ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Если для блага общества и надо что-то запрещать – так только само общество… (c)

Игр, нацеленных на обличение пороков общества, – тьма тьмущая. И если раньше их можно было назвать дерзким шагом, плевком в лица проклятых угнетателей и невежественного большинства, то теперь на них смело можно ставить клеймо попсы. Борьба с системой, с эгоистичными людишками – отныне не более чем ещё один из сотен и тысяч сюжетов об извечном противостоянии «бобра с ослом». Конечно, «Эквилибриум», «Бразилия», «1984» и «V значит вендетта» всё ещё вызывают бурю эмоций, а в некоторых случаях кардинально меняют воззрения отдельных личностей, но кого сейчас удивить антиутопией или сценами, иллюстрирующими гниение общества? И тем не менее эта тема до сих пор пользуется спросом – и видеоигры не исключение.

Начнём, пожалуй, с проектов, где гниение общества поставлено не фоном, а во главу угла. На ум сразу приходят такие яркие образчики жанра, как «Manhunt» и «Condemned». В первом случае речь идёт о кошмарном городке Карсер-Сити, где разгул преступности приобрёл доселе невиданный размах – даже по меркам видеоигр. По утопленным во мраке улочкам шныряют головорезы и психопаты всех мастей – от сатанистов и скинхедов до людоедов, педофилов и насильников. Понятие «общество» тут размыто настолько, что ты начинаешь сопереживать другому извергу – Джеймсу Эрлу Кэшу, по воле злого рока заброшенного в Карсер-Сити. На протяжении одной долгой ночи ему предстоит убивать затянутых в кожу садомазохистов, маньяков в масках и безумцев в женских платьях, и всё это на потеху таинственному Режиссёру – ведь где ещё снять самый жестокий снафф-фильм, как не в таком змеином гнезде?

Manhunt

В «Condemned» ситуация обстоит не лучше. Козни мистического культа привели к массовому психозу среди обычных горожан, которые деградировали до уровня дикарей, одержимых убийствами. Некогда спокойный мегаполис превратился в настоящие джунгли, и те несчастные, что очутились здесь, на своей шкуре прочувствовали весь ужас хищного социума. Сюда же подходит и знаменитая серия о Тёмном Рыцаре – в особенности «Arkham City», где Бэтмену предстоит схлестнуться с целой ордой суперзлодеев и их подручных, готовых растащить весь Готэм по кусочкам. Если бы не альтер-эго Брюса Уэйна, конечно же.

Но бывает и другая ситуация – безумие охватывает лишь одного человека, и тот самолично превращает целый город в арену выживания. Например, сюжет «Hatred» сосредоточен вокруг угрюмого стрелка, чьими мишенями стали все, кто попадался ему на пути. И затрещал автомат Калашникова, и попадали наземь бездыханные тела, и огонь осветил доселе тихие кварталы. Кровавый крестовый поход против армии, полиции, да и просто зевак – ну чем не тёмная романтика?

Hatred

А если охоту на людей объявляют по-настоящему маститые головорезы? Вроде мясника с Хрустального Озера и повелителя ночных кошмаров? «Friday the 13th: The Game» и «Dead by Daylight» к вашим услугам. В обоих случаях вам выпадет редкая возможность побывать в шкуре как самого маньяка, так и его жертвы – решайте сами. А на экране тем временем будет разворачиваться самый что ни на есть настоящий фильм ужасов – и в этом слэшере прольётся столько крови, что хватит и на десять продолжений «Хеллоуина».

Схожи по концепции и такие знаковые игры, как сиквелы «White Noise» и «Outlast». Как вам понравится со всех ног улепётывать от очередного неуязвимого монстра, освещая путь фонариком и молясь не споткнуться? А если дело будет происходить в катакомбах, или того хуже – в заброшенной психушке, одержимой призраками? А если вам в спину постоянно будут дышать преследователи, и выражение «мороз по коже» будет одинаково подходить и вашему персонажу, и вам, скрюченному перед монитором от животного ужаса? И вот когда вы уже несётесь к выходу, навстречу солнечному свету и надежде, вас настигают – так внезапно, что вы подпрыгиваете на стуле. В лучшем случае отделаетесь лёгким испугом. В худшем – получите инфаркт. Сюда же подходят и злоключения в доме жуткой семейки из «Resident Evil 7». Оказаться взаперти с чокнутыми неуязвимыми каннибалами, заражёнными смертоносным вирусом, – бесценный опыт.

Outlast 2

В ситуации, когда вы отыгрываете роль жертвы, пойманной вместе с собратьями по несчастью в очередной западне, только от вас зависит, какие качества вы проявите – лучшие или худшие. Окажетесь эгоистичным трусом или безрассудным героем, встретите врага лицом к лицу или предпочтёте бежать со всех ног куда глаза глядят – в любом случае, свою порцию адреналина вы получите с лихвой. Ведь это не персонаж будет бродить по окутанным тьмой коридорам, боясь каждого шороха и хрипа, – это вас перенесёт в царство ужасов, которое проверит ваши нервишки на прочность. Сомнительное удовольствие, но почему бы и не рискнуть, верно?

А что если последствия принятых вами решений будут основополагающими для сюжета? Совсем как в «Silent Hill» и «The Suffering»? Вы же помните, что могли уйти из туманного города невинным агнцем, а могли и остаться там в образе вселенского зла? Да и тюрьма строгого режима Эббот могла стать для вас как ненавистной клетью, так и домом родным – все зависело только от вас! Нравятся подобные заигрывания с кармой? Тогда вам на территорию «Walking Dead» и «Until Dawn». Перед вами в буквальном смысле развернётся интерактивная киношка, где каждый неверный шаг может оказаться фатальным. Вы можете стать ангелом милосердия или бессердечной скотиной, можете бросить товарищей на произвол судьбы или драться за них, скрипя зубами, вы можете просто проходить мимо, заботясь лишь о самосохранении – и всё это в конечном итоге покажет, кто вы есть на самом деле. В рамках игры, конечно же. Или?..

Until Dawn

Касаясь подобной тематики, просто нельзя не упомянуть и самый распространённый сценарий «ненавистного социума». Что если борьба за выживание будет ограничена не какой-нибудь захудалой психушкой или сырым подвалом, а целым миром? Ядерные ракеты, смертельные вирусы, глобальное потепление – неважно, что привело к катастрофе. Важно лишь то, что теперь вы вынуждены каждый день отстаивать право дышать на просторах нового мира. И здесь, на руинах цивилизаций, посреди мутантов, или каннибалов, или зомби, или и тех, и других, и третьих, каждая маска будет сброшена – и человек покажет себя либо загнанным зверем, либо добычей.

«Mad Max» – ярчайший пример. На огромных пустынных пространствах, где очаги «цивилизации» представлены общинами размалёванных дикарей и убийц, разворачивается настоящая драма человека, которому больше незачем бороться – но он продолжает это с завидным упорством. То же самое можно сказать об уже упомянутых «Ходячих Мертвецах» – ведь хуже всего не безмозглые зомби, а люди, чьё коварство расцвело на останках прежнего человечества. А про «Fallout» даже говорить не стоит – вот где мир после ядерной войны воссоздан настолько любовно, и при этом выписан так отталкивающе и безысходно, что невольно начинаешь поглядывать на небо: не видно ли шлейфов от запущенных ракет?

Mad Max

Впрочем, чтобы видеоигре быть по-настоящему увлекательной, не обязательно поражать фотореалистичной графикой и масштабами, сравнимыми с «GTA». «Sheltered» – малобюджетная, но от того не менее эмоциональная и качественная игра, которой ограничения пошли лишь на пользу. Семья, в пик Апокалипсиса спасшаяся в бункере, смогла выжить… но что дальше? И подобно бедолагам из недавнего ужастика «Оно приходит ночью», люди встают перед нелёгким выбором – жить на костях или умереть человеком?

По-настоящему оригинальным и мрачным можно считать и тот жуткий мир, что каждый день и каждую ночь видит из окна поезда несчастный машинист – и по совместительству главный герой «The Final Station». Он едет по ржавым путям, освещая мрак фонарями своего железного дома на колёсах, под беззвёздным небом и в окружении живых мертвецов и чокнутых фанатиков. Без надежды на светлое будущее – но с возможностью выбора: бросать немногочисленных людей на произвол судьбы или дать им шанс, впустив в вагон. И кто знает, возможно, однажды этот состав и приедет туда, где властвуют не только холод и смерть.

The Final Station

Но помимо дебрей человеческого разума, в которых подчас так просто заплутать, существуют и другие – настоящие. Героям «Darkwood» предстоит бродить по лесу столь громадному, что он разросся практически повсеместно, и скоро накроет всю планету! И ладно, если бы лес был необитаем, или в нём водились безобидные зайцы, или, чёрт с ними, – медведи и волки. О нет, этот лес набит чудовищами всех мастей, от религиозных фанатиков и каннибалов до мутантов с протухшими от радиации мозгами, готовыми жрать всё, что движется. Да и трупами брезговать не приходится, когда с двуногой едой такой дефицит.

Психи-одиночки, чинящие беспредел, охотничьи угодья маньяков, города во власти порока, тоталитарные государства, миры, уничтоженные ядерной войной… вроде ничего не забыли? Ах да – осталась ещё одна игра. Та, в которую вы играете и днём, и ночью. Называется она «Жизнь». И надеемся, в ней вам не приходится сталкиваться с несовершенствами социума. И пока фанатики давят на грузовиках людей, расстреливают из пулемёта посетителей концерта и режут учителей, чтобы сделать с их трупами селфи – выберите себе другую карму. И тогда ваша концовка будет более чем удачной.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх