DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Темный праздник

Самая страшная книга 2023 (антология)

Составитель: Парфенов М. С.

Жанр: хоррор

Издательство: АСТ

Серия: Самая страшная книга

Год издания: 2022

Похожие произведения:

Темный праздник уже здесь!

Юбилейный, десятый ежегодник из серии «Самая страшная книга» стремительно захватывает полки книжных магазинов. Да, за прошедшие десять лет изменилось многое, но сегодня можно сказать без преувеличений: появление каждой новой антологии ССК становится вехой в развитии жанра. Во многом это связано с оригинальным подходом к работе над проектом, у которого помимо формального составителя имеется таргет-группа увлеченных читателей. Этот сложный механизм за прошедшие годы был отлажен и выверен: пройти через сито народного отбора могут действительно только лучшие из лучших.

Открывает юбилейный сборник рассказ «Агнозия» Александра Матюхина — темная жемчужина отбора, повествующая о жизни женатой пары, в судьбе которой случился надлом. Агнозия — расстройство личности, при котором у человека нарушается восприятие; здесь жена главного героя в результате аварии сталкивается с проблемами ориентации в пространстве… но не только с ними. Рассказ невероятно тяжелый и жуткий, определенно достойный открывать юбилейную антологию.

Следующий на очереди — «Луот-хозик» Артема Темхагина, нуарный мистический детектив в декорациях северного городка, давящий депрессивной атмосферой и увлекающий во многом за счет достоверного, но выдающегося главного героя. Полицейский сталкивается с таинственным исчезновением, становится свидетелем сверхъестественного события — а после, не теряя самообладания, решает прекратить это безобразие собственными силами. «Луот-хозик» — крепкий остросюжетный рассказ, с которым можно приятно провести уютный осенний вечер: морозные мурашки при прочтении у вас наверняка возникнут.

«Черная аркада» Дмитрия Лопухова: еще одна вещь, влюбляющая читателя в главного героя, в данном случае — в героиню. Ее обаяние, живость и непосредственность просто не могут не тронуть. Вторым компонентом успешного вовлечения в текст для многих тут может стать сладкое слово «ретро-гейминг». При прочтении «Черной аркады» можно испытать приступ ностальгии — настолько грамотно и точно автор поработал над раскрытием фоновой темы истории. Ну и, конечно, здорово справился с нагнетанием саспенса: концовка не намерена ни с кем шутить и, скорее всего, разобьет вам сердце.

«Десятый вал» Артема Гаямова: еще одна история о психическом расстройстве, на этот раз живо описывающая безумие, стремительно пожирающее главного героя. Ветеран войны начинает видеть всякие странные вещи и явления, часто разговаривает по телефону с бывшей женой, а потом, внезапно для себя, заводит дружбу с соседкой-пенсионеркой.

И, будто бы вопреки обилию ничем ни примечательных бытовых моментов в тексте, «Десятый вал» чрезвычайно страшен. Да, местами он может вызвать улыбку, но в сущности глубоко мрачен и кристально чист в своем намерении тронуть читателя за душу, а то и вовсе вывернуть ее наизнанку.

«Колпашевский обрыв» Дмитрия Карманова: первый исторический хоррор сборника задействует сразу несколько временных точек, чтобы со всех сторон и в подробностях описать мрачную историю одного нехорошего места и, что немаловажно в контексте восприятия, очень нехороших людей, чьи имена и фамилии можно найти в исторической хронике. Подобный подход всегда влечет за собой некоторый риск: одно дело иметь в виду выдуманные личности и совсем другое — реально существовавшие.

Однако, отбрасывая в сторону противоречия, стоит отметить: «Колпашевский обрыв» может нагнать жути. К литературности текста и вовсе нет претензий: автору удалось написать целостный, увлекательный рассказ, концовка которого не оставляет равнодушным.

«Ползать в стенах» Максима Кабира. Прекрасный в своей декадентской отстраненности рассказ, повествующий о том, как события из детства могут внезапно вторгнуться в жизнь и приоткрыть перед человеком завесу чего-то невообразимого и ужасного. Главная героиня — режиссер, чье крайне спорное творчество становится для нее чрезвычайно тяжелой ношей. Кабир, как это у него часто бывает, пишет здесь об индивидуальных страхах, пройдя через которые человек может не только потерять, но и обрести. Реализовать такую затею непросто, но автор с этим справился на отлично.

«Ася» Анны Ельковой: бодрый, динамичный боди-хоррор, живописующий историю неблагополучных, отвратительных отношений и их весьма плачевный итог. Текст получился ярким, мощным, а его эмоциональный заряд едва ли сможет пройти мимо читателя… как и восхитительно-кровавая кульминация истории.

«Испей до дна» Оксаны Ветловской. Не изменяя традициям, автор работает с историческим материалом через призму мистического сюжета. Главный герой здесь — швед, волею судьбы обрусевший; попав на службу в советскую армию, он становится засекреченным борцом с ведьмами и прочим сверхъестественным безобразием.

Рассказ силен психологизмом и ярким раскрытием героя, однако кажется несколько перегруженным из-за обилия красочных описаний, щедро рассыпанных по всему тексту. Особенно это заметно на фоне предыдущего соседа по антологии: если там под конец ритм повествования возрастает сообразно необходимому напряжению, то в «Испей до дна» это финальное ускорение ощущается хуже. Однако любителям изящной описательной прозы текст, безусловно, должен понравиться.

«Ассистент» Сергея Возного. Еще один отличный рассказ, на этот раз — про маньяка и его становление. И это тот нередкий, но особенный случай, когда наличие в тексте элементов сверхъестественного полностью зависит от решения читателя: трактовать изложенное автором можно и так, и эдак.

Нельзя сказать, что «Ассистент» кажется более оригинальным или заметным текстом на фоне остальных в антологии, но у него есть явное преимущество: он написан до приятного просто и не несет в себе нефункциональных деталей.

«Поклонись» Александра Дедова. Учитель, ярый коммунист и ветеран войны, приезжает к неграмотным селянам с целью просветить их при помощи маузера и букваря, вот только им не до того: близится священный праздник, нужно готовиться к приходу гостей...

Рассказ достаточно любопытный, но все-таки надо признать, что в основе его лежит сюжет, донельзя растиражированный: просвещенный человек приезжает в глубинку, где сталкивается с культом, борется с ним и в итоге либо сходит с ума, либо погибает. Кроме того, «Поклонись» отсылает читателя к одному из самых известных произведений Г.Ф. Лавкрафта, но не посредством постмодернистских игр, а самым прямым образом. Все это в совокупности заставляет искать в тексте менее очевидные достоинства, и вот тут уже вопрос вкуса: кому-то рассказ покажется ярким, бодрым и актуальным, а кто-то может решить, что всего этого, увы, маловато.

«Боги Падших» Вадима Громова. Рассказ, призванный разнообразить антологию. Главный герой здесь сталкивается с проклятием, превращающим его привычную жизнь в кошмар; всему виной бездомный, выбравший его в качестве освободителя. Что все это значит, почему выключенный монитор показывает всякие ужасы и кто такие эти загадочные Боги Падших, предстоит выяснить герою и читателю вместе с ним.

История увлекает с первых строк и до финала успевает продемонстрировать немало отвратительного; элементы боди-хоррора здесь выглядят более чем уместно, а сцены с ними написаны сочно и круто.

«Все мои дети» Ксении Кошниковой. Мистическая история, в центре внимания которой отношения родителей и ребенка, воспитываемая жестокость и выдуманный — или не совсем? — друг. Рассказ легко читается, а вот содержание его многим может показаться тяжелым: дети — тема для большинства трепетная.

«Фотография из Устиновки» Ольги Дорофеевой. Еще один увлекательный рассказ: главному герою приходит письмо — обычное печатное письмо, — и это становится поворотным моментом в его жизни. Пожалуй, нельзя сказать, что эта история чрезвычайно страшна, но она точно может порадовать любопытным сюжетом и по-настоящему мрачными образами.

«Красная паутина» Дмитрия Лопухова. Футбол — тема, близкая многим; в сочетании с любопытной идеей автор раскрывает и использует ее весьма нетривиальным образом. И это еще один случай, когда рассказ бьет в цель не накалом ужаса, а скорее любопытным сюжетом и уникальным подходом к его изложению.

«Уха из петуха» Яны Демиович. Рассказ, не столько пугающий, сколько нагнетающий интригу и тревогу — медленно, размеренно и с чувством. Из явных преимуществ можно выделить незаезженную идею и гнетущую мрачную атмосферу, а также близость к рядовому читателю: быт и образ героя выписаны весьма точно и убедительно.

«Джулька» Елены Арифуллиной: тот редкий случай, когда автору удается с самого первого предложения ухватить внимание читателя и протащить до самого конца почти не отпуская. Кроме того, договор с нечистой силой — штамп, с которым нужно очень аккуратно работать, и в этом автору не откажешь: рассказ совсем не кажется вторичным. В итоге здесь мы имеем качественную, гладкую, в достаточной степени интересную историю — без ярких изысков, но функциональную и действительно жуткую.

«Девчонки» Иды Мартин. Добротный янг-эдалт на тему буллинга в провинциальных декорациях. Кому-то текст может показаться противоречивым, ведь в большей степени он напоминает драму — живую, достоверную, но в психологическом смысле все-таки страшную.

«Белый трюфель» Дмитрия Золова. Крайне оригинальный исторический хоррор, приправленный изящным черным юмором. Доктор Грибин ездит по городам и весям в поисках знахарок и всего с ними связанного, и в результате встречает Ефимку — мальчишку способного, но крайне неприглядного. Сюжет здесь сплетается не самым очевидным образом и способен преподнести читателю несколько крайне удачных неожиданных поворотов, а авторский язык позволяет погрузиться в историю безотрывно и глубоко. Безусловно, «Белый трюфель» — одно из украшений антологии.

«Сумчатые» Германа Шендерова и Владимира Чубукова. Самый безумный рассказ сборника, смело приоткрывающий перед читателем завесу небытия. Авторы изрядно постарались, чтобы никаких вопросов после прочтения не осталось — лишь опустошенное восхищение. И больше тут, действительно, нечего добавить.

«Морские пейзажи» Дмитрия Костюкевича. Заслуженный победитель «Чертовой Дюжины 2021» преподносит читателю дневниковые записи писателя, устроившегося на корабль вторым старшим помощником. В пути герой рассказа читает сборник рассказов «Морские пейзажи», и сквозь призму его восприятия книги Костюкевич раскрывает героя мастерски, глубоко и точно.

Вообще, об этом рассказе можно сказать многое, но главным образом хочется отметить выдающийся литературный стиль: именно он позволяет насладиться погружением в пучины безумия и даже — почему бы и нет? — с наслаждением перечитать текст повторно.

«Сыночек» Оксаны Росса. Самый трогательный рассказ сборника подкупает вдумчивым, размеренным повествованием, но не стоит обманываться: это действительно ужасная история, в которой и безумие, и превратности человеческой судьбы предстают во всей своей неприглядной яркости и близости. Бытовой хоррор — так можно было бы охарактеризовать рассказ, но хочется сказать больше: это настоящая, до глубины души пробирающая трагедия, в которой элементы ужаса служат лишь средством достижения авторского замысла.

«Санта Муэрте» Олега Савощика. В этом тексте есть что-то романтическое, а образ Смерти выписан настолько поэтично, что это даже восхищает. Да и декорации автор подобрал удачно: мексиканская культура, воспринимающая смерть с особым пиететом, отображена в тексте убедительно, даже монументально.

«Гости» Юрия Погуляя. Завершает антологию таинственная история о пропаже ребенка. И если вы считаете, что игра в прятки нисколько не страшная, прочитайте этот текст и подумайте снова: автору наверняка удастся вас переубедить.

«Самая страшная книга 2023» порадует любого ценителя темных жанров своим размахом. Градус ужасного в рассказах разнится, многообразие художественных приемов и методов — тем более, однако найти в книге текст, который впечатлит конкретно вас, совсем нетрудно: проходных произведений здесь нет.

И это, безусловно, не может не радовать.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)