DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. ПОМЕСТЬЕ ПРИЗРАКОВ

Ужас пустынь

Дующий в лицо ветер, безграничный простор до горизонта, наполненный светом мир – пустыни являются полной противоположностью классическим представлениям о мире ужаса. Однако любой ветер может перерасти в ураган, любой простор – в бездну, а любой свет – в пекло. В этой статье речь пойдет про ужасы пустынь: сдирающие камень пыльные бури, выжигающее землю солнце или вымораживающий саму суть материи вековечный холод, бесконечная пустота без воды, жизни и надежды.

Огонь и лед

Для большинства людей пустыни ассоциируются с гигантским Солнцем на небосводе, бесконечными рядами барханов и редкими оазисами, где есть вода.

Однако есть и другие, холодные, темные пустыни – арктические и антарктические. Полярная ночь на полгода, промерзшая до каменного состояния земля и вездесущие ледники. Вместо испепеляющей жары – ледяной холод, вместо слепящего света – непроницаемая тьма, вместо сухих песков – вековечный лед.

На планетах с тонкой атмосферой ужасы обоих типов пустынь могут чередоваться: днем планету испепеляет гигантская звезда, а ночью вымораживает космический холод. Яркий пример такой планеты – «Крематорий» в фильме «Хроники Риддика», где днем на поверхности люди сгорают заживо при температуре 372º, а ночью замерзают насмерть при -182º.

В рассказе Рэя Брэдбери «Лед и пламя» люди попали на планету, где днем царит адская жара, а ночью ледяная стужа. На планете ускорились все жизненные процессы, поэтому люди живут всего одну неделю. И если герои Риддика имеют возможность отсидеться до благоприятного случая в подземной тюрьме, то в рассказе Рэя Брдбери право жить в черных пещерах лишние три дня еще надо заслужить поединком стояния под раскаленными лучами.

«Солнце целиком вышло из-за горизонта. Его можно было обонять. Камни отливали зеркальным блеском, песок зашевелился, забурлил. Во всех концах долины возникали миражи. Вместо одного бойца перед Симом, готовясь метнуть очередной снаряд, стояли во весь рост десяток Нхоев. Десяток озаренных грозным золотистым сиянием волонтеров вибрировали в лад, как бронзовые гонги!

Сим лихорадочно дышал. Ноздри его расширялись и слипались, рот жадно глотал огонь вместо кислорода. Легкие горели, будто факелы из нежной ткани, пламя пожирало тело. Исторгнутый порами пот тотчас испарялся. Он чувствовал, как тело сжимается, ссыхается».

В обоих случаях есть только один шанс вырваться из вечного заточения в подземельях, пробежав по поверхности до космического корабля в краткий промежуток между дневной и ночной смертью.

«Борясь с изнеможением, они побрели вверх по склону. Холод лизал их тело, ядом проникал в артерии, сковывая конечности.

Впереди в ореоле блеска лежал свежеомытый корабль. Это было как сон. Сим не мог поверить, что до него так близко… Двести ярдов. Сто семьдесят ярдов.

Землю стал обволакивать лед. Они скользили и без конца падали. Река позади них превратилась в твердую бело-голубую холодную змею. Твердыми дробинками откуда-то прилетело несколько замешкавшихся капель дождя».

Кровь жизни

Все пустыни отличает чрезвычайная бедность жизни – либо из-за жары, либо из-за холода. Однако главной проблемой классических пустынь является катастрофическая нехватка воды. Логическим завершением данной идеи является планета Арракис из вселенной «Дюны»: засыпанная безжизненными песками, изнывающая от жары и никогда не видевшая дождя. Жителям Дюны незнакомо наслаждение загорать под теплыми лучами солнца: нехватка воды вынуждает постоянно носить дистикомбы – герметичные костюмы для полной переработки всего выходящего из тела пота и других водных выделений, которые потом заново используются для питья. Из любого трупа тщательно выкачивают всю жидкость, чтобы другие люди могли жить – пока не наступит их черед отдать свою воду. Главная ценность в жизни и смысл любой борьбы – получить хоть немного чужой воды и сохранить свою жидкость. Вода здесь – буквально кровь жизни, ведь на Арракисе каждая потерянная капля влаги может оказаться роковой, а каждый найденный глоток воды – спасти жизнь.

В сериале «Лексс» есть планета Огонь – полная противоположность планете Вода. Огонь – это символ ада: он представляет собой сплошную пустыню с жарким климатом, где для охлаждения городов жители вынуждены вечно крутить педали гигантских мехов. Механизм педалей сделан таким образом, что остановившим свой каторжный труд людям сразу же отрубает голову падающее лезвие. Но даже после смерти они снова попадают в ад внутри планеты, где крутят другие педали до полного изнеможения, умирают от падающего лезвия и в виде духов ждут нового витка – этакий пустынный аналог сизифова труда, пропущенный через шопенгауэровскую призму.

Хищники пустынь

Вот с хищниками пустыням не повезло: крайняя скудность жизни делает малорациональным существование сильных хищников. Конечно, в реальных пустынях встречаются ядовитые змеи, пауки, скорпионы и гигантские ящеры, однако в каких-нибудь тропических лесах все это есть в куда больших количествах. Специфика пустынных хищников заключается только в очень длинных конечностях (позволяющих быстро передвигаться по неровной песчаной поверхности) или возможности быстро перекатываться по песку (например, змеям как единому мускулу без костей).

Гипотетических хищников пустынь можно условно разделить на две группы. В первом случае хищники используют для охоты рыхлость песка. Например, во втором эпизоде «Звездных войн» в пустыне находится яма Каркуна с гигантским Сарллаком, который хватает свою добычу гигантскими щупальцами. В романе Николая Андреева «Яд для живых» у подобного существа яма открывается в последний момент под ничего не подозревающими путниками. Однако эти существа сидят на месте или очень медленно перемещаются, поэтому более опасен мобильный и скоростной Шаи-Хулуд из уже упоминавшийся «Дюны» – гигантский червь до 400 метров в длину, 40 метров в ширину и с челюстью до 80 метров в диаметре. Меньшие по размеру, но куда более проворные мимики из фильма «Грань будущего» могут мгновенно прятаться и выпрыгивать из-под земли, поэтому идеально пригодились бы на роль пустынных хищников. Идеально подходят для пустыни и перемещающиеся под землей грабоиды из серии фильмов «Дрожь Земли».

Во втором случае хищники могут использовать не рыхлость песков, а бескрайние просторы неба над пустынями. Стервятники летают над пустыней в поисках умершей добычи, однако они не способны победить живого человека. Но достаточно крупная и сильная птица может настичь на открытых просторах пустынь любую добычу, у которой просто не будет укрытия. В фильме National Geographic «Аурелия и Голубая Луна» благодаря плотной атмосфере в воздухе могут летать массивные существа вплоть до небесных китов. Однако ситуация, когда опасность нападения крупных летающих хищников усиливается открытым пространством пустыни, в фантастике практически не разработана.

Пыльные бури

Песок пустынь легко поднимается ветрами – так получаются пыльные бури, способные стачивать камень. В результате постоянных ударов песчинок о поверхность скал появляются ячейки, ниши, пещеры до 10 метров длиной и даже сквозные ворота. В итоге образуются гигантские глубокие котловины, параллельные борозды между острыми гребнями и даже целые эоловые города – напоминающие останки зданий, башен и статуй причудливые нагромождения скал.

Песчаная буря безжалостно сечет по всем открытым участкам тела, забивает горло песком и сбивает с ног. Если человек пытается переждать песчаную бурю в палатке, то есть опасность, что он не сможет выбраться из-под толщи песка. Отдельную опасность представляют бури на дне высыхающих водоемов (озеро Чад, Мертвое море). В результате расточительного расхода воды на выращивание хлопка полностью высохло Аральское море, оставив на дне толстый слой соли и ядохимикатов. Они разносятся пылевыми бурями, вызывая раковые и легочные заболевания у местного населения.

Песок, камень и лед

Легкие маленькие песчинки не связаны друг с другом, поэтому ветер формирует облик классических пустынь в виде хаотичного и постоянно меняющегося нагромождения дюн, барханов, песчаных пирамид и гряд. Обычно песок пустынь выдерживает вес человека (хотя сочетание резких подъемов и крутых спусков при вязнущих в песке ногах – удовольствие не из приятных), однако при перенасыщении газом или горячими парами он превращается в зыбучие пески – смерть для многих караванов. Подобно непроходимым болотам, зыбучие пески жадно засасывают в свое чрево неосторожных путников, однако в отличие от лесистых болот в песчаной пустыне нет опоры, за которую можно было бы ухватиться и вылезти.

Кроме песчаных пустынь, есть и каменные – мрачные скопления гор, скал, курумов и обломков. Как уже отмечалось ранее, в пустынях очень сильно выветривание как за счет стачивания насыщенным песчинками ветром, так и за счет резкого перепада температур днем и ночью. Некоторые горные породы (например, гранит и базальт) очень прочны, однако мягкие породы (например, известняк) легко разрушаются, превращаясь в бедленды (дурные земли) – хаотичное сочетание трещин, провалов и дыр с гребнями, горами и выступами. Помимо трудности прохождения сильно пересеченного рельефа с резкими перепадами высот всегда существует опасность внезапного провала ослабленной горной породы, где человек может получить серьезные травмы или даже погибнуть, сорвавшись в трещину или пропасть.

В ледяных пустынях встречается определенное сочетание опасностей обоих типов поверхностей. С одной стороны, обилие снега, открытых просторов и сильных ветров приводит к снежным буранам, которые способны перевернуть не только человека, но и вездеход. И если сбивающую с ног песчаную бурю можно переждать и попытаться вылезти из-под толстого слоя песка, то попавшие под снежный буран путники дополнительно рискуют замерзнуть в ожидании окончания бури. Также тектонические подвижки и работа воды могут образовывать внутри ледников глубокие трещины вплоть до каменного основания, замаскированные слоем снега или даже тонкой прослойкой льда. И если в каменных пустынях сорвавшегося в трещину человека можно спасти спустя некоторое время, то уже после 20 минут пребывания в ледяных трещинах человек замерзает насмерть.

Заключение

Пустыня – это всегда смерть, всегда ад. Высыхают реки и озера, наступают пески, люди умирают или уходят в другие места. И только погребенные под песками развалины хранят в себе тайны древних, навсегда ушедших в небытие цивилизаций, мечты, стремления и надежды людей, вечно остановившиеся в камне. Они уныло и смирно лежат, забытые тысячелетиями, пока какой-нибудь смельчак в поисках Истины не бросит вызов ужасам пустыни. Дойдет ли он?

«– …Затем дать распоряжение гильдии каменщиков: каждое окно, выходящее в мир, должно быть навечно замуровано. Двери уже замурованы.

Оставшееся нам время мы употребим на увеличение наших знаний и оставим здесь, в Вечном Доме, записи обо всем, что мы знаем о жизни Матери Скэйта.

Келл а Марг, да и любого из Детей не беспокоило, что эти записи никто не прочтет». (Ли Брекетт «Венерианская колдунья»)

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 id516774056 23-12-2022 23:22

    Благодарю! Весьма наглядный и занимательный обзор)

    Учитываю...