DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Аромат страха во флаконе от Стивена Джонса

Запах страха. Коллекция ужаса / The Mammoth Book of Best New Horror, volume 18 (антология)

Составитель: Стивен Джонс

Жанр: ужасы, мистика, фантастика

Издательство: Книжный клуб «Клуб семейного досуга»

Год издания: 2013 (в оригинале — 2007)

Перевод: В. Михалюк

Похожие произведения:

  • «Лучшие страхи года» (серия антологий, составитель Эллен Датлоу)

Запах страха. Коллекция ужаса

Русскоязычный читатель, увлекающийся хоррором в малой форме, наверняка не раз сталкивался с антологиями Стивена Джонса, одного из самых известных редакторов и критиков в жанре. Британец не зря снискал популярность и уважение, а его фамилия на обложках книг — знак качества. И вот в этом году на суд отечественных любителей ужасов была представлена антология «Запах страха», состоящая из двадцати четырех рассказов известных и не очень авторов. На родине книга увидела свет в 2007 году, но только спустя шесть лет нашему читателю представилась возможность ознакомиться с ней.

Чего следует ждать фанату хоррора от антологии с довольно жуткой обложкой, настраивающей на нужный лад, с броским названием «Запах страха. Коллекция ужаса», известными фамилиями писателей (Рэмси Кэмпбелл, Кристофер Фаулер, Джин Вулф, Ким Ньюман) и в довершение всего с манящей строкой «под редакцией Стивена Джонса»? Правильно, таких рассказов, чтоб мурашки по коже и испарина на лбу, чтоб учащенное сердцебиение, чтоб засыпать с включенным светом, накрывшись одеялом с головой, чтоб ночью кошмар, а утром не покидало чувство тревоги. Получилось ли у Стивена Джонса нечто подобное?

Сразу можно сказать, что часть рассказов действительно вышла жуткой. Некоторые не особо страшные, но берут атмосферой. Однако многие из представленных произведений могут вызвать недоумение — что они делают в антологии ужасов? И хотя страхи достаточно индивидуальны, от писателей, собранных Стивеном Джонсом, ждешь хотя бы попытки напугать. Открывает антологию рассказ Эла Саррантонио «Лето», в котором автор предлагает окунуться в по-настоящему жаркую историю. Все мы наверняка мечтали в школьные годы, чтобы лето, а вместе с ним каникулы и беззаботное детство, никогда не заканчивались, однако желания иногда имеют обыкновение сбываться. С каждым днем становится все жарче и жарче, духота окутывает тело, словно кокон, уже не спасают кондиционеры. И только три парня, три школьных друга пытаются вернуть все как было. Саррантонио представил читателю так называемые «мальчишечьи ужасы», историю о взрослении — атмосферную, липкую и душную, как лето в самом рассказе.

Возможно, кому-то покажется страшным потеряться, оказаться ночью в незнакомом городе и не иметь возможности покинуть его. В похожую ситуацию поставил своего героя Марк Моррис в рассказе «Что противно природе». Проснувшись в пустом поезде, на станции неизвестного городка, мужчина не может вспомнить, как там очутился. Снаружи ночь и ни единой живой души. Так кажется на первый взгляд, но скоро приходится столкнуться со странными жителями, настроенными отнюдь не дружелюбно. Автор умело нагнетает обстановку, щекочет нервы пустым, словно вымершим городком, оставляя напоследок жутковатую концовку. В свою очередь Линда Е. Ракер в «Последнем риле» поведает историю о страшном доме в лесной глуши. Если вам по наследству достался заброшенный дом, не спешите радоваться. Тем более если тетю вашей жены, проживавшую здесь, считали ведьмой. Задумайтесь: возможно, и неспроста. А обнаружив комнату со странными письменами и непонятно откуда взявшиеся фотографии, — сразу бегите. В «Последнем риле» автор, по сути, не показал ничего нового в уже изъеденной теме о жутких домах, но при этом вызвать у читателя чувство тревоги рассказу вполне по силам.

Не могли представленные в антологии писатели обойти стороной тематику загробной жизни, мифов о смерти. В рассказе «Встреча», над которым Джоэл Лейн работал несколько лет, читатель узнает историю музыканта, путешествующего по Европе со своим турне. Чтобы расслабиться, герой вновь наведывается к знакомой проститутке, порезы на руках которой красноречиво свидетельствуют об оборвавшейся когда-то жизни. Что ни коим образом не останавливает музыканта. Неудивительно, что темы смерти коснулся и Питер Эткинс — сценарист трех частей «Восставшего из ада» и создатель франшизы «Исполнитель желаний». Но не стоит рассчитывать увидеть что-то подобное в его произведении «Между холодной Луной и Землей». Перед вами предстанет грустная история девушки, а также ее друга, который любит слушать ее странные рассказы. Автор умело увлекает за собой, а в концовке открывает жуткую правду.

Не смог Стивен Джонс не внести в антологию рассказы о зомби и вампирах. Правда, в этот раз они предстанут перед зрителем в несколько ином свете. «Похороны» Дэвида Джея Шоу, приложившего руку к Фредди Крюгеру, Кожаному лицу и зубастикам, поведают историю небольшого городишки, в котором местное водохранилище решили перенести на новое место. Вот только из-за этого пришлось раскопать старое кладбище, что привело к необычным последствиям. Наружу полезли не только зомби, но и ужасные секреты жителей городка. Живые мертвецы остались людьми, не считая внешнего вида: они помнят прошлую жизнь, они чувствуют, проявляют эмоции и могут любить. Как и убить — только не стоит ждать криков «Мозги!» и выпотрошенных кишок, зомби Шоу пользуются вполне человеческими методами. Рассказ получился необычным и атмосферным, местами гадким, но не отпускающим до самой развязки. Также в непривычном свете показал вампира Майкл Бишоп в произведении «Измученный сном пациент доктора Прида». Вампир на приеме у психолога… Расслабившись, он лежит на кушетке и не спеша рассказывает о трех приснившихся ему кошмарах. Скорее философское произведение, нежели хоррор, оно все же цепляет, вынуждая выслушать излияния вампира.

Глен Хиршберг решил поделиться с читателем трогательной и атмосферной историей о наскочившем на риф корабле. В «Улыбке дьявола» моряки застряли в шторм на судне, которое из-за пробоины должно скоро затонуть. Берег совсем рядом, но доплыть до него из-за разбушевавшегося моря нет возможности. Запасы еды почти на исходе, да и сама холодная погода постепенно убивает. В местной деревушке прознали о беде и пытаются помочь несчастным, но не только волны не дают морякам спастись… В рассказе «Роскошь злодеяния» Кристофер Фаулер сделал ставку на концовку, надеясь шокировать читателя. Два друга детства встретились уже взрослыми на фестивале ужасов, посвященном убийцам и их жертвам. Просто так встреча давних друзей не закончится.

The Mammoth Book of Best New Horror, volume 18

Более страшные и жуткие рассказы, пожалуй, отложим напоследок. А пока перейдем к тем, которые лишь разбавляют антологию, делая из хоррорного желе подобие пунша. Как, например, «Сборщицы шафрана» Элизабет Хэнд, где автор подняла тему творческой и эротической одержимости, представив читателю историю про археологию и древнюю цивилизацию. Или житейский рассказ Николаса Ройла «Ошибка последовательности», в котором главный герой — журналист и редактор — работает над книгой о «плохих» домах и квартирах, в которых когда-то жили серийные убийцы, а киностудии снимали хоррор-фильмы. Фергюс Гуинплейн Макинтайр представлен в антологии рассказом «Механический ужас». Возможно, когда-то автоматы, механические машины и вызывали чувство обеспокоенности, но автор делает акцент совсем на другом — перед нами детектив. Что неудивительно, ведь главным героем является сам Эдгар Аллан По, пытающийся разоблачить автомат-шахматиста. Почитателям По придется по вкусу еще и то, что в произведении использованы факты из жизни знаменитого писателя. А вот Ричард Кристиан Мэтесон (Матесон) в «Делаю полки» попытался наполнить рассказ ощущением душевной травмы и опустошенности. Как у него это вышло всего на двух страницах текста — узнаете, познакомившись с главной героиней, решившей перекусить в одном из кафе.

Джон Гордон расскажет о старом замке, в котором прежде вешали преступников, а сейчас проводят экскурсии. Главный герой в «Ночной смене» запоздал с выходом и наткнулся на ночного сторожа Джека. Тот вроде и рад вывести посетителя наружу, но по пути не упускает возможности нагнать на бедолагу страха. Ведь недаром замки являются излюбленным местом обитания привидений. А готовы ли вы взглянуть на мир после апокалипсиса в рассказе «Мертвые американцы» Джея Лейка? Америка давно сгинула, но американская мечта жива. И живет она в душе и сердце одного юного паренька, который, тайно рассматривая старые американские журналы, грезит о той культуре и той жизни. Что не сравнится с его нынешней, где во главе нового порядка встали священники из секты. Для своих темных нужд они иногда забирают женщин, и вот однажды их выбор падает на девушку главного героя. Сможет ли он что-то предпринять?

Нечто лавкрафтианское узнается в рассказе Кэтлин (Кейтли) Р. Кирнан «Дома поглощены волнами моря». В детстве одна девочка едва не утонула, но ее спасли и откачали. Как она потом утверждала, на дно ее пытались утащить чудовища и русалки. Повзрослев, эта женщина стала главой секты, члены которой совершили массовое убийство. Что может крыться за этим и другими подобными случаями? К сожалению, рассказу не хватает динамики, следить за происходящим порой становится скучно. Скрыта некая загадка и в «Заброшенном» Дона Тумасониса. События разворачиваются на острове Крит, куда приехала попутешествовать женатая пара. Прогулки по острову, занятия сексом — все отлично, вот только мужа преследуют непонятные видения, связанные с его тенью и женой…

Однако Стивен Джонс не был бы самим собой, если бы не взял в антологию действительно жуткие истории — то, ради чего многие фанаты хоррора и покупают подобные книги. В рассказе «Стражи» Марк Сэмюэлс решил спуститься вместе с читателем в метро — знакомое многим место, которое может быть по-настоящему страшным. Вместе с констеблем мы расследуем исчезновение автора книги о подземельях. Чтобы изучать заброшенные станции и поезда-призраки, тот специально нанялся работать машинистом. И бесследно исчез. Произведение немного напоминает «Полуночный поезд с мясом» Клайва Баркера, берет атмосферой и концовкой. Коснулся тематики поездов и Ким Ньюман, его повесть «Человек, который сошел с призрачного поезда» является самым крупным произведением в антологии, смешивая в себе мистику с детективом. Когда зло не просто проникло в поезд, а срослось с ним в единое целое — ничего хорошего ждать не приходится, что испытали на себе многочисленные пассажиры различных рейсов. И вот за дело берутся несколько человек, секретная контора, в которую попасть могут только люди с необычайными способностями. Но по силам ли им устоять, выжить в поезде, где зло может обретать самые различные формы? Читая страницу за страницей, словно сам проносишься по рельсам вместе с героями рассказа, переживая за них и побаиваясь нечто из потустороннего мира.

Представлен в антологии и такой поджанр ужасов, как энимал-хоррор. Да не кем-то, а автором, явившим миру Рэмбо, — Дэвидом Морреллом. Вот и в «Они» не обошлось без крови и смертей. В рассказе от первого лица мы узнаем жуткую историю маленькой девочки, семья которой, оторванная от цивилизации, пытается переждать зиму в небольшом доме. Но не столько суровые погодные условия и нехватка еды представляют опасность, сколько появившиеся в округе мерзкие твари — сродни койотам или шакалам. Один за другим на глазах маленькой героини будут погибать члены семьи, но, найдя в себе силы, она сумеет проявить стойкость и решительность, чтобы затем спустя много лет поведать нам свою непростую историю. Автору хорошо удалось показать безысходность вкупе с ограниченным пространством и окунуть в холодную зиму без надежды на благоприятный исход.

Порой тема призраков беспокоит писательские умы в контексте неупокоенных душ. Вот и Джефф Риман (Райман) не смог пройти мимо, явив нам рассказ «Прекрасная дочь Пол Пота». Каково это — быть дочерью покойного диктатора, по вине которого замучили и убили десятки тысяч невинных? Да, папаша оставил солидный счет в зарубежном банке, о финансовом положении беспокоиться не стоит, но как быть с докучающими призраками? Они звонят на домашний телефон, печатают свои фотографии на принтере, всячески пытаясь привлечь к себе внимание. Они хотят только одного — чтобы о них помнили. Местами рассказ пугает, местами вызывает жалость, но в общем погружает в сюжет, увлекая за событиями, толкающими героиню на необычный для нее поступок.

Нашлось в антологии место и для реальных кошмаров — бытовых, жизненных. Так, в произведении Джина Вулфа «Плач в темноте» перед читателем предстанет убийца, психопат, пригласивший в гости семью друга. Последовавшая расправа может заставить неискушенного читателя поморщиться, но он все равно дойдет до конца, чтобы узнать, останется ли злодей безнаказанным. В свою очередь Марк Чадборн коснется тематики ужасов войны. «Те, кого мы покидаем» — история трех военных корреспондентов, оказавшихся во Вьетнаме. Правда, не обошлось без мистики. Но и без этого атрибута автору под силу нагнать тревоги.

Самым же страшным рассказом антологии можно назвать «Глубоко под землей» Рэмси Кэмпбелла. Очнувшись, старик вдруг понимает, что родные случайно  похоронили его заживо. К счастью, с ним остался мобильный телефон. Далее сюжет следует по довольно избитой дороге, но не этим и не атмосферой безысходности Кэмпбелл собирается пугать читателя, его козырь — концовка. По-настоящему жуткая, которая может вызвать у вас мурашки по спине и ускоренное сердцебиение. Именно чего-то подобного и ждешь от каждого ужастика.

Подводя итог, можно смело сказать, что на «коллекцию ужасов» антология не тянет. Несколько рассказов, способных напугать, не спасают положения. Несмотря на обилие известных имен, Стивену Джонсу в этот раз не удалось создать парфюм из по-настоящему страшных историй. От планируемого запаха страха остался разве что аромат. Однако если вашей целью не является исключительно хоррор, то эту антологию можно смело рекомендовать, собранные в ней рассказы вас не разочаруют.

Комментариев: 7 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Парфенов М. С. 30-11-2013 15:11

    Фергюс Гуинплейн Макинтайр

    Какое офигительное имя... Аж завидки берут)

    Учитываю...
    • 2 Pickman 03-12-2013 08:12

      Вот под грузом всеобщей зависти он, видимо, и покончил с собой в 2010-м. Устроив поджог в собственной квартире (!).

      А несколько ранее его судили за то, что он привязал соседку к стулу, обрил ее наголо и обрызгал черной краской из баллончика.

      В общем, ни до чего хорошего это имя его не довело.

      Учитываю...
      • 4 Парфенов М. С. 03-12-2013 18:43

        Не думаю, что тут магия имен имела место. Судя по биографии из англоязычной вики, чел был тот еще "фантазер". Кроме того, с его собственных слов, он вырос в приюте для сирот, так что имя, скорее всего, выдумал сам. То бишь тут связь не "имя повлияло на психику", а "психика повлияла на выбор имени".

        Учитываю...
        • 5 Pickman 03-12-2013 20:20

          Да я не всерьез, конечно.

          "Гуинплейна" он точно выдумал сам.

          Учитываю...
  • 6 Pickman 30-11-2013 12:31

    Мне антология понравилась больше, чем рецензенту. Основные удачи он выделил, конечно, но вот насчет Кирнан категорически не согласен - по-моему, это один из лучших рассказов, переводившихся на русский за последние годы. Хотя понимаю, почему он может не понравиться.

    Учитываю...
  • 7 Zлыдень 30-11-2013 00:42

    Каково это — быть дочерью покойного диктатора, по вине которого замучили и убили десятки тысяч невинных?

    Берите выше - миллионы людей были истреблены. Интересная рецензия и, пожалуй, хорошо, что не все рассказы в книге относимы чисто к хоррору - все-таки умеренное жанровое разнообразие больше радует.

    Учитываю...