DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Второй фронт открыли через...

Призраки войны / Ghosts of War

Великобритания, 2020

Жанр: триллер

Режиссер: Эрик Бресс

Сценарий: Эрик Бресс

В ролях: Брентон Туэйтс, Тео Росси, Билли Зейн, Кайл Галлнер, Скайлар Эстин

Похожие фильмы:

Обычно рецензии на фильмы не принято начинать с обсуждения актеров, но уж больно тема напрашивается. Посмотрим на постер. Чье имя на нем красуется? Брентон Туэйтс! Из паренька пытались вылепить новую звезду и кумира деффачек с начала 2010-х: прекрасный принц из «Малефисенты», главный герой последних «Пиратов Карибского моря» и неудачных «Богов Египта» (а шикарный «Окулус» он не подпортил в основном благодаря таланту режиссера Майка Флэнегана). Пока вылепили только наглядное доказательство тезиса, что для звездного статуса недостаточно выглядеть как молодой Брэд Питт — нужно еще иметь талант и харизму молодого Брэда Питта, а по обоим этим показателям у Туэйтса полный «неуд».

А знаете, чьего имени на постере нет? Билли Зейна! Который, скорее всего, и сам-то уже не помнит времена, когда он снимался в «Титанике» у Джеймса Кэмерона, а наличие его в титрах не сигнализировало, что перед нами отборнейший шлак. И это при том, что и внешность, и талант, и харизма у Зейна были всегда (вспомнить хотя бы его огненный отжиг в полнометражных «Байках из склепа»), и он до сих пор умудряется ими посверкивать, даже снимаясь у (не к ночи будь помянут) Александра Курицына/Невского. Но, повторимся, основное его место обитания в наши дни — это унылые поделки из серии «сразу на видео».

Итак, у нас есть звезда невзошедшая и звезда закатившаяся в новой работе режиссера одного из самых переоцененных фильмов на «Кинопоиске» («Эффект Бабочки»), да еще и вышедшей, минуя кинотеатры, на стриминговом сервисе, который называется не Netflix или Amazon. Внимание, вопрос: что могло пойти ТАК?

Сюжет фильма прост как три копейки: группа американских десантников, высадившихся в Нормандии, прибывает во французский замок, где размещался нацистский командный пункт, и сталкивается с необъяснимой паранормальщиной. Но простота завязки — это ни разу не негативный фактор! Любой «милитари-хоррор» начинается именно так — примеров масса. Понятное дело, что унылого проходняка и откровенного шлака с такими завязками тоже хватает, но это отличный показатель режиссерского мастерства: хороший постановщик с крепким сценарием и незвездными, но талантливыми актерами превращает вторичный материал в культовые «ужастики». Создатель «Призраков войны» Эрик Бресс ставил свою работу по собственному сценарию, так что и спрашивать за результат надо с него.

Проблемы фильма начинаются сразу. С пафосной цитаты и открывающей сцены, где главный герой видит зловещую фигуру, разглядывающую его и спящих товарищей из кустов. По идее, хорошее такое параноидальное начало должно саспенс нагонять и показать эффект, который оказывает на психику вчерашних юнцов война! Но показывает оно с ходу только идиотизм главных героев: то есть отряд солдат ночует на потенциально враждебной территории, а его командир (и по совместительству главный герой) не додумывается выставить часовых? Первые 10 минут вообще умудряются представить авторскую беспомощность и полное отсутствие какого бы то ни было представления о Второй мировой в целом и участвовавших в ней солдатах в частности: действие происходит во Франции, но то ли зимой, то ли весной (когда крупных наступательных операций уже не велось), упоминается 82 десантная дивизия, которая «выбила немцев из замка» — и это при том, что данное соединение ни осенью, ни весной во Франции уже не воевало, а было переброшено на передовую. А тут еще и самолеты, низко летящие над идущими по полю героями, и эсэсовцы, катающиеся посреди того же поля на джипах неизвестно куда и зачем. А уж история про колонну из 50 немцев, которые «двигаются через Нюрнберг до какого-то лагеря в Страсбурге» — это вообще верх идиотизма, не только исторического, но и географического! А уж когда они прибывают... Ну, знаете, эти знаменитые 50 немцев на одном грузовике, которые целенаправленно прибывают в стоящий на отшибе замок, дергают ручку входной двери, приходят к выводу, что она заперта, и собираются уходить. Так вот что поляки сделали не так в 1939-м! Им надо было просто амбарные замки на всех пограничных пунктах навесить! Помните относительно недавний «Оверлорд» на схожую тему? Тоже фильм довольно проходной (и со значительно большим бюджетом), но его авторы настолько явных косяков себе не позволяли! А у них, между прочим, были зомби-нацисты и безумные ученые, оживляющие мертвецов!

Возможно, вы спросите (особенно если уже посмотрели фильм), какой смысл придираться к исторической достоверности фильма ужасов? Тогда встречный вопрос: какой смысл привязывать фильм ужасов к конкретным историческим событиям, в которых автор ничего не смыслит, а попытки придать достоверности или антуража приводят к новым ляпам?

Технических ляпов, кстати, тоже хватает: взять хотя бы героя, стреляющего из пистолета, затвор на котором четко показывает, что магазин пуст, но это не мешает дорисовать ему дульную вспышку на этапе постпродакшена! А эти немцы из Нюрнберга, которые тыкались в закрытые двери! Они видят, как два солдата, положившие с десяток их «камераден», убежали в подвал. Как нужно спускаться в подвал? Конечно же, спокойным шагом, ни в коем случае не пытаясь выцелить противника оружием (его вообще можно оставить висеть на уровне пояса), а когда «камерад» спереди падает от подножки героев, спуститься за ним следом и уточнить: он «аллес гут» и «васс ист пасирт»! Или зайти в сортир умыться, пока с чердака по подчиненным снаружи продолжают стрелять! В общем, когда кажется, что дальше падать фильму некуда, он умудряется пробить новое дно! У него еще есть «внезапный гениальный сюжетный поворот», который, по идее, должен объяснить все нестыковки, но в результате делает только хуже!

Ладно, с историзмом (и просто логикой) все плохо. Может, хотя бы персонажи интересные? Не-а! Пятерка солдат — ходячие стереотипы: есть молодой неопытный командир, есть бугай, есть ботан и есть два персонажа, с которыми настолько не заморачивались, что можно их назвать «взаимозаменяемый нервный козел №1» и «взаимозаменяемый нервный козел №2». Индивидуальности никакой! Когда один из них героически накроет собой гранату, зрителю потребуется пара минут, чтобы понять, который из «нервных козлов» только что погиб. Знаете, какой самый банальный, но эффективный сценарный прием, позволяющий отличать персонажей военного хоррора друг от друга? Дать им хотя бы разные специализации и оружие: вот командир, вот пулеметчик, вот снайпер, вот радист — опа, а зритель-то уже их хотя бы внешне отличает. Но это не про Эрика Бресса и не про этих персонажей. Ведут они себя тоже не как солдаты, а как тупые подростки из слэшеров — та самая первая сцена задает тон всему фильму. В доме творятся странные вещи? Давайте разделимся и будем шляться по темным закоулкам в гордом одиночестве! Снайпер только что увидел в прицеле крипового ребенка, а за ним сама по себе хлопнула дверь шкафа? Надо сходить на улицу и с фонариком в руке шарахаться по саду! В общем, никакой проработки, никакой глубины, никаких интересных фишек, обыгрывающих их персональные страхи и отличия друг от друга.

Более того, все персонажи настолько неприятны, что за них не хочется переживать. Возьмем в качестве примера «Адский бункер» — там главные герои — наемники — тоже абсолютно несимпатичные и неприятные ребята, но перед лицом неминуемой гибели они умудряются сплотиться, начинают проявлять человечность и в финальной битве, когда они гибнут один за другим, их становится жалко. Иногда в рецензии хочется написать, что актеры не виноваты и с таким сценарием делали все, что могли, но это не про сегодняшнюю великолепную пятерку! Сцена, где Скайлар Эстин, играющий «ботаника», читает дневник немецкого солдата, вызывает хохот — настолько уморительно актер пучит глаза и изображает испуг!

Кстати, про испуг. Классические ужастики — это хорошо. Как и в случае с завязками военных хорроров, не важно, сколько раз использовались те или иные способы напугать зрителя. Если режиссер способен качественно их показать, то они будут работать как старые безотказные винтовки Мосина, развешанные по стенам. Старые фотографии, которые внезапно пустеют (а значит, изображенные на них люди отправились искать себе новых жертв), музыкальные шкатулки, играющие сами по себе, шепоты и хрипы по рации, зловещие послания морзянкой, силуэты людей и расфокусированные фигуры, крадущиеся на периферии кадра, — все это вполне рабочие приемы. Опять вспомним Флэнегана: сериал «Призраки дома на холме» использует все эти штампы, но делает это изобретательно, с огоньком, придумывая новые способы подачи. Не говоря уже о том, что там есть живые персонажи, за которых хочется переживать. Бресс пытается раскрыть тему ужасов войны на фоне сверхъестественных готических ужасов, но первые он подает в форме монологов, которые его актеры не могут убедительно подать, а вторые — в форме клише, которые зрители видели так часто, что уже и не вспомнят, где конкретно — то ли в «Женщине в черном 2», то ли в какой-нибудь «Монахине». Хотя пара бу-эффектов может застать врасплох, а пару находок можно даже назвать неплохими. А если возвращаться к теме ужасов психологических, то, опять же, есть достаточно жанровых фильмов вроде «На страже смерти» или «Бункера» (The Bunker, 2001), которые реализованы более качественно и интересно.

Что-что говорите? Как насчет сюжетного поворота в финале? Вы правда думаете, что после всего вышеописанного он окажется интересным? Пардон за метафору, но концовка напоминает попытку придать огромной куче фекалий аппетитный вид, положив сверху вишенку! В общем, мы стали свидетелями рождения новой итерации знаменитого штампа сценаристов-импотентов — «на самом деле это все было у него в голове/это был сон/это была виртуальная реальность/герой все это время был мертв». Что-то подсказывает, что Эрик Бресс, закончив сценарий «Призраков войны», был в дичайшем восторге от собственной изобретательности, тонкости оставленных в фильме «крючков» для повторного просмотра и глубины философских параллелей. Возможно, он даже думал, что заслуживает «Оскар» за лучший оригинальный сценарий, в то время как на самом деле он заслуживает, чтобы его били клавиатурой по лицу, пока вся графоманская дурь не выбьется из его мозгов!

В общем, без финального поворота «Призраки войны» были бы обыкновенным проходным фильмом ужасов, но с ним становятся претендентом на звание одного из худших хорроров всех времен и народов!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)