DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Как улицу назовешь…

Как-то раз, глубокой ночью 18** года, парижскую улицу Морг огласили истошные крики. Сбежавшимся на шум горожанам открылась жуткая картина: два изуродованных женских тела, одно их которых засунуто в дымоход, а другое выброшено на улицу. Французская полиция терпит оглушительное фиаско в расследовании, и тогда за дело берется молодой аристократ и интеллектуал, месье Огюст Дюпен.

Такова завязка знаменитого рассказа Эдгара Аллана По «Убийство на улице Морг», который считается первым произведением детективного жанра в истории литературы. Нет смысла препарировать его сюжет, поскольку он и так слишком известен. Поговорим лучше о попытках перенести эту историю на экран.

В общей сложности «Убийство на улице Морг» экранизировали более десятка раз. Увы, ни один из этих фильмов не принадлежал Роджеру Корману, чьи экранизации По можно назвать если не самыми лучшими, то уж точно самыми яркими.

«Шерлок Холмс и Великая тайна убийства», 1908

Самая первая экранизация «Убийства на улице Морг» является еще и кинодебютом доктора Ватсона. Все верно. Огюста Дюпена здесь заменили более именитым сыщиком, Шерлоком Холмсом, и его верным помощником.

Холмс в каком-то смысле был антиподом Дюпена: если первый прославился своим дедуктивным методом, то персонаж По пользовался индуктивным. Эта замена могла бы быть интересной, выйди картина позже, однако кинематографу начала XX века явно было не под силу достойно показать разницу между подходами двух великих сыщиков.

Сказать об этом американском немом фильме особенно нечего, так как он был утерян. Не сохранились даже имена актеров и режиссера. Известно лишь, что его премьера состоялась 27 ноября 1908 года.

«Убийства на улице Морг», 1914

Шесть лет спустя маленькая кинокомпания Paragon Photo Plays Company выпустила свою версию творения Эдгара По. По-видимому, она была не слишком успешна, ведь сразу после этого студия канула в Лету. Эта лента также считается утерянной.

Над ее сценарием, который, очевидно, не слишком отходил от оригинала, трудился некто Сол А. Розенберг, а в режиссерском кресле, если верить книге Silent Mystery and Detective Movies: A Comprehensive Filmography Кена Влашина и ряду других специализированных изданий, оказался Роберт Гудман. В начале 10-х годов прошлого века этот сценарист и режиссер работал над короткометражками самых разных жанров: от комедии до вестерна. Вполне вероятно, что «Убийства на улице Морг» стали его последней режиссерской работой.

Далеко не все фильмы по рассказам Эдгара По, снятые в этот период, были утеряны. Чтобы иметь хотя бы примерное представление, как могли выглядеть первые экранизации «Убийства на улице Морг», можно посмотреть «Ворона» 1915 года.

«Убийства на улице Морг», 1932

Киноадаптация Universal была создана режиссером Робертом Флори, позднее работавшим над сериалами «За гранью возможного» и «Сумеречная зона». Фильм сразу настраивает зрителя на нужный лад музыкой из «Лебединого озера» и заявлением, что перед нами экранизация «бессмертной классики», а не просто рассказа Эдгара Аллана По.

Итак, Париж, 1845 год. Эксцентричный доктор Миракл в исполнении великого и ужасного Белы Лугоши демонстрирует ярмарочной публике гориллу Эрика, «зверя с душой человека», попутно продвигая в массы идеи эволюционизма. Вскоре после представления становится ясно, что животное страдает от одиночества, и безумный ученый пытается ему помочь: похищает припозднившихся девушек и делает им инъекции крови гориллы, чтобы те превратились в обезьян. Эксперименты терпят неудачу: подопытные гибнут одна за другой, и Миракл сбрасывает их тела в Сену (здесь можно усмотреть отсылку к рассказу «Тайна Мари Роже»). Тем временем молодой студент-медик Пьер Дюпен, недовольный работой полиции, начинает собственное расследование...

Большая часть фильма не имеет ничего общего с первоисточником, и лишь ближе к концу в нем начинают проглядывать знакомые мотивы: женский труп в дымоходе, незримый убийца, изъясняющийся на непонятном языке... Кстати, последний эпизод представлен в откровенно комической форме: немец, итальянец и датчанин разыгрывают блестящий скетч, выясняя, какой национальности был убийца. Национальные и гендерные стереотипы соответствуют духу 30-х годов, поэтому на фоне современного политкорректного кино картина кажется свободной и смелой, несмотря на чудовищную наивность.

Также в фильме хватает юмора (зачастую достаточно черного) и просто остроумных диалогов.

В финале Эрик берет в плен приглянувшуюся девушку и лезет с ней на крышу. Считается, что этот эпизод послужил одним из источников вдохновения для создателей культового «Кинг-Конга», вышедшего на экраны год спустя.

Гориллу Эрика сыграл актер Чарльз Гемора, в каком-то смысле специализировавшийся на обезьяньих ролях. Для крупных планов использовалась морда настоящего примата, но не гориллы, а шимпанзе.

Поскольку фильм снимался с постоянной оглядкой на опыт немецких экспрессионистов, одной из его отличительных черт стала сильная операторская работа: быстрые перемещения камеры, нестандартные ракурсы, виртуозная игра со светом и тенью. Всего этого удалось достичь благодаря стараниям оператора Карла Фройнда, ранее работавшего над шедевром Фрица Ланга «Метрополис». Фройнд получил некоторую известность и как режиссер: в 1932 году он снял «Мумию» с Борисом Карлоффом, а в 1935-м — «Безумную любовь» с Питером Лорре.

При всей своей легкомысленности и нацеленности на массовую аудиторию «Убийства на улице Морг» затрагивают и серьезные темы вроде проституции, взяточничества и неприглядной жизни социальных низов.

Первоначальная версия фильма длилась 80 минут. В итоге студийные боссы сократили хронометраж до 61 минуты, вырезав особо жестокие сцены убийств. Итог: кассовые сборы оказались значительно ниже ожидаемых.

Наследующие немецкому экспрессионизму «Убийства на улице Морг» 1932 года были стопроцентным продуктом своего времени, со всеми его минусами и плюсами. Красивые костюмы и декорации, юмор и Бела Лугоши с одной стороны. Дурацкий сюжет, обморочные барышни и переигрывания — с другой.

«Призрак улицы Морг», 1954

Фильм Роя Дель Рута («Люди-аллигаторы») стал первой цветной экранизацией «Убийства на улице Морг». И первой экранизацией этого рассказа в 3D.

Сюжет вновь претерпел значительные изменения. Париж сотрясает волна убийств. Жертвами маньяка, прозванного Призраком, становятся красивые юные девушки. За дело берется инспектор Боннар, использующий в работе методы физиогномики. Ему оппонирует молодой профессор Дюпен, утверждающий, что поймать убийцу можно, лишь опираясь на психологию. В подтверждение данного тезиса его коллега доктор Марэ демонстрирует полицейскому мышей, которые стали полностью подконтрольными экспериментатору после выработки у них нескольких условных рефлексов. Казалось бы, объединившись с профессором, инспектор сможет быстрее поймать преступника, но вскоре подозрения падают на самого Дюпена...

В картине чувствуется связь с оригиналом. Многие элементы перекочевали в нее без изменений: «иностранная» речь, моряк дальнего плавания. Тем не менее акцент в сценарии сделан на других вещах: несчастная любовь, жизнь цирковых артистов, коварные злодеяния.

Идеи Эдгара По выполняют в фильме именно ту функцию, которую и должны: дополняют историю, но не подменяют ее.

Если в предыдущем фильме создатели стремились скрестить ужа с ежом (оригинальные находки «проклятого поэта» и характерный для своей эпохи сюжет о безумном ученом), то здесь усложнение истории выглядит более естественным. Мы наблюдаем обострение конфликта, поскольку Дюпен оказывается за решеткой, а на воле остается его возлюбленная, которая в любой момент может стать жертвой маньяка.

Обезьяну вновь сыграл Чарльз Гемора, однако наиболее сложные трюки были выполнены дублером. Также в этот раз обошлись без шимпанзе. Вместо нее в кадре расхаживают другие животные: тигры, львы, леопарды и даже слоны.

В свое время из-за сцен жестокости этот фильм получил отметку «Только для взрослых». Сегодня же его официальный рейтинг — PG-13. Наверное, это правильно, ведь в качестве детектива «Призрак улицы Морг» выглядит куда убедительнее, чем в качестве хоррора.

«Детектив», 1964–1969

«Детектив» — так назывался британский телесериал, выходивший с 1964 по 1969 годы. За это время было выпущено 44 эпизода, каждый из которых представлял собой законченную криминальную историю. В 1968 году в рамках этого телепроекта режиссер Джеймс Селлан Джонс снял собственную версию «Убийства на улице Морг».

В настоящее время сериал можно считать забытым и практически утерянным, а жаль, ведь роль Огюста Дюпена в том эпизоде исполнял не кто-нибудь, а Эдвард Вудворд, звезда легендарного «Плетеного человека».

Сюжет особо не изменился. Разве что компанию Дюпену на этот раз составил американский писатель Шевалье. Кроме того, в эпизоде можно было увидеть самого Эдгара Аллана По в исполнении Чарльза Кея.

«Огюст Дюпен вмешивается», 1971

Попытки экранизировать Эдгара По предпринимались не только в англоязычных странах. Так, в начале 70-х в Чехословакии вышел черно-белый мини-сериал «Огюст Дюпен вмешивается», первый же эпизод которого был посвящен знаменитому делу о двойном убийстве.

За пределами своей родины сериал почти неизвестен, однако чехи и по сей день отзываются о нем тепло, как о ностальгическом и атмосферном телефильме, которому вредят разве что малый бюджет да некоторая наивность.

«Убийства на улице Морг», 1971

В 1971 вышла еще одна относительно известная экранизация. Над ее созданием трудился Гордон Хесслер, британский режиссер, на счету которого к тому моменту уже было несколько жанровых картин: «Продолговатый ящик», «Плач Банши», «Крик и снова крик». Ключевые роли в них играли такие знаковые актеры, как Винсент Прайс, Кристофер Ли и Питер Кушинг. Казалось бы, что может пойти не так?

Во-первых, в этой экранизации нет ни Прайса, ни Ли, ни Кушинга. А во-вторых... Фильм начинается с набора сумбурных сцен, на первый взгляд слабо связанных между собой. Горилла, которая выглядит хуже, чем в версии 1932 года, орет и разгибает прутья решетки. Неподалеку связанная красотка с ужасом взирает на схватившего ее психопата. Внезапно обезьяна набрасывается на него! Девушка оказывается в лапах гориллы и теряет сознание от страха. Перед ней предстает загадочный «мистер Икс» в цилиндре, плаще и со стрингами на лице. Он размахивает топором, словно Кожаное лицо — бензопилой во второй части «Техасской резни». Далее гориллу атакуют полицейские, но она вновь кидается на психа и отрубает ему голову. Наконец, буффонада завершается, и мы с облегчением узнаем, что все это было частью спектакля во французском театре ужасов XIX века.

В действительности же происходит следующее: актера Эрика, который должен был сыграть примата, убивают, облив ему лицо кислотой. Это значит, что в спектакле вместо него играл убийца! Остальные члены труппы вместе с полицией пытаются поймать негодяя, но тот ускользает у них из-под носа. Небольшая деталь: убийца носит маску...

Дальше сюжет развивается в том же русле: маньяк брызгает кислотой направо и налево, изредка пуская в ход нож. Ему помогает гнусный карла, не отстающий от актрисы, сыгравшей в спектакле. Надо всеми довлеет некая зловещая тайна. А местные Эркюль Пуаро и Ниро Вульф не слишком старательно изображают расследование.

Режиссер не гнушается кровавых подробностей: время от времени на экране возникают искаженные болью лица, покрытые дымящимися ожогами, но выглядит все это не очень правдоподобно, да и актерская игра в таких эпизодах оставляет желать лучшего.

Непонятно, при чем тут вообще Эдгар По. История, рассказанная в фильме, возможно, имеет что-то общее с «Призраком оперы» Гастона Леру, но никак не с «Убийствами на улице Морг». Сам режиссер аргументировал отход от первоисточника следующим образом: зрители и так знают, чем закончился рассказ, поэтому необходимо было переосмыслить сюжет. Проблема в том, что переосмысление зашло так далеко, что от оригинала в фильме осталась одна лишь улица Морг.

Вместе с тем картину можно похвалить за редкие эпизоды снов, театральных постановок и пророческих видений, причудливо переплетающихся с реальностью.

1971 год. Через 3 года выйдут «Черное Рождество» и «Техасская резня бензопилой» — культовые жанровые картины, которые навсегда изменят представление о фильмах про маньяков — каждая по-своему. На их фоне фильм Гордона Хесслера выглядит настолько нелепой архаикой, что невозможно поверить, будто это снимали всерьез. И, конечно, это самая далекая от первоисточника экранизация.

«Убийство на улице Морг», 1973

Как ни странно, во Франции, на родине самого Огюста Дюпена, рассказ экранизировался лишь однажды, в 1973 году. Режиссером французской телеверсии выступил Жак Наюм, который через пару лет переключился на сценарную и продюсерскую деятельность.

Как и в случае с чехословацким сериалом, за пределами своей страны картина не имела сколь-нибудь значимого успеха, и ее быстро забыли. Сегодня о ней напоминает лишь пара десятков мутноватых скриншотов, которые можно найти на французских сайтах, посвященных кино.

«Убийства на улице Морг», 1986

Во второй половине 80-х режиссер Жанно Шварц («Челюсти 2», «Супергерл») снял телефильм «Убийства на улице Морг», ставший последней заметной экранизацией этого рассказа. Лента примечательна наличием в ней молодого Вэла Килмера, сыгравшего Филлипа Харона, туповатого помощника Огюста Дюпена (Джордж К. Скотт).

Компанию им составила Ребекка Де Морнэй, няня из триллера «Рука, качающая колыбель», исполнившая роль дочери Дюпена. Да, теперь у него есть дочь.

Сюжет, в общем и целом, соответствует канону, несмотря на многочисленные сценарные нововведения. Гениальный детектив превратился из молодого аристократа в вечно сонного старикашку, однако этот старикашка чертовски обаятелен, и все благодаря отточенной игре Скотта. Старая школа видна невооруженным глазом, особенно на фоне деревянного Килмера, который, кажется, вообще слабо понимает, что происходит. Немного лучше смотрится Де Морнэй, способная в нужный момент прикрикнуть или пустить слезу, но рядом со Скоттом блекнет и она. К тому же сценарист не озаботился приданием ее персонажу хоть какой-нибудь глубины, и если в «Руке, качающей колыбель» ее типаж холодной и чуть отстраненной голубоглазой красотки идеально вписывался в образ психопатичной роковой женщины, то здесь она играет обычную парижскую дурочку, пусть и не лишенную некоторого гонора.

По сути большая часть сюжетных изменений направлена на создание нудной и предсказуемой любовной линии. Понятно, что Де Морнэй должна остаться с Килмером, понятно, что с ее нынешним женихом не все в порядке, поэтому все без исключения сцены, касающиеся этой щекотливой темы, навевают тоску.

Режиссер попытался визуализировать едва ли не каждый абзац из произведения Эдгара Аллана По, включая поход Дюпена в редакцию газеты для подачи объявления. Из-за этого фильм выглядит немного затянутым. К тому же для увеличения хронометража в сюжет добавили еще парочку дополнительных убийств.

В отдельных эпизодах видно, что Жанно Франц снимал настоящий фильм ужасов. Дрожащий луч фонаря выхватывает из темноты пятна крови на стенах, в сцене убийства включается вид от первого лица, в нужные моменты звучит тревожная или резкая музыка. Несмотря на это, большая часть фильма — это все-таки детектив, чистокровный, но не очень породистый: сказывается характерный для телепостановок недостаток бюджета и излишняя мелодраматичность.

Едва ли стоит смотреть этот фильма ради Вэла Килмера, но зато Джордж К. Скотт здесь исключительно хорош. Пожалуй, это самая близкая к первоисточнику экранизация из числа доступных, однако сокращение хронометража пошло бы ей только на пользу.

Škola detektivky, 1989

Škola detektivky — детективный телепроект родом из Чехословакии, созданный Вацлавом Ворличеком, позднее работавшим над детским сериалом «Арабела возвращается, или Румбурак — король страны сказок». В нашей подборке «Школа детективов» оказалась благодаря своему первому эпизоду, который был посвящен бессмертному творению Эдгара По.

Наши дни. А точнее, конец 80-х. Усатый мужчина с гипсом на руке и ноге смотрит в камеру и признается в любви к детективам. Это главный герой сериала, доцент Лацко. Фоном — типично советский интерьер с коврами, плохо закрывающимися комнатными дверями и импровизированной библиотекой. Книги стоят в шкафу, лежат на столах и прямо на полу. Лацко роется в книжных россыпях, выуживает томик Эдгара По и начинает вдохновенно рассказывать о нем.

В этот момент в комнату врывается стервозного вида очкастая супруга, которая отчитывает Лацко и заставляет его пылесосить пол. Тот берет пылесос, но продолжает рассказ. Выясняется, что травмы Лацко получил, охотясь за книжкой По.

Однажды Лацко забежал в букинистическую лавку, где заприметил редкое издание на самой верхней полке. Он берет лестницу, лезет наверх, достает вожделенную книгу, но тут его атакуют работники магазина, после чего незадачливый книголюб падает вместе со шкафом. В результате Лацко получает два перелома, и его увозят на скорой. Трофейную книжку берет почитать прибывший на место происшествия доктор.

Эта затяжная экспозиция занимает почти 20 минут, при этом вся серия длится 45. Наконец нам показывают Париж XIX века... и с этого момента начинается достаточно точная экранизация Эдгара Аллана По. Все ключевые роли в этом «рассказе в рассказе» исполняют уже знакомые нам актеры из первой половины фильма. Расследование ведут доктор и избавившийся от кустистых усов Лацко.

Упор сделан на диалогах, приправленных юмором. В картине напрочь отсутствует экшен и уж тем более хоррор. Выглядывающая из дымохода женская рука с тонкой струйкой крови — это максимум, на что решились авторы фильма.

В итоге «Школа детективов» не слишком интересна как экранизация, но любопытна как своеобразный артефакт чехословацкого телевидения 80-х.

«Кровавая обезьяна», 1997

На закате 90-х мало кому известный режиссер Кит Дж. Крокер на пару со сценаристом Джорджем Реисом решили осчастливить публику своим собственным, оригинальным прочтением классики Эдгара По. Для этого они обратились к грайндхаусу 70-х и сняли дурацкий, комедийный и очень кровавый хоррор про гориллу, которая сбежала от своего хозяина, ярмарочного зазывалы Лампини, и принялась убивать всех на своем пути.

Ситуация осложняется тем, что расследованием убийств занялся полицейский-расист Лобьянко, твердо решивший обвинить во всем простого черного парня...

Снят фильм, как и полагается, на легендарную кинопленку Super 8. К процессу съемок создатели отнеслись со всей ответственностью, а для DVD-издания они даже подготовили короткометражную документалку, в которой рассказали о работе над своим «шедевром» и заодно подчеркнули, что картина имеет антирасистский подтекст. Это делает их экранизацию еще и самой политкорректной, особенно по сравнению с версией 1932 года.

Западные рецензенты сетуют на некоторую затянутость первой половины фильма, в которой почти ничего не происходит, однако затем примат слетает с катушек: отрывает член хиппи, нападает на голых женщин, обезглавливает какого-то пижона и даже угоняет автомобиль. Кетчуп льется рекой, а костюм главного героя выглядит еще хуже, чем в экранизации 1971 года.

Рассматривать это кино в контексте произведения По не имеет никакого смысла. Создатели просто стремились отдать дань уважения грайндхаусу и повеселить народ концентрацией нелепостей в минуту экранного времени.

«Морг-стрит», 2012

«Морг-стрит» — это 11-минутная короткометражная работа итальянского режиссера Альберто Виаваттене, вошедшая в антологию «Проект зло». Если верить официальному трейлеру, этот фильм понравился Брайану Юзне, Джеку Кетчаму и Уве Боллу. Последнего, впрочем, в рекламный ролик могли бы и не включать.

Короткометражка начинается со сцены грязного секса под заунывную музыку. Участвуют две женщины и мужчина. Скоро становится ясно, что представительницы прекрасного пола — это мать и дочь, причем последняя плотно сидит на игле... Режиссер решил переосмыслить историю Эдгара По, добавив в нее сексуальное насилие, наркотики и скверно снятые сцены звериной жестокости.

Фильм выделяется своим вычурным освещением. Играя со светом, Виаваттене косит то ли под Дарио Ардженто, то ли под Гаспара Ноэ. Но ни светофильтры, ни тягучий электронный саунд не способны скрыть очевидного факта: режиссер просто-напросто эпатирует публику, однако по-настоящему искушенный зритель едва ли будет шокирован показанным на экране.

* * *

Несмотря на то, что в этой подборке можно найти пару-тройку любопытных фильмов, хочется верить, что лучшая экранизация «Убийства на улице Морг» еще впереди.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)