DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Год новых ужасов. 2021-й в русскоязычном хорроре

2021 год был по-своему прекрасен и абсолютно непредсказуем. И конечно, в нем случилось много хорошего. Был запущен телескоп «Джеймс Уэбб», амурские тигры больше не на грани вымирания, россияне стали больше читать, а книжные издательства более-менее восстановились после событий 2020 года и даже открыли новые книжные линейки хоррора.

Так, в 2021 году издательство АСТ запустило серию Horrorzone, книги которой позиционируются как ужасы, ориентированные на молодежную аудиторию. Их главные герои — преимущественно дети и подростки, столкнувшиеся со сверхъестественным, а среди ориентиров серии названы «Байки из склепа» и «Очень странные дела». В сборнике рассказов «Голоса из подвала», составленном Максимом Кабиром и М. С. Парфеновым, мальчик Алеша приезжает в деревню к бабушке, где ему предстоит встретиться с невидимыми существами, которые будут рассказывать истории — жуткие, но интересные. Про призраков и оборотней, про судьбу, от которой не убежишь, и темноту, которая смотрит изо всех щелей. Поначалу истории Голосов пугают Алешу, потом начинают нравиться, и он решает подружиться с таинственными рассказчиками, но чем может закончится такая дружба?

В романе «Мухи» Максима Кабира главные герои переезжают в старинный дом на окраине города, который поначалу кажется идеальным: высокие ступени, лепные потолки, горячая вода, газ и даже интернет, а еще соседские дети, хоронящие дохлых мух в самодельных гробиках, повторяющиеся сны с мертвецами и все более странные происшествия, грозящие большой бедой.

«Кладбище ведьм» Александра Матюхина рассказывает о девочке Наташе, которая вместе с родителями приехала на похороны бабушки. Вот только бабушка была деревенской ведьмой, а село, по русской поговорке без ведьмы не стоит, и теперь кто-то должен будет занять ее место.

Еще одной новой серией 2021 года стала Horror Store от «РИПОЛ классик», главная особенность которой — издание мистических произведений XIX — начала XX вв., зачастую в переводах того времени. Так, легендарный «Дракула» Брэма Стокера напечатан в первом полноценном русском переводе Нины Сандровой (Н. Я. Гольберг) 1912 года, а не менее знаменитый «Голем» Густава Майринка — в переводе Д. И. Выготского (1922). Также в серии вышел классический готический «Монах» М. Г. Льюиса и сборники рассказов таких не нуждающихся в представлении авторов, как Эдгар Аллан По, Роберт Чамберс и Амброз Бирс. Менее известны, но не менее достойны внимания роман В. С. Соловьева «Волхвы» (1889), в котором граф Калиостро и русский розенкрейцер Захарьев-Овинов ищут ответы на загадки бытия, первое русскоязычное произведение о серийном убийце «Железный доктор» Анатолия Эльснера, его же «Грозный идол или строители ада на земле», а также впервые изданный на русском языке, но в свое время оказавший огромное влияние на развитие жанра ужасов и фантастики «Жук. Таинственная история» Ричарда Марша.

Более современные, но также ставшие классикой произведения в жанре ужасов продолжают выходить в серии «Легенды хоррора» издательства АСТ. В 2021 году в данной серии были выпущены сборники Клайва Баркера «Книги крови» и «Книги крови. Запретное», в которые вошли все шесть томов данной серии, а также новый перевод его романа «Проклятая игра», выполненный Натальей Осояну. Главный герой «Проклятой игры» становится охранником таинственного миллионера, но вскоре осознает, что его наниматель в свое время заключил сделку то ли с самим дьяволом, то ли с кем-то еще хуже.

Впервые на русском языке издан сборник «странных рассказов» Роберта Эйкмана «Холодная рука в моей руке» (1975), вдохновлявший таких авторов, как Нил Гейман, Адам Невилл и многих других. Сборник удостоился премии «Мастера ужасов» как лучшая книга зарубежного автора, переведенная на русский язык в этом году.

Также в серии опубликован роман Питера Страуба «История с привидениями», герои которого собираются раз в месяц, чтобы рассказывать друг другу страшные истории. Связывает их и то, что когда-то давно они столкнулись с таинственным злом, которое вот-вот вернется, поставив под угрозу жизни всех жителей города.

Еще одной новинкой серии оказались «Элементали», вышедшие из-под пера Майкла Макдауэлла — сценариста «Битлджуса» и «Кошмара перед Рождеством». В центре повествования находятся представители двух старинных родов, чьи особняки расположены неподалеку. Есть рядом и третий особняк, в котором никто не живет. Но если в доме нет людей, это не значит, что он пуст, в чем и предстоит убедиться героям книги.

Плодотворным был 2021 год и для независимого издательства «Полтергейст Пресс», представляющего русскоязычному читателю все многообразие «темного жанра». В сплаттерпанке Кристофера Трианы «Озверевшая» читателя ждет история трансформации изнывающей от рутины старшеклассницы Ким Уайт в жестокую убийцу. «Декабрьский парк» Роналда Макфи расскажет о четырех подростках, которые решают самостоятельно вычислить терроризирующего город маньяка и в ходе своего расследования узнают много нового, но не всегда приятного об их маленьком тихом городке и неминуемо взрослеют. Завязка романа не блещет оригинальностью, с ходу напоминая «Оно», «Очень странные дела» и много чего еще, но пусть это не смущает: Роналду Малфи есть чем удивить. «Испорченная реальность» Джона Урбанчика расскажет о людях, стертых из реальности, и их попытках вернуть свою жизнь, а «Головач» Эдварда Ли — о реднеках, вершащих друг над другом возмездие весьма необычным и отвратительным образом. «Девушка на крыльце» Ричарда Чизмара — еще одну история о маньяке, на этот раз поданная с точки зрения соседей, которые случайно узнают, что живут неподалеку от настоящего монстра, после чего подозрения, страх и чувство вины сплетаются в единый клубок, а размеренная жизнь летит под откос.

В другом детище АСТ, «Мастерах ужасов», были изданы третьи части двух невероятно странных серий — «Икс. Место последнее» Йона Линдквиста и «Что за чушь я сейчас прочитал?» Дэвида Вонга. У Линдквиста, если первый роман «Трилогии места» рассказывал о нескольких семьях, которые оказываются в параллельном мире и пытаются в нем выжить (а еще там была глава от лица собаки), а второй начинался как автобиография писателя и ближе к середине скатывался в психодел с вампирами, политическими убийствами и живыми порталами, то третий представляет из себя нуарный детектив о журналисте, который расследует загадочные самоубийства стокгольмских мафиози и приходит к выводу, что за всем этим стоит нечто сверхъестественное. «Место последнее» связывает воедино всю трилогию и отвечает на поставленные в первых двух книгах вопросы.

Новая же часть эпопеи Дэвида Вонга «В финале Джон умрет» представляет собой все ту же мешанину из молодежных комедий, теорий заговора и наркоманских трипов, что и предыдущие книги. Герои открывают тайны мироздания, борются с разумными пауками и бетонными снеговиками и в очередной раз спасают мир. На 2022 год анонсирована четвертая часть цикла, которая, по заверению автора, станет заключительной.

Вышли в «Мастерах ужасов» и другие книги: боди-хоррор «Отряд» Ника Каттера о скаутах, которые столкнулись с порождениями биолаборатории, «Под неусыпным надзором» Адама Нэвилла о писателе, который в своих исследованиях паранормального зашел слишком далеко и теперь пытается сохранить рассудок и сборник рассказов Натана Балингруда «Раны. Земля монстров». Также в этой серии был опубликован высоко оцененный критиками мистический нуар Эда Курца «И создал из ребра я новый мир», в котором частный детектив начинает расследовать убийства, начавшиеся в небольшом американском городке после прибытия туда мистического шоу, показывающего человеку его худшие кошмары, а также выпущенный в самом начале 2022 г. сборник из двух лавкрафтианских повестей Джона Хорнора Джейкобса «Живой роскошный ад». В повести «Морю снится, будто оно небо» герои сталкиваются с древним оккультным трактатом, меняющим их жизни, а в «Пробило сердце горю час» изучающий музыку американского Юга библиотекарь натыкается на пластинку, которая якобы записана самим дьяволом, и понимает, что иногда легенды не врут.

Впервые на русском языке были опубликованы два сборника Джо Лансдейла «Дорога мертвеца. Руками гнева». «Дорога мертвеца» — дистиллированный представитель редкого в наших краях жанра weird west, к которому, например, относится серия Стивена Кинга «Темная башня». Главный герой, преподобный Джебидайя Мерсер, лихо путешествует по Дикому Западу, револьвером и божьим словом защищая мирных поселенцев от бандитов, зомби, кобольдов и прочей нечисти. Не менее интересен и сборник «Руками гнева», входящий в знаменитый список «Хоррор. 100 лучших книг» Кима Ньюмана и Стивена Джонса.

Порадовала поклонников и серия «Самая страшная книга». В прошедшем году в рамках серии вышел авторский сборник Александра Матюхина «Восхищение», сборник тематических рассказов «Черный Новый год», в который вошли «новогодние» рассказы М. C. Парфенова, Максима Кабира и многих других, а еще одно из лучших хоррор-произведений о войне «Не будет шайтанам праздника» Александра Дедова. Кроме того, был выпущена антология избранных рассказов из прошлогодних ССК «Лучшее. Страшное. Дрожь», изданный как в бумаге, так и в аудиоформате сборник «Истории Ворона» с озвучкой Руслана Покровского, и, конечно же, «Самая страшная книга 2022, куда вошли 22 рассказа, отобранные читательской таргет-группой из более чем 400 претендентов. В сборнике нашлось место и кровавой лавкрафтиане «Алая печать» Анатолия Уманского, и трогательным «Фантикам» Елены Арифуллиной, и сталкивающему криминал 90-х с древним злом рассказу «Зла немеряно» Германа Шендерова, и заставляющему задуматься об отношении к людям «Утреннику» Оксаны Ветловской, и многим другим, абсолютно разным, но всегда интересным рассказам. А один из авторов антологии Дмитрий Карманов со своим рассказом «Зубы Ватерлоо» был удостоен спецноминации премии «Мастера ужасов 2021» за лучший дебют.

Новое время породило и новые страхи. Так, в книге Веры Богдановой «Павел Чжан и другие речные твари» (премия «Мастера ужасов» за лучший русскоязычный роман) главный герой живет в недалеком будущем и встает перед моральной дилеммой, когда получает задание разработать чипы, которые дадут возможность правительству Китая контролировать население России, ставшей сырьевым придатком восточного соседа. При этом героя терзают тяжелые воспоминания из детдомовского детства, а по ходу повествования ему предстоит разобраться с внутренними демонами, поразмыслить над проблемой свободы воли и понять, кем он является на самом деле.

Люди, контролируемые правительством с помощью вживленных чипов присутствуют и в рассказе «Связь» из сборника «Subconscentia» Александры Ильиной. События романа Норы Робертс «Год Первый» (справедливости ради стоит отметить, что написан он был еще в 2017-м, а вот на русском языке издан в 2021 г.) проходят на фоне загадочной эпидемии, которая погубила две трети населения планеты, но дала некоторым из выживших сверхспособности — например, телекинез или умение летать. Данная книга является первой частью серии «Хроники Избранной», которая повествует о возрождении человеческой цивилизации после эпидемии.

А вот Стивен Кинг, описавший смертельную пандемию гриппа еще в 1970-х, в 2021 году издал вполне традиционный для себя «роман взросления» под названием «Позже». Его герой, нью-йоркский мальчик по имени Джейме, наделен даром видеть мертвых (да, он сам смеется над схожестью ситуации с фильмом «Шестое чувство»), учится жить со своим даром, использует его для помощи людям и противостояния злу. Новая книга не отличается большим объемом (в русском издании всего 320 страниц) и не несет в себе откровений, но читается легко и интересно, в лучших традициях кинговских книг о подростках.

Остался верен себе и Джеральд Бром. Его «Косиног. История о колдовстве» повествует о столкновении неоднозначного добра и неабсолютного зла, а еще о том, что порядочные с виду люди зачастую оказываются страшнее тех, кого называют нечистой силой. И пусть вас не смущает неудачно переведенное название: в оригинале роман называется «Slewfoot», в английском языке это одно из имен дьявола, и именно так зовут первые американские колонисты существо, которое индейцы чтят как своего Защитника.

Выпустил новый роман и знаменитый кинорежиссер Гильермо Дель Торо. «Незримые» — его вторая совместная работа с писателем Чаком Хоганом (первой была экранизированная каналом FX трилогия «Штамм»). Действие книги происходит в нескольких временных промежутках. Линия 1582 года повествует в знаменитом лондонском маге Джонни Ди, линия 1962-го — о первом чернокожем агенте ФБР Эрле Соломоне, а линия современности, в которой детективы Одесса Харвик и Чарльз Блэквуд расследуют убийства, имеющие явно мистическую подоплеку, связывает их между собой. Вскоре после выхода книги было объявлено, что она станет первой частью серии «Хроники Блэквуда» и получит несколько продолжений.

В нескольких временных промежутках происходит и действие новой книги Алексея Иванова «Тени тевтонов». В конце XV века молодой польский воин заключает сделку с дьяволом, а в 1945-м, в последние дни Великой Отечественной войны, его потомок пытается снять проклятие со своего рода. В романе поднимаются проблемы решений и их последствий, схожести исторических эпох и ответственности потомков за их предков. Кроме книги существует также аудиосериал «Тени тевтонов», озвученный Григорием Перелем и Юрием Борисовым.

А роман Александра Пелевина «Покров-17» чередует события Великой Отечественной с событиями 1993 года, когда журналист Андрей Тихонов пытается выбраться из давшего название роману закрытого городка, где происходят события, напоминающие приснопамятную серию S.T.A.L.K.E.R. с аномалиями и войнами банд в закрытом территориальном образовании. Увы, Александру Пелевину далеко даже до не самых удачных текстов своего знаменитого однофамильца, хотя отсылки на культурные феномены, начиная Чаком Палаником и заканчивая картинами Гелия Коржева, присутствуют в изобилии.

Еще одна любопытная новинка прошедшего года — это сборник Дарьи Бобылёвой «Наш двор», основанный на дворовом фольклоре. Здесь есть рассказы о чудище, которое знакомится с детьми по переписке, зловещих мягких игрушках, гадалках, барабашках и инопланетянах. В отличие от историй из упомянутого выше сборника «Голоса из подвала», эти не оставляют неприятного послевкусия и напоминают страшилки вроде «Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы» Эдуарда Успенского.

Из других вышедших в 2021 году хорроров русскоязычных писателей можно отметить роман «Кормилец» Алана Кранка о столкнувшемся со сверхъестественным существом враче-психиатре, рассказывающий о буднях живущих внутри холма привидений «Призраки осени» Юрия Некрасова, мистический янг-эдал Татьяны Ван «Театр тьмы», полные отсылок на «Алису в стране Чудес» «Кошмары» Германа и Тамары Рыльских, сборник мини-рассказов (каждый всего по сто слов), объединенных темой дороги «Адское шоссе: 66 хоррор-драбблов», переиздание в новой редакции книг об Имперском маге Оксаны Ветловской «Каменное зеркало» и явно вдохновленные «Песней льда и пламени» Джорджа Мартина «Испорченные сказания. Бремя крови» Кена Красса.

Почитатели темного эпического фэнтези наконец дождались издания на русском языке завершающих частей цикла «Второй Апокалипсис» Р. Скотта Беккета: издательством fanzon были выпущены «Великая ордалия» (на языке оригинала вышла в 2016-м) и «Нечистивый консульт» (2017). Беспросветный, превосходящий даже упомянутую «Песнь льда и пламени» как уровнем мрачности, так и масштабами событий, наконец получил полное издание, и это не может не радовать.

Также долгожданное издание получили экранизированный в 2019 году роман Тима Леббона «Безмолвие», рассказывающий о захвативших мир слепых чудовищах, которые находят своих жертв по звуку, и «Голова, полная призраков» Пола Тремблея о реалити-шоу, посвященном изгнанию дьявола.

Другой переводной новинкой, на которую стоит обратить внимание, стало издание романов румынского фантаста Флавиуса Арделяна «Миазмы: Скырба святого с красной веревкой. Пузырь Мира и Не’Мира». Основанные на румынском фольклоре и вдохновленные современным гримдарком, эти романы понравятся далеко не всем. Однако, если сага о Ведьмаке кажется слишком приторной, а персонажи вроде человека с гниющей головой коня не пугают, тогда эта книга специально для вас.

Кроме того, в 2021 году на русский язык были переведены роман Дженнифер Макмахон о проклятом доме «Темный источник», продолжение приключений космических некромантов «Харроу из Девятого дома» Тэмсин Мьюир, кровавая южная готика Ким Лиггетт «Последняя жатва», роман о последствиях сделки с дьяволом «Невидимая жизнь Адди Ларю» Виктории Шваб и повествующий о династии ведьм «Год ведьмовства» Алексис Хендерсон.

В целом можно смело подытожить: 2021 год был насыщен не только происходившими в нем ужасами, но и прекрасной хоррор-литературой, как русскоязычной, так и переводной. Так пожелаем же, чтобы и в 2022-м настоящих ужасов было меньше, а хороших книг еще больше!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)