлое переместился брат Уистлера Вардо, который под видом экодвижения GreenWorld создал тоталитарную секту (как будто это не одно и то же), где промывает остатки мозгов своим адептам — по большей части бомжам и психам, — а заодно производит трансеров в промышленных масштабах. Помогают ему отрастивший стильную бородку Джеффри Комбс и Мартин Бесвик, которая выглядит как Рокки Хоррор на минималках.

И наконец, самое главное: Элис, «бывшая» жена Дета, жива! Ее роль исполняет красавица Меган Уорд («Амитивилль 1992: Вопрос времени»), поэтому между ней, «мужем» и Линой возникает любовный треугольник. Еще большей пикантности добавляет старина Макналти в исполнении Элисон Крофт, которая выросла и тоже превратилась в красотку.

Элис «отдыхает» в клинике Вардо. Ее задача — помочь Джеку вернуться обратно в свое время. Благо в будущем разработали барокамеру, перемещающую не сознания, а тела. Элис не в курсе, что стоит ей вернуться назад посредством переноса сознания, как ее убьют трансеры. Зато Джек прекрасно понимает, что ее ждет, поэтому перед ним встает дилемма: вернуться назад самому или отправить вместо себя жену в ее текущем теле и тем самым спасти ей жизнь. Во втором случае Джек навсегда останется в прошлом, потому что в XXIII веке его «тело затвердело» (что бы это ни значило) и перемещать в него сознание уже нельзя.

Увы, даже столь витиеватые объяснения не в силах залатать сюжетные дыры, по числу которых сиквел уделывает оригинал. Например, для чего Джеку вообще улетать? До последнего времени он и не задумывался о возвращении. Обстоятельства смерти жены должны быть ему хорошо известны — так почему бы не предупредить ее об опасности? И как вообще работает технология переноса сознания? Почему, если что-то не получилось, не попробовать вернуться в прошлое еще раз? И почему у предка Джека Дета нет детей?! В смысле, он живет один, у него нет бывшей, которой он бы платил алименты… Возможно, ребенок появится в будущем? Но Джек ведь не собирается покидать тело предка! Может, он вознамерился стать своим собственным прапрапра<...>дедом, почти как Фрай из «Футурамы»?

С другой стороны, поиск всех этих несуразностей только прибавляет интереса к просмотру. К реальным же недостаткам картины стоит отнести некоторую карикатурность происходящего, которая наиболее четко проявляется в боевых сценах.

Трансеры 3, 1992

Не прошло и года, как Full Moon Features выпустила очередную серию похождений Джека Дета с невероятной игрой слов в подзаголовке: Deth lives. Режиссерское кресло на этот раз занял дебютант С. Кортни Джойнер, ранее работавший над сценарием малобюджетного хоррора «Повелитель кукол 3: Месть Тулона».

Дела у Джека идут неважнецки. После исчезновения трансеров ему приходится расследовать супружеские измены. Кажется, что хуже уже быть не может, как вдруг за Джеком прибывает робот-монстр Шарк, который выглядит как панк-версия Немезиса. Любопытно, что его добавили в сценарий только потому, что Тим Томерсон в то время страдал от сильных болей и Бэнд испугался, что актер не вытянет фильм.

Шарк хватает сопротивляющегося охотника и улетает с ним в родной XXIII век, охваченный кровопролитной войной. Члены Совета, включая Макналти, убиты, и, дабы предотвратить столь печальное развитие событий, Джеку нужно отправиться в 2005 год.

Чем бы вам ни запомнился этот год, поверьте: он не имеет ничего общего с тем, что показано в фильме. По мнению создателей, 2005-й ничем не отличается от старого доброго 1985-го: никаких новых технологий, новых интерьеров или политических изменений. Люди даже одеты как тогда!

Единственное отличие: в киношных нулевых действует некий полковник Мэтью, собирающий собственную армию трансеров. Его цель — «продать» боевое подразделение правительству. И это злодейский план? Больше похоже на будни Владислава Суркова. Роль гадского гада исполнил Эндрю Робинсон, «папочка» из «Восставшего из ада». Тут даже есть соответствующая отсылка: «Come to Daddy!» Впрочем, она меркнет на фоне финальной реплики, которая почему-то отсылает к «Касабланке»…

Грим, как и боевые сцены, стал получше, но саму историю высосали из пальца. Дружбы между Джеком и Шарком так и не случилось, хотя бы потому, что в самый ответственный момент робот неожиданно отключается. Сам же охотник узнает, что теперь ему до конца дней предстоит мотаться по разным временам, истребляя трансеров.

Трансеры 4: Пиковый валет, 1994

К середине 90-х до продюсеров начало доходить, что эксплуатировать восьмидесятнические клише и дальше как-то не комильфо, поэтому бедолагу Джека прямо на старте взяли за грудки и закинули… в средневековье! Потому что именно этого жаждали поклонники саги (спойлер: нет). Изменения коснулись и музыкального оформления: футуристичный саунд ранних фильмов сменился классическим данжен-синтом. Даже сам Томерсон испытывал сложные чувства по поводу четвертой и пятой части, так что чего уж говорить о зрителях.

Режиссером картины выступил сериальщик-передовик Дэвид Наттер («Тысячелетие», «Сверхъестественное», «Секретные материалы»). В процессе работы он неоднократно сталкивался с недостатком бюджета и каждый раз просто вырывал «лишние» страницы сценария. В результате хронометраж скукожился до смехотворных 74 минут.

Триквел приучил нас к тому, что с персонажами тут особо не церемонятся, поэтому закадровая гибель Шарка не стала неожиданностью. Неожиданностью стало то, что Дет использовал оторванную голову своего «друга» в качестве настольной лампы!

Очутившись в Средних веках, Джек выясняет, что его оружие, за исключением всережущего ножа-бабочки, бесполезно, а в округе орудуют трансеры… вернее, вампиры, вместо крови сосущие «жизненную силу». Поэтому он берет в руки меч (по виду — пластмассовый) и идет разить врага. В этом ему помогает местное движение сопротивления. В лучших традициях эксплуатационного фэнтези, ополчение состоит из девиц в кожаных лифчиках, бледных и тонких юношей, которые никак не тянут на воинов, и других сомнительных личностей. Большую часть времени герои просто бегают по лесам и сражаются на пластиковых мечах. Вампирский замок, в свою очередь, впечатляет, как и тот факт, что на роль главного мерзавца со смешным именем Калибан претендовал сам Рон Перлман. Происходящее не лишено определенной логики, но отдельные эпизоды, вроде того момента, где Калибан не может разобраться, как работает нож-бабочка, вызывают недоумение.

Финал ясно дает понять, что очередная серия не за горами.

Трансеры 5: Молниеносный Дет, 1994

И это еще мягко сказано! В том же 1994-м выходит пятый фильм саги, продолжающий сюжет прошлой части и созданный той же командой в тех же локациях и с теми же героями. Картину открывает нарезка из предыдущей серии, в которой довольно подробно раскрывается ее содержание. Далее нам показывают Джека Дета и сотоварищей, празднующих победу, а затем их врагов, разбежавшихся по норам и жаждущих отомстить. Злодейское знамя подхватывает главный сподручный почившего Калибана, одноглазый красавчик Люциус. Поначалу кажется, что этот персонаж получит развитие, но потом он находит картину, изображающую Калибана, — и тот восстает из мертвых. Сюжетный ход — так себе, как, впрочем, и остальные сюжетные ходы в этом фильме.

Джек Дет отправляется в «Замок безжалостного ужаса»™, чтобы найти там кристалл времени, который вернет его домой. После этого действие становится чересчур предсказуемым. Авторы вновь потчуют нас всеми возможными штампами дешевого фэнтези, на экране вновь мельтешат прекрасные девушки в кожаных лифчиках (и без них!), им вновь помогают худосочные юноши, ну а в конце добро, естественно, побеждает зло.

Ко всему прочему, Чарльз Бэнд заплатил Томерсону за роль «молниеносного Дета» «оффшорными долларами», которые можно было потратить только… в Румынии! Немудрено, что Томерсон больше не возвращался к этой роли, если не считать короткого появления в «Трансерах 6», видимо заснятого на его заднем дворе (на самом деле в фильме использовалась нарезка из предыдущих частей), и небольшого камео в комедии ужасов «Зловещий бонг».

Трансеры 6, 2002

Помните конспирологическую теорию, согласно которой Джек Дет является собственным прапрапра<...>дедом? Так вот, теперь это не конспирологическая теория, а сюжетный канон.

После невнятного вступления, где кто-то на кого-то нападает с ножом, на экране появляется Тим Томерсон. Не спешите радоваться, его лицо видно лишь на маленьком мониторчике, и то всего пару минут. Нас кратко вводят в курс дела: дочери Дета Жозефине угрожает опасность и охотник за трансерами должен отправиться в прошлое, чтобы ее спасти. От него почему-то скрывают тот факт, что действовать придется в теле самой девушки…

На месте Джек-Жозефина узнает, что очередная группа мерзавцев вознамерилась захватить мир, собрав свою армию трансеров. Теперь негодяи действуют по-умному: внедряют трансированных субъектов в органы власти, предварительно избавляясь от политических соперников. Заслуживает внимания и избранный ими метод трансирования: в пустыне покоятся куски чудо-метеорита, который вырабатывает вещество, способное превращать людей в трансеров. Поначалу эксперименты проходят не слишком удачно, и первые испытуемые мутируют в безобразных монстров с заросшими резиновыми лицами.

Помимо гадких уродцев, в фильме присутствует и некоторое количество расчлененки: оторванные руки, хлещущая кровь и выбитые глаза — все это переводит «Трансеров 6» в разряд треш-хоррора.

* * *

Ретроспективный взгляд высвечивает тот простой факт, что из франшизы удивительно быстро выветрился весь «фирменный стиль». Сперва исчез дух 80-х, затем — нуарность, следом — киберпанк, а под конец не осталось и самого Джека Дета, охотника за трансерами. Зумерам — любителям ретровейва и пиксельных инди-игр, — определенно, стоит посмотреть первый фильм, потому что «это классика, это знать надо!». Знакомство с остальными частями строго опционально. По сути, их ценность была прямо пропорциональна близости к оригиналу, которая уменьшалась с каждой новой серией.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 eucalypt 20-06-2020 10:07

    Никогда не слышал про эту серию. Надо глянуть.

    Учитываю...