DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


В тени Ктулху

Невыразимый ужас / The Unnamable

США, 1988

Жанр: ужасы

Режиссер: Жан-Поль Уеллетт

Сценарий: Жан-Поль Уеллетт, Говард Филлипс Лавкрафт

В ролях: Чарльз Клаусмейер, Марк Кинси Стефенсон, Александра Даррелл, Лора Альберт, Эбен Хэм, Блейн Уитли, Марк Пара, Делберт Спэйн, Колин Кокс, Пол Фармер

Похожие фильмы:

Трое студентов Мискатоникского университета спорят о природе сверхъестественных сил на старом кладбище, возле проклятого старого дома. Казалось бы, чем может обернуться подобная затея? Особенно учитывая, что волей высших сил ребят занесло в Страну Лавкрафта, Великого и Ужасного? В общем, когда один из них, циник и материалист, на спор пойдет ночевать в то самое мрачное строение, где, по слухам, давным-давно погиб таинственной и жуткой смертью местный чернокнижник, то ничего хорошего из этого не выйдет. Но герои, на свою беду, ничего о том не ведают.

На следующий день бесстрашный естествоиспытатель не пришел ни на учебу, ни в общежитие, ни к родным домой. Оставшиеся двое, Говард и Рэндольф, отправляются ночью на его поиски. Параллельно двое старшекурсников приглашают на романтическую встречу двух очаровательных студенток Таню и Венди — конечно же, в тот самый проклятый дом. Вот только легенды о чернокнижнике, породившем своими богомерзкими практиками настоящее чудовище во плоти, не врут. И оно, это чудовище, начинает охоту на непрошеных гостей.

Карьера Жана-Поля Уеллетта, как видно спустя года, сложилась не очень удачно. Он успел поставить три полнометражных фильма, к двум из которых сам же написал сценарий. По любопытному стечению обстоятельств, оба фильма тесно связаны с творчеством культового писателя Говарда Филлипса Лавкрафта. «Невыразимый ужас» — это дилогия (вторая часть вышла в 1993 году), весьма вольно трактующая сюжет небольшой новеллы Лавкрафта с одноименным названием. И следует признать, Уеллетт хоть и относился с должным пиететом к наследию классика, но в первую очередь ставил целью осовременить историю.

По сути, кинофильм имеет очень мало общего с оригиналом. Но это и немудрено. Во-первых, киношникам пришлось перенести действие на пятьдесят лет вперед по причине, озвученной выше. Во-вторых, делать ставку на неописуемый ужас (как бы тавтологично это ни звучало) несколько наивно. Для грамотного и постоянного нагнетания саспенса необходимы недюжинные таланты, а рассказ, как ни крути, был несколько не про то. Поэтому история мутировала в разновидность байки о проклятых домах с привидениями.

Практически все действо протекает в недрах того самого дома, да еще и ночью. Поэтому картинка даже в лучшие свои годы выглядела темной, мрачной и жуткой. А уж если учесть, что время ее не пощадило, то ожидать ярких красок и пышных красот не стоит совершенно.

Герои перемещаются по интерьерам, подсвечивая дорогу то фонариками, то обильно раскиданными везде свечами. Игра света и тени местами весьма впечатляет. Параллельно за ними охотится тот самый «невыразимый ужас». Нечто, чего до определенного момента не видно в кадре. И это потрясающий ход. Долгое время приходится гадать, с чем же имеет дело просвещенная мискатоникская молодежь. Но даже когда в финале существо демонстрируют во всей демонической красе, хочется аплодировать. Работа гримеров на высшем уровне, и сейчас так, увы, не делают. Запоминается и музыкальное сопровождение: оркестровые зарисовки выполнены в духе мультфильмов про Тома и Джерри.

Но ожидать откровений все-таки не приходится. История прямая как палка, местами скатывается в свойственный жанровым сородичам сумбур и неадекват. Наиболее ценные моменты в произведении — немногочисленные, но крайне важные отсылки к творчеству Лавкрафта и созданной им «Мифологии Ктулху», включая и знаменитый «Некрономикон» безумного араба Абдула Альхазреда. К тому же нельзя не отметить игру Марка Кинси Стефенсона — созданный им образ Рэндольфа Картера великолепно дисгармонирует с типичными персонажами хоррора за счет выдержки, интеллигентности и уверенности. Настоящее украшение картины!

В целом же «Невыразимый ужас» — это фильм для желающих вспомнить атмосферу хорроров 80-х годов. Основанный на литературе, которая при написании стилизовалась под уже устаревшие и ушедшие каноны, фильм даже для своего времени смотрелся отнюдь не шедевром. В нем есть уютное, ламповое очарование, но это не проверенное годами качество, а легкий флер ностальгии по навсегда ушедшим временам.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)