DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Zлыдень

Дата регистрации: 2008-01-01 00:00:00

Ник: Zлыдень

Комментариев: 20

Я в социальных сетях

Комментарии

  • Постхоррор: ужасы высшего порядка
    2019-05-27 14:35:34

    Иван Русских, пока читал статью, тоже не отпускал вопрос, в чем отличие постхоррора, который пытаются нарисовать, от антиутопии. Даже чисто реалистическое произведение может использовать такие постхоррорные нотки - например, роман Ремарка "Искра жизни" об узниках концлагеря. Описание заставляет читателя забыть, что есть какой-то еще мир, чувствовать себя узником, для которого весь мир сузился до размеров лагеря, где действуют свои законы. Что антиутопии, что темное фэнтези, что реализм - всё уже существует продолжительное время. Мне кажется, постхоррор - понятие лишнее и незачем плодить сущности.

  • Алексей Жарков «Аль сафар»
    2019-02-24 15:41:47

    Прочитал рассказ с большим удовольствием. Мне кажется, если название «Аль сафар» говорит об обнулении, остановке времени, низвержении мира в ничто, то стоило бы еще раз обратиться к древнеегипетской мифологии, которой здесь много, и использовать Ниау и Ниаут, божественную пару из восьмерки богов-демиургов, которая олицетворяла ничто. Имхо, так было бы аутентичнее. Но и в текущем виде рассказ — великолепный!

  • Орасио Кирога «Обезглавленная курица»
    2019-02-24 15:05:59

    Наибольший ужас испытал в первой половине рассказа — ведь даже самые обычные, здоровые, со здоровой наследственностью люди не застрахованы от того, что у них может родиться ребенок с умственными отклонениями. И осознание, что ты играешь в лотерею с подобным ужасом, бросает меня в дрожь.

  • Элджернон Блэквуд «Рюкзак»
    2019-02-10 14:25:09

    Превосходный рассказ!

  • Моя мертвая мамка
    2019-01-25 19:05:39

    И если в рецензии я правильно распознал мысль, мол, что отсутствие жести — признак попсы в хорроре, то это, мягко говоря, спорная мысль.

  • Моя мертвая мамка
    2019-01-25 19:03:21

    Скорее уж «Оно» 2017 года — попса от хоррора, сугубо на мой взгляд «Мама» Мускетти страшнее его кинговской экранизации. А первые два «Астрала» — вполне себе добротные, созданные с любовью и со знанием дела, жуткие фильмы. Первый «Астрал» смотреть на компьютере в хороших наушниках — это хороший способ пощекотать нервы. После второго «Астрала» остальные, конечно, мда, просто дойные коровы.

  • Чёртова дюжина 2018: Сроки и нововведения
    2018-11-01 09:32:14

    "Третье нововведение – автоматическая модерация. Ну, или полуавтоматическая. Вместе с топом в первом туре каждый голосующий должен будет прислать список не-хоррора. Рассказ упомянутый в более чем половине списков автоматически снимается с конкурса вне зависимости от набранных баллов."

    Нововведение определенно спорное, так как: 1) подозреваю, у большинства людей присутствует свое виденье, что такое хоррор, и взгляды эти могут очень сильно разниться; 2) жанр ужасов достаточно податливый и всегда легко использовался в связке с другими жанрами, то бишь, по факту, у хоррора границы достаточно размытые, а давать оценку "Хоррор/не хоррор" произведению лишь по критерию "мне было страшно/не страшно" - это вообще самая распространенная ошибка среди фанатов ужасов.

    На Фантлабе, например, люди с пеной у рта ругаются из-за Лиготти, творчество которого множество недовольных поклонников ужасов характеризуют как "сюр, психодел, но никак не ужасы!" И ладно бы это был один недовольный, но их реально много, то есть, у отечественного хоррор-фана еще нет понимания, где пролегает граница ужасов. Уверен, есть риск, что на конкурсе хороший рассказ могут таким образом сбросить со счетов.

  • 21. Итоги баттла от Парфенова М. С.
    2018-08-02 16:39:26

    Аноним, я, скорее для себя, просто подмечаю тенденцию, что жесть становится предпочтительнее. Согласен, мэтры дают маху и от хоррора переходят в фэнтези, соц. фантастику и прочее. Не всегда, но всё же.

    В любом случае, я могу, естественно, ошибаться, и никакого тренда нет. Увы, я не литературный критик, не литературовед. Я делюсь мыслью, которую не навязываю никому, и каждый сам решает, солидарен он с ней или нет. Но обвинять в дурновкусии и жажде жести — и обвинять вообще, — я не собирался. Перечитываю свой первоначальный пост и допускаю, что он мог показаться резким. Увы, в данной системе комментариев слово — не воробей :)

  • 21. Итоги баттла от Парфенова М. С.
    2018-08-02 09:57:16

    Руслан, читателей я гадкими не называл. Рассказы мэтров особо не заценил. Не перевирайте мои слова, и тогда можем беседовать и рассуждать дальше.

  • 21. Итоги баттла от Парфенова М. С.
    2018-08-01 19:46:12

    Парфенов М. С., не без этого :)

  • 21. Итоги баттла от Парфенова М. С.
    2018-08-01 18:36:54

    applemice, как я уже писал выше, мне в целом не понравились рассказы - что мэтров, что "темной волны". Выделил я только два, из которых один, "Причастие", во многих отношениях побеждает остальные тексты. На мои суждения накладывает отпечаток сильнейшая вкусовщина, другими критериями я почти не пользуюсь - не могу и не умею, к сожалению) Что будет через 50-100 лет - ведать не ведаю. "Знал бы прикуп - жил бы в Сочи" :)

  • 21. Итоги баттла от Парфенова М. С.
    2018-08-01 18:04:53

    Линкор Начитанный, "Что же до Говарда, он на отсутствие популярности не жаловался, если мне память не изменяет" - жаловался чуть менее, чем Лавкрафт, все-таки, произведения Говарда в идейном плане попроще, в литературном - доступнее, чем витиеватый слог Лавкрафта.

    Про то, что Лавкрафт сам виноват, что не прославился своими силами - это что-то новенькое, конечно. Может быть, дадите ссылку на биографию, где вы это вычитали, кто автор?)

    На мой взгляд, очевидно, что Лавкрафт был непопулярен (или не особо популярен) при жизни у массового читателя, потому что он не был в тренде. В самом деле, какой-то затворник, строящий из себя чуть ли не английского лорда, использующий стиль и архаизмы прошлого века - кому он такой нужен? А Август Дерлетт - ей-богу, гениальный издатель - взял и создал на Лавкрафта спрос - увы, уже после смерти своего друга. Сегодня, когда щупальца Древних мерещатся поклонникам ужасов даже в тех рассказах, где их порой нет, ясно, что нынешний массовый читатель воспринимает Лавкрафта спокойно, как своего.

    Когда мы говорим о современных авторах и о современных читателях, то вкусу массового читателя в этом отношении я не доверял бы. Массовый читатель приемлет вещи или проверенные, или понятные. А произведения принципиально иного типа постоянно приходилось пробивать силой. И так в любом искусстве. Рахманинова, которого сейчас слушает весь мир, ненавидели поначалу, говорили, что он поганит представления о классической музыке. Чехова с Немировичем-Данченко высмеивали, когда они собирались реформировать театр. Декадентов считали опасными психопатами.

    Короче говоря, моя мысль в том, что пристрастия массового читателя, популярность того или иного тренда - не показатель качества произведения. И в данном баттле лично я увидел только то, что в русском хорроре просто есть определенный тренд - и мэтры в него не укладываются.

  • 21. Итоги баттла от Парфенова М. С.
    2018-08-01 14:09:06

    Линкор Дотошный, не смущает, потому что при своей жизни, в свое время, у тогдашнего массового читателя они вызывали, как правило, непринятие. Поищите в биографиях Лавкрафта отзывы читателей и рецензии критиков на "Хребты безумия". Писали, что это самый настоящий бред и внимания не заслуживает.

  • 21. Итоги баттла от Парфенова М. С.
    2018-08-01 13:50:14

    Итоги баттла особых эмоций не вызвали. Мне кажется, что с самого начала было известно, чья команда возьмет верх. И ожидаемый мной итог навел меня на мысль, что данный хоррор-баттл не выявил, какая из школ лучше пишет ужасы. Баттл выявил тренд, который превалирует в уме массового читателя, того современного читателя, который полагает себя поклонником хоррора. Общие требования такого читателя к жанру ужасов - на данный момент - понятны: обилие жести, отсутствие запретных тем, вообще низвержение каких-либо табу. При этом идея произведения, я думаю, вообще задвигается куда-то далеко - читатели ждут жести, а авторы какую-либо идею приплетают или нехотя, или неумело.

    Из всех произведений баттла запомнились только "День открытых дверей" Щепетнева и "Причастие" Кабира. Кроме того, из всех произведений только эти два во время чтения не давали заскучать - остальные читал почти нехотя. Но одолевало любопытство - будут ли еще рассказы, которые у меня, читателя, затронут душевные струны, заставят читать до конца. Но увы. Признаться честно, рассказы что с одной, что с другой стороны, казалось, могли быть вообще написаны одним и тем же автором, просто его иногда прошибало на жестятинку. И лишь вышеупомянутые два рассказа в моих глазах достаточно ярко отличались. "Причастие" для меня вообще лучший рассказ данного баттла, и один из лучших, которые я читал в последнее время у русскоязычных авторов.

    А так, лишь время - главная лакмусовая бумажка, которая сможет определить, у кого в итоге получилось что-то достойное. В школах и универах мы изучаем Толстого, хотя в его времена гораздо популярнее Льва Николаевича были граф Салиас и Григорий Данилевский - авторы, игравшие на том же поле, что и Толстой, обладавшие заоблачными тиражами. И что, знает кто Салиаса и Данилевского? Или пример с Сибери Куинном, который в рамках Weird Tales был намного популярнее Лавкрафта, Смита и Говарда, публика ждала именно его рассказы - где теперь Куинн? Много ли современных западных авторов ужасов упоминают Куинна в качестве своего предтечи? Возможно, то, что популярно у массового читателя (читай, рядового поклонника ужасов), еще не говорит о реальном качестве литературного произведения?

    Было интересно наблюдать за ходом конкурса, но пока ощущения, что "теперь мы точно знаем, как делать, куда двигать русский хоррор", не возникло. Такое вот скромное имхо.

  • 11. Дуэль №5
    2018-07-14 10:52:05

    Парфенов М. С. Почему бы вам не рассказать участникам баттла о том, чего, в принципе, вы ждете, что вам хотелось бы получить от хоррора?

    Кстати, отличный вопрос. Пока что все рассказы на дуэлях, на мой взгляд, используют либо "приземленный хоррор", либо приземленные декорации, персонажей. Даже "День открытых дверей", который я выделяю по его стилистике, мне симпатичной, не создает ощущения столкновения со сверхъестественным или ненормальным. Таковое мне подарил только рассказ "Причастие", в котором неправильность, ненормальность происходящего и рождает во мне, читателе, чувство дискомфорта, чувство страха.

    Зомби, оборотни, некрофилы-сатанисты, извращенцы, каннибалы - это всё инструменты прямолинейные, подающие ужас в лоб. "Тут у нас из влагалища мертвой шлюхи сочится гной и падают опарыши - бойся, читатель!". Все эти приемы имеют право на существование, но не некрофилами едиными же :)

    Не хватает такого мэйченовского ужаса, как в "Великом боге Пане" и "Белых людях". В "Пане" ты, читатель, смотришь на главную героиню и терзаешься мыслью, что в ней скрывается, какие черти, что она может выкинуть? В "Белых людях" ощущение ненормальности происходящего и завораживает, и пугает.

    Большинство рассказов как-то по-русски злободневны - "День открытых дверей", кстати, тоже, учитывая, что действие происходит в типичном загнивающем провинциальном городке. Какой ни открой: там алкаши, здесь бомжи, вот тут проститутки, а вот здесь - тупоголовые подростки, заглянем в прошлое - пьющий муж больной жены. И авторская подача тоже такая - по-бытовому, обывательски злободневная. А ужаса по-настоящему сверхъестественного, по-настоящему переворачивающего представление обычного здравомыслящего человека - "смотри, всё, что ты знал - ложь!" - этого нет.

    Собственно, для подведения итога: я не против зомби, некрофилов и прочего, но хотелось бы не только вот этого прямолинейного ужаса, хочется и эстетическое наслаждение от ужаса получить, чтобы он и пугал, и захватывал дух страшными чудесами.

    PS: пусть даже мат-перемат будет, но только чтоб персонажи матерились как герои Тарантино, а не "Псковского порно" :)

  • 11. Дуэль №5
    2018-07-13 15:48:15

    Elena, солидарен. Поставил ничью, потому что оба рассказа чрезвычайно не понравились и показались скучными донельзя. А так, в моих глазах, оба рассказа проигрышные.

  • 10. Дуэль №4
    2018-07-09 15:18:37

    Мечта, так точно, но русская википедия упорно переводит ее имя на русский как Уши Дигарт. Черт знает, может, особенности шведского или швейцарского (учитывая ее происхождение) произношения? Валлийца Мэйчена тоже иной раз Макеном обзывают.

  • 10. Дуэль №4
    2018-07-09 15:15:36

    Парфенов М. С., это нездоровый интерес к моим реакциям? :) Наверно, что-то свойственное хоррор-фанатам. Но я тоже фанат хоррора, поэтому держите пять :)

  • 10. Дуэль №4
    2018-07-09 14:29:46

    applemice, хохма в том, что, например, Уши Диггард найти удалось - правда, она Уши Дигарт, модель и актриса, снимавшаяся в эротическом кино (или софт-порно, или как угодно). Надин Рюзер, Фабиан Серджетти - у меня по нулям. Прием автора "Причастия" похож на прием Лавкрафта, который с кучей вымышленных книг перечислял и реальные древние трактаты, и читатель начинал верить в существование "Некрономикона" и прочих. Короче, автор "Причастия" очень круто поработал :)

  • 10. Дуэль №4
    2018-07-09 13:21:41

    Очень порадовало "Причастие" - написано то ли с любовью, то ли с вдохновением, то ли и с тем, и с другим - получил большое удовольствие от чтения. На текущий момент - мой любимый рассказ в этом хоррор-баттле. Корректура вообще сделает из "Причастия" конфетку. На самом деле, я настолько поверил, что Серджетти и "Багровое причастие" - реальные режиссер и фильм, что стал искать информацию о них в Интернете. Не нашел. Или плохо искал, или они - выдумка автора рассказа, но настолько правдиво описанная, что остается только снять шляпу. Это было круто! Автору большое спасибо за эту работу. "Чепуха", так уж вышло, оставила меня равнодушным.