Advertisement

DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

38. Отзывы Олега Кожина

Олег Кожин

Писатель. Автор книг «Рассвет», «Охота на удачу», «Зверинец». Победитель конкурса «Чертова дюжина DARKER» (2013).


Коллеги-игроки, мои поздравления! Вы пробились на финальный уровень Игры. Вы затоптали сотню конкурентов, в пух и прах разбили их рассказы, вашими боевыми комментами можно три раза обернуть земной шар (или диск, если вам так больше нравится). Потому давайте опустим ту часть, где я вас хвалю, и восторгаюсь вашим мастерством. Вы уже здесь. Среди тринадцати лучших. Нужны ли ещё доказательства?

Вустричный бог

Повеяло, повеяло, то ли Булгаковым, то ли Гоголем. И даже Антонпалычем, что поглощал устрицы за соседним столиком (хоть и пенсне у него не такое модное). Рассказ о силе детского воображения, и о справедливости, которой нет. Написано ладно-складно, и даже есть попытки в ужас, но не сильный, в духе святочных историй. Правда, в отличие от, здесь всё заканчивается ну совсем плохо. Автору моё уважение, однако в целом, зарисовка о том, как мальчик поел устриц и блеванул, в моём топе на первую пятёрку не тянет, увы. Буде в ССК надумают собирать антологию современных святочных историй, этот рассказ смотрелся бы там как родной.

Грация

А здесь у нас «Игра Джералда», бодипозитив стайл. Опять же, опустим техническую сторону, тут порядок ровно настолько, чтобы не вызывать недоумения в духе «какэтоговнозабралосьвтоп?!». Есть мелкие шероховатости, которые массовый читатель вряд ли заметит, и чтение они не сильно портят. Пример «с набитым до краев стаканом блендера». Можно набить стакан овощами, но не кашицей, в которую их превращает бледер. Автору посоветую быть повнимательнее. Впрочем, как я уже сказал, это мелочи. У рассказа есть более глобальная проблема. Он предсказуем от и до. «Игра Джералда», при равных вводных, этим не грешит совершенно. Так что, также увы, высокого места в топ-13 от меня не ждите. Ну и это, капучино с одной «п», извините.

Дефекты

Общей атмосферой и некоторыми сюжетными ходами напомнило «Мух» Кабира. В целом же типичный образец Плохого Дома, с ожидаемым плохим же финалом. Долгая раскачка и резкий рубленый финал, насколько я могу судить, проблема довольно глобальная для отечественных хоррор-рассказов последних лет. Здесь автор постарался размазать мистику ровным слоем, но получилось комковато. Слишком много эфирного времени отдано разглядыванию фотографий. Впрочем, с этим можно смириться. Что действительно портит рассказ, так это притянутое за уши разъяснение. Я хочу сказать, каковы шансы, что человек, познакомившийся с девушкой на сайте знакомств найдёт в заброшенном архиве подноготную странных ритуалов проклятого дома, в котором оная девушка проживает? В итоге, думаю, серединка топа. Могло быть и повыше, но не срослось.

Знамения и чудеса

Крамолу скажу, но я против включения явно исторических рассказов в ССК. Да простят меня Лена Щетинина и Оксана Ветловская, но «Царский гостинец» и «Яр» я бы из состава сборников исключил. Можно сколько угодно разглагольствовать на тему ужасов войны и пр., но мы же не торопимся включать в хоррор-антологии военную прозу фронтовиков. А ведь там и пожёстче описания случаются. Однако к данному рассказу это не относится. Исторический экскурс в последние дни жизни иконописца Андрея Рублёва, на мой взгляд, сумел удержать между мистикой и историчностью, не скатившись окончательно в реализм. Возможно, где-то стоило бы сократить, в частности, ночные трипы иконописца, по сути, повторяют сами себя, но, ПМСМ, рассказ хорош и в таком виде. Кандидат на топ в первую пятёрку.

Конфетный король

Классическая страшилка, в которой мелкое зло получает по заслугам от зла большого. Да так, что к мелкому будничному злу даже симпатию начинаешь испытывать. Рассказ не претендует на что-то глобальное, зато честно выполняет свою миссию. И даже чуточку больше, штампы обыгрывает в нетрадиционном, «сладком» ключе. Текущий из разбитого носа шоколад — шикарный образ. Больше, пожалуй, сказать нечего. В моём топ-13 такие истории уверенно встают в середину.

Курьи ножки

Рассказ хорош со всех сторон. Автор берёт понятную каждому человеку тему, и привносит в неё настоящую хтоническую жуть. Тут можно было целый роман накидать, или повесть, хотя бы, но автор щедр, у автора, похоже, других идей навалом. Чувствуется и знание вопроса, и, для столь малого объёма, глубокая проработка персонажей, и нестандартный лик зла. Это однозначно мой топ-5. Возможно даже топ-3. Взрослая, профессиональная работа, без скидок на конкурс или что бы там ни было.

Лучший погонщик

Уже давно финалы ЧД не обходятся без тёмного фэнтези, и это, на мой взгляд, хорошо. Палитра тёмного жанра ширится, что радует безмерно, т. к. не историчкой и бытовухой единой. Здесь у нас темнятинка на индийском грунте — раджи, паши, ракшасы, вотэтовотвсё. Мир, где мертвецы — ходовой товар. Зомби–воины, зомби-охранники, зомби-гребцы. А для особых ценителей — зомби-наложницы. Получилось, как сама Индия — кричаще-ярко, экзотично и противоречиво. Т. е. неподготовленного читателя, с непривычки, от такой экзотики и укачать может. Ну и зря, как мне кажется, автор рассыпал намёки на грядущий финал. И без того понятно, к чему всё идёт, зачем лишний раз подсказывать? В остальном же, да простят меня остальные участники — включаю вкусовщину. Мне понравилось. Преимущественно за антураж и атмосферу, но в фэнтези это очень и очень немало.

Мальчик-обжора

Двойственные впечатления. С одной стороны, вроде как было тысячу раз, разве что монстра уникальная, авторская. С другой, финалом автор, вроде как, вырулил, за что ему поклон и чашку чая. Получился крепкий мальчишеский хоррор, каноничный во всём. Маленький городок, компания «неудачников», плохие поступки по нарастающей. Тем не менее, читать интересно, вроде, как общаться со старым другом. Вроде и все хохмы заранее известны, все истории тысячи раз рассказаны, ан всё равно приятно провести время вместе. В реале поставил бы 7/10, честную семерку. Но по шкале Чёртовой дюжины, может быть и повыше.

Мать-гора

Есть тексты, в которых открытый финал просто необходим. Но тут? Нет, я понимаю, вы автор, вы так видите, но… создаётся впечатление, что вырулить на нормальный финал автор попросту не сумел. Не придумал, как выкручиваться из сложившейся ситуации, чтобы, с одной стороны, окончательно не ударится в сказку, где окаменевшие люди оживают и весело пляшут в хороводе, а с другой, в необъяснимую чертовщину, в которой понаехавшая из Москвы комиссия обнаруживает маленькую терракотовую армию. А так всё хорошо шло. Сказочно, напевно, здрасте дяденька Бажов! Жанровая принадлежность на откуп автору, по номинальным признакам всё подходит. А за хороший литературный язык и живых героев можно и не такое простить. Но вот финал… мдеее… Тут надо крепко подумать.

Полуденные тени

Пишите о том, что знаете, или о том, о чём не знает никто. Но как на счёт того, чтобы узнать о чём-то? О Иностранном Легионе и о французской Африке, о Парижской богеме и политической обстановке в Мали…. Да мало ли? Умение автора работать с материалом переводит его из разряда «пишите, о чём не знает никто» в разряд «пишите, о чём хорошо знаете сами». Перед нами выверенная, очень качественная история, которая поначалу может показаться сумбурной из-за нелинейной подачи. Но иной здесь и не нужно, хотя и понимаешь это ближе к финалу. Который, надо сказать, сумел удержаться на тонкой грани между набившей оскомину победой зла, и, в данной ситуации абсолютно нелепой, победой добра. Кажется, у меня только что сменился лидер заезда. Или нет? Или нет…

Рутина

«Нам пора и вам пора, с вентиляторным заводом заключать договорА!». Извините, не сдержался. Как по мне, так автор переборщил. Рутина, это такая специя, которой, как и любой другой, должно быть в меру. Чуть пересолил, и становится скучно. Сократить бы, отжать от лишней… эммм… рутины. На мой вкус, конечно же. В плюс — необычный лик зла, в данном случае, то ли сумасшествия, то ли реального сдвига по фазе, в котором рутина видится, как этакий мох из дозорных «сумерек». В плюс — любопытное повествование от лица главного героя. В плюс — своеобразное лечение от рутины. В минус — картонная дочка, которую не жалко, картонный маньяк, которому не веришь. И блог с ним, с конвентом маньяков, не в этом рассказе впервые используется такой приём. Но как только маньяк № 2 открывает рот, создаётся впечатление, что кое-кто откатывает обязательную программу. В минус же — открытый финал, который, на самом деле, не такой уж открытый. Может кто из старожилов ЧД помнит рассказ, где маньяк запер главного героя на балконе, и маньячил его супругу. Там ГГ прыгает с балкона, и ползёт в подъезд, чтобы, значит, зубами, когтями… но при этом нет веры ни герою, ни злодею, ни автору, что прискорбно. В топ-13, пожалуй, верхняя часть нижней трети.

Чёрный человек

Достойному веку — достойный герой! Жил, как говно, и умер, как говно, — вот все мысли, которые остались у меня после прочтения рассказа. Т.е. я не могу сказать, что он плох. Но и хорошим его назвать тоже не получается. Энергетический вампир, доводящий людей до суицида, заставляет меня расчехлить самое мощное оружие: меч с древним, как сама «Чёртова дюжина», именем — «Не хоррор». На самом деле в этом финале почти половина текстов подобного плана. Реализм, усилено косящий под хоррор. Ужасы быта, подменяющие иррациональные страхи. Призраки, которые необходимы лишь для одного, чтобы меч «Не хоррор» задрожал в неуверенной руке. Ну и что мне с вами делать? Нижняя треть топ-13. И да, что это было? Отсылка к «Грации»?

Это случилось в Головкино

Вот такой жирнющий спойлер, да? Всё случилось в больной головке главного героя? Лютый делириум тременс, наркотический трип, безумие на марше. Вкупе с финальным твистом смотрится забавно, если бы не одно но. Автор, вот, упоминает овощную болезнь тумачность. Так вот, милый автор, у вас тоже тумачность. Не овощная, а словесная, от английского too much. Слишком много всего и сразу, да ещё с такой скоростной подачей заставляет заподозрить вас в стёбе. В самом деле, автор набрасывает так жЫрно, и использует так много клише русхоррора, что я крайне удивлюсь, если это написано на серьёзных щах. Потому и оценка невысока. Если я прав, то за чувство юмора можно накинуть пару баллов, но высоко рассказ всё равно не поднимется. Если же я не прав, то у меня плохие новости для нас всех. Ну и напоследок перл, от которого я ржал так, что разбудил соседей: «Старуха ловко приподнялась на задних руках».

Комментариев: 24 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Sworn2Black 22-12-2020 18:37

    "Грация" предсказуем по части развития истории, но я например не мог предугадать заранее, будет финал плохим или хорошим. Автор постарался выжимать саспенс по максимуму.

    По поводу "Курьих ножек"

    "...и нестандартный лик зла." - ну да, смертельно больной человек заключает пакт с темными силами, предлагая им души невинных в обмен на свое долголетие. Никогда такого не было и вот опять )

    Рассказ складный, жутковат, но опять же идея не оригинальна (привет "Бухте Кэндл") и лично мне не доставляют истории с коллегами-лоботрясами и сотрудницами-курицами.

    Учитываю...
    • 2 Аноним 22-12-2020 19:16

      Sworn2Black, не знаю, не знаю, по-моему, было максимально очевидно, что она упадёт. Я бы сильно удивился, если б крюк всё-таки оказался закреплён достаточно хорошо.

      Учитываю...
      • 3 Sworn2Black 22-12-2020 23:29

        Аноним, с крюком - да, ожидаемо. А вот что случилось бы во время или сразу после падения - тут варианты могли быть разные.

        Учитываю...
    • 4 Литературный Гопарь 22-12-2020 19:46

      Sworn2Black, вы путаете тëплое с мягким. Я про лик зла, детскую передачу, а вы, с каких-то щей, про сюжетный ход, договор с нечистой силой.

      Учитываю...
      • 5 Sworn2Black 22-12-2020 23:27

        Литературный Гопарь, да не путал я ничего )

        Для меня главный антагонист в рассказе - это Лиза, из-за неё и заваривается каша. Ну а про детскую передачу как лик зла - опять же была крипипаста про Бухту Кэндл, так что не ново.

        Учитываю...
        • 6 Литературный Гопарь 22-12-2020 23:55

          Sworn2Black, вот чудеса, а мне казалось тут мой отзыв, и мои впечатления. Но, безусловно, раз для вас главный антагонист Лиза, то какие могут быть разговоры.

          Учитываю...
  • 7 Ямщик 22-12-2020 14:27

    Суров батюшка Олег Игоревич, суров, но справедлив. Коемуждо воздал по делам его: кому шубу соболью с царска плечика, кому гостинца, а кому и люлей целительных прописал, животворящих.

    Учитываю...
  • 8 Греховный птеродактиль 22-12-2020 14:11

    "Головкино" странно подозревать в стебе над хоррором, потому что это стопроцентный стеб и есть. Историю я понимаю так: графоман-психопат пишет дурацкий хоррор-роман, в какой-то момент делает героя слишком умным, и тот бунтует против автора, графоман укрощает героя, делая его обратно тупым стереотипным ментом, потом интерес к роману теряет и возвращается мучать спрятанного в подвале ребенка. Задние руки, скользящие бабки и прочий трэш это не перлы автора, а перлы этого графомана. Чистой воды литературная игра, пародия, постмодернистская постебушка, пшик и затянутый анекдот, сочиненный автором для саморазвлечения. Для меня загадка, почему это попало в финал, оставив позади нормальные полновесные истории (например, "Космос под кожей" или "Уткоробот", они не идеальны, но в гораздо большей степени рассказы, нежели этот набор сомнительных гэгов и шутеек). "Головкино" в финале это идиотизм настолько же, насколько было бы если эпизод "Южного парка" номинировали на "фильм ужасов года".

    Учитываю...
    • 9 Katarina 22-12-2020 14:46

      Греховный птеродактиль, за Космос под кожей мне обиднее всего. Замечательный рассказ.

      Учитываю...
      • 10 Шендеров 22-12-2020 15:16

        Katarina, не волнуйтесь, мы с Чубуковым уже переделываем его в повесть

        Учитываю...
        • 11 katarina 22-12-2020 23:01

          Шендеров, он и так крут, имхо, но авторам виднее.

          Учитываю...
    • 12 Неконфетка 22-12-2020 14:49

      Греховный птеродактиль, блестящая ирония и самоирония ценны в любом жанре.

      Возьмите, к примеру, рассказ Лансдэйла "Программа двенадцати шагов для Годзиллы".

      Так что "Головкино" достойно финала, имхо, тем более что это редкая птица в ЧД.

      Учитываю...
      • 13 tsvoff 22-12-2020 16:18

        Неконфетка, но, чёрт побери, кто?! Кто способен протроллить русский младохоррор так тонко и стильно?

        Учитываю...
        • 14 Неконфетка 22-12-2020 17:22

          tsvoff, вменяемых предположений нет, но размахнусь фантазией... Михаил Елизаров)

          Учитываю...
        • 15 Литературный Гопарь 22-12-2020 23:56

          tsvoff, тонко и стильно? Ох, Божечки-кошечки...

          Учитываю...
          • 16 tsvoff 23-12-2020 00:33

            Литературный Гопарь, для некоторых, как показывают отзывы, даже чересчур тонко.

            Учитываю...
          • 17 Литературный Гопарь 23-12-2020 10:44

            tsvoff, ну, да, если по вашему судить, то "тонко и стильно". По мне, так слишком жырно. Но, следуя презумпции миминовности, огульно обвинять не могу. Вот ежели автор сам признается...

            Учитываю...
    • 18 Литературный Гопарь 23-12-2020 00:00

      Греховный птеродактиль, я не столь категоричен. Предпочитаю подозревать. В любом случае, прав я или нет, наличие этого рассказа в финале - такой себе знак.

      Учитываю...
      • 19 Вафелька с носиком 24-12-2020 08:47

        Литературный Гопарь, мне кажется, что тут еще история про то, что Темная Волна и ее последователи в принципе не очень ценят сарказм и иронию в хорроре: концентрируются на том, чтоб сделать людям дискомфортно, неуютно, мерзко, тревожно, жутко и решительно не хотят от читателей снисходительных улыбок. Смех у Темной Волны всегда дозированный и утилитарный. Я помню, как ломались копья по поводу юмора во время "Чемпионов страха", и уже тогда понятно было, что у Темной Волны свой собственный взгляд на то, какие в хорроре допустимы границы для насмешки, сарказма, пародии, самоиронии и глума.

        "Головкино" в финале это, имхо, протестная реакция конкурсантов, идущих с Темной Волной противоположными курсами, на звериную серьезность ежегодных ЧД-финалистов, антологий и сборников ССК. Не вижу в этом никакого скверного знака, откровенно говоря: пусть расцветают сто цветов и сто соперничают школ. Мне ближе позиция Парфенова: с юмором в хорроре обходиться следует осторожно, но если участников-читателей потянуло поглумиться и поржать, то почему бы и нет?

        Учитываю...
        • 20 Литературный Гопарь 24-12-2020 09:03

          Вафелька с носиком, я немного о другом. Сдаëтся мне, что многие голосовали за рассказ, не видя издëвки. Вот это плохой знак. А так-то да. Если появится автор, хорошо умеющий в чëрный юмор, это только в плюс.

          Учитываю...
  • 21 ТАКИЕ ДЕЛА 22-12-2020 10:38

    "На самом деле в этом финале почти половина текстов подобного плана. Реализм, усилено косящий под хоррор. Ужасы быта, подменяющие иррациональные страхи."

    Хорроры видимо оставили конкурс на более ранних стадиях. Авторы "нехорроров" выбирают нехорроры - все логично.

    Учитываю...
  • 23 Дмитрий Костюкевич 22-12-2020 10:16

    «Старуха ловко приподнялась на задних руках» - не перл это, а лютый хоррор.

    Учитываю...
  • 24 Вольк 22-12-2020 10:12

    "Может кто из старожилов ЧД помнит рассказ, где маньяк запер главного героя на балконе, и маньячил его супругу. Там ГГ прыгает с балкона, и ползёт в подъезд, чтобы, значит, зубами, когтями…" - помним, скорбим

    Учитываю...