Если в современных хоррорах упор часто делается на компьютерную графику, то еще каких-нибудь лет 25–30 назад их создателям приходилось довольствоваться механическими эффектами и гримом, что не мешало им снимать порой настоящие шедевры. Сегодня нам выпала уникальная возможность побеседовать с Крисом Уоласом, который знаком фанатам хоррора не только как постановщик фильмов «Муха 2» и «Бродяга», но и как создатель специального грима к целому ряду лент, в числе которых «Гремлины» и «Муха». За последнюю Крис Уолас удостоился премии «Оскар».
Прежде всего позвольте поблагодарить вас и извиниться за некоторые вопросы. Брать интервью у живой легенды – весьма волнительное занятие…
Итак, начнем сначала. Расскажите немного о себе. В Сети на удивление мало информации о вас. Что привело вас в мир спецэффектов?
Лет с десяти я начал задумываться над тем, как устроены монстры и странные существа из фильмов. Когда мне было девять, я впервые увидел фильм «Язон и аргонавты» (1963) в кинотеатре. Это был мой первый поход в кино, и я был потрясен магией спецэффектов и монстров. Именно тогда я и понял, что в том или ином качестве в моем будущем будут присутствовать монстры!
Но почему монстры?
Монстры потрясающи! В них сокрыта магия! Они воспламенили мое воображение. С детства я был фанатом старых фильмов студии Universal, посвященных монстрам. Меня потрясает сама концепция существования тварей с биологией и жизненным циклом, полностью отличающимся от известного нам.
У вас есть техническое образование? Ведь наверняка для того, чтобы создавать подобных существ, необходимо разбираться в инженерных науках?
Никакого технического образования. Все, чему я научился, пришло ко мне методом проб и ошибок. Я ошибаюсь до сих пор.
Как вы начали работать в сфере спецэффектов?
Я устроился на работу в Don Post Studios, компанию по производству масок на Хеллоуин. Там я проработал около года. До этого я кое-чему научился в колледже, в театральном кружке. Работа в Don Post Studios помогла мне заполнить пробелы в базовых знаниях, связанных с созданием масок, раскраской, созданием волосяного покрова и т. п. После этого я начал работать над маленькими проектами на ТВ, преимущественно связанными с рекламой. В основном речь шла о масках, иногда о муляжах. Так все и началось.
Мне очень повезло оказаться в нужном месте в нужное время. Индустрия киномонстров только набирала обороты, и специалистов в этой сфере было сравнительно немного. Поэтому я получил много заказов в низкооплачиваемом секторе, вне профессиональных союзов. Я успел наломать дров, участвуя в давно забытых (к счастью для всех нас) телевизионных проектах.
Еще до «Гремлинов» (о них мы поговорим позже) вам посчастливилось работать на Джорджа Лукаса. Каково это – быть частью вселенной «Звездных войн»?
Что тут сказать. Я был в команде, отвечавшей за монстров и существ. Я познакомился и имел шанс поработать с очень талантливыми людьми. Я многому у них научился. Прекрасные специалисты и художники!
Сцена с плавящимися головами в фильме «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» тоже ваших рук дело?
Все головы в этой сцене были задействованы на стадии пост-продакшена в студии ILM. Изначально сцену планировали снять в Англии во время основной части съемок, но что-то пошло не так, и мне пришлось работать с муляжами в студии. Это было нелегко (особенно много проблем доставила голова Тотта). Я использовал смесь очень нестойкого желатина, чтобы показать процесс распада плоти. Материал разлагался через час-полтора после нанесения на муляж. Поэтому мне приходилось начинать работу в час ночи для того, чтобы провести съемки в 11 или 12 дня.
Вы создали существо для фильма Вольфганга Петерсена «Враг мой». Волею судеб этот фильм этот стал культовым в СССР.
Я об этом не знал! Это очень здорово! Для меня «Враг мой» был очень тяжелым проектом, удивительным образом не снискавшим популярности на родине. Мне кажется, в наши дни интерес к картине пробудился с новой силой.
Расскажите немного о создании облика инопланетянина.
Процесс создания Драка был очень долгим. Изначально персонаж был рептилоидом, но я не хотел делать его подобным ящеру. Собственно говоря, поэтому я и добавил воздушные (и ушные) пузыри. Это оживило его лицо. Изначально это был очень сложный грим, задействовавший различные технические приспособления, но мне удалось упростить его и тем самым облегчить актеру жизнь.
Вы ведь создали всех монстров для фильма «Муха»?
Точно так. Мне настолько понравился проект Кроненберга, что я отказался от второй части «Гремлинов». У «Мухи» был потрясающий эмоциональный подтекст!
Мы знаем, что вы работали с Кроненбергом и над другими проектами, в частности, над «Голым завтраком», но монстр-муха был совершенно невероятным! Расскажите немного о работе над этим удивительным существом.
«Муха» оказалась очень сложным проектом. Нам понадобилось вдвое меньше времени на его реализацию, чем мы изначально предполагали. Особенно сложно дело обстояло именно с дизайном уровней и существ. Более того, нам нужно было создать костюм, в котором будет работать актер (пока процесс превращения в монстра не достигнет финальной стадии). Нам пришлось работать наоборот: сначала мы придумали финальный облик монстра, которого назвали Косможуком, а уж потом занялись прочими стадиями метаморфоз, вплоть до лица актера. Более того, нам пришлось изобрести существо, которому бы симпатизировал зритель вне зависимости от его ужасного вида. Иными словами, зритель должен был и сочувствовать Сету Бандлу, и в то же самое время бояться его. Таким образом, речь шла о балансе. Мутации главного персонажа должны были быть строго синхронизированы с перипетиями сюжета.
В оригинале 50-х мутант-муха выглядел именно как муха, учитывая возможности того времени. В вашем фильме зрителю является зомбиподобный монстр, более напоминающий тварь из мифов Лавкрафта. В чем причина такого решения?
Эмоциональная составляющая фильма зиждется на том, что главный герой, Сет Бандл, медленно теряет свое человеческое «Я», и процесс этот длителен (в отличие от оригинала, в котором мутация произошла мгновенно). Кроненберг изначально поставил условие: окончательная форма Сета Бандла должна быть невероятно уродливой и нежизнеспособной. Речь шла о чем-то совершенно нечеловеческом, инопланетном. Поэтому нам пришлось создать омерзительное и шокирующее создание, в котором нельзя было узнать ни человека, ни муху.
Ваши впечатления от совместной работы с Дэвидом Кроненбергом?
Дэвид – прекрасный человек и профессионал. Он точно знает, что ему нужно, и уважает всех участников проекта. Дэвид готов прислушиваться к предложениям, но только в том случае, если они соответствуют его видению общей картины. Я очень уважаю Кроненберга.
Вы читали рассказ, послуживший основой для оригинального фильма «Муха»?
Нет, никогда. Забавный факт, правда?
Да уж. А теперь давайте перейдем к «Гремлинам». Если бы не вы, не было бы и этого легендарного фильма. Расскажите немного об этом проекте.
Когда я впервые ознакомился со сценарием, то представил себе тарсира, также известного как обезьяна-сова. Необычный внешний вид этого животного и стал отправной точкой для создания облика могваев. С помощью режиссера Джо Данте они обрели свои неповторимые и очень милые черты.
То есть изначально существа должны были походить на животных?
Именно так. Ни у гремлинов, ни у могваев по сценарию не было ни единой человеческой черты, ни тем более личности. Могваи были подобны хомячкам, а гремлины – безмозглым монстрам.
Ходят слухи, что пес Стивена Спилберга послужил прообразом Гизмо. Так ли это?
Ну да! Мы уже почти было подготовились к съемкам, и тут пришла разнарядка – поменять цвета могвая на коричневый и белый, чтобы они совпадали с расцветкой пса Стивена. Нам пришлось переделать ВСЕХ могваев!!!
Ваша любимая сцена в «Гремлинах»?
Ну, мне нравится сцена на кухне, но сцена в баре всегда казалась мне самой мощной! Мы все получили массу удовольствия при съемках этого эпизода. Съемочную площадку не покидала хулиганская атмосфера из разряда «А, будь что будет!»
Эпизод с гремлинами, резвящимися в баре, по слухам, изначально должен был длиться дольше двадцати минут. Расскажите о нем поподробнее.
Это было совершенным безумием! Мы снимали всевозможные гэги. Три гремлина устраивают дикие танцы, разодевшись вовсю. Гремлины подбрасывают других гремлинов в воздух с помощью одеяла. Пьяные гремлины. Да все, что в голову приходило. На самом деле Спилберг хотел оставить этот эпизод без изменений, но Джо Данте, режиссер фильма, решил его укоротить.
Ваш любимый гремлин?
Страйп. Им было удобнее всего управлять во всех его формах, хотя порой он и капризничал.
Работа с куклами на съемочной площадке разительно отличается от работы кукольника в театре, не так ли?
Разумеется. В обычном кукольном представлении зрителю всегда открыт только один ракурс. В фильме каждый кадр являет собой отдельную постановку. Не следует забывать и о том, что куклы, по сути, являются продолжением кукольника. Посему кадр должен быть выстроен должным образом, дабы скрыть все, что не относится непосредственно к кукле. Однако, в отличие от театра, вы можете использовать несколько кукольников одновременно, оставляя их вне кадра.
Как думаете, будет ли продолжение «Гремлинов»?
Подозреваю, что да. Голливуд скор на продолжения там, где есть финансовая выгода.
Но ведь есть ощущение, что франшиза заглохла. Мы видели несколько любительских короткометражек и только…
Тому есть множество причин. Насколько мне известно, компания Warner Bros. неоднократно пыталась перезапустить франшизу, но всякий раз что-то шло не так.
Вы открыли собственную компанию на волне успеха «Гремлинов». Расскажите немного о ней.
Моя компания, CWI, была частью киноиндустрии на протяжении четырнадцати лет. Работая над «Гремлинами», я сколотил крепкую команду профессионалов, и многие из них остались со мной в качестве сотрудников компании. Мы работали над огромным количеством голливудских фильмов, телесериалов и в том числе рекламных роликов.
Все спрашивают вас о спецэффектах, но практически никому не интересны ваши режиссерские работы. А тем не менее ваше продолжение «Мухи», по мнению многих, ничуть не уступает оригиналу (во многом благодаря Мику Гэррису и Фрэнку Дарабонту), а «Бродяга» и вовсе стал культовым фильмом. Что привело вас в режиссерское кресло?
Мне всегда хотелось попробовать свои силы в режиссуре. Продюсер «Мухи» Стюарт Корнфелд был осведомлен о моем желании и помог мне получить кресло режиссера, когда проект сиквела находился еще на стадии обсуждения.
Несколько месяцев назад нам удалось взять интервью у Мика Гэрриса. Вы дружите?
У нас хорошие приятельские отношения, но, к сожалению, мы редко пересекаемся.
Вторая часть «Мухи» визуально очень напоминает первую. Складывается впечатление, что вы пытались скопировать стиль Кроненберга. Так ли это?
Не так. Я четко понимал, что фильм Кроненберга не был рассчитан на продолжение. Поэтому я не пытался увязать между собой оба фильма. Не сознательно и не с помощью визуальных образов во всяком случае. Более того, мне кажется, что эти два фильма совершенно не похожи друг на друга. Как бы то ни было, я приложил максимум усилий, чтобы избежать упреков в повторении.
Эпизод, в котором главный герой убивает мутировавшего пса, был насыщен сильнейшими эмоциями. Кажется, мы видели эту куклу в недавней короткометражке «История Геккеля», снятой Миком Гэррисом для проекта «Мастера ужасов». Пес был вашим созданием?
Да. Вообще это была идея Фрэнка Дарабонта, и поначалу она не пришлась мне по вкусу. Вы можете безнаказанно прикончить сто человек в кадре, но стоит вам убить животное, и у вас проблема. Но Фрэнк убедил меня в необходимости этого эпизода, и теперь мне кажется, что он был прав. Изначально у куклы-пса был металлический аниматронный каркас, но создание выглядело слишком здоровым, чтобы вызывать жалость. Недостаточно жалким, понимаете? Поэтому мы удалили все металлические части и превратили пса в тряпичную куклу. Так получилось намного лучше.
В лавкрафтианском фильме Дэна О’Бэннона «Воскресший» (1991) явно прослеживаются параллели с «Мухой 2». Вы смотрели этот легендарный ужастик?
Нет, но мне неоднократно об этом говорили.
Эпизод, в котором Мартин лежит в коконе, а женщина-ученый сидит спиной к нему очень походит на оммаж к карпентеровскому шедевру «Нечто». Так ли это?
Не так. Я не пытался копировать этот легендарный фильм. Однако в жанре хоррора присутствуют определенные стандарты, в том числе связанные с обстановкой и нагнетанием саспенса [И все же это оммаж – прим. авт.].
Работать режиссером и специалистом по спецэффектам одновременно должно быть весьма непросто?
Для меня сложнее всего не встревать в управление куклами, когда я руковожу съемочным процессом. К счастью, у меня был прекрасный коллектив, которому я мог всецело доверять. Таким образом, я сконцентрировался на режиссерских задачах и не волновался о спецэффектах. Но я не удержался и выступил в качестве кукловода в нескольких эпизодах!
В отличие от первой части, сиквел оканчивается хэппи-эндом, чем-то напоминающим недавний фильм Гильермо дель Торо «Форма воды». Все плохие парни получают по заслугам, а все хорошие – женятся. Но вот беда, этот хэппи-энд прикончил франшизу. Рассказывать больше нечего. Почему вы не оставили себе лазейку для создания продолжения?
Студия настояла на хэппи-энде. Им вообще казалось, что я снимаю подростковую любовную историю. Они даже заставили меня снять заключительную сцену, в которой Мартин и Бэт счастливо коротают дни в ее плавучем доме. Я был уверен, что это не сработает, поскольку фильм закончился тогда, когда плохого парня сожрали и Мартин оказался в безопасности.
[Комментарий Мика Гэрриса, сценариста «Мухи 2»: «Концовка была императивной идеей киностудии. Мне было плевать» – прим. авт]
Почему рейтинги второй части столь низки?
Очень сложно следовать за Кроненбергом. «Муха» являла собой уникальную смесь ужасов и эмоций, и зрительские ожидания были невероятно высокими. К тому же постарались критики.
Почему проект не получил продолжения?
Мне кажется, у компании FOX были планы на продолжение, но они так никуда и не привели по сей день.
Предпринимались ли попытки реанимировать проект?
Да, я слышал, что сам Кроненберг хотел принять в этом участие. Но ничего не вышло.
…а потом пришел «Бродяга». Фильм произвел огромное впечатление. По сути, это квинтэссенция хоррора 90-х. Он смешной, он страшный и он мерзкий! В нем есть безумный ученый! Как вам удалось заполучить такой проект?
О, «Бродяга»… Я получил сценарий от агента, и он мне понравился. Очень понравился. Было проблематично собирать этот проект по кусочкам, но мне помог Мел Брукс, выступивший продюсером картины.
В съемочном процессе участвовали такие звезды, как Майкл Айронсайд и Билл Пэкстон. Как вам удалось заманить их в этот хулиганский проект?
Я работал с Майклом на съемках «Сканнеров» и пытался завлечь Билла в сиквел «Мухи». Я неплохо был знаком и с тем, и с другим. Кроме того, им тоже понравился сценарий.
Сложно было снимать «Бродягу»?
Очень. У нас постоянно что-то шло не так, особенно при съемках в пустыне. Кадры получались вне фокуса, камеры выходили из строя, локации не подтверждались. Но при этом мне невероятно повезло работать с Маршаллом Беллом, исполнившим роль Бродяги. Да и все остальные справились на «отлично»!
Фильм получил статус культового, и при этом парадоксальным образом о нем знает лишь кучка преданных фанатов. Рейтинг IMDB тоже оставляет желать лучшего. Что, по-вашему, послужило причиной этому?
Мне кажется, частью проблемы является нелюбовь к черному юмору в США. Фильм вышел как раз тогда, когда общество начало заботиться о «политкорректности». К тому же у компании MGM были проблемы, и раскрутке фильма не уделили должного внимания. Посему фильм обрел второе дыхание лишь недавно.
К слову о политкорректности. Каково ваше отношение к голливудской «охоте на ведьм»?
Я бы не назвал это охотой на ведьм. По сути своей, Голливуд – это Дикий Запад. Всякое может случиться и случается время от времени. Я никогда не был частью подобного, но слухи доходили и до меня. Среди продюсеров и прочих власть имущих есть множество тех, кто позволяет себе зайти слишком далеко. И рано или поздно этот нарыв должен был вскрыться.
Вам не показалось, что авторы «Бомжа с дробовиком» частично позаимствовали концепцию у «Бродяги»?
Боюсь, я не смотрел «Бомжа».
К сожалению, мы вынуждены задать и этот вопрос. Вы исчезли из мира кино. Что произошло?
Да… Можно сказать, что я перегорел на некоторое время. Также я полностью потерял слух. Но я потихоньку возвращаюсь в жанр. В частности, я с удовольствием поработал над проектом «Путешествие в Запретную Долину». Это детский фильм, посвященный Йерену, китайскому бигфуту. Это была моя идея. Я написал сценарий и разработал существ для фильма. К тому же я работаю над лавкрафтианской короткометражкой – надеюсь, вы скоро ее увидите.
Расскажите о ней.
С удовольствием. Фильм называется «Наследие». Это кукольная короткометражка по мотивам произведений Лавкрафта. Речь в ней пойдет о древнем семейном проклятии, пришедшем из космоса. Проект весьма амбициозен и будет снят в викторианском стиле. Я собираюсь профинансировать его с помощью краудфандинга в этом году.
Уж коль мы заговорили о Лавкрафте, есть ли, по вашему мнению, режиссер, способный воплотить творчество великого мастера на экране? Какой ваш любимый фильм по Лавкрафту?
Мне кажется, единственный фильм, который передает уникальность стиля Лавкрафта, это «Зов Ктулху». У съемочной группы хватило таланта передать пугающую странность литературного первоисточника. Что же касается режиссера, способного понять стиль Лавкрафта, то это, на мой взгляд, Гильермо дель Торо. Его любовь к мифам Ктулху была в полной мере продемонстрирована в отдельных эпизодах фильма «Хэллбой». К счастью, он стал оскароносцем, и, возможно, ему позволят снять полностью лавкрафтианский фильм!
Что вы думаете о современном хорроре? Какие фильмы произвели на вас впечатление в 2017 году?
Честно говоря, в последнее время я не вижу потенциала в жанре. Большая часть фильмов так или иначе связана с клише «группа молодых людей оказывается один на один со сверхъестественным убийцей». Впрочем, бывают и вполне удачные исключения. Моим любимым фильмом 2017 года является «Форма воды». Я большой фанат «Создания из Черной Лагуны», и «Форма воды» показалась мне достойным сказочным продолжением этого легендарного фильма.
Ваши планы на будущее?
Я работаю над несколькими короткометражками. Создаю существ из папье-маше. Также я снимаю фейковый ролик для фильма «Антропоиды Франкенштейна», для странички Ape Suit на Facebook, администратором которой я же и являюсь. Как видите, монстры до сих пор часть моей жизни!
И последний, традиционный вопрос. Что бы вы хотели передать вашим фанатам по ту сторону океана?
Да я вообще не представлял себе, что у меня есть фанаты по ту сторону океана! Я хочу поблагодарить вас за то, что вы ценили мою работу все эти годы!
Спасибо вам. И помните, мы следим за вами!
Комментариев: 0 RSS