DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Какой чудесный год!

Приступая к жизни в Новом году, сначала нужно разобраться со старым, изобразив схематичную картину того, что он принес. А еще это пора прикинуть, чего ждать от наступившего года. Следуя этой традиции, DARKER подвел итоги в области кинематографа и попытался заглянуть в будущее. Также в этот раз мы оценили не только фильмы, но и впервые расставили по местам лучшие, на наш взгляд, телеужасы.

ИТОГИ

Редакторы и постоянные авторы кинораздела DARKER, традиционно голосовавшие за лучшие фильмы, в этом году были на редкость единодушны. В результате получился значительный отрыв лидеров: два фильма показались нам на голову выше других, причем один из них еще на одну голову выше другого.

Оценивая результаты, нетрудно заметить, что больше всего в 2015 году мы ценили в фильмах их оригинальность. И неудивительно: она всегда в цене, ведь кинематограф с каждым годом становится все старше, а зритель меняется поколение за поколением и каждое из них хочет чего-то нового. И вот, в ушедшем году нового получилось много! В итоговом топе заметно преобладание фильмов, отличившихся свежим подходом к старым темам. Где-то что-то переосмыслили, где-то представили старых героев с новыми лицами, а где-то и вовсе обкатывали новые киноприемы.

Те же картины, на которые мы возлагали надежды и не предложившие ничего свежего, напротив, в наш список не попали. Так, долгожданный «Зеленый ад» Элая Рота не показал ничего такого, чего бы не видели поклонники «Ада каннибалов», а «Синистер 2» и «Астрал 3» пугают совсем не так, как их предшественники. К счастью, хватило и тех фильмов, которые нас порадовали. О них и продолжим разговор.

Багровый пик

Тем не менее открывает наш топ фильм, который даже не пытается впечатлить нас каким-то новшеством, а просто рассказывает очередную готическую историю родом из XIX века. Зато как же красиво он это делает!

Год назад мы назвали этот фильм самым ожидаемым и не прогадали: только ему и удалось оказаться в числе лучших. Гильермо дель Торо, наконец, вернулся в хоррор после долгого отсутствия и сделал это с подобающим размахом. Скрипучие замки с привидениями, и роскошные балы, семейные тайны и полное погружение в Викторианскую эпоху — у всякого любителя костюмированной готики при просмотре сразу начинали разбегаться глаза.

В полной мере удалось не все — поэтому «Багровый пик» вознесся не на первое место, как год назад, а лишь на шестое, но и такой результат достоин считаться успехом.

Визит

Чуть выше расположилось еще одно возвращение в жанр видного режиссера — на этот раз мастера мистических триллеров М. Найта Шьямалана. Снятый в псевдодокументальной манере, заметно сдавшей позиции в последние пару лет, «Визит» не утратил фирменных штучек своего постановщика — атмосферности, сюжетной интриги и, разумеется, твиста в финале. Если героям картины визит детей-кинолюбителей к бабушке и дедушке, которых они никогда не видели, не принес ничего хорошего, то ценители жанра, напротив, остались довольны.

Картина оказалась лучшей работой Шьямалана за долгое время — именно тем, чего ждали поклонники режиссера «Шестого чувства».

Убрать из друзей

Расцветающее на наших глазах направление, которое уже успели окрестить «десктоп-хоррором» — то самое, где все действие происходит на экранах различных устройств, — в прошедшем году прогремело новым успешным проектом наших людей в Голливуде. Продюсер Тимур Бекмамбетов и режиссер Леван Габриадзе, правда, не стали первопроходцами: раньше мы видели «Смерть в сети» и «Открытые окна», где использовался этот же прием. Впрочем, фильм и так хорош: им удалось не только достойно воплотить идею, но и заострить внимание на такой актуальной в век социальных сетей проблеме, как кибербуллинг.

Сборы в 62 миллиона долларов при заявленном бюджете в 1 миллион вкупе с тем простором, что открыт на ниве десктоп-хоррора, сделал неизбежное: сейчас уже идет работа над сиквелом. Более того, Тимур Бекмамбетов успел объявить, что за успехом картины может последовать целая франшиза. Похоже, на замену приевшимся мокьюментари нашелся новый экономичный и зрелищный формат. Что ж, поживем — увидим.

Последние девушки

Всем обожателям слэшеров, тоскующим по золотому веку этого поджанра, в 2015 году на душу пролился целый флакон бальзама в виде картины, не просто снятой по его канонам, но и в буквальном смысле переносящей зрителя в далекие 1980-е. Именно на этом построен сюжет: компания из кинозала, где идет слэшер с матерью главной героини в роли «последней девушки», попадает прямиком в тот самый фильм и противостоят беспощадному маньяку в маске.

При всем упоре на ностальгию «Последние девушки» берут и оригинальностью идеи. Плюс годные убийства, черный юмор и сериальные звезды Таисса Фармига, Малин Акерман и Нина Добрев в ролях. Едва ли картину когда-нибудь вознесут до тех же высот, что освежившие жанр «Крик» или «Хижину в лесу», но во всяком случае это — лучшее, что было в мире слэшеров в ушедшем году.

Оно

Даже сокращенное до неприличия русскоязычное название, не к месту вызывающее в воображении образ Пеннивайза, не смогло отпугнуть нас от фильма, обласканного западной критикой задолго до попадания на глаза массовому зрителю. Добрым словом его упомянул еще Грэм Мастертон в интервью DARKER.

«Оно» стало свежим глотком в гуще сверхъестественного хоррора, давно и, как подчас казалось, безнадежно погрязшего во всевозможных клише. Мало того что злосчастное проклятие передается здесь не иначе как половым путем, чего прежде ни с одним подобным проклятием не случалось, так еще и обставлено все весьма любопытным образом. Оно находит жертв по цепочке, действуя по своим хитроумным правилам, а подбираясь к ним, оказывается невидимым для всех, кроме тех несчастных, за которыми следует.

Поаплодировав фильму, запишем себе имя Дэвида Роберта Митчелла — наверняка еще пригодится. Посудите сами: режиссер/сценарист/продюсер, ранее ничем примечательным не отметившийся, взял и выдал один из самых новаторских хорроров последних лет.

Безумный Макс: Дорога ярости

Да, да, это не хоррор, мы знаем. Однако, как помните, DARKER рассматривает жанр максимально широко, и мрачный постапокалипсис с кровавым рейтингом «R» в это «широко» как раз попадает. Ну а когда фильм еще и признан одним из лучших в году даже вне жанрового контекста, то неудивительно, что он оставил позади все хорроры 2015-го. Как бы мы ни ценили дель Торо и Найта Шьямалана, титул «Возвращение года» мы отдаем не им. Безумный Макс, не появлявшийся на больших экранах тридцать лет, показал, как сделать свое возвращение особенно запоминающимся.

Старый новый Макс по-прежнему пытается выжить в вырожденном мире, окруженный другими ярчайшими персонажами, и смотрится это ну очень эффектно. При этом на экране почти непрерывно разворачиваются погони, зрелищность которых зашкаливает вместе с адреналином, испускаемым надпочечниками зрителя. Особое восхищение вызывает работа каскадеров, ведь большинство того, что мы видим в фильме, происходило на самом деле, а вмешательство компьютерной графики минимально — такая редкость в наше время достойна уважения.

Режиссеру Джорджу Миллеру удалось создать превосходный взрывной коктейль, понравившийся как критикам, так и рядовым зрителям — среди которых не в последних рядах, разумеется, расположились и почитатели хоррора.

 

***

Не секрет, что хоррор-сериалы последних лет взлетели на такой уровень, что с лучшими из них способны тягаться лишь немногие выходцы из индустрии кино. Поэтому игнорировать их в итоговой статье у нас больше нет сил.

Оценивая новые сериалы, мы не забывали и об очередных сезонах тех, что уже себя зарекомендовали, и чтобы никого не обидеть, в итоговый топ взяли поровну тех и других. Начнем со старых знакомых.

Ганнибал

Рассуждать о преимуществах и недостатках самого аппетитного сериала нашего времени можно бесконечно, но оставить историю о докторе-гурмане Лектере и детективе Уилле Грэме незамеченной никак нельзя. Запутанные отношения героев метаются между былой дружбой и все возрастающей враждой, но перед лицом нового врага двум гениям снова приходится действовать вместе.

Третий сезон получился довольно неоднозначным: он радует визуально, но некоторые сюжетные решения вызывают вопросы. В итоге после затяжных переговоров между создателями и студиям сериал решили закрыть. Пусть это решение и имеет основания, но фанатов это отнюдь не порадовало.

Американская история ужасов

«Американская история ужасов», комбинируя лучшие составляющие жанра хоррор, остается самым ярким образчиком среди телевизионных ужастиков. Призраки, маньяки, ведьмы, фрики — кто только не появлялся на экранах в этом сериале. Полюбившиеся актеры, которые из сезона в сезон предстают в новых образах, продолжают радовать поклонников, показывая очередные грани своего таланта лицедейства.

Этот сериал-антология меняется с поразительной быстротой: в 2015 году мы увидели окончание «Фрик-шоу» и большую часть «Отеля». Но есть в нем и кое-что нерушимое: кровавый и жестокий, необычный и эпатажный, атмосферный и драматичный, он поражает своим безумием и по-прежнему захватывает внимание зрителя.

Ходячие мертвецы

Армия поклонников «Ходячих мертвецов» растет так же неуклонно, как и распространение зомби-вируса в сериале. И пусть не всегда все гладко в сюжете, зато авторы регулярно радуют зрителя интересными поворотами и хорошо прописанными харизматичными персонажами. Гримеры не жалеют грима, превращая обычных статистов в полуразложившиеся трупы, чтобы изобразить до жути реалистичных зомби. Давно полюбившиеся зрителю герои по-прежнему не статичны — они развиваются, переживают свои драмы, меняются под воздействием экстремальных условий. «Ходячие мертвецы» — это сериал в первую очередь о понятии человечности, когда моральные устои сталкиваются с примитивным выживанием. И уже который сезон герои раскрывают свою душу и борются как с внутренним злом, так и с окружающим вражеским миром.

Успех сериала вдохновил авторов на создание спин-оффа «Бойтесь ходячих мертвецов», рассказывающем о начале заражения. Новая история о первых днях зомби-апокалипсиса, начавшись в 2015 году, сразу показала неплохие рейтинги, и сериал был продлен на второй сезон.

Сорвиголова

Переходя к сериалам, увидевшим свет в 2015 году в первый раз, начнем обзор с успеха канала Netflix.

Супергеройские сериалы становятся все мрачнее и жестче и помрачнели уже настолько, что DARKER не смог обойти стороной данный хит. «Сорвиголова», основанный на одноименном персонаже комиксов Marvel, был положительно встречен как поклонниками жанра, так и критиками. Сериал снят довольно реалистично и по подаче напоминает сверхуспешного «Темного рыцаря», пусть эти герои и принадлежат разным издательствам. История о парне, который потерял зрение, но вопреки всем преградам выбился в супергерои, покорила зрителей хорошо прописанным сюжетом и неспешной атмосферой, а любителей ужасов — еще и обилием непривычных для подобных шоу кровавых сцен.

Королевы крика

Если в кино мы в 2015 году умилялись слэшером «Последние девушки», то телевидение обратилось к родственному понятию, исторически сложившемуся в жанре ужасов. Королевами крика называют актрис, виртуозно исполняющих на экране роли жертв или же просто часто снимающихся в хоррорах, и если раньше их обычно можно было видеть в слэшерах и классических фильмах ужасов, то теперь актрисам пришлось показать свои актерские навыки и на телеэкранах. Создатели «Американской истории ужасов» в максимально пародийном ключе обыграли хоррор-клише в своем новом проекте и привлекли для этого не только молодых исполнительц, но и одну из наиболее заслуженных «королев крика» всех времен — Джейми Ли Кёртис.

Данная тема в прошлом году была весьма популярна: мы посмотрели также сериальный ребут знаменитого «Крика», оказавшийся более серьезным, но менее эпатажным.

Эш против Зловещих мертвецов

Самой ожидаемой теленовинкой ушедшего года стал «Эш против Зловещих мертвецов». Спустя тридцать лет «Некрономикон» снова открылся, выпустив на волю жутких созданий. На радость фанатам за дело взялись старые знакомые: главную роль снова исполняет Брюс Кэмпбэлл, доказывая, что у Эша еще остался порох в пороховницах, а у руля сериала стоит Сэм Рэйми, подаривший нам трилогию «Зловещие мертвецы». Сериал продолжает «Армию Тьмы» и во многом повторяет стиль классической трилогии. Но Сэм Рэйми учел требования современной публики, добавив куража в и без того бесшабашное зрелище. Впечатляющие монстры, кровища, жестокие смерти — все атрибуты хоррора выполнены на отлично.

Угодить фанатам не так уж просто, моментами кажется, что сериал не дотягивает до заданной планки, но заметно: создатели приложили все усилия, чтобы знакомая история заиграла новыми кровавыми красками.

 

ОЖИДАНИЯ

Плавно перейдя к премьерам наступившего года, сразу оговоримся, что наши ожидания основаны лишь на доступной на сегодня информации и как судьба следующих проектов сложится на самом деле, известно одному Ктулху. Какой-нибудь из них может вылиться в разочарование, другой вообще не выйти в течение года, а потом «выстрелит» третий, о котором мы пока даже не слышали. Тем не менее все наши ожидания на чем-то основаны, о чем мы уже спешим рассказать подробнее.

Сомния

Выхода этого фильма мы ждали еще в прошлом году, но сроки были перенесены и теперь премьера назначена на апрель 2016-го. Ждали мы его, прежде всего, по той причине, что у руля его стоял сам Майк Флэнеган, режиссер «Окулуса», признанного нами лучшим хоррором 2014 года. Причем ждали мы его так усиленно, что даже взяли у Майка интервью, в котором он описал «Сомнию» так:

Это фильм о несчастье и о том, как с ним смириться… Конечно, будет множество пугающих образов из ночных кошмаров, ведь история основана на детских фантазиях… Но самый жуткий кошмар этого фильма — сама мысль о потере ребенка. Это тот самый ужас, который одинаково небезразличен каждому из нас.

Итак, к участию заявлены: Томас Джейн («Мгла»), Кейт Босворт («Соломенные псы», 2011), юная звезда Джейкоб Тремблэ («Комната») и много-много ночных кошмаров. Не пропустите в апреле!

31

Новый фильм Роба Зомби. Для многих поклонников жанра уже этого достаточно, чтобы непременно приступить к его ожиданию. Но если кому-то нужны подробности, то добавим, что в картине будет толпа злых клоунов, хеллоуинские мотивы, игры на выживание и многочисленные литры крови. Причем настолько многочисленные, что Робу пришлось неоднократно перемонтировать фильм, чтобы получить приемлемый для проката рейтинг «R». А нецензурную версию Зомби пообещал все равно выпустить на видео назло цензорам и на радость фанатам.

В фильме появятся привычные для фильмов режиссера актеры, среди которых Малкольм МакДауэлл и Шери Мун Зомби, а музыку напишет небезызвестный Джон 5.

Все это позволяет надеяться на нечто, созданное в лучших традициях «Дома 1000 трупов», так что будьте готовы.

Диггеры

Нашлось в топе ожиданий место и для отечественного продукта, что вполне естественно: мы из года в год ждем чуда от родного кинопрома и радуемся его успехам, когда он дает нам для этого повод.

Чем же порадуют нас «Диггеры», узнаем уже этой весной. Пока же эти ужасы метро кажутся нам более интригующими, чем даже более масштабные костюмированные «Вурдалаки» с Михаилом Пореченковым. Помня об удачном «Метро» и неудачном, но более «хоррорном» «Путевом обходчике», мы знаем, сколько материала для хоррора лежит в недрах подземных станций и переходов российских мегаполисов.

Дополнительным поводом для ожидания назовем то, что особое внимание в фильме будет уделено диггерам — культуре, пока не отметившейся как следует в нашем кино. Словом, проект видится нам довольно любопытным, поэтому и ждем.

Гордость и предупреждение и зомби

Долгожданная экранизация мэшап-бестселлера Сета Грэм-Смита доберется до наших экранов уже 11 февраля. Страшно подумать, новости о разработке фильма периодически появлялись начиная с 2009 года, когда к главной роли в нем долгое время была приписана Натали Портман. Затем ходили слухи о возможном участии Скарлетт Йоханссон, Энн Хэтэуэй, Эммы Стоун, Лили Коллинз и других. Столь же быстро менялись и режиссеры.

В 2014-м в проекте, наконец, появились режиссер Бёрр Стирс и много сериальных звезд в ролях — Лили Джеймс («Война и мир», 2016), Мэтт Смит («Доктор Кто»), Лина Хиди и Чарльз Дэнс (оба — «Игра престолов»).

Предыдущая экранизация Грэм-Смита, «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» Тимура Бекмамбетова, вышедшая еще в 2012 году, имела рейтинг «R» и не оправдала ожиданий ни зрителей, ни продюсеров. А переосмысление классики Джейн Остин попало в более мягкую категорию «PG-13», и насколько это хорошо или плохо, российский зритель увидит уже совсем скоро.

Заклятие 2

Единственный в нашем топе представитель франшиз оставил позади такие потенциальные хиты, как «Кожаное лицо» (приквел «Техасской резни бензопилой»), «Судная ночь 3» и «Кловерфилд, 10» (сиквел «Монстро»). А все потому, что мы не забыли, как в 2013 году нам потрепало нервы первое «Заклятие». Кроме того, надежды на продолжение небезосновательны, ведь в режиссерском кресле снова оказался Джеймс Ван — человек, который, несмотря на не очень солидный для постановщика возраст, успел создать уже три успешные хоррор-франшизы.

Сюжет сиквела по-прежнему будет строиться вокруг четы демонологов (Вера Фармига и Патрик Уилсон), которая на этот раз сразится с паранормальщиной, охватившей северный Лондон. Действие перенесется в 1977 год, спустя шесть лет после событий первого фильма.

Окажется ли Энфилдский полтергейст страшнее истории семьи Перрон и куклы Аннабель? Не потерял ли Джеймс Ван хватку за время работы над «Форсажем 7»? Все ответы — 9 июня.

Ведьма

В лидеры киношного топа неожиданно выбился фильм, в создании которого не было задействовано ни одного именитого актера и который обошелся своим создателям всего в миллион долларов. Причем это не псевдодокументалка и даже не десктоп-хоррор!

Зато «Ведьма» имеет другие плюсы. Во-первых, она привлекает темой — черная магия и одержимость демонами в антураже ранних американских колоний в 1630-е годы. Распаляют интерес и невероятно высокие оценки зарубежных кинокритиков: на Rottentomatoes.com фильм имеет 88 %, на Metacritic.com — 90 из 100.

А впервые о нем услышали в начале 2015 года, когда картину с успехом показали на фестивале «Сандэнс». Там же ее постановщику достался приз за режиссуру в категории «драматический фильм». Роберт Эггерс, для которого «Ведьма» стала дебютом в полном метре, проявил себя настолько хорошо, что ему уже поручили ремейк классического «Носферату».

Все это внушает изрядную долю оптимизма по поводу фильма, и мы доверяем ему первое место в списке ожиданий 2016-го. Премьера в США назначена на 19 февраля, о прокате в России пока ничего не слышно, но надеемся, что «Ведьма» до нас все же доберется.

 

***

Телеужасы в 2016 году обещают принести нам много-много радости — тут и экранизации любимых авторов, и возвращение культовых героев, и новые проекты маститых создателей. Итак, последняя шестерка в этой нашей статье — топ сериальных ожиданий.

 

Американские боги

Досрочно освобожденный преступник по имени Тень направляется на похороны жены. По дороге он встречает странного человека по имени Среда, который предлагает ему работу… Так начинается история, написанная знаменитым Нилом Гейманом. История о жизни древних небожителей в современном мире и об их борьбе с новыми богами. Переносить их на экран взялись сценаристы Брайан Фуллер («Ганнибал») и Майкл Грин («Река»), а релиз состоится на кабельном канале Starz. Последнее значит, что сериал не будет ограничен рамками формата крупных каналов и сможет следовать букве и духу первоисточника.

 

Странные явления

Сюжет нового сериала расскажет о матери, у которой бесследно пропал сын. Чтобы вернуть его, ей предстоит столкнуться с некими таинственными силами. Главная роль досталась Вайноне Райдер, в последнее время нечасто радующей зрителя своим появлением на экране. Среди создателей числится Мэтт Даффер, работавший над сценарием запутанного сериала «Сосны», что позволяет предположить, что новый его проект будет не менее атмосферным и загадочным.

Историю планируется разделить на восемь часовых эпизодов, первый из которых канал Netflix покажет 15 июля.

Секретные материалы: Возрождение

Долгожданное возвращение агентов Малдера и Скалли на телеэкраны. Спецагенты ФБР снова объединят усилия, чтобы расследовать загадочные необъяснимые дела. За сериал взялись те же авторы, что работали когда-то над оригинальными «Секретными материалами» — Крис Картер, Дэрин Морган, Глен Морган. Дэвид Духовны и Джиллиан Андерсон, разумеется, тоже вернутся на службу.

Всего на канале Fox выйдет шесть эпизодов, сюжет которых, предположительно, будет вращаться вокруг угрозы теракта с использованием внеземных технологий.

Скалли и Малдер возьмутся за дело совсем скоро — 24 января.

Изгой

Сериал от создателя «Ходячих мертвецов» поведает историю о парне, вокруг которого всю жизнь происходит всякая паранормальщина. Повзрослев, главный герой пытается разобраться с таинственными явлениями, но чем больше он углубляется, тем сильнее растет угроза, причем не только для него самого, но и для человечества в целом.

Уже через неделю после того, как первая серия комиксов Роберта Киркмана появилась на полках магазинов, телевизионщики заговорили об экранизации. Режиссером пилотной серии выступил Адам Вингард («Тебе конец!», «ЗЛО»). Так что с такими мастерами у руля сериал обещает быть интересным.

11/22/63

Не особо мрачный, но крайне интригующий сериал, основанный на романе Стивена Кинга, расскажет о попытке предотвратить смерть президента Кеннеди. Главный герой, учитель английского языка Джейкоб Эппинг, перемещается через временной портал, который ведет всегда в одну и ту же дату — 9 сентября 1958 года, чтобы, прожив пять лет в том времени, не дать Ли Освальду совершить задуманное и изменить ход истории.

Изначально планировалось снять полнометражный фильм, но из-за разногласий Стивена Кинга с режиссером Джонатаном Демми («Молчание ягнят») проект был заморожен.

Вместо него снят сериал с Джеймсом Франко в главной роли, причем за первые эпизоды отвечал Кевин Макдональд («Последний король Шотландии»), и премьера состоится уже 15 февраля.

Дэмиен

Новинка по мотивам культового «Омена», которую не стоит пропускать хотя бы из уважения к оригиналу. В 70-х годах британский мистический триллер заставил сердца многих зрителей сжиматься от ужаса благодаря классическим хоррор-приемам — зловещей музыке, жестоким убийствам героев и неотвратимости победы злых сил. После нескольких сиквелов и ремейка история снова возродится, но уже на телеэкранах. Это не первое появление Антихриста на телевидении: в 1991 году выходил канадский триллер «Омен 4: Пробуждение», предназначенный для малых экранов, но по сюжету он был, скорее, спин-оффом.

История образца 2016-го, вероятнее всего, поведает нам отрезок из жизни Дэмиена между вторым и третьим фильмом. Повзрослевший Торн не догадывается об окружающих его темных силах. Ему предстоит многое понять и смириться со своим предназначением.

Пока неясно, будут ли создатели сериала следовать канону или же Дэмиен пойдет своим путем, но продолжение интригует. Ждать осталось недолго: премьера запланирована на 7 марта.

Стоит отметить, что в 2016 году религиозная тема будет весьма популярна: на экраны также выйдет «Проповедник» с Домиником Купером, который поведает о священнослужителе, объединяющимся с существом Генезисом — наполовину ангелом, наполовину демоном. Кроме того, на канале Fox будет показан сериал «Люцифер», повествующий о Темном князе, решившем покинуть свою должность. Оба сериала основаны на комиксах издательства Vertigo (импринта DC Comics).

 

***

Будут ли итоги наступившего года похожи на этот топ ожиданий или же 2016-й преподнесет нам что-то нежданное и оригинальное — узнаем чуть позже, а пока отложим списки и рейтинги в сторону и сосредоточим внимание на самих новинках, которые будут, радуя и разочаровывая нас, выходить на большие и малые экраны в ближайшие двенадцать месяцев.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)