DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Священники против демонов

За долгую историю кинематографа из невинных душ было изгнано немало демонов. Поэтому неудивительно, что фильмы об экзорцизме имеют довольно много штампов: говорящие на древних языках одержимые дети, обезумевшие от горя родители, усомнившиеся в вере священники (которые в конце обязательно вновь ее обретут) и сами демоны, загробными голосами называющие свои имена. Все это с теми или иными вариациями можно увидеть практически в любом фильме, где идет речь об одержимости. Казалось бы, авторам негде особо развернуться и изобрести что-нибудь неординарное. Тем не менее, картины на эту тему и по сей день продолжают выходить на экраны и даже пользоваться немалым спросом.

И это несмотря на то, что центральная картина жанра, определившая его дальнейшее направление, вышла почти сорок лет назад. Все, что было после, в той или иной степени попало под влияние «Изгоняющего дьявола» (The Exorcist, 1973) Уильяма Фридкина. Об успехе фильма можно рассказывать долго, но выделим самое значимое.

Случается, даже сейчас, экранизацию одноименного романа Уильяма Питера Блэтти называют самым страшным фильмом всех времен. После ошеломительного успеха в прокате, картина установила мировой кассовый рекорд и удерживала его в течение двух лет до появления «Челюстей». Лента также является и самым титулованным хоррором, имея множество наград, среди которых два «Оскара» и четыре «Золотых глобуса», один из которых выдан за лучший драматический фильм.

Но получив всемирное признание, «Изгоняющий дьявола» вошел в историю и как «проклятое» кино, при создании которого на съемочной площадке постоянно происходили мистические события. Считается, что данная лента стала косвенной причиной гибели девяти человек. Продюсерам даже пришлось прибегнуть к помощи настоящего экзорциста, чтобы завершить работу над картиной. Однако эти печальные происшествия не испугали создателей будущих фильмов о демонической одержимости, и эксплуатация темы была продолжена.

Вместе со статусом культового хоррора, картина имеет и ряд сиквелов, но стоит признать, что ни один из них не имел значительного успеха, и как франшиза «Изгоняющий дьявола» оказался неудачным.

Так, вышедший четырьмя годами позже «Изгоняющий дьявола II: Еретик» (Exorcist II: The Heretic, 1977), хоть и вернул звезд первого фильма Линду Блэр (Риган МакНил) и Макса фон Сюдова (отец Меррин), фатальным для него оказалось отсутствие Уильяма Питера Блэтти, автора литературного первоисточника и адаптации оригинальной ленты. Действие происходит четыре года спустя, когда состояние Риган нормализовалось, и она ничего не помнит о своей одержимости и обрядах. Но в психиатрическом институте, где ее обследуют, решили все-таки заглянуть в ее прошлое при помощи синхронизатора мозговых волн и узнали много нового о демоне ветров Пазузу и самой Риган. Из-за неудачного сценария с множеством сомнительных сюжетных поворотов, продолжение оказалось вовсе не таким, каким его ожидали, и даже было включено в список худших сиквелов в истории кино. Хотя картина все же имела хорошие кассовые сборы, но эта заслуга принадлежит, в основном, не утихавшему ажиотажу вокруг ее предшественника.

Уильям Питер Блэтти вернулся в «Изгоняющем дьявола III» (The Exorcist III, 1990), причем сразу в качестве режиссера. Триквел поставлен по его же роману «Легион», изданному в 1983 году. Тем не менее, она имеет куда меньшую связь с оригиналом, чем «Еретик». Действие происходит через пятнадцать лет после событий первого фильма, но, разумеется, никак не связана с сиквелом. Вернулись второстепенные герои оригинальной ленты — лейтенант Киндерман, отец Дайер и отец Каррас — однако только последнего сыграл тот же актер, что и за семнадцать лет до этого. В основе сюжета ленты — полицейское расследование жестоких убийств, а обязательная для жанра, порожденного франшизой, мистическая составляющая предстает зрителю только во второй половине фильма. Загадочные убийства, происходящие в психиатрической больнице, имеют те же признаки, что и совершенные пятнадцать лет назад маньяком Гемини, и Киндерман приходит к выводу, что здесь не обошлось без переселения душ и участия Пазузу. «Демоническая» роль на этот раз досталась хорошо знакомому любителям хоррора Брэду Дурифу. В итоге картина получилась несколько удачнее сиквела и оставляет лучшее впечатление, своеобразно вписавшись в свою серию.

Почти одновременно с триквелом вышла наиболее известная и абсурдная пародия на «Изгоняющего дьявола» — «Изгоняющий заново» (Repossessed, 1990). Главные роли священника и одержимой исполнили король пародий Лесли Нильсен и сделавшая себе имя в этом же амплуа в первых двух фильмах франшизы, теперь уже взрослая Линда Блэр. Действие происходит через семнадцать лет после изгнания демона из девочки в 1973-м. Пародия повествует о том, как у нее, уже матери семейства, проявляется рецидив.

Однако не «Изгоняющим» единым славен жанр «одержимого» кино, было создано еще как минимум несколько заслуживающих внимания картин.

Например, мистический хоррор «Стигматы» (Stigmata, 1999), обладающий достаточно оригинальным сюжетом. Одержимая демоном девушка избрана для того, чтобы передать человечеству послание, которое способно нарушить устои церкви. Ватикан принимает решение не допустить этого, но священнослужитель, ведущий расследование по заданию церкви, спасает ее. Главные роли исполнили Патриция Аркетт и Гэбриел Бирн. «Стигматы» имели весьма приличный для своего времени бюджет, и в итоге получилась зрелищная лента. Наряду с триллером «Конец света», вышедшем в том же году, в период бурного развития технических возможностей для создания спецэффектов, лента стала первым в своем роде масштабным «мистическим» блокбастером и заложила фундамент для вышедших в последующее десятилетие экранизаций романов Дэна Брауна и других крупнобюджетных проектов на эту тему.

Год спустя для американского телеканала «Showtime» был создан фильм «Одержимый дьяволом» (Possessed, 2000) с Тимоти Далтоном в роли экзорциста. Он снят по мотивам одноименной книги Томаса Б. Аллена, в основу которого, в свою очередь, вошла реальная история о мальчике Роланде До, над которым проводились обряды экзорцизма в 1949 году. Кстати, эта же самая история вдохновила и Уильяма Блэтти на его самый известный роман. Поэтому действие фильма развивается по классическим лекалам, со всеми штампами жанра и отсутствием каких-либо отличительных черт, но в качестве еще одной вариации на тему «Одержимый дьяволом» — вполне удачная картина.

В 2004 и 2005 годах «Изгоняющий дьявола» как киносериал был окончательно умерщвлен вышедшими друг за другом предысториями «Изгоняющий дьявола: Начало» (Exorcist: The Beginning, 2004) и «Изгоняющий дьявола: Приквел» (Dominion: Prequel to the Exorcist, 2005). По сути они оба являются версиями одного и того же фильма, так как крупнобюджетный «Приквел» сначала был забракован продюсерами, которые решили переснять его заново. После коммерческой неудачи переснятого «Начала» заодно выпустили в прокат и первоначальную версию, но и она провалилась с не меньшим треском. Фильмы вышли действительно зрелищными, бюджет это позволял: на производство «Начала» потрачено 80 миллионов долларов, а на «Приквел» — 30 миллионов. Действие обоих картин происходит через несколько лет после окончания Второй мировой войны. Они проливают свет на молодые годы отца Меррина. Персонажа Макса фон Сюдова из первых двух фильмов здесь сыграл Стеллан Скарсгард. По сюжету священник попадает в Кению, где британские археологи раскапывают древнюю церковь, в которой затаился старый знакомый — демон Пазузу.

Частично вину за свой провал продюсеры этой пары приквелов могут свалить на вышедший аккурат между ними и собравший хорошую кассу блокбастер «Константин: Повелитель тьмы» (Constantine, 2004). Его основой послужила серия комиксов «Hellblazer» с оккультным детективом-экзорцистом, противостоящим нечисти, в качестве главного героя. В картине присутствует много ангелов и демонов (в наличии есть даже сам Люцифер), но что самое главное, здесь показана впечатляющая сцена проведения обряда экзорцизма в исполнении героя Киану Ривза.

Сюжеты фильмов об одержимости демонами нередко основываются не на первоисточниках — вымышленных историях, а на происшествиях, имевших место в реальной жизни. Так, широкую известность получил трагический случай немецкой девушки Аннелизы Михель, скончавшейся в 1976 году в возрасте 23 лет. Аннелиза долгое время страдала от припадков, и в течение последних месяцев жизни над ней было проведено около семидесяти обрядов экзорцизма, которые, как считается, и привели к ее смерти. Двое священников-экзорцистов и родители девушки были обвинены в непредумышленном убийстве. Этот случай послужил основой сразу двух фильмов, появившихся на экранах с незначительным временным промежутком.

Первый из них — «Шесть демонов Эмили Роуз» (The Exorcism of Emily Rose, 2005) — на сегодняшний день является едва ли не самым известным и успешным в своем жанре после недосягаемого «Изгоняющего дьявола». На первом плане в картине стоит судебный процесс над священником, который со скамьи подсудимых делится с миром подлинной историей Эмили Роуз, но встречает лишь отрицание общественностью самого факта существования сверхъестественного. История одержимости Эмили и проведение обрядов показана во флэшбеках. Кроме увлекательного повествования, к достоинствам картины следует отнести мощнейший перфоманс Дженнифер Карпентер в роли одержимой Эмили. Лента отмечена серьезным кассовым успехом и наградой «Сатурн» за лучший хоррор года. Однако стоит заметить, что как свойственно большинству голливудских фильмов, показанные события не претендуют на близость к реальной истории.

Зато менее чем через полгода вышла куда менее знакомая любителям жанра картина «Реквием» (Requiem, 2006). В ней, в отличие от предыдущей, основой сюжета является жизнь самой девушки. Мистические элементы здесь отсутствуют напрочь, и история одержимости подана как правдивая психологическая драма, а не фильм ужасов. Тем не менее, ознакомиться с «Реквиемом» будет интересно и поклонникам хоррора, так как в этой нешаблонной ленте привычная тема экзорцизма представлена в ином свете. Премьера «Реквиема» состоялась на Берлинском кинофестивале, где исполнившей главную роль Сандре Хюллер достался Серебряный медведь.

Мини-сериал телеканала BBC «Явления» (Apparitions, 2008) был далеко не первым мистическим телесериалом, но первым, в котором тема борьбы с демонической одержимостью стала основной. Шесть часовых серий повествуют о священнике, спасающем людские души, изгоняя из них силы Зла. Заметного успеха он не имел, и до настоящего времени, такой полемической теме, как экзорцизм, прочно прижиться на телевидении не удается.

В последние годы в жанре стали проявляться определенные тенденции: все сильнее ощущается стремление авторов любыми средствами придать своим работам оригинальности, выделить их среди прочих и как можно дальше уйти от истоков. Потому-то сюжеты современного «одержимого» кино густо смешаны с другими жанрами и приправлены всевозможными нововведениями.

К примеру, сюжет «Нерожденного» (The Unborn, 2009) основывается на еврейской мифологии, и место дьявола здесь занимает злой дух диббук. Он преследует главную героиню, стремясь воплотиться в жизнь. Девушка, пытаясь разобраться в происходящем, узнает о своем брате-близнеце, умершем нерожденным, и о том, что диббук уже вселялся в членов ее семьи и однажды был повержен, а теперь жаждет мести. Оригинальный сюжет, первоклассные эффекты запугивания зрителя, и Гэри Олдман в роли раввина-экзорциста обеспечили фильму пусть не ошеломляющий, но успех.

Создатели испанской хоррор-франшизы «Репортаж» преподнесли еще больший сюрприз, неожиданно обернув заражение вирусом, превращающим людей в быстроногих зомби, в происки Нечистого и сделав одним из протагонистов сиквела священника, посланного Ватиканом, чтобы взять образец крови одержимой девушки, с которой началась эпидемия. «Репортаж из преисподней» ([Rec]², 2009) снят в псевдодокументальном стиле и раскрывает историю происхождения вируса, распространившегося внутри одного из многоквартирных жилых домов Барселоны. Благодаря этому факту, фильмы данного франчайза имеют непосредственное отношение к теме демонической одержимости.

Выделяется среди прочих представителей жанра еще один испанский фильм — «Одержимость Эммы Эванс» (La posesión de Emma Evans, 2010). Картина не ограничивается темой одержимости: в ней явственно просматриваются и элементы социальной драмы. Не менее значимое, чем сама одержимость демоном, место в сюжете занимают взаимоотношения стремящейся к независимости пятнадцатилетней Эммы с родителями и друзьями. Любителей же киноужасов фильм порадует не только своей нестандартностью, но и реалистичностью, разнообразием симптомов одержимости, весьма неординарным финалом, а также появлением хоррор-иконы Дага Брэдли.

В 2010 году вышла очередная псевдодокументалка, причем целиком посвященная освещаемой теме. Сюжет «Последнего изгнания дьявола» (The Last Exorcism, 2010) Даниэля Штамма повествует о псевдосвященнике, зарабатывающем на жизнь мошенническими псевдообрядами экзорцизма с применением трюков и спецэффектов. На свое последнее «дело» он берет с собой видеокамеру, чтобы задокументировать обряд. И, разумеется, именно этот случай оказывается ему не по силам. «Последнее изгнание дьявола» разделило зрителей: положительных и отрицательных отзывов в его адрес оказалось примерно поровну. С одной стороны, фильм поражает правдоподобностью жутких событий в неблагополучной сельской семье, с другой — многие были разочарованы чрезмерно неожиданным финалом. И все же картина имела высокие кассовые сборы, тем более внушительные на фоне скромного по современным голливудским меркам бюджета в 3 миллиона долларов.

Фильм «Обряд» (The Rite, 2011) повествует о молодом священнике, который отправляется для обучения экзорцизму в Ватикан, где знакомится с опытным практиком, открывающим ему тайны ритуала изгнания демонов. Студент сначала просто присутствует на настоящих обрядах, а затем ему самому приходится действовать в роли экзорциста. В основу ленты положена документальная книга Мэтта Бэглио, который действительно проходил курс экзорцизма в Ватиканском университете и стал свидетелем реальных обрядов. Картина хоть и имела предпосылки, но стать крупным хитом не сумела. Тем не менее, «Обряд» определенно достоин внимания хотя бы из-за примечательного сюжета и, как всегда, блестящей игры Энтони Хопкинса.

В микроблокбастере «Одержимая» (The Devil Inside, 2012), главная героиня снимает документальный фильм, цель которого — выяснить обстоятельства обряда экзорцизма, проводимого над ее матерью двадцать лет назад, во время которого она убила троих человек … Как и в «Обряде», по ходу фильма действие переезжает из Штатов в Рим — католическую столицу мира. Вовсю применяется дрожащая ручная камера, присутствует пара по-настоящему жутких обрядов, однако, общее впечатление оказывается слабым, о чем свидетельствуют многочисленные негативные отзывы и оценки, контрастирующие на фоне завидных кассовых сборов. Фильм превзошел успех «Последнего изгнания дьявола»: при бюджете в миллион долларов в мировом прокате им собрано более 101 миллиона и тем самым позиция мокьюментари в жанре укрепилась еще прочнее.

В «Шкатулке проклятия» (The Possession, 2012), девочка «подхватила» одержимость из старинной шкатулки, купленной на ярмарке. Вскоре выясняется, что это происки еврейского духа диббука и избавлять ее от проклятия, как и в «Нерожденном», придется экзорцисту-раввину. В целом, большой оригинальностью картина похвастаться не может и сама по себе является всего лишь «мягким» (рейтинг PG-13) хоррором, что ничуть не помешало ей найти своего зрителя. Прибавляет внимания к «Шкатулке проклятия» и имя Сэма Рэйми, причастного к ее созданию в качестве продюсера.

Таковы на сегодняшний день самые заметные достижения кинематографа в области демонической одержимости. Сегодня можно сказать, что жанр прочно занял свое место среди прочих разновидностей хоррора и продолжает расширяться, приобретая все новые черты в попытках удивить искушенного современного зрителя. Все чаще это происходит за счет совмещения с другими жанрами. При этом особенно быстрые обороты набрали фильмы, синтезирующие одержимость и псевдодокументалистику. Последние представители жанра также демонстрируют, что благодаря современным техническим возможностям, разнообразие симптомов одержимости ограничивает лишь фантазия авторов. Таким образом, жанр, несмотря на свой солидный возраст, имеет хорошие перспективы и направление, в котором можно двигаться и расти. И будьте уверены: пока Дьявол не дремлет, у киноделов всегда будет работа по части «одержимого» хоррора.

Комментариев: 4 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 14-11-2012 00:44

    Многое из перечисленного не видел. Наверное, потому что сама тематика мне не особо нравится. Хотя те же "Константин" и "Репортаж" порадовали. Ну, и Лесли Нильсон, разумеется smile

    Учитываю...
    • 3 Аноним 20-10-2012 12:54

      Илья, это вроде как фильм с незначительным бюджетом, при этом явно нацеленный срубить хорошую кассу благодаря мощной рекламе.

      Учитываю...
    • 4 Парфенов М. С. 22-10-2012 22:50

      "Одержимая", "Астрал" - типичные примеры микроблокбастеров.

      Учитываю...