DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики
ЗЛО

Илья Ид - автор

Сегодня каждому известно, что козлиная голова — знак Дьявола, а антропоморфное существо с козлиной головой, стало быть, он сам. Однако для некоторых более искушенных зрителей такое существо в первую очередь может ассоциироваться с именем Бафомета. Этот образ используется как в искусстве, так и в массовой культуре — интернет наводнен множеством интерпретаций, но проблема в том, что не всяк Бафомет, кто с рогами.

В первые десятилетия прошлого века многих художников привлекало примитивное искусство: особую значимость приобретают фигуры ребенка, дикаря и безумца. Безумие видится как одна из форм «отключения» рационального. Широкий интерес вызвала коллекция психиатра Ханса Принцхорна, работы были выполнены душевнобольными пациентами. В 1920 году психиатрическую клинику при Хайдельбергском университете посетил писатель и художник Альфред Кубин.

Dioforma — псевдоним нижегородского художника Кирилла Дмитриева. Его стиль густо замешан на биомеханике, сюрреализме и психоделике. Картины Кирилла не столько мрачные и пугающие, сколько причудливые, и фантастические. Он создает собственный паноптикум, где зрителя могут встретить как неведомые монстры, так и сумасшедшие арлекины, гости из вселенных Гигера и Лавкрафта.

Барби, вывернутые наизнанку, Барби, расчлененные и подвешенные за крюки, Барби, пробитые гвоздями и трубками… – таким предстает перед нами «театр кукол» художника-инсталлятора, работающего под псевдонимом Роджер Зингер. Илья Ид постарался разговорить немногословного автора, полагающего, что его работы достаточно красноречивы.

Англичанин Пол Джеррард известен, в первую очередь, как концепт-арт-художник, рисующий для теле- и кинокомпаний. «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес», «Гнев титанов»… «Восставший из ада: Начало». Воскрешение франшизы, увы, так и не состоялось. Но мы предлагаем оставить в стороне концепты Пола, чтобы взглянуть на его независимые работы.

Уфимский художник Олег Шишкин в 2010 году представил выставку «Сплаттерпанк» — тридцать иллюстраций к «Книгам крови» Клайва Баркера. Пару лет спустя у этой серии его работ появился «сиквел», в котором художник от аллюзий на чужое творчество перешёл к личным интерпретациям.

Иркутский художник Dioneth живописует мрачную романтику мира, оставленного человеком. Мира, который стал скорбным памятником тем, кто когда-то искал в нём смысл. Но действительно ли его работы так мрачны? «Что делает страшным темноту? Отсутствие света? Думаю, нет. Мы боимся мрака, потому что ожидаем встретить в нём чудовищ. В моей тьме нет ничего, кроме самой тьмы. На вас никто не набросится из-за угла, потому что там никого нет. Ни вас, ни меня. Не это ли состояние полного спокойствия?». Илья Ид подготовил интервью и галерею автора.

Гиперреализм — одно из самых популярных течений в современном искусстве, и скульптура здесь не исключение. И если, как говорят, гиперреалисты от живописи способны превзойти своим искусством фотоаппарат, то с чем или с кем соперничают скульпторы? Похоже, их визави — сама природа? Мы вам покажем поистине удивительную серию работ художника Джонатана Пайна — «Fleshlettes»!

Новый год почти на дворе. Хо-хо-хо! Каждый бегает по магазинам и лихорадочно ищет подарки для своих друзей и родных. Вот и дедушка Илья Ид принёс вам идейку — работы американского скульптора и фотографа Адама Уоллкевейджа, которые идеально впишутся в интерьер любого фаната жанра ужасов.

Биомеханика — не только раздел естественных наук. За этим словом скрывается нечто, к чему нас приучил великий и ужасный Ганс Рудольф Гигер. В своих работах Павел Biomechannik пытается взглянуть на окружающую действительность сквозь призму всеобъемлющей индустриализации. «Биомеханика — это компромисс между двумя началами: органикой, то есть прошлым, тем, что было изначально, тем, что есть природное, и механикой, то есть будущим, искусственным и рукотворным».

Япония хорошо знакома фанату хоррора. Она подарила нам «Звонок» и «Сайлент-Хилл», эмбиент Ямаоки и нойз Merzbow. Но несмотря на глобализацию она остается для нас, «северных варваров», страной экзотической. Что прячется за светом неоновых вывесок? Что стоит за «мёртвой» улыбкой японской нации? Где затерялся человек, творец и создатель, среди своих творений, и что он чувствует? Именно к этим вопросам нас отсылает творчество японского художника Тэцуи Исиды.

Деформированные тела в пластике де Сагазана антропоморфны, но их сложно назвать человеческими. Они похожи на жутких кукол, на наскальную живопись древних людей, на архаическую скульптуру, которая не стремится к реализму. Одновременно всплывают смутные ассоциации с темными магическими ритуалами, древними глиняными идолами диких племен, раскопками погребений…

Художник Камиль Кловис Труй не искал славы, предпочитая безвестность и уединение студии. С сюрреализмом его роднили яркие, контрастные цвета палитры, возвеличивание эротизма и свободы нравов, антиклерикализм, привлечение цирковых, садомазохистских и инфернальных элементов и мотивов. Успевший попасть в «потерянное поколение», он посвятил свои картины жизни — яркой и сочной, но неизбежно ведущей к смерти.

Работы британской художницы Сью Коу — это не «исторический хоррор». В её картинах и рисунках история человечества предстает как некий кошмар, некая травма, катастрофа. Крушение корабля дураков. Человек, жестоко эксплуатирующий животных; человек, убивающий себе подобных; человек, превращающий сам себя в раба… Картины этой художницы мрачны и экспрессивны, но таят в себе не агрессию, а боль.

«Я просто глаз не мог оторвать от этой машины, завороженный тем, как она была красиво освещена, игрой света и тени. И неожиданно из этой тени прямо на солнечный свет выкатилось что-то. Я подумал, что это мячик, но это оказалась голова девочки». Рассказ о жизни и творчестве выдающегося современного фотографа Джоэла-Питера Уиткина, который воспевает смерть, потому, что она — жизнь!

Крис Качта — американский художник, чьё сердце отдано классическим фильмам ужасов с самого детства. А началось всё с того, что на пятилетие бабушка подарила ему целый ящик журналов вроде «Famous Monsters of Filmland», «Creepy» и «Eerie».

«Мои работы вызваны впечатлениями от причуд анатомии. Меня вдохновляет всё необычное… Я согласна с тем, что искусство – это красота, но для меня это не означает гармонию и баланс. Это, скорее, означает умение видеть нежность за внешним обликом, за уродливостью тела». Молодая художница Франческа Далла Бенетта — настоящая красавица, которая нашла не одно Чудовище, но целый легион. Ну, как нашла… создала сама. Пока остальные девочки играли в милых кукол…

Ханс Беллмер прежде всего известен своим проектом «Куклы». Проектом во многом скандальным и неоднозначным. Творчество Беллмера по сей день остается спорным и отталкивающим для большинства людей, в силу чего вообще возникает вопрос: признавать ли деятельность Беллмера художественной? Ведь он считал порнографию искусством, а в вопросах взаимосвязи эротики, секса, агрессии и смерти он зашел дальше большинства своих современников, дальше большинства сюрреалистов.

Итальянский художник Аллессандро Бавари задался целью представить тёмные и трагические стороны человеческой природы: война, ненависть, безумие, социальные потрясения посредством концептуально абстрактных, но формально вполне ощутимых и «живых» образов. «Метахаос» - это настоящее погружение на глубину. Вот только не морскую, а в самый омут человеческой души. Название указывает на изначальную форму амёбы, которая находится в состоянии постоянной мутации и митоза.

Когда речь заходит об изображении войны в мировой живописи, в голову прежде всего приходят два имени: Франсиско Гойя и Отто Дикс. На долю Дикса выпали обе мировые войны, и ни один другой немецкий художник не изобразил ад этих войн так, как он.