DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Лавкрафтианские комиксы. Часть 7: Прошлое и настоящее

В ЦИКЛЕ «ЛАВКРАФТИАНСКИЕ КОМИКСЫ» ВЫШЛИ СТАТЬИ*:

ГОВАРД — ГЕРОЙ

БЕЗУМНЫЕ КРОССОВЕРЫ

АДАПТИРОВАННЫЙ УЖАС. КОРОТКИЙ СПИСОК

БЕССМЕРТНЫЙ РЕАНИМАТОР

ИЗВЕСТНЫЕ ИДОЛОПОКЛОННИКИ

ИМЕНЕМ КТУЛХУ

* Также обратите внимание на похожую по теме статью «Картинки из иных миров. ГФЛ в комиксах».

 

20 августа 2018 года исполнилось бы 128 лет знаменитому американскому писателю ужасов Говарду Филлипсу Лавкрафту, если бы, конечно, он заключил сделку и продал душу одному из могущественных тёмных богов, описанных в его произведениях. Но ещё в день 127-летия Лавкрафта мы запустили цикл материалов о комиксах, вдохновлённых творчеством этого нелюдимого писателя из Провиденса. И, кажется, пришло время его закончить...

В историях Лавкрафта нередко герои из настоящего вынуждены противостоять злу из прошлого. Причудливые линии этих двух времён переплетаются в его произведениях, и рождается кошмар. В каком-то смысле сам Лавкрафт — монстр из далёкого прошлого, великий монстр в мировой литературе, к которому продолжают обращаться адепты-читатели и новые творцы за вдохновением, не забывая восхвалять его и не давая забыть его уже больше чем сто лет. Так что темой нашего последнего материала в цикле будет прошлое и настоящее лавкрафтианских комиксов.

Как примеры довольно старых адаптаций Лавкрафта можно привести комиксы 1950-х издательства An Entertaining Comic. Так, в выпуске Weird Science #1 (1950) была история Experiment... in Death Джека Камена, вдохновлённая рассказом «Герберт Уэст — Реаниматор». Этот комикс считается первой адаптацией упомянутого рассказа. В Weird Fantasy #14 (1950) в сюжете The Black Arts Гарри Гаррисона и Харви Курцмана цитировался «Некрономикон» (вымышленная книга). Работа Fitting Punishment из выпуска Vault of Horror #16 (1950) вдохновлён рассказом «В склепе». Baby It's Cold Inside из Vault of Horror #17 (1951) создан по мотивам рассказа «Холод»; над этим и предыдущим комиксом трудились Аль Фелдстейн и Грэхем Инглз. А в комиксе Who Doughnut? Джека Дэвиса из Vault of Horror #30 (1953) невооружённым взглядом видны атрибуты Ктулху.

В 1965 году на экраны вышел фильм ужасов «Умри, монстр, умри!», основанный на рассказе Лавкрафта «Цвет из иных миров». В нём одну из главных ролей даже сыграл Борис Карлофф (на обложке выше), актёр, известный многим по роли Чудовища Франкенштейна в фильмах студии Universal. А уже в 1966 году издательство Dell Comics опубликовало комикс Dell Movie Classic: Die, Monster, Die! — как бы адаптация адаптации.

Продолжая разговор о 1960-х: в выпуске Eerie #13 был комикс «День Уэнтворта», а в Creepy #21«Крысы в стенах», оба вышли в 1968 году в издательстве Warren Magazine.

В Tower of Shadows #3 (1970) была комикс-версия рассказа «Страшный старик» от Роя Томаса и Барри Смита. В Tower of Shadows #9 (1971) — «Модель Пикмана» от Роя Томаса, Тома Палмера и Берни Райтсона. Эти адаптации были переизданы в 1975 году в первом и втором соответственно комиксах серии Masters of Terror. А ещё в 1970 году на страницах Chamber of Darkness #5 появилась работа The Music From Beyond Роя Томаса и Джонни Крейга по мотивам рассказа «Музыка Эриха Занна». У него тоже было переиздание в Masters of Terror #2. Все эти журналы выпускало Marvel Comics.

В Skull #4 (1972) издательства Last Gasp Eco-Funnies было несколько комиксов по Лавкрафту: «Пёс» Дейва Шеридана, «Холод» Майкла С. Смита, «Модель Пикмана» Херба Арнольда и не только. В Skull #5 (1972) были «Крысы в стенах» Ричарда Корбена, To A Dreamer — адаптация поэзии Лавкрафта от Чарльза Далласа, Shadow From The Abyss Ларри Тодда по повести «За гранью времён» и другие.

The Shambler from the Stars — адаптация одноимённого рассказа Роберта Блоха, автора романа «Психо», — выходила в Journey into Mystery Vol. 2 #3. Работали над ней Рон Гоуларт, Джим Старлин и Том Пламер. В Journey into Mystery Vol. 2 #4 вышла адаптация истории «Обитающий во мраке» — ответ на рассказ Блоха, написанный Лавкрафтом. Над её комикс-версией трудились Рон Гоуларт и Джин Колан. И в Journey into Mystery Vol. 2 #5 была опубликована адаптация рассказа Блоха The Shadow from the Steeple — третьего из их с Лавкрафтом цикла. Этот рассказ переводили в новую форму Рон Гоуларт и Рич Баклер. Все эти комиксы от издательства Marvel вышли в 1973 году.

В 1979 году вышел в свет специальный лавкрафтианский выпуск журнала Heavy Metal (Vol. 3 #6). Там, кроме прочего, можно было прочесть сатирический комикс Ktulu Мёбиуса на тему экологии и адаптацию «Ужаса Данвича» от Альберто Бречиа. В том же году в Creepy #113 вышла версия рассказа «Холод» от Берни Райтсона. Этот комикс неоднократно переиздавался.

Если какие-то из имён авторов названных выше адаптаций вам знакомы, то в этом нет ничего удивительного — над комиксами по Лавкрафту в самое разное время работало множество известных людей в индустрии комиксов.

В статье «Адаптированный ужас. Короткий список» мы обещали длинный список комикс-адаптаций произведений Лавкрафта, но обещание это придётся нарушить — составить его оказалось непосильным трудом. Но! В качестве извинений можем предложить вам аналогичный по тематике обширный перечень на английском языке. И даже несколько — на следующих ресурсах: The H.P. Lovecraft Archive, Dark Tree Press, Miskatonic University Press и The Lovecraft eZine.

А вот ещё приличный список лавкрафтианских комиксов, но на испанском (мы верим в читателей DARKER), и ещё.

А теперь возвращаемся в 2018 год, чтобы лишний раз доказать, что комиксисты о Лавкрафте не забывают до сих пор.

В феврале Dark Horse выпустило переиздание Neil Gaiman's Only The End of the World Again. Это сборник фэнтези-комиксов издательства Oni Press 2000 года, первоначально публиковавшихся в цикле Oni Double Feature в течение 1998 года. История Only The End of the World Again из названия написана знаменитым английским автором Нилом Гейманом («Песочный человек», «Американские боги»), адаптирована Филипом Крейгом Расселлом, проиллюстрирована Троем Никси (Batman: The Doom That Came to Gotham) и раскрашена Мэттью Холлингсвортом. Сюжет следует за Лоуренсом Тэлботом, аджастером и оборотнем, оказавшимся в городе Иннсмуте (вспоминайте повесть «Тень над Иннсмутом») в холодную зимнюю ночь, в то время как горожане пытаются добиться возвращения в этот мир Старых Богов. История Геймана является данью уважения Роджеру Желязны и вдохновлена его романом «Ночь в тоскливом октябре».

С 12 апреля японский автор Го Танабэ выпускает в журнале Comic Beam издательства Enterbrain главы манги, основанной на повести «За гранью времён». Для Танабэ это уже не первая адаптация Лавкрафта, о чём мы в своё время рассказывали. В настоящее время его мангу по Лавкрафту даже выпускают на русском языке.

В июне у издательства Dark Horse вышла книга Neil Gaiman's A Study in Emerald — комикс-адаптация рассказа «Этюд в изумрудных тонах» Нила Геймана, которую рисовал Рафаэль Альбукерке («8осемь. Чужак», «Американский вампир»).

«Этюд в изумрудных тонах» был написан Гейманом по просьбе его друга-писателя Майкла Ривза для антологии 2003 года «Тени над Бейкер-стрит». В ней собраны рассказы, в которых под присмотром разных авторов мир Шерлока Холмса сэра Артура Конан Дойла должен был соприкоснуться с миром Говарда Филлипса Лавкрафта. Своё название рассказ берёт от повести «Этюд в багровых тонах», первом произведении из цикла о Шерлоке Холмсе и докторе Уотсоне. Также он использует сюжетную основу и элементы оригинальной истории, такие как знакомство главных героев в 1881 году, отношения детектива-консультанта с полицией и его профессиональный статус, детали преступления и многие другие. У Геймана детективы расследуют убийство представителя коронованных особ Европы, которыми являются в этой вселенной лавкрафтианские чудовища, тёмные боги, Великие Древние, которые столетия назад поработили мир.

Всё то же издательство Dark Horse не так давно выпустило мини-серию из четырёх номеров Vinegar Teeth от сценариста Дэймона Джентри (Sabertooth Swordsman) и художника Троя Никси. Комикс, написанный в духе мрачных криминальный фильмов жанра нуар и боевиков о полицейских, сочетает лавкрафтианский хоррор, юмор и научную фантастику.

Арти Бакл — первоклассный подонок, но при этом хороший полицейский. Однако справиться не только с растущим уровнем преступности в Брик-сити, но и сверхъестественной угрозой всему миру, в одиночку ему не удастся. Помочь ему может лишь таинственный монстр с щупальцами из другого измерения. Смогут ли эти столь непохожие партнеры преодолеть свои разногласия и спасти планету?

Он — жесткий коп без принципов. Оно — чудовище из другого измерения. Они не могли быть более разными, но теперь вынуждены работать вместе в качестве напарников в полиции Брик-Сити. Им придется научиться ладить, если они хотят спасти не только город, но и мир, поскольку появляется тёмная и зловещая угроза.

В сентябрьском выпуске Moon Knight #199 сценариста Макса Бемиса (Foolkiller) и художника Пола Дэвидсона целая орда лавкрафтианских созданий (и Ктулху в их числе) устраивает вторжение в Бруклин и разум психически неуравновешенного супергероя Marvel Лунного рыцаря.

А в октябре Герберт Уэст — Реаниматор стал участником кроссовера Pathfinder: Worldscape, в котором персонажи комиксов издательства Dynamite Entertainment встретились с героями настольной игры Pathfinder RPG компании Paizo.

Следопыты Валерос, Сеони, Кира и Мерисиэль попадают в межпространственное измерение Ворлдскейп (Worldscape), где на протяжении всей истории величайшие воины трёх миров — Барсума, Голариона и Земли — участвуют в древней битве не на жизнь, а на смерть! Только у самых опасных бойцов, среди которых такие легендарные герои как Рыжая Соня, Джон Картер и Тарс Таркас с Марса, а также Тарзан и Тунда из джунглей, есть надежда выжить на жестоких гладиаторских аренах и присоединиться к героям Pathfinder в восстании против их угнетателей!

Комиксы серии Pathfinder: Worldscape имели различные бонусы, включая страницы с игровыми характеристиками персонажей. Реаниматор не принимал участие в основной серии из шести выпусков, он стал героем второй волны ваншотов, где получил свой личный выпуск Pathfinder: Worldscape: Re-Animator One-Shot. Написал его Эрик Мона (издатель и главный креативный директор Paizo, также сценарист Pathfinder: Worldscape), а нарисовал Мэтт Гаудио (Bettie Page).

Если вам всего этого было мало, то эти списки (осторожно, английский!) могут помочь утолить ваш чудовищный аппетит: «Щупальца и безумие: 10 комиксов продолжают наследие ужасов Лавкрафта», «Лучшие комиксы для фанатов Лавкрафта и Мифов Ктулху».

И на этом цикл «Лавкрафтианские комиксы» прощается с вами, ведь это... конец?

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)