DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Непрощённые

Запертая дверь (роман)

Автор: Александр Варго (Алексей Шолохов)

Жанр: ужасы

Издательство: Эксмо

Серия: MYST. Черная книга 18 +

Год издания: 2013

Похожие книги:

  • Наиль Измайлов «Убыр» (роман)

Александр Варго. Запертая дверь 

К вящей радости поклонников серии «MYST. Черная книга 18+», подоспел очередной роман — «Запертая дверь». Принадлежит он перу Алексея Шолохова и разрабатывает одну из любимых тем автора — «плохое место».

Артём Тихонов возвращается в родной городок после гибели отца, чтобы вступить во владение наследством: старым родительским домом, который ему пришлось оставить много лет назад, ещё в детстве. Единственное желание Артёма — продать ветхое, неухоженное жилище, полное дурных воспоминаний, застарелой ненависти и неутихающей боли. В этом доме отец Артёма убил его мать, и теперь Тихонов полон решимости покончить с прошлым.

Вот только прошлое ещё не готово покончить с ним.

Сюжетная схема романа классическая (повторяю, не сюжет, а схема) и напоминает как роман самого Шолохова «Они», так и любое другое произведение ужасов о «плохом месте». Есть некое «нехорошее место» и тайна, с ним связанная; есть группа людей, так или иначе оказавшихся в нём. С персонажами начинают происходить разные страшноватые непонятности; возможно, кто-то погибает при странных, необъяснимых обстоятельствах. Остальные волей-неволей и в силу необходимости вынуждены искать ответы, способы и средства. В процессе поисков появляется «даритель» (так в теории детектива называется носитель ключевого знания, улики и т. п., которые позволяют разрешить загадку либо отыскать возможности для борьбы). Наконец, происходит финальное противостояние и какое-то разрешение конфликта. Для романа ужасов — не обязательно в пользу протагониста.

С этим всё ясно. Это ни плохо, ни хорошо — это просто существует, и практически все подобные истории включают в себя элементы обозначенной схемы.

Теперь о характерных особенностях.

Начнём с количества действий, событий, видений, проявлений потустороннего и прочих страшностей в первой трети, а то и доброй половине книги, закручивающих сюжет и напрягающих читательский интерес. В романах Алексея Шолохова этого добра обычно много. Настолько, что многие начинают пенять автору. Редакторы говорят о том, что «запутанное не равно загадочному», а читатели сетуют на калейдоскопичность и сумбурность текста и прочие трудности, требующие внимания и сосредоточенности.

Что ж, отчасти они правы. Случается (и в романах Шолохова), дисбаланс очевиден. При чтении «Запертой двери» такое ощущение также может появиться. Является ли это характерной, всегдашней чертой прозы автора? Скорее — нет. «Вгляд висельника» — отличный пример прекрасно сбалансированного повествования без потерь для увлекательности. «Запертая дверь» тоже не грешит бессвязностью событий, психологической недостоверностью и нелогичностью поступков персонажей (с последним признаком кто-то может и поспорить, но, предвосхищая недовольство и скепсис, стоит заметить, что логику нужно поверять местом, о котором в романе идёт разговор).

И всё же «Запертая дверь» — это, в каком-то смысле, шажок назад (к «Они», «Подвалу» и более ранним романам автора) и в качестве, и в количестве усилий, которые читателю — возможно! — потребуется приложить при чтении. Вот за этот шажок автора стоит хорошенько поругать. Всё-таки привычный набор снов, искажённых восприятий реальности, внезапно нахлынувших воспоминаний, вторжений потусторонних сил и тому подобное, помноженное даже на половинное количество действующих лиц, создаёт неприятную «дымовую завесу». Я бы сказал, это становится фирменным Шолоховским штампом, от которого нужно слегка дистанцироваться. Хотя бы ещё на пару романов.

Перефразируя товарища Огурцова из «Карнавальной ночи», можно так описать наше пожелание: «Нужно, чтобы книга брала! Нужно, чтобы книга вела! Но и не уводила…» Как это сделать — другой вопрос. В общем, автору на заметку.

Второй — и, пожалуй, главной — качественной особенностью «Запертой двери» является обращение автора к исконно-славянскому бытовому фольклору, уходящему корнями в язычество. Собственно, авторское название романа — «Хозяин» — уже как бы намекало, но результат превосходит ожидания. Особенно доставляет удовольствие, как автор «ретранслировал» некоторые верования в жёстком, натуралистичном и кровавом стиле сплаттерпанка. Здесь поклонники этого поджанра литературы тайны и ужаса получат от автора максимум. По-полной. Повторюсь — книга жёсткая, в чём-то даже грубоватая. Далеко не все персонажи симпатичны, но отдельно стоит отметить, что автор удачно вплёл личную трагедию Артёма в «потустороннюю» сюжетную канву.

Вообще же, с учётом этих особенностей, «Запертая дверь» — это своеобразный «Убыр» 18+, что непосредственно подводит нас к следующему.

За чтением книги есть чем заняться и любителям отыскивать смыслы, второе, пятое, десятое дно в повествовании, поскольку ещё одним немаловажным признаком романа стал авторский посыл о значимости человеческой и народной памяти. Неявные, исподволь, почти незаметные на событийном фоне мысли и ощущения, но тем не менее присутствующие в тексте не просто так. Автор пытается заставить их работать, хотя больше внимания уделяет традиционным вещам, которых серия «MYST» ожидает от него в первую очередь. Чтобы разработать упомянутый пласт, читатель должен потрудиться. Уверен, не все захотят это сделать. И многое потеряют. Конечно, меньше, чем персонажи романа, но всё-таки.

Это самый тонкий и призрачный слой в книге. Грубо очертить его можно фразой: «Прошлое не прощает беспамятства». В предлагаемых обстоятельствах персонажи оказались совершенно беспомощны, во многом потому, что не сохранили ни малейших представлений о том, с чем им пришлось столкнуться. Весь их житейский опыт лишь отягощает сознание и волю мёртвым грузом, словно они чужаки в собственной реальности, а привычные слова, стереотипы поведения и защитные механизмы срабатывают едва ли не с точностью до наоборот. Осколки знаний и памяти — не полезнее горсти пепла в кулаке. Мифическое эхо, отзвуки поверий, чьи ключевые значения и смысл утрачены навсегда. Укрыты за запертой дверью, которую уже не найти, не то что — отворить.

Эта идея является по-настоящему движущей силой и тайной пружиной сюжета от пролога до эпилога, между которыми главные действующие лица останутся навсегда.

Непрощённые прошлым. Забытые настоящим. Отвергнутые будущим.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Nekro12 22-01-2014 15:25

    C интересом ждал выхода нового романа Шолохова. В целом, ожидания оправдались, особенно первая глава удалась - буквально ощущаешь весь кошмар, в который попал этот человек, досконально видишь его последние жуткие минуты на земле. А вот далее книга "скатывается" к монотонному повествованию с "пустыми" диалогами слабо прописанных персонажей, то есть к тому, чем грешат все Варго в глазах их критиков и читателей. пару раз приходилось даже перелистывать пару страниц назад, так как забывал, о чем там было. Складывается впечатление, что автор "отдохнул" от третьей главы примерно до середины, да и местами ближе к концовке. Я бы поругал Алексея именно за это, а не за "шажок назад" к "Они", которые остаются по-прежнему, ИМХО, самой атмосферной вещью Шолохова. Кстати, кажется, что если вдруг (как хочется надеяться!) отечественный хоррор появится на большом экране, именно "Запертая дверь" и "Они" очень хорошо подойдут - такие истории "цепляют" лучше в виде фильма, а не книги.

    В общем, советую всем любителям хоррора, прежде всего отечественного, в том числе и за концовку - она на высоте!

    Учитываю...
  • 2 Мельник 22-01-2014 00:02

    В общем, достаточно положительная рецензия, хотя и не без минусов для романа. Тема "плохого места" достаточно распространенная, но в контексте славянской мифологии встречается нечасто (вспоминается разве что "Вий", да отдельные рассказы), так что уже хотя бы в этом плане читаться будет не без интереса.

    Учитываю...