ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Первостепенная задача фильма ужасов – держать зрителя в напряжении, насильно «вырывать» из зоны комфорта и сталкивать лоб в лоб с чем-то незнакомым и от этого пугающим. Как правило, сильно помогает в этом деле ассоциирование себя с главными героями той или иной картины, дабы пережить вместе с ними весь кошмар. Но бывает и наоборот, когда у зрителя нет никакого желания отождествлять себя с центральным персонажем. К примеру, настоящие отбросы общества тоже порой вынуждены противостоять силам зла. Именно о таких персонажах первого плана в темном кино мы сегодня и поговорим.

Бомж 

Бомжи

Бездомным, обитающим неподалеку от помоек, где они и находят все необходимые для выживания средства, главная роль отводится нечасто. Обычно их участие ограничивается эпизодическими появлениями: либо оборванец в грязной одежде поможет главному герою в самый необходимый момент (как в «Дагоне», снятом по мотивам творчества Говарда Лавкрафта, который пьяниц сильно презирал), либо же станет его жертвой, если герой на деле является маньяком-социопатом («Американский психопат», «Заводной апельсин»). Бывают и более интересные варианты: например, загадочные «лесники» из третьего сезона «Твин Пикс» явно неразрывно связаны с иным измерением злых духов. Тут же уместно вспомнить о крайне жуткой сцене с бездомным из другого творения того же гениального режиссера Дэвида Линча, фильма «Малхолланд Драйв». Встреча с ним сначала во сне, а потом и наяву, становится для одного из персонажей ленты роковой.

Но встречаются и картины, где представители этого слоя все же получили не просто минуту славы, а целую обойму экранного времени на переднем плане. Здесь сразу же вспоминается черная комедия «Бомж с дробовиком» Джейсона Айзенера, ставшая частью проекта «Грайндхаус» Тарантино и Родригеса. Там Рутгер Хауэр со стволом наперевес вершил свой порядок на улицах «Города Надежды». Бездомные выступали и главными героями треша «Уличный мусор» 1986 года, где они становились жертвами загадочного алкогольного напитка под названием «Гадюка».

Наркоманка 

Наркоманы

Незавидная участь в «страшном» кинематографе досталась и людям, зависимым от всякого рода наркотических веществ. Как минимум, подобные персонажи не заслуживают доверия, когда лоб в лоб сталкиваются с чем-то паранормальным, а потом рассказывают об этом друзьям или родным. Да и у зрителя к таким героям сочувствия будет куда меньше – разве мама не учила в детстве держаться от наркоманов как можно дальше?

Поэтому нам довольно сложно принимать всерьез слова главной героини фильма ужасов «Крошка Молли» Эдуардо Санчеса – кто знает, не является ли странное лесное чудище всего-навсего галлюцинацией наркоманки? В то же время, смешанное чувство отвращения и сочувствия охватывает зрителя при взгляде на Мию из ремейка «Зловещих мертвецов» – ее привела к белому порошку тяжелая психическая травма, а друзья всеми силами пытаются удержать героиню от очередной дозы. И, конечно же, не верят, что в лесах вокруг старой охотничьей кабинки притаилось нечто ужасное.

Пристрастие к запретным веществам может сыграть с человеком злую шутку и иного плана. Например, для одной из своих пленниц-наркоманок Джон Крамер приготовил ужасное испытание с бассейном, полным пустых шприцев, в котором необходимо было отыскать небольшой ключ («Пила 2»). Ну и стоит ли говорить о трилогии Люцифера Валентайна, начинающейся псевдоснафф-фильмом «Бойня блюющих куколок», где наркозависимые девушки вновь и вновь проходили через все круги ада.

Неформалка 

Неформалы

А как насчет приверженцев какой-либо субкультуры? К ним относятся и рэперы, и металлисты, и готы, и эмо – и все, как на подбор, прекрасно годятся на главные роли в фильм ужасов. Благо, яркости таким персонажам не занимать, да и запоминаются они куда лучше среднестатистических обывателей.

Из недавних примеров здесь выделяется главный герой фильма ужасов «Дары смерти», художник Джесси, дико фанатеющий от тяжелого метала, но при этом остающийся примерным семьянином. Кроме того, все фанаты серии «Кошмар на улице Вязов» прекрасно помнят дерзкую Тэрин Уайт из третьей части, тоже выражавшую свою субкультурную принадлежность в одежде и в манере боя с самим Фредди Крюгером.

Иногда присутствие подобного персонажа диктуется не столько сценарием, сколько личными пристрастиями создателей картины. Здесь приведем в пример Дэни Филта, лидера метал-группы Cradle Of Filth, сыгравшего в фильме «Колыбель кошмаров», поставленном клипмейкером Алексом Чендоном, фактически самого себя, гордо, пусть и эпизодически появляющегося в этом сумбурном и дурно снятом альманахе.

Рокеры также стали главными героями ужастиков «Хард-рок зомби», где убитые музыканты возвращаются из мертвых, чтобы отомстить своим обидчикам и дать последний концерт. А в фильме «Рок-н-рольный кошмар» 1987 года хэви-металлисты сталкиваются с настоящими демонами из ада и задают им настоящего жару!

Лепрекон в гетто 

Жители гетто

Заглянем теперь в неблагополучные районы, где каждый день – это борьба за выживание. И жители этих трущоб тоже не раз сталкивались со сверхъестественным злом в кинематографе. Как правило, в таких ситуациях давала о себе знать многолетняя закалка и опыт в уличных перестрелках, но что делать, если враг восстал из мертвых или прибыл из космоса?

С первым вариантом развития событий столкнулась группа подростков в хорроре «Кости» режиссера Эрнеста Р. Дикерсона. Там им противостоял жестоко убитый полицейским, а затем воскресший бандит Джимми Бонс в исполнении рэпера Снуп Догга. За контроль над негритянским гетто сражались кровососы и вурдалаки в картине Джона Бакчуса с соответствующим названием «Вампиры против оборотней». К «черным братьям» дважды заглядывал и злобный хранитель ирландских сокровищ, о чем рассказывают фильмы «Лепрекон 5: Сосед» и «Лепрекон 6: Домой». А вот парни из «Чужих на районе» Джо Корниша столкнулись с агрессивными пришельцами из космоса и дали им достойный отпор. Навряд ли у чудовищ возникнет желание второй раз сунуться и к героям фильма «Осажденные упырями», которые умудрились в одну ночь и ограбить банк, и показать стае вампиров, где 50 Cent зимует.

Проблемные подростки 

Проблемные подростки

Немало испытаний выпадало и на долю «плохишей» школьного возраста. Причем в эту категорию входят не только банальные хулиганы, но и начинающие малолетние преступники. И речь не всегда идет о мести со стороны обиженных ими сверстников или о трепке, устроенной родителями – порой ребята сталкиваются с чем-то куда более опасным.

Например, в экранизации комикса «Плохие дети отправляются в ад» на оставленных после занятий подростков открывает охоту маньяк-убийца, а герои «Урока выживания» 2010 года в схожей ситуации остаются запертыми в школе, полной мстительных призраков. Но тяжелее всего в этом плане приходится участникам исправительных работ: то надзиратель превратится в неконтролируемого психопата с жаждой убивать (популярный молодежный сериал «Отбросы» [он же «Плохие» – прим. ред.] от британского канала E4), то нападут агрессивные жители провинциальной деревушки (об этом рассказывает хоррор «Выродки» Алекса Чендона). Настоящий жизненный урок для подрастающего поколения!

Однако, порой и сами подростки выступают в роли антагонистов, представляя реальную угрозу: вспомним триллер «Райское озеро» Джеймса Уоткинса, где молодую пару терроризировала группа агрессивной молодежи. Да и в новой экранизации «Оно» Стивена Кинга плохишу Генри Бауэрсу отведена куда большая роль, чем в телевизионном фильме 1990 года.

Криминал 

Профессиональные преступники

За кого же болеть в фильме ужасов, где первые скрипки играют представители криминалитета? Казалось бы, несложно догадаться, что подобные персонажи сами навлекают на себя неприятности, ввязываясь в сомнительную авантюру. Вот только противостоящее им зло, как правило, оказывается на порядок страшнее, чем кажется поначалу. В результате самые отпетые мошенники, воры и уголовники также порой вызывают зрительское сопереживание.

Здесь стоит упомянуть незадачливых грабителей, проникнувших среди ночи в дом слепого ветерана из «Не дыши» Федерико Альвареса 2016 года – те ребята точно не ожидали, что их ждет суровый ответ от хозяина дома. В том же году был выпущен фильм «Незваные гости», где уголовников, отправившихся грабить одинокую девушку, ждала столь же незавидная участь, а чуть раньше, в 2009 году, на жестокого маньяка в маске нарвался грабитель Аркин в триллере «Коллекционер».

И действие вовсе необязательно должно ограничиваться уединенным особняком: в картине «Шепот» похищенный мальчик с помощью своих сверхспособностей истреблял похитителей в заснеженном лесу, во французской «Границе» Ксавье Жанса группа каннибалов расправляется с грабителями в пригородном отеле, а в российском ужастике «Путевой обходчик» убийца вышел на след героев в тоннелях метро, где они укрылись после налета на банк.

Однако же практически все вышеперечисленные герои еще имеют основания выступать в качестве положительных, в то время как иногда расправа над первоплановыми персонажами выступает своего рода справедливой «кармой», потому что совершенные ими преступления действительно отталкивают. Например, жестокая смерть группы преступников из хоррора «Никто не выжил» Рюхэя Китамуры не вызывает у зрителя ни малейшего сострадания, да и мало кто волновался за насильников из лент «Последний дом слева» и «Я плюю на ваши могилы» (или, если копнуть глубже, из «Соломенных псов»). Кто-кто, а они получили по заслугам сполна.

* * *

Нестандартные персонажи в хорроре – это отлично. Нестандартные персонажи первого плана – просто великолепно! История с их участием неизбежно прибавит в яркости и будет выделяться из череды однотипных рассказов о сражении «хороших парней» с «плохими» нарушителями спокойствия. Да и какое может быть спокойствие в жизни героев, у которых она изменчива по определению? И пусть далеко не все из них вызывают зрительскую симпатию (а некоторые, скорее, отторжение), фильмы про таких «отбросов» порой западают в память куда сильнее очередного ужастика о примерных среднестатистических обывателях.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх