Самая страшная книга 2023 (антология)
Составитель: Парфенов М. С.
Жанр: хоррор
Издательство: АСТ
Серия: Самая страшная книга
Год издания: 2022
Похожие произведения:
- «Самая страшная книга 2022» (антология)
- «Самая страшная книга 2021» (антология)
- «Самая страшная книга 2020» (антология)
Темный праздник уже здесь!
Юбилейный, десятый ежегодник из серии «Самая страшная книга» стремительно захватывает полки книжных магазинов. Да, за прошедшие десять лет изменилось многое, но сегодня можно сказать без преувеличений: появление каждой новой антологии ССК становится вехой в развитии жанра. Во многом это связано с оригинальным подходом к работе над проектом, у которого помимо формального составителя имеется таргет-группа увлеченных читателей. Этот сложный механизм за прошедшие годы был отлажен и выверен: пройти через сито народного отбора могут действительно только лучшие из лучших.
Открывает юбилейный сборник рассказ «Агнозия» Александра Матюхина — темная жемчужина отбора, повествующая о жизни женатой пары, в судьбе которой случился надлом. Агнозия — расстройство личности, при котором у человека нарушается восприятие; здесь жена главного героя в результате аварии сталкивается с проблемами ориентации в пространстве… но не только с ними. Рассказ невероятно тяжелый и жуткий, определенно достойный открывать юбилейную антологию.
Следующий на очереди — «Луот-хозик» Артема Темхагина, нуарный мистический детектив в декорациях северного городка, давящий депрессивной атмосферой и увлекающий во многом за счет достоверного, но выдающегося главного героя. Полицейский сталкивается с таинственным исчезновением, становится свидетелем сверхъестественного события — а после, не теряя самообладания, решает прекратить это безобразие собственными силами. «Луот-хозик» — крепкий остросюжетный рассказ, с которым можно приятно провести уютный осенний вечер: морозные мурашки при прочтении у вас наверняка возникнут.
«Черная аркада» Дмитрия Лопухова: еще одна вещь, влюбляющая читателя в главного героя, в данном случае — в героиню. Ее обаяние, живость и непосредственность просто не могут не тронуть. Вторым компонентом успешного вовлечения в текст для многих тут может стать сладкое слово «ретро-гейминг». При прочтении «Черной аркады» можно испытать приступ ностальгии — настолько грамотно и точно автор поработал над раскрытием фоновой темы истории. Ну и, конечно, здорово справился с нагнетанием саспенса: концовка не намерена ни с кем шутить и, скорее всего, разобьет вам сердце.
«Десятый вал» Артема Гаямова: еще одна история о психическом расстройстве, на этот раз живо описывающая безумие, стремительно пожирающее главного героя. Ветеран войны начинает видеть всякие странные вещи и явления, часто разговаривает по телефону с бывшей женой, а потом, внезапно для себя, заводит дружбу с соседкой-пенсионеркой.
И, будто бы вопреки обилию ничем ни примечательных бытовых моментов в тексте, «Десятый вал» чрезвычайно страшен. Да, местами он может вызвать улыбку, но в сущности глубоко мрачен и кристально чист в своем намерении тронуть читателя за душу, а то и вовсе вывернуть ее наизнанку.
«Колпашевский обрыв» Дмитрия Карманова: первый исторический хоррор сборника задействует сразу несколько временных точек, чтобы со всех сторон и в подробностях описать мрачную историю одного нехорошего места и, что немаловажно в контексте восприятия, очень нехороших людей, чьи имена и фамилии можно найти в исторической хронике. Подобный подход всегда влечет за собой некоторый риск: одно дело иметь в виду выдуманные личности и совсем другое — реально существовавшие.
Однако, отбрасывая в сторону противоречия, стоит отметить: «Колпашевский обрыв» может нагнать жути. К литературности текста и вовсе нет претензий: автору удалось написать целостный, увлекательный рассказ, концовка которого не оставляет равнодушным.
«Ползать в стенах» Максима Кабира. Прекрасный в своей декадентской отстраненности рассказ, повествующий о том, как события из детства могут внезапно вторгнуться в жизнь и приоткрыть перед человеком завесу чего-то невообразимого и ужасного. Главная героиня — режиссер, чье крайне спорное творчество становится для нее чрезвычайно тяжелой ношей. Кабир, как это у него часто бывает, пишет здесь об индивидуальных страхах, пройдя через которые человек может не только потерять, но и обрести. Реализовать такую затею непросто, но автор с этим справился на отлично.
«Ася» Анны Ельковой: бодрый, динамичный боди-хоррор, живописующий историю неблагополучных, отвратительных отношений и их весьма плачевный итог. Текст получился ярким, мощным, а его эмоциональный заряд едва ли сможет пройти мимо читателя… как и восхитительно-кровавая кульминация истории.
«Испей до дна» Оксаны Ветловской. Не изменяя традициям, автор работает с историческим материалом через призму мистического сюжета. Главный герой здесь — швед, волею судьбы обрусевший; попав на службу в советскую армию, он становится засекреченным борцом с ведьмами и прочим сверхъестественным безобразием.
Рассказ силен психологизмом и ярким раскрытием героя, однако кажется несколько перегруженным из-за обилия красочных описаний, щедро рассыпанных по всему тексту. Особенно это заметно на фоне предыдущего соседа по антологии: если там под конец ритм повествования возрастает сообразно необходимому напряжению, то в «Испей до дна» это финальное ускорение ощущается хуже. Однако любителям изящной описательной прозы текст, безусловно, должен понравиться.
«Ассистент» Сергея Возного. Еще один отличный рассказ, на этот раз — про маньяка и его становление. И это тот нередкий, но особенный случай, когда наличие в тексте элементов сверхъестественного полностью зависит от решения читателя: трактовать изложенное автором можно и так, и эдак.
Нельзя сказать, что «Ассистент» кажется более оригинальным или заметным текстом на фоне остальных в антологии, но у него есть явное преимущество: он написан до приятного просто и не несет в себе нефункциональных деталей.
«Поклонись» Александра Дедова. Учитель, ярый коммунист и ветеран войны, приезжает к неграмотным селянам с целью просветить их при помощи маузера и букваря, вот только им не до того: близится священный праздник, нужно готовиться к приходу гостей...
Рассказ достаточно любопытный, но все-таки надо признать, что в основе его лежит сюжет, донельзя растиражированный: просвещенный человек приезжает в глубинку, где сталкивается с культом, борется с ним и в итоге либо сходит с ума, либо погибает. Кроме того, «Поклонись» отсылает читателя к одному из самых известных произведений Г.Ф. Лавкрафта, но не посредством постмодернистских игр, а самым прямым образом. Все это в совокупности заставляет искать в тексте менее очевидные достоинства, и вот тут уже вопрос вкуса: кому-то рассказ покажется ярким, бодрым и актуальным, а кто-то может решить, что всего этого, увы, маловато.
«Боги Падших» Вадима Громова. Рассказ, призванный разнообразить антологию. Главный герой здесь сталкивается с проклятием, превращающим его привычную жизнь в кошмар; всему виной бездомный, выбравший его в качестве освободителя. Что все это значит, почему выключенный монитор показывает всякие ужасы и кто такие эти загадочные Боги Падших, предстоит выяснить герою и читателю вместе с ним.
История увлекает с первых строк и до финала успевает продемонстрировать немало отвратительного; элементы боди-хоррора здесь выглядят более чем уместно, а сцены с ними написаны сочно и круто.
«Все мои дети» Ксении Кошниковой. Мистическая история, в центре внимания которой отношения родителей и ребенка, воспитываемая жестокость и выдуманный — или не совсем? — друг. Рассказ легко читается, а вот содержание его многим может показаться тяжелым: дети — тема для большинства трепетная.
«Фотография из Устиновки» Ольги Дорофеевой. Еще один увлекательный рассказ: главному герою приходит письмо — обычное печатное письмо, — и это становится поворотным моментом в его жизни. Пожалуй, нельзя сказать, что эта история чрезвычайно страшна, но она точно может порадовать любопытным сюжетом и по-настоящему мрачными образами.
«Красная паутина» Дмитрия Лопухова. Футбол — тема, близкая многим; в сочетании с любопытной идеей автор раскрывает и использует ее весьма нетривиальным образом. И это еще один случай, когда рассказ бьет в цель не накалом ужаса, а скорее любопытным сюжетом и уникальным подходом к его изложению.
«Уха из петуха» Яны Демиович. Рассказ, не столько пугающий, сколько нагнетающий интригу и тревогу — медленно, размеренно и с чувством. Из явных преимуществ можно выделить незаезженную идею и гнетущую мрачную атмосферу, а также близость к рядовому читателю: быт и образ героя выписаны весьма точно и убедительно.
«Джулька» Елены Арифуллиной: тот редкий случай, когда автору удается с самого первого предложения ухватить внимание читателя и протащить до самого конца почти не отпуская. Кроме того, договор с нечистой силой — штамп, с которым нужно очень аккуратно работать, и в этом автору не откажешь: рассказ совсем не кажется вторичным. В итоге здесь мы имеем качественную, гладкую, в достаточной степени интересную историю — без ярких изысков, но функциональную и действительно жуткую.
«Девчонки» Иды Мартин. Добротный янг-эдалт на тему буллинга в провинциальных декорациях. Кому-то текст может показаться противоречивым, ведь в большей степени он напоминает драму — живую, достоверную, но в психологическом смысле все-таки страшную.
«Белый трюфель» Дмитрия Золова. Крайне оригинальный исторический хоррор, приправленный изящным черным юмором. Доктор Грибин ездит по городам и весям в поисках знахарок и всего с ними связанного, и в результате встречает Ефимку — мальчишку способного, но крайне неприглядного. Сюжет здесь сплетается не самым очевидным образом и способен преподнести читателю несколько крайне удачных неожиданных поворотов, а авторский язык позволяет погрузиться в историю безотрывно и глубоко. Безусловно, «Белый трюфель» — одно из украшений антологии.
«Сумчатые» Германа Шендерова и Владимира Чубукова. Самый безумный рассказ сборника, смело приоткрывающий перед читателем завесу небытия. Авторы изрядно постарались, чтобы никаких вопросов после прочтения не осталось — лишь опустошенное восхищение. И больше тут, действительно, нечего добавить.
«Морские пейзажи» Дмитрия Костюкевича. Заслуженный победитель «Чертовой Дюжины 2021» преподносит читателю дневниковые записи писателя, устроившегося на корабль вторым старшим помощником. В пути герой рассказа читает сборник рассказов «Морские пейзажи», и сквозь призму его восприятия книги Костюкевич раскрывает героя мастерски, глубоко и точно.
Вообще, об этом рассказе можно сказать многое, но главным образом хочется отметить выдающийся литературный стиль: именно он позволяет насладиться погружением в пучины безумия и даже — почему бы и нет? — с наслаждением перечитать текст повторно.
«Сыночек» Оксаны Росса. Самый трогательный рассказ сборника подкупает вдумчивым, размеренным повествованием, но не стоит обманываться: это действительно ужасная история, в которой и безумие, и превратности человеческой судьбы предстают во всей своей неприглядной яркости и близости. Бытовой хоррор — так можно было бы охарактеризовать рассказ, но хочется сказать больше: это настоящая, до глубины души пробирающая трагедия, в которой элементы ужаса служат лишь средством достижения авторского замысла.
«Санта Муэрте» Олега Савощика. В этом тексте есть что-то романтическое, а образ Смерти выписан настолько поэтично, что это даже восхищает. Да и декорации автор подобрал удачно: мексиканская культура, воспринимающая смерть с особым пиететом, отображена в тексте убедительно, даже монументально.
«Гости» Юрия Погуляя. Завершает антологию таинственная история о пропаже ребенка. И если вы считаете, что игра в прятки нисколько не страшная, прочитайте этот текст и подумайте снова: автору наверняка удастся вас переубедить.
«Самая страшная книга 2023» порадует любого ценителя темных жанров своим размахом. Градус ужасного в рассказах разнится, многообразие художественных приемов и методов — тем более, однако найти в книге текст, который впечатлит конкретно вас, совсем нетрудно: проходных произведений здесь нет.
И это, безусловно, не может не радовать.
Комментариев: 0 RSS