Вторжение / Domain (роман)
Автор: Джеймс Герберт
Жанр: хоррор, апокалипсис
Издательство: Центрполиграф
Цикл: Крысы
Год издания: 1994 (в оригинале — 1984)
Перевод: С. Бурин, В. Полищук
Похожие произведения:
«Вторжение» — третий, заключительный роман цикла о крысах-мутантах. Объемный (как «Крысы» и «Логово» вместе взятые) и существенно отличающийся от предыдущих. Чем же?
Чтобы взбодрить и разнообразить цикл, требовались изменения более кардинальные, чем смена декораций. Джеймс Герберт не стал запускать крыс (и людей, разумеется, иначе на кого охотиться грызунам) в космос, но встряхнул основательно. Ядерными взрывами.
Да будет ядерный апокалипсис. День Страшного суда. Ну, и постапокалипсис — для тех, кто пережил катастрофу. «Самое страшное еще впереди».
Если крысы не идут к людям, то люди…
Герберт поставил людей в положение плачевнее некуда: загнал бомбами под землю. Туда, где хозяйничают другие твари. Выносливые, приспосабливающиеся, устойчивые к радиации (мутантам — и бояться радиации?!). Многолетний враг хвостатых людоедов сделался легкой добычей. Крысы завладели преимуществом.
Но сначала — лондонская паника, взрывы, ударная волна, сверхтемпературное забвение. Перед нами растёт пузырь катастрофы; теряя героев, мы видим, как переливаются страхом и отчаянием его поверхность, а потом — хлоп! — и мы в темноте правительственного убежища. Рядом с кучкой уцелевших.
Казалось бы, надо только переждать хотя бы месяц, пока осядет радиоактивная пыль, пока не удастся наладить связь. Но рухнули не только города — рухнула цивилизованность. Растрескались и осыпались законы, привычные устои, и вакуум безвластия заполнился хаосом.
Крушение человека.
В бункере зреет мятеж. Накаляются отношения между обслуживающим персоналом («гражданскими») и официальными лицам («правительством»). Разногласия, конфликты, конфронтация. Буйные побеги соперничества, зависти и ненависти. Что поделать, катастрофа не изменила природу людей к лучшему. Не стоило и надеться.
Крушение мира.
За дверями бункера, помимо черных тварей, таится много смертельных опасностей и испытаний. Радиация, пожары, затопления, бешеные собаки, люди, умирающие на руинах от лучевой болезни.
И где-то в глубине первородного хаоса думает думу Матушка-Крыса (навевая воспоминания о Королеве Чужих)…
Вы заметили: это рецензия на финальную часть трилогии «Крысы», а о самих хвостатых — не так уж и много. Почему? Зоохоррор уступил роману-катастрофе. Одеяло выскользнуло из цепких лап. Крысы проиграли радиации и ужасам разрушенного города. Крысы отошли на второй план.
Чтобы в конце «Вторжения» накатить на героев тошнотворной пищащей волной.
В романе столько всего (разве что нет секса), но не хватает держащей на привязи стилистики (ювелирного перевода?). Голос рассказчика ведет нас вслед за героями от одного смертельного испытания к другому, но ему недостает силы и образности для того, чтобы вцепиться в горло и тащить сквозь кошмар. Книга не пробирает до костей, до костного мозга — копошится в мышцах.
Тем не менее картина и атмосфера апокалипсиса остаются в памяти. Страшные, гнетущие, безысходные декорации. Взгляд влево, взгляд вправо — зажмуриться, не видеть. Забраться поглубже, укрыться от радиоактивной смерти. Чтобы потом задыхаться от гнетущего вязкого ожидания.
Никуда не делись и истории-отступления. Дополняя кошмарную картину, Герберт показывает нам кусочки судеб других героев. Разумеется, судеб трагичных. Не всем удалось переждать ад за бетонными стенами надежных правительственных бункеров. Кто-то обустроил убежище в подвале собственного дома, кто-то выкопал на участке.
Крысы жестоко посмеялись над этими маленькими спасениями.
Обгрызли слово «Надежда».
Комментариев: 0 RSS