DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Женщина с желтым сердцем

Есть особый тип гениев, чей талант обусловлен исключительно психической болезнью, и содержание их работ интересно своей глубинной психопатологией. Большую часть жизни эти гении проводят в страданиях и мучениях, создают мало работ, но каждая из них транслирует зрителю невиданные, неслыханные идеи. Здоровому разуму доступ к этим идеям наглухо закрыт, ибо они находятся в смертельном хаосе бессознательного. Уника Цюрн — одна из лучших таких художников. Ее разум блуждал в полном дыр лабиринте шизофрении, и для нее почти не существовало разницы между реальным миром, фантазией и галлюцинацией. В искусстве художницы реально все, что она демонстрирует. Для многих это страшно.

Травматичный опыт Уники начался с ужаса перед холодной, равнодушной матерью и сексуального насилия со стороны брата. Презрение к нему превратилось во взаимную смертельную вражду. Позже Уника шантажировала убогого братца, вымогая у него все, что ей было нужно. Но только в мире фантазий девочке было комфортно. Каждый вечер перед сном она представляла себе любимых героев и злодеев, то защищающих, то убивающих ее. Уника позволяла издеваться над собой даже друзьям. Она любила боль и страдания.

Будучи взрослой, Уника работала на киностудии — писала сценарии для рекламных роликов. Вышла замуж за очень богатого и статусного человека, родила ему двоих детей, но позже развелась и потеряла опеку над ними. Встречалась с Хансом Беллмером. Они сходились и расходились, делали совместные проекты и никак не могли вычеркнуть друг друга из своей жизни. Их психическая связь была слишком прочной. Беллмер и Уника сильно вдохновляли друг друга в занятиях искусством и оба испытывали чувство агрессии к женскому телу.

Уника писала анаграмматические стихотворения — переставляла буквы в выбранной ею фразе и так получала все новые и новые строчки; занималась автоматическим рисованием — позволяла руке самой выводить линии и узоры без какого-либо контроля над результатом. Выставки проходили успешно, сюрреалисты были в восторге от ее творчества.

Но потом психика Уники повредилась окончательно и необратимо. Первая любовь ее детства — воображаемый образ «жасминового человека» — неожиданно нашел реальное воплощение в художнике Анри Мишо, который был невероятно похож на него внешне. Уника сильно влюбилась в Мишо. Под его руководством она начала принимать мескалин, и «жасминовый человек» стал мерещиться ей повсюду. Воображаемый образ окончательно отождествился с Анри Мишо и стал частью ее психотического мира. Унике чудилось, будто Мишо управляет ее мыслями и действиями на расстоянии, и она следовала его «приказам». Ее госпитализировали в психиатрическую клинику Виттенау. Вернувшись домой в инвалидном кресле, она уничтожила почти все свои рисунки и тексты за 15 лет работы. С тех пор она регулярно попадала в психиатрические учреждения.

Ханс Беллмер — человек, который сделал для Уники очень многое, а теперь был прикован к постели после инсульта, сказал ей, что больше не может нести за нее ответственность. Психика Уники не выдержала, и женщина выпрыгнула из окна. Ей было 54 года.

Некоторые детали своей жизни Уника Цюрн изобразила в книгах «Темная весна» и «Жасминовый человек». Они будут интересны тем, кто хочет понять внутренний мир человека, страдающего шизофренией, его мысли и переживания. Уника написала и другие автобиографические книги, а также сборник анаграмматических стихотворений Hexentexte («Ведьмины тексты»). Большая часть ее прозы была опубликована посмертно. Уника совершенно не заботилась о популярности.

До нас дошло немногое из того, что создала Уника Цюрн. Давайте окунемся в мир бессознательного, нарисованный ею с такой тщательностью.

Это произведение отлично украсило бы обложку любой книги по психиатрии. Идеальное изображение расщепленного разума, расщепленной личности. Разум человека с шизофренией желает вещей противоположных и несовместимых — и не может найти то, что объединило бы их в одно целое, склеило бы разум в единый вектор. Раздираемый несочетаемыми стремлениями, человек с шизофренией тратит все силы, чтобы сложить пазл своей личности, и у него не остается сил на реальный мир и реальную жизнь.

Известен факт, что личность человека состоит из множества субличностей с разными намерениями. Но у человека с шизофренией субличности гораздо сильнее отличаются друг от друга, они более независимы и даже непокорны их носителю. Пазл личности не хочет складываться, потому что они находятся в вечной и непримиримой войне друг с другом, и с этим ничего не поделать. Возможно, по этой причине Уника Цюрн изображала монстров, состоящих из двух и более существ. Так она воспринимала саму себя.

Уника Цюрн не любила свои рисунки и не особенно заботилась о качестве материалов. Она могла рисовать на любой бумаге, на которой было белое пространство. Стал ли хуже этот рисунок оттого, что он изображен на листе нотной бумаги? Нет, не стал. Это вполне в духе сюрреализма — совместить несочетаемые по смыслу объекты в единый образ.

Возможно, вы слышали про дудлинг — современное направление в рисовании, суть которого заключается в покрытии изображенного предмета узором из однородных элементов. Он популярен как медитативное, расслабляющее психику занятие. Как говорится, новое — это хорошо забытое старое. Уника не училась дудлингу на популярных курсах и не платила деньгами за эту технику — только здоровьем. Техника пришла к ней интуитивным путем.

Как вы назовете эти образы, которые рисовала Уника Цюрн? Сложно подобрать точное имя этим существам; сложно даже назвать их существами. Орнамент, покрывающий их, чрезвычайно затейлив, он как бы заменяет собой краску. Масса интересных узоров, фантастическая детализация рисунка — примечательная черта графических произведений художницы. Но плата за ее таланты была слишком велика: Уника всю жизнь мучилась от своего иллюзорного восприятия окружающего мира, от страшных душевных ран, полученных в раннем детстве. Она как будто писала и рисовала только для себя, только чтобы залечить свою душу.

На этих фотографиях Ханса Беллмера позирует Уника Цюрн. Она покорно позволяла себя связывать и размещать в кадре так, как того хотелось Беллмеру. Нити слишком сильно впиваются в тело Уники, но похоже, будто ей это нравится. Она не проявляет каких-либо признаков напряжения. В ее жизни было слишком много боли, и она научилась наслаждаться ею.

Жизнь художницы была хаотичной, но из хаоса художница сотворила красоту. Она не могла выздороветь, но превратила свою болезнь в источник искусства. Если достался лимон, надо делать из него лимонад — это единственный выход.

Комментариев: 11 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Аноним 05-01-2023 13:49

    Очень изящно и эмоционально!

    Учитываю...
  • 2 Аноним 24-10-2022 11:34

    Лишнее подтверждение того факта, что талант и безумие - две стороны одной медали.

    А творческие люди часто склонны к БДСМ.

    Учитываю...
  • 3 muravied 23-10-2022 16:34

    Вот например, чтоб не быть голословным, нарисовал за 5 минут прямо сейчас:

    //i.postimg.cc/xTWH5MbW/IMG-20221023-162609.jpg

    Учитываю...
  • 4 muravied 23-10-2022 16:14

    Неужели Вы и впрямь находите эти рисунки талантливыми? У меня в школе все тетрадки на полях были изрисованы такими "Шедеврами". Ну серьёзно, когда например по телефону долго болтаешь, а под рукой листик и ручка, вот такую же чепуху рука сама рисует..

    Фоточки зачётные в конце, это да))) А рисунки на любителя

    Учитываю...
    • 5 Александр Поляков 23-10-2022 17:15

      muravied, техника Уники действительно очень простая, и рисовать в ней может абсолютно любой человек. Но мы любим рисунки не за технику, а за правду, которую они передают. В рисунках Уники есть боль, отчаяние, потерянность, расщепленность сознания, хаос мыслей, в котором не найти порядка, ибо порядок невозможен. Это правда, которую можно найти в рисунках Уники, и которая может быть близка зрителю, либо не близка ему. Посмотрите Обри Бердслея, у него тоже очень простая техника, но какие идеи! Искусство любят за идеи, которые оно транслирует, даже если художник того не хотел.

      Учитываю...
      • 6 Муравьед 23-10-2022 18:30

        Александр Поляков, да наверное вы правы. Просто надо сделать скидку на то что художница было со сложной судьбой.

        Учитываю...
  • 7 Александр Поляков 23-10-2022 10:10

    Благодарю редактора Ирину Романовскую, корректора Наталью, главных редакторов Артёма Агеева, при котором я пришёл в DARKER, и Баязида Рзаева, при котором эта статья увидела свет, и всех причастных к работе над данной статьёй за то, что она выглядит и читается просто потрясающе. И, конечно, основателя DARKER Михаила Парфёнова, благодаря которому эта статья нашла себе прекрасный дом.

    Учитываю...
  • 8 katarina 20-10-2022 23:54

    Тёмная весна - прекрасная книга

    Учитываю...
    • 9 Александр Поляков 23-10-2022 09:44

      katarina, великолепная книга. На русском издавали "Тёмную весну", "Жасминового человека" и "Красную точку на белом фоне" под одной обложкой. Это далеко не всё из того, что написала Уника. Может, когда-нибудь её продолжат издавать.

      Учитываю...
  • 10 Eucalypt 20-10-2022 21:51

    Очень интересные работы.

    Учитываю...