DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Топорная работа

В 2006 году независимый кинематографист Адам Грин решил вернуть американскому хоррору былое величие и создал комедийный слэшер «Топор», который впитал в себя лучшие — и худшие! — черты таких фильмов, как «Пятница 13-е» и... остальные части похождений Джейсона Вурхиса.

Адам Грин

Примечательно, что впервые режиссер заявил о себе в начале 2000-х, когда снял легкую романтическую комедию «Кофе и пончики» (частично основанную на его собственной биографии), которая, впрочем, не снискала большого успеха. Зато на ее производство Адам потратил всего лишь 400 долларов — сумма поистине смехотворная!

Чтобы уложиться в столь скромный бюджет, Адам Грин активно привлекал добровольцев и использовал оборудование с кабельного канала, на котором в то время работал. Этот факт характеризует Грина как большого энтузиаста своего дела и дает понять, как же ему удалось запустить новую хоррор-франшизу, включающую не только четыре полнометражных фильма, но и серию комиксов.

Топор, 2006

Фильм начинается с Роберта Инглунда, словно сбежавшего из кошмарных сиквелов «Лэйк Плэсид: Озеро страха» — тут он тоже охотится на крокодилов (ну ладно, на аллигаторов) и отпускает колкие комментарии. Компанию ему составляет пухлый сынок-переросток. В самый разгар охоты на них нападает неизвестный, который кромсает обоих самым жестоким образом: кишки лезут наружу, кровь брызжет как из брандспойта, куски тел разлетаются в разные стороны. В общем, красота и веселье. Увы, пройдет больше половины фильма, прежде чем создатели расщедрятся на следующее убийство...

Ну, а пока — начальные титры. Звучит This Is the New Shit Мэрилина Мэнсона, на которую ушел весь бюджет, а на экране всеми красками расцветает традиционный новоорлеанский Марди Гра: костюмированные шествия, парадные платформы, конфетти, голые сиськи и блюющая алкашня (по требованию режиссера вся рвота в кадре была реальной). Нас знакомят с главными героями Беном и Маркусом, которые выглядят и ведут себя так, словно только что вернулись из «Евротура».

Гуляя по Бурбон-Стрит, парни заходят к некоему «преподобному Зомби», который оказывается не Робом Зомби, принявшим священный сан, а раздобревшим Тони Тоддом из «Кэндимэна». Бен и Маркус хотят съездить на экскурсию по болоту, населенному призраками, но вот беда: преподобного лишили лицензии. Поэтому вместо Зомби их гидом становится мелкий и ушлый китаец Шон, сыгранный Парри Шеном («Крикун»). И это обидно, потому что на фоне харизматичного Тони Тодда игра остальных актеров выглядит тускловато. Вообще фильм заметно страдает оттого, что две его главные звезды, Инглунд и Тодд, исполняют здесь лишь эпизодические роли.

Компания на экскурсию подбирается пестрая: две порноактрисы, которых окучивает режиссер-недоучка, пожилая чета и хмурая девушка по имени Мерибет, поехавшая на болото, только чтобы отыскать пропавших отца и брата (догадайтесь, о ком идет речь).

В дороге Шон травит байки, дескать, в Новом Орлеане мертвецов не закапывают в землю, а цементируют на поверхности, чтобы те не вставали от «шаманских заклинаний». Но опытных туристов на мякине не проведешь — они знают, что такие захоронения обусловлены высоким уровнем воды, который может привести к малоприятным последствиям, вроде тех, что были описаны в рассказе «Шестой Страж» Поппи Брайт (кстати, этому фильму очень не хватает ее камео).

Экскурсия начинается. Герои плывут по ночному болоту на лодке и слушают бредовые россказни Шона о призраках. На обратном пути судно находит на камень, народ выбирается на сушу, и все понимают, что оказались в мрачной лесной глуши. Как из нее выбираться — непонятно. Тут-то мы и узнаем страшную историю Виктора Кроули, рожденного с безобразным лицом и воспитанного отцом-одиночкой в лесу.

Сверстники недолюбливали Виктора за его физическое уродство и слабый ум, недолюбливали настолько, что однажды решили жестоко над ним подшутить. Темной ночью, когда отца не было дома, они стали забрасывать хижину, в которой находился Виктор, петардами. Начался пожар. Кроули-младший пытался выбраться, но дверь была заперта. Подоспевший отец принялся рубить ее Топором™, и когда древесина наконец поддалась, лезвие вонзилось в лицо Виктора, и он тут же скончался. С тех пор его призрак бродит по новоорлеанским болотам, убивая каждого на своем пути...

С этого момента начинается то, ради чего мы, собственно, и собрались. Перекачанный Виктор Кроули, напоминающий Токсичного Мстителя, бегает за незадачливыми героями по лесам и болотам и мочит их одного за другим. Убийства изобретательны, кровавы, а нередко и курьезны. На выстрелы Кроули реагирует в лучших традициях Майкла Майерса: они на время его вырубают, затем он встает и продолжает резню. Виктор — мастер на все руки: в качестве оружия он использует не только пресловутый топор (точнее, топорик), но и весь остальной арсенал инструментов для дома и сада, вплоть до шлифовальной машины. К слову, его роль исполняет еще одна живая легенда хоррора — здоровяк Кэйн Ходдер, сыгравший Джейсона Вурхиса в пяти частях «Пятницы 13-е».

Выживут, прямо скажем, немногие. Китайца, естественно, убьют. Кто здесь «последняя девушка», в общем-то, тоже понятно. Финальная сцена вызывает в памяти не только первую «Пятницу 13-е», но и «Феномен» Дарио Ардженто. Фильм обрывается на полуслове. Вернее, на полувопле. Потом снова звучит This Is the New Shit — в этот раз ремикс.

К художественным особенностям картины можно отнести почти полное отсутствие CGI, на чем настоял сам Адам Грин. Компьютерную обработку использовали только для того, чтобы убрать лишние детали из кадра.

Первая часть «Топора» не только многократно окупила свой скромный полуторамиллионный бюджет, но и получила несколько жанровых наград. В их числе приз зрительских симпатий за «Лучшую картину», а также призы жюри за «Лучшую мужскую роль» (Кэйн Ходдер) и «Лучшие спецэффекты» на Фантастическом фестивале в Остине.

Фильм получил смешанные отзывы критиков, однако он изначально задумывался как не особо серьезный оммаж старым ужасам «про Джейсона» и про других маньяков, орудующих бензопилами и топорами, с невинной обнаженкой, плоским юмором и тупыми героями. В этом смысле работу Адама Грина можно считать удачной, хоть и не идеальной: слишком уж много болтовни развели в первой половине фильма, слишком уж долго пришлось ждать выхода на сцену главного виновника торжества — Виктора Кроули.

Топор 2, 2010

Сиквел был анонсирован в ноябре 2008 года. Еще со времен первой части у Адама Грина были сложные отношения с MPAA. Он полагал, что его фильм не должен получить «взрослый» рейтинг, поскольку все насилие в нем гипертрофировано и ненатурально. «Цензоры», понятное дело, считали иначе. В защиту своей точки зрения Грин указывал, что подобные проблемы фильм имеет только в США. Также он приводил пример с ремейком «У холмов есть глаза», который в свое время получил рейтинг R, то есть 17-летние подростки могли попасть на него вместе с родителями. «Топору» же предлагали NC-17 — полный недопуск на сеансы подростков, не достигших 17 лет.

Тогда было принято решение выпустить фильм без рейтинга. Таким образом, «Топор 2» стал первым безрейтинговым фильмом ужасов в прокате со времен «Рассвета мертвецов» Джорджа Ромеро. В свой первый уикенд картина демонстрировалась в 60 кинотеатрах, большинство из которых сняли ее с показа через несколько дней.

Первые три фильма о Викторе Кроули имеют интересную особенность: если смотреть их подряд, получится одно большое кино с единой сюжетной линией. Таким образом, с первых же кадров мы вновь оказываемся на болоте и наблюдаем ожесточенную схватку, которая заканчивается не так плохо, как можно было себе представить. Единственное, что сбивает с толку — Мерибет. Теперь ее играет другая актриса. А в титрах вместо Мэнсона звучит Ministry.

Итак, Мерибет чудом спасается из жуткого леса, но вместо того чтобы свалить куда подальше, а потом многие годы ходить к психотерапевту, она загорается гениальной идеей: забрать останки отца и брата, которые до сих пор гниют в хижине Кроули. Для этого девушка навещает уже знакомого нам преподобного Зомби и уговаривает его снарядить экспедицию в логово монстра. Зомби нехотя соглашается, а когда Мерибет покидает его лавку, подзывает... китайца Шона собственной персоной! Только это никакой не Шон, а его недотепа-братец по имени Джастин. Постепенно становится ясно, что Адам Грин осознал свои ошибки и в этот раз отдал Тони Тодду одну из ключевых ролей.

Мы также узнаем несколько новых фактов из биографии Кроули. Его отец долгое время ухаживал за неизлечимо больной женой и даже нанял для нее прекрасную черную сиделку, в которую вскоре влюбился. Какое-то время они ждали, когда же супруга наконец отдаст Богу душу, но в итоге та прознала об их порочной связи и прокляла любовников, после чего скончалась. Таким образом, своим уродством Виктор Кроули был обязан проклятию. Его мать умерла при родах. И, что тоже немаловажно, отец Мерибет был одним из тех подростков, что когда-то подожгли хижину Кроули. Уф...

Преподобный Зомби собирает у себя в лавке громил со всей округи. Компания подбирается знатная: среди суровых головорезов внезапно оказывается сам Ллойд Кауфман(!), почему-то не указанный в титрах. Большинство охотников за головами (включая основателя Тромы) спешно покидают помещение, как только узнают, что им придется иметь дело с Виктором Кроули. Но некоторые остаются, польстившись на барыши.

Ну, а дальше все просто: Кроули расправляется с горе-охотниками, включая несчастного Джастина, не встречая особого сопротивления! Кровь льется рекой, внутренности выдираются, а конечности отрываются. Сам «маньяк» претерпел изменения и перестал напоминать Токсичного Мстителя. Теперь он больше похож на Эрика Столца из фильма «Маска», как если бы ему дали кувалдой по лицу. Также Виктор Кроули стал гораздо сильнее: отныне он спокойно выдерживает даже выстрелы в голову.

«Топор 2» как две капли воды похож на первую часть — и это неудивительно, ведь Адам Грин вновь взял бразды правления в свои руки, да и многие другие члены съемочной группы остались прежними, включая автора музыки и оператора.

Топор 3, 2013

К третьей части Адам Грин, видимо, устал от «Топоров» и Виктора Кроули и решил, что пора закругляться. В режиссерском кресле вместо него оказался Б.Дж. МакДоннел, малоизвестный кинематографист, в последние годы сотрудничающий с группой Slayer. Он также исполнил эпизодическую роль во втором «Топоре».

Помимо прочего, Адам Грин придумал, как раз и навсегда убить Виктора Кроули. Но об этом позднее.

По доброй традиции фильм начинается с конца предыдущей части, и если заключительный эпизод в сиквеле показался вам слишком жестоким, то здесь создатели пошли еще дальше и устроили подлинную мясорубку. Несмотря на то, что «Топор 2» ясно давал понять, что Кроули бессмертен и избавиться от него просто так не получится, Мерибет по неизвестной причине уверовала, что он все-таки мертв, и, хуже того, притащилась с его отрезанным скальпом в местный полицейский участок, окровавленная и со стволом. Полицейские повели себя странно и вместо того, чтобы сразу обезвредить вооруженную женщину, несущую какой-то бред, очень долго ее выслушивали, прежде чем отправить в камеру.

Вскоре к ней наведывается некая Аманда Фаулер, журналистка, много лет изучающая историю Виктора Кроули. Она считает, что знает, как отправить монстра на тот свет. Для этого нужно дать ему то, за чем он каждый раз возвращается с того света, а именно прах его отца... Звучит немного надуманно, но попытка не пытка, тем более что на болотах начинается очередная резня, ведь на место происшествия прибывают полиция и парамедики, с которыми, впрочем, быстро расправляются. В живых остается только трусливый китаец по имени Эндрю, роль которого, конечно же, снова исполнил Парри Шен! На этот раз Адам Грин решил не утруждать себя объяснениями, почему этот вертлявый проныра так похож на погибших братьев. Да и кого это волнует, когда на экране творится развеселая кровавая вакханалия?

Тем временем Аманда и Мерибет отправляются за прахом отца Кроули, который хранится у его дальнего родственника, чудака и расиста Эббота Макмаллена, чью роль исполнил недавно почивший Сид Хэйг, легендарный Капитан Сполдинг из фильмов Роба Зомби. Перформанс Хэйга — возможно, лучший эпизод в фильме.

Заполучив прах, женщины отправляются на болота, где Виктору Кроули уже противостоит отряд спецназа во главе с брутальным лысым детиной Дереком Мирсом — Джейсоном из «Пятницы 13-е» 2009 года. И если Мирс еще пытается что-то из себя изобразить, то роль остальных солдат сводится к банальному пушечному мясу. Апофеозом «избиения младенцев» становится эпизод, в котором бойцы окружают Кроули и вместо того, чтобы выпустить в него серию автоматных очередей, начинают колошматить прикладами. И все это — ради эффектного кадра, в котором монстр раскидывает бойцов одним махом.

Третья часть, помимо прочего, примечательна тем, что герой Парри Шена остается жив.

Как позднее признался Кэйн Ходдер (Виктор Кроули), эта роль стала самой трудной в его карьере. Несмотря на то, что съемки длились всего несколько дней, бегать по луизианской жаре и выполнять трюки в 13-килограммовом костюме было тем еще испытанием. К слову, его герой вновь сменил имидж, превратившись в некое подобие то ли разжиревшего Хищника, то ли мутировавшего Депардье.

Несмотря на многочисленные нелепости и принципиальную несерьезность происходящего на экране, в режиссерском почерке Б.Дж. МакДоннела все равно присутствует едва ощутимая мрачность, но в целом он снял вполне типичное для франшизы кино про Виктора Кроули.

Виктор Кроули, 2017

К 10-летию «Топора» Адам Грин решил сделать поклонникам подарок и выпустил еще один — последний на сегодняшний день — фильм о Викторе Кроули. На новые свершения режиссера вдохновили двое его кумиров: Уэс Крэйвен и Джордж Ромеро, причем последний прямо сказал Грину, что считает его заслуги перед жанром значимыми и полагает, что историю стоит продолжить. Европейская премьера «Виктора Кроули» состоялась в Лондоне на фестивале FrightFest, где зрители устроили ему стоячую овацию. Это был второй подобный случай за 18-летнюю историю кинофестиваля. В первый раз так чествовали все того же Ромеро.

Адам Грин вновь взял съемки под свой полный контроль: написал сценарий и перенес его на экран, причем сделал это в обстановке строжайшей тайны. После FrightFest он некоторое время ездил по городам США, где демонстрировал свое творение в местных кинотеатрах. Проект получил название Victor Crowley Road Show.

Действие «Виктора Кроули» разворачивается в 2017 году, спустя десять лет после событий третьего фильма. За эти годы Эндрю, который теперь главный герой, неплохо поднялся: его книга о событиях той страшной ночи стала бестселлером! Но есть и проблема: многие по-прежнему считают именно его виновным в массовой резне на болотах, ведь убийцу так и не нашли. Как бы то ни было, суд оправдал Эндрю, поэтому он со спокойной душой приходит на шоу Сабрины, «Опры Уинфри для нищебродов» (никаких шуток, определение прозвучало в самом фильме), которая к тому же является его бывшей женой.

Эфир проходит не слишком гладко, но ситуация усугубляется, когда на автограф-сессии к Эндрю пристает жирный извращенец и просит его расписаться на члене. Сцена получилась довольно ядреной, поэтому ее вырезали из некоторых версий фильма — а жаль, поскольку любители сортирно-генитального юмора наверняка оценят этот неожиданный хэппенинг.

Эндрю осознает, что дни былой славы давно позади и пора бы подыскать нормальную работу, однако агент уговаривает его в последний раз обратиться к теме Виктора Кроули и вновь слетать на болота для съемок документального фильма. За все про все ему обещают заплатить миллион долларов, и жажда наживы одерживает верх над здравым смыслом.

Вслед за ним туда отправляется еще одна съемочная группа — лоботрясы без копейки денег, надеющиеся всеми правдами и неправдами заснять Эндрю и использовать эти кадры в фальшивом трейлере слэшера о Викторе Кроули. Оказавшись в лесу, начинающие хоррормейкеры находят в интернете заклинание, способное вернуть монстра к жизни. Пользователи интернета произносят его на разные лады, но каждый раз с ошибкой, пока на экране смартфона не возникает лицо преподобного Зомби, сыгранного все тем же Тони Тоддом, — и уж он-то воспроизводит магический диалект правильно.

Тем временем самолет Эндрю терпит крушение. По болотам уже вовсю разгуливает возрожденный Виктор Кроули — на сей раз он выглядит как уродец из «Балбесов», сидящий на стероидах, — а салон медленно заливает вода. Одна из пассажирок оказывается зажата креслом, и если ее вовремя не спасти, она непременно утонет. Помощи ждать неоткуда. В общем, положение безвыходное.

Стоит признать, в этот раз Адаму Грину и впрямь удалось создать некое подобие напряжения. И это при том, что значительная часть событий происходит в одной закрытой локации. К тому же салон залит агрессивно-алым аварийным светом, словно в финале «Экстаза» Гаспара Ноэ, что для подобного фильма является довольно смелым решением. Персонажи, хоть они и засранцы, прописаны гораздо лучше, чем в предыдущих частях, поэтому им вполне можно сопереживать. Влюбленной паре, ждущей ребенка, уж точно.

Шутки, несмотря на простоту, стали более артикулированными. Если раньше Адам Грин веселил нас исключительно персонажами-дурачками, то теперь эти дурачки попадают в действительно забавные ситуации, а не просто произносят глупые реплики. При этом галлоны кровищи, горы потрохов и прочее мясцо никуда не делись. Как вам, к примеру, сцена, в которой Виктор Кроули просовывает оторванную руку женщине между ног, пока та не вылезает у нее изо рта?

Можно, конечно, пожурить сценариста за малоубедительное возвращение главного героя, однако и его изначальное появление не отличалось особой логикой.

* * *

Виктору Кроули так и не удалось войти в пантеон по-настоящему культовых антигероев жанра слэшер - Фредди Крюгера, Джейсона Вурхиса, Майкла Майерса и других. Он расположился где-то пониже, ближе к Анджеле Бейкер из «Спящего лагеря», однако, учитывая год его появления на широких экранах, это вполне достойный результат. Тем более что серию оценили и мэтры жанра, и фанаты хоррора, и даже некоторые критики.

В целом Адам Грин создал на удивление ровную франшизу, которая даже в лучшие свои годы едва ли достигала вершин Эвереста, но и не проваливалась в Марианскую впадину. Три «Топора» и «Виктор Кроули» — это ровно то, чего от них ожидаешь: неотесанные, но местами смешные ужастики. Не ужасы, а именно ужастики с обилием черного юмора и оригинальными запоминающимися убийствами.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)