ССК 2018

Европейские ужасы всегда были довольно специфичными. Если обратить внимание на кинематограф, то там можно наткнуться на разнообразие поджанров хоррора. Например, в Италии это «джалло», «зомби-треш», «зомби-мистика» и «слэшеры». Даже про демонов есть фильмы, которые по атмосфере и содержанию больше похожи на «зомби-фильмы» (например, испанский «Репортаж»). Другие страны тоже вполне впечатляли особой манерой пугать и продолжают это делать и по сей день. Другой момент – что там со страшными видеоиграми? Как выяснилось, среди европейских игр есть те, которые вполне могут соперничать с американскими или японскими разработками благодаря атмосфере, подаче и общим впечатлениям.

В первую очередь стоит обратить внимание на серию легендарных, но, увы, канувших в лету хоррор-игр «Alone in the Dark», которые выпустила французская студия «Infrogames». Первые три части снискали огромную славу и заслуженно стали классикой жанра выживания в атмосфере ужаса, с них в будущем известная студия «Capcom» будет черпать вдохновение для серии «Resident Evil». Что же там было такого, спросите вы? Во-первых, для поклонников творчества Говарда Филлипса Лавкрафта и Эдгара Алана По «Alone in the Dark» станет интерпретацией многочисленных рассказов мастера. Тут было всё – и сюжет в духе детектива (по большей части он напоминал «Падение дома Ашеров»), и мистика, и таинственные существа, походившие на Глубоководных, а также поклонение таинственным богам. Всё это привело к тому, что по особняку, в котором главный герой оказался заперт, бродили страшные существа, отдалённо похожие на зомби, а также дух обитателя, который жаждал возродиться. Несложно представить соответствующую атмосферу. По игровому процессу это была смесь квеста и экшена. Иначе говоря, нам предстояло исследовать все комнаты, решать загадки и попутно сражаться с появлявшейся нечистью. Французам из «Infrogames» в конечном итоге удалось создать легендарный продукт, который впечатляет и по сей день. И это без скримеров или других современных пугающих приёмов.

Alone in the Dark

К сожалению, последующие части уже не были так популярны, как первая. Вторая резко сместилась в сторону экшена, отказавшись от пугающей атмосферы мистики и непонятного ужаса, променяв всё это на историю с ожившими пиратами и «автоматом Томпсона». Резкая смена направления произошла из-за кадровых перестановок в «Infrogames». Третья часть вышла лучше предыдущей, а по духу даже напоминала первую, но в плане игрового процесса она не привносила ничего нового.

Другая французская студия «Darkwords» пошла дальше, но её разработчики, в отличие от старателей из предыдущей студии, не придумали игровой процесс, черпая вдохновение из японских хоррор-игр. Речь идёт о двух её популярных проектах – «Alone in the Dark: The New Nightmare» и «Cold Fear». И если первый получился клоном классических трёх частей «Resident Evil», то «Cold Fear» по праву считается неофициальным клоном «Resident Evil 4».

«Alone in the Dark: The New Nightmare» – продолжение игр студии «Infrogames» – получился в духе первой части. Мы снова играли за Эдварда Карнби, который вместе с напарницей отправился на далёкий остров, где, по слухам, появились сверхъестественные силы, в чем герой убедился практически сразу же по прибытии на место. Влияние «Обители зла» видно сразу: фиксированная камера, идентичное управление, брождение по огромному особняку, множество головоломок, заранее нарисованный задний план… Странная штука, ведь именно японская студия «Capcom» позаимствовала эти элементы из «Alone in the Dark», а в этом случае получается, что французы просто скопировали собственную копию. Выходит смешно, но играя в «The New Nightmare», всё-таки в первую очередь вспоминается творение от «Capcom». Правда, сам проект хуже от этого не стал – он был по-прежнему пугающим, мрачным, с атмосферой мистики и чувством, что вас никогда не оставят в покое. А интерьеры особняка впечатляли художественной красотой. И, кстати, если вы прошли игру за Эдварда, то не спешите оставлять её – есть ещё кампания за Эйлин, которой присущ сильный уклон в сторону головоломок.

Alone in the Dark: The New Nightmare

«Cold Fear» – вторая и последняя популярная игра этой студии. Вышла она в 2005 году и, как было сказано выше, до боли напоминала «Resident Evil 4», начиная от игрового процесса и заканчивая даже внешним видом персонажа. Правда, проект в этом случае проиграл. Главный герой, офицер береговой охраны, взялся за расследование странного исчезновения экипажа судна «Дух Востока». Но по прибытию на место его ждал настоящий кошмар. Затопленные коридоры и трюмы кишели странными существами, отдалённо напоминавшими людей, повсюду валялись трупы, а найденные документы свидетельствовали лишь о странном биологическом эксперименте, который (как всегда) вышел из-под контроля. Помимо немного банального, но интересного сюжета, «Cold Fear» могла похвастаться неплохим игровым процессом, где соблюдался тщательный баланс между решениями задач и отстрелом всего, что движется. Плюс в память так и врезаются заброшенные каюты корабля. Но, как бы там ни было, особой славы проект не сыскал, хотя считался довольно хорошим. Сейчас же «Cold Fear» и вовсе позабыта.

Cold Fear

Какая из французских студий ещё порадовала нас отличнейшими хоррор-играми? Правильно, студия «HydraVision Intertainment». Ей принадлежит довольно известная дилогия «ObsCure». Несмотря на механику и игровой процесс, частично взятый прямиком у японских коллег, проект пришёлся по вкусу многим любителям молодёжных фильмов ужасов, в частности «Факультета», «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» и прочих. Место действия – школа, которую однажды заполонили мутанты, жертвы странных исследований директора. Группа школьников вынуждена противостоять чудовищам, чтобы выжить, а заодно остановить распространение страшной заразы. Главное преимущество «ObsCure» – персонажи. Игрок волен выбирать двух из шести героев, каждый из которых обладает особыми умениями. Один сильный, другой быстро бегает, третий хорошо решает головоломки и так далее. Каждый из них идеально подходит под тот или иной стиль прохождения и привносит заметное разнообразие.

ObsCure

Вторая часть, которая вышла спустя год, была прямым продолжением предшественника. «ObsCure 2» отличалась улучшенной графикой, другим местом действия, завышенной сложностью и новыми персонажами. А вот игровой процесс остался таким же, претерпев разве что небольшие изменения. Теперь нельзя было выбирать, какими именно героями проходить тот или иной отрезок сюжета (это позволялось буквально один-два раза за всю игру), а давались определённые герои и уровень для его прохождения. Также «ObsCure 2» заметно прибавила в динамике. Атмосфера уже больше напоминала другие ответвления фильмов ужасов, например, те, где местом действия была больница или лес, а героев преследовал изуродованный громила с бензопилой. Монстры стали ещё страшнее, а способ их убийства иногда отличался. Ну и загадками игроков не обделили, правда, по сравнению с оригиналом был заметен регресс. К сожалению, вторая часть снискала меньше славы, из-за чего к третьей разработчики так и не приступили.

Но не одни французы делали хоррор-игры, были и другие европейские студии, удивлявшие нас на этом поприще. Например, шведы из «Frictional Games» (аж три человека) порадовали замечательной пугающей трилогией «Penumbra», дилогией «Amnesia» и недавно вышедшей «SOMA». Каждая из них – отдельный предмет для обсуждения, но всех их объединяет одна общая концепция, переходящая из игры в игру и не теряющая очарования. Концепция заключалась в том, чтобы оставить игрока один на один с возникшим ужасом. Мы играли за героев, путешествующих по заброшенным тёмным местам, решали головоломки и не могли противостоять по-настоящему пугающим и смертоносным противникам. Нам лишь давалась возможность тихонько сидеть в углу и молиться, чтобы чудище не заметило нас, а прошло дальше. Страх, адреналин, давящее чувство одиночества, таинственности, окутавшее место нашего пребывания – всё это было нашим компаньоном в прохождении, и мы могли лишь с замиранием сердца переходить из уровня в уровень. Каждая из игр оставила уникальный след, а по сюжетам вполне представляла собой шедевры мистических и психологических историй. Вклад разработчиков из этой студии был настолько значимым, что «в моду» вошли хоррор-игры от первого лица без возможности противостоять противникам, которые выходят в «Steam» едва ли не ежемесячно.

SOMA

Польские разработчики тоже внесли вклад в развитие игр в жанре хоррора. Студия «Techland» выпустила популярную дилогию «Dead Island», причём вдохновением для неё послужила не менее популярная игра «Left 4 Dead». Игра представляла собой кооперативный экшен с открытым миром, где игрокам предстояло сражаться с армией зомби на фоне красивого тропического острова. Благодаря РПГ-элементам, а также возможности выживать на пару с друзьями, прохождение «Dead Island» занимало значительно большее время, а также привносило разнообразие, а вместе с ним и «хардкорность». На выбор давались четыре непохожих друг на друга персонажа, каждый из которых обладал какими-либо умениями. К сожалению, вышедшее продолжение «Dead Island: Reptide» выглядело лишь блеклой тенью оригинала, при этом ничего нового не привносило, а критики и вовсе сочли её скучной. Но, как ни странно, на этом разработчики не остановились и в ближайшем будущем планируют выпустить обновлённые версии с улучшенной графикой и небольшими дополнениями.

Dead Island

Теперь обратим внимание на финских разработчиков. Студия «Remedy» уже порадовала нас двумя частями непробиваемого шедевра «Max Payne», и их мистический триллер «Alan Wake» получился ничуть не хуже предшественников. Это – словно сошедший в мир компьютерных игр сериал «Твин Пикс», с по-настоящему запутанным и интересным сюжетом. Главный герой, писатель Алан Уэйк, страдает боязнью письма, и чтобы отдохнуть, а заодно и вылечиться от недуга, приезжает в небольшой городок Брайт-Фоллс, но вместо отдыха его ожидает настоящий ночной кошмар. Блуждая по лесам и отгоняя материализовавшихся из собственных романов демонов, писатель пытается спасти жену, оказавшуюся в плену тёмных сил. Несмотря на довольно однообразный игровой процесс и неудобное управление, «Alan Wake» впечатлял по-настоящему мрачной и мистической атмосферой, а также сюрреализмом происходящего. И ведь поначалу даже не верится, что разработчики не американцы, потому что игра изобилует отсылками к американской поп-культуре, в частности, к мистической литературе и сериалам.

Alan Wake

А как обстоят дела с Великобританией? А там всё просто. Знаете игры про Чужих и их противостояние с Хищниками и людьми? Так вот, это студия «Rebelion» постаралась. В 1999 году она выпустила довольно оригинальный продукт «Aliens vs. Predator», включавший в себя настоящий стелс-экшен от первого лица в атмосфере ужаса. Всего имелось три кампании: за Чужого, морпеха и Хищника, и каждая разительно отличалась. Игра за Чужого – чистый стелс, где нам предстояло прятаться и скрытно атаковать противников, будь то люди или Хищники. В этой кампании мы могли почувствовать себя настоящей угрозой, несущей смерть и хаос всем, кто попадётся на пути. Игра за морпехов – это возможность побывать в шкуре жертвы. Сжимая в холодных руках автоматическую винтовку, нам предстояло шарахаться от каждой тени и отстреливать всё, что попадало под прицел. Врагов много, патронов мало, посему порой приходилось отступать под мерное пиканье «детектора движений». Игра за Хищника – настоящий шанс почувствовать себя охотником, который ничего не боится и предпочитает сначала «следить» за жертвой, а потом уже убивать, собирая черепа в качестве трофеев. Наличие трёх непохожих друг на друга игровых процессов впечатляло и радовало разнообразием, а атмосфера буквально сошла с фильмов Скотта и Камерона (даже места оттуда), что для фанатов было настоящим подарком.

Aliens vs. Predator

Вторая часть и последовавший за ней ремейк уже не так впечатляли и пугали. Сместив акцент в сторону экшена, разработчики прибавили в динамике, но особенности каждой из кампаний при этом остались на месте. Игра 2010 года, увы, оказалась очень слабой во всех отношениях. Отсутствие внятного сюжета, однообразие и повторяющиеся уровни навевали скуку, и даже атмосфера вселенной не скрашивала игровое времяпрепровождение.

Но спустя четыре года ситуация после провального «Aliens: Colonial Marines» кардинально поменялась с приходом в игровую вселенную «Alien: Isolation». Сотрудники из той же британской студии «Creative» в буквальном смысле воссоздали незабываемую атмосферу первой части, вернув тот самый животный страх, когда ты прячешься в тёмном укрытии, едва поглядывая на силуэт неизвестного чудовища с изогнутым туловищем, огромным острым хвостом и прямой головой, с пасти которой капает слюна. Никакого оружия, никакой возможности как-то противостоять чудовищу – только прятки, и лишь детектор движения хоть как-то поможет достичь пути к спасению. Благодаря детально воссозданной атмосфере первого фильма Скотта, сюжету, не противоречащему основному канону и вышеописанному ощущению, игра представилась как идеальный продукт во вселенной, за что британцев хочется только хвалить.

Alien: Isolation

И вот что любопытно. Знаменитый писатель Говард Филлипс Лавкрафт родом из Америки, и именно там были широко популярны его произведения, а вот детально передать их в игровой ипостаси оказалось под силу лишь… да, тоже британцам! Но, к сожалению, для студии «Headfirst Productions» творение «Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth» оказалось первым и последним. Зато каким! Для фанатов писателя этот проект получился настоящим подарком, а те, кто не был знаком с первоисточником, столкнулись с практически идеальным хоррором, не имеющим аналогов. Британцы словно взяли всё самое лучшее, мистическое и необъяснимое из рассказов Лавкрафта, добавили его знаменитых чудовищ (Дагона, Гидру, Глубоководных, Шуб-Ниггурата) и прикрепили игровой процесс, наполовину состоящий из экшена, а наполовину из квеста. В «Call of Cthulhu» нет скримеров, внезапных моментов или сверхстрашных чудовищ, он пугает атмосферой, которая давит на психику, и ужасом, который нельзя объяснить и от которого нет спасения. Но, к сожалению, из-за внезапного развала студии, проект остался без поддержки, поэтому на современных системах сыграть в него, не сталкиваясь с багами и вылетами, практически нереально.

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth

В заключение заметим, что европейские студии оказались ничуть не хуже американских или японских. И там, и тут, и везде есть как свои плюсы, так и минусы. Но главное, что европейская игровая индустрия не стоит на месте, и не сегодня-завтра она нас ещё порадует знаменитыми хоррорами, достойными встать в один ряд с известными представителями этого жанра.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх