DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Глеб Колондо - автор

Академический взгляд на литературу ужасов в нашей стране — редкость. Между тем, почти у каждого ее поклонника периодически возникает желание прочесть о хорроре что-нибудь непредвзятое, исходящее не из личных симпатий, но из глубокого понимания литературы как таковой. Андрей Аствацатуров, петербургский филолог, доцент СПбГУ и автор художественной прозы любезно согласился рассмотреть в беседе с DARKER некоторые аспекты жанра через призму профессиональных знаний.

Как создавался «Франкенштейн»? Какие фильмы показывали в грайндхаусах? Что говорит о своем отце младший Лугоши? Что происходило за кадром «Молчания ягнят»? Рассуждения Джо Данте, воспоминания Джона Карпентера, байки Роджера Кормана… Что, уже потекли слюнки? Русскоязычные поклонники киноужасов, которым хочется не просто смотреть фильмы, но и знать о них и об их создателях как можно больше… бедные вы люди.

Если вам кажется, что в России нет киноведа, который уделял бы должное внимание фильмам ужасов, вы просто не знаете Дмитрия Комма. Преподаватель Смольного института и автор журнала «Искусство кино» стоит за хоррор горой. Да и за все жанровое кино, в области которого является крупным специалистом. Встретившись с ним лично, Глеб Колондо узнал по теме столько, что теперь может сам прочесть студентам лекцию. Не упустите свой шанс и вы!

Сегодня зомби так прочно вошли в массовую культуру, что невозможно представить, что когда-то хоррор обходился без них. И тем не менее, впервые широкий зритель услышал об этом подвиде живых трупов лишь в 1932 году с выходом фильма «Белый зомби» — истории колдуна вуду, поднимающего мертвых из могил для работы на заводе. Помимо своей исторической значимости, эта картина также обладает определенной художественной ценностью. В чем она заключается и ради чего стоит смотреть это кино сегодня, постарался выяснить Глеб Колондо.

Олег Ковалов — киновед, историк кино, автор статей для многих киножурналов. Как режиссер поставил несколько авангардных картин — «Сады скорпиона», «Остров мёртвых», «Концерт для крысы». Глеб Колондо, встретившись с ним воочию, убедился, что Олег Альбертович не только готов рассказать о фильмах ужасов немало интересного, но и имеет свой, неординарный взгляд на наш любимый жанр. В итоге получилось необычное, странное интервью.

После успеха голливудского «Дракулы» 1931 года Европа решила представить свой ответ заокеанскому графу-вампиру. Великий датский режиссер Карл Теодор Дрейер, взяв за основу «Кармиллу» Шеридана ле Фаню, в далеком 1932-м поставил удивительно своеобразный фильм под названием «Вампир: Сон Алена Грея», который способен вызвать массу вопросов и у современного зрителя. Об этой черно-белой классике вспомнил и рассказал Глеб Колондо.

Европа, XVII век. Мать Иоанну терзают демоны, и на помощь ей в монастырь отправляется ксендз, но, как это обычно бывает, справиться с нечистым оказывается не так уж просто. Столь же тяжело одолеть и черно-белую классику «Мать Иоанна от ангелов», поставленную польским режиссером Ежи Кавалеровичем в далеком 1960 году. Это кино из разряда тех, что оказываются под силу далеко не каждому современному зрителю. Глеб Колондо, однако, ленту оценил и даже поделился впечатлениями.

2014 год унес жизнь замечательного режиссера Майка Николса, известного прежде всего своими драмами и мелодрамами. Лишь немногие помнят, что в числе его заслуг имеется и настоящий фильм ужасов, да еще и о настоящем оборотне. Нельзя не вспомнить о знаменитом «Волке» с Джеком Николсоном и Мишель Пфайффер, пугавшем нас в 90-х и впечатляющим по сей день. Глеб Колондо, отдавая дань уважения Майку Никколсу, вспоминает его самую страшную картину.

В 2015 году состоятся съемки первого российского фильма в жанре стимпанка — им станет короткометражка «Корсет» продюсерского центра «Сумеречный Лодж». Мало того, «Корсет» должен стать лишь началом большой истории: за ним последует полнометражный «Ловец душ». Глеб Колондо встретился с режиссером и продюсером этих проектов Ольгой Твайлайт и Екатериной Стецюк, чтобы поговорить о мистическом бал-маскараде, стимпанке в России и эстетическом хорроре.

Роман Джона Уиндема «Кукушки Мидвича» трижды переносился на экран, и ни одна из его кинотрактовок не соответствовала духу первоисточника должным образом. Что в «Деревне проклятых» 1960 года, что в ее сиквеле «Дети проклятых», что в ремейке Джона Карпентера 1995-го история загадочных светловолосых детей со сверкающими глазами излагалась кинематографистами на свой лад. Почему так получилось, что в этом хорошего и что плохого, постарался разобраться Глеб Колондо.

Несмотря на кажущуюся внешнюю простоту и добродушие, Лон Чейни-младший вошел в историю хоррор-кинематографа как актер, сыгравший чуть ли не всех главных монстров студии «Universal». Воплощенные им образы, среди которых были наиболее значительные для жанра — Человек-волк, граф Дракула, монстр Франкенштейна, Мумия, — возвели его в ранг хоррор-икон. Самые яркие роли легендарного актера осветил в своей статье Глеб Колондо.

Этот фильм не раз называли скандальным, шокирующим, отвратительным… Выйдя на экраны в далеком 1931 году, он был принят в штыки и долгое время был закрыт для зрителей. А все потому, что все показанные в картине актеры цирка уродов — карлики и великаны, калеки и бородатые женщины — были настоящими цирковыми артистами без грима и спецэффектов. Тем не менее, в наше время фильм имеет культовый статус и признан бесспорной классикой мирового кино. Об «Уродцах» Тода Браунинга рассказывает Глеб Колондо.

За свою удивительную карьеру Лон Чейни сыграл в кино более полутора сотен ролей. Его героями были клоуны, фокусники, калеки, старушки, вампиры и, конечно, Призрак оперы и Горбун из Нотр-Дама. Он — Человек с тысячью лиц, и едва ли это стоит считать преувеличением. В настоящей статье Глеба Колондо представлены наиболее значительные экранные воплощения этого выдающегося актера — семь из тысячи лиц Лона Чейни.

Черно-белый шедевр Жака Турнёра «Люди-кошки», выйдя в 1942 году, вызвал неоднозначную реакцию. Причиной тому стал новаторский подход режиссера к созданию фильмов ужасов, который резко контрастировал с привычными в то время киносериалами студии Universal. Но сегодня по этой же причине «Люди-кошки» считаются классикой, как минимум достойной для ознакомления поклонников темного жанра. И поэтому же фильм попал в классическую рубрику DARKER, для которой его представил Глеб Колондо.

Великий немецкий кинематографист Фриц Ланг за свою более чем сорокалетнюю режиссерскую карьеру снял почти полсотни фильмов в разных странах и разных жанрах, покорив талантом как немое кино, так и звуковое. Неоценимый вклад он внес и в жанр нуара, и именно эту сторону его творчества в своей статье проанализировал постоянный автор DARKER Глеб Колондо.

События ленты Антонии Бёрд «Людоед» происходят в годы американо-мексиканской войны и, как ясно из названия, имеют непосредственное отношение к теме каннибализма. Но не все так просто: фильм начинен множеством смыслов и подтекстов, в которых и постарался разобраться наш постоянный автор Глеб Колондо.

Небезызвестный ныне Питер Джексон когда-то был простым новозеландским студентом c очень плохим вкусом и снимал кино на собственные деньги. Его дебютная полнометражная работа «Инопланетное рагу» была переполнена литрами разноцветных жидкостей и расчлененных латексных инопланетян. О культовой малобюджетке рассказывает Глеб Колондо.

Большинству современных любителей кино об Эдварде Вуде-младшем известно немногое: в основном тот факт, что его когда-то признали «худшим режиссером всех времен». И не вдаваясь особо в подробности, зритель заочно принимает это невысокое мнение. Однако Глеб Колондо решил встать на его защиту и избавить имя этого культового кинематографиста от позорного ярлыка.