DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Русский хоррор 2023: книжные итоги и планы на будущее

Интересные процессы наполняют российское книгоиздание последних лет. С одной стороны — борьба «бобра с ослом», обоснованная политической конъюктурой и актуальной военной тематикой. Былые лидеры продаж покидают страну, встают в позицию-оппозицию и продолжают ораторствовать на паству через запрещенные соцсети уже в статусе «иностранных агентов» откуда-нибудь из Великобритании, Италии или из-за Верхнего Ларса. В пику им лезут изо всех щелей всевозможные «поэты СВО», а каждый второй военкор открыл в себе дар писателя. Ужесточилась цензура — практически под полным запретом оказалась тематика однополых отношений. При этом до рынка наконец докатилось эхо давнишних громких и не очень «хлопаний дверями» таких авторов, как Стивен Кинг, отказавшихся продлевать контракты с российскими издательствами – многие новинки западной литературы официального перевода на русский в 2023 году не получили.

Как на этом фоне ощущает себя русский хоррор? Судя по всему, полет нормальный. Ограниченный дефицит англоязычной прозы книгопродавцы компенсируют в том числе тем, что теперь больше внимания уделяется «отечественному производителю». А читатель, похоже, не очень-то и против.

Показательна в этом смысле ситуация с негласным «флагманом» жанра на Руси, объединяющим сразу несколько серий брендом «Самая страшная книга». Год назад закрылась линейка бюджетных изданий HorrorZone, виной чему стали неудовлетворительные продажи последних книг серии (романы «Порча» и «Клювы» Максима Кабира, перевыпуск сборника «Зона ужаса» Парфенова М.С.). Казалось, колосс пошатнулся — ан нет. В 2023-м в основной серии ССК выпустили четыре новые книги, три из которых оказались настолько успешны, что получили дополнительные тиражи.

Главный успех — тематическая антология «Черные сказки», за двенадцать месяцев переизданная трижды (очередной, четвертый по счету тираж как раз в январе). Мрачные, жуткие, а подчас откровенно шокирующие сочинения таких авторов, как Майк Гелприн, Дмитрий Тихонов и Герман Шендеров, по-своему интерпретируют известные сюжеты и образы мирового фольклора, не чураются авангардизма, но главное – напоминают публике о том, что настоящие сказки и правда зачастую были очень страшными.

В той же серии дуплетом авторских сборников отметились бывшие редакторы DARKER Александр Подольский и Дмитрий Костюкевич. У первого «выстрелила» дебютная книга «Колумбарий», вобравшая в себя более трех десятков рассказов разных лет. «Холодные песни» новоиспеченного трехкратного победителя конкурса «Чертова дюжина» прозвучали не столь громко, но тоже были весьма тепло встречены читающей братией. А по осени ССК пальнула из всех орудий — антология «Самая страшная книга 2024» повторила и превзошла успех предшественницы, недолго пробывшей в статусе самой успешной в серии. Если ССК-2023 получила доптираж только в мае, спустя более чем полгода с выхода, то выпущенная к Хеллоуину новинка переиздается уже в январе.

Параллельно в редакции «Малыш» того же АСТ запустили серию «Самая страшная детская книга», которая призвана охватить аудиторию младшего и среднего школьного возраста. Открылось новое ответвление ССК повестью Максима Кабира «Машинист паровоза-призрака», за которой последовали «Жалейка» Марии Мельниковой (пока это самая успешная книжка новой серии), «Всадники проклятого леса» Елены Усачевой и «Черная книга из 5 «А» дебютантки Светланы Воробейчик.

Другое ответвление «трехбуквенного бренда» — «Самая страшная книга (подарочная)» — приятно удивило своеобычным артбуком Петра Зуброва «Темные сказки. Личики». Стильное, иллюстрированное при помощи нейросетей издание наполнено короткими, но по-настоящему жуткими историями-страшилками, которые написаны словно бы для детей, но пугают совсем не по-детски. Ближайшие аналогии — «Страшные истории для рассказа в темноте» и культовый «Зайчик» Дмитрия Мордаса.

В той же подарочной серии внезапно был издан роман популярного американского автора Грейди Хендрикса «Хоррормолл». Книгу отличает уникальное оформление, выполненное в духе каталогов магазина IKEA. Однако первых покупателей поджидал неприятный сюрприз в виде серьезного типографского брака, затронувшего несколько страниц. В итоге издательству пришлось в срочном порядке отзывать тираж из магазинов, а исправленное издание случилось с задержкой. Так и тянет воскликнуть с известным пафосом: «А вот не надо было изменять русскому хоррору с американцем!..»

Отметим также, что в 2023-м ССК продолжила переиздавать свои сборники прошлых лет в дешевом формате «европокет». После успешного перевыпуска антологии «Колдовство» последовали покет-издания «Истории Ворона», «13 привидений», «Зверинец» и «Черный Новый год», из которых лучше прочих себя проявляет последнее.

Таким образом, пресловутый флагман русского хоррора за отчетный год выдал аж четырнадцать наименований, и это не считая новых тиражей бестселлеров ССК прошлых лет. Забегая чуть вперед, сбавлять обороты этот набравший воистину крейсерскую скорость корабль не собирается и в новом году.

Однако, «не ССК единой живы русские ужасы» — кажется, так приходится писать в подобных обзорах каждый год. Не будем делать исключение из правила и мы.

Та же редакция «Астрель-СПб», которая выпускает «Самую страшную книгу», издала по весне в фэнтези-серии «Дети великого шторма» «Заступу» Ивана Белова — книга представляет собой собрание историй о благодетельном вампире-ведьмаке Рухе Бучиле, дебютировавшем на страницах одного из ежегодников ССК в новелле «Ванькина любовь», а после приобретшем культовый статус благодаря озвучкам на YouTube-канале Руслана Покровского. Благодаря этому у Белова и Бучилы к моменту издания книги уже образовалась заметная фанбаза, что помогло продажам, думается, не меньше, чем само содержание этих историй. Примечательно, что в самом издательстве книгу позиционировали как роман, и в этом статусе «Заступа» даже отхватил премию «Мастера ужаса» в соответствующей номинации. Ходят слухи о возможной экранизации, а сам автор, как и созданный им культовый персонаж, могут уже в новом году вернуться в свою «альма матер», то бишь в «Самую страшную книгу» — но об этом позднее.

В свой черед редакция «Жанры» представила поклонникам творчества Лады Кутузовой серию «Отдел по борьбе с хаосом, существами и сущностями», в которой вышел новый мистико-приключенческий триллер писательницы «Чертово дело». Другой импринт АСТ, претендующая на статус премиальной литературы (в том смысле, что выпускают здесь много книг лауреатов крупных премий) «Редакция Елены Шубиной» в 2023 году внезапно тоже зашла на территорию хоррора с новой серией «РЕШ: Страшно интересно». Пока здесь изданы два триллера Шамиля Идиатуллина (постмодернистский «До февраля» и политико-детективный «За старшего»), но главная ставка, похоже, была сделана на книгу другого автора. «Последний день лета» Андрея Подшибякина издатель настойчиво сравнивает со знаменитым «Оно» Стивена Кинга, а сам выход романа сопровождался довольно шумной пиар-кампанией, обещавшей экранизацию и чуть ли не главный хоррор года. На деле читатели получили скорее криминальный экшен-пирог, изрядно присыпанный матом и чернухой с вкраплениями ностальгии по «лихим девяностым», мистики и ужасов.

Конкуренты АСТ из «Эксмо» в 2023-м стахановскими темпами издавали и переиздавали произведения Лены Обуховой и Натальи Тимошенко, как соавторские из серии «Секретное досье» («Галерея последних портретов», «Добровольно проклятые», «Город мертвых отражений», «Ненастоящие»), так и сольные — в сериях «Мистические романы Натальи Тимошенко» и «Городские легенды Лены Обуховой». Там же в «Эксмо» в молодежной серии «Дом тьмы» вышел новый роман Александра Матюхина «Пожиратели грез», а еще его же повесть «Чинители», которая может начать одноименную новую серию. При этом обе книги относятся к авторскому циклу городского фэнтези с элементами хоррора «Изнанка». Параллельно «Эксмо» продолжает выпускать и детскую серию «Большая книга ужасов» — в 2023 году вышли 89-й и 90-й тома, которыми стали сборники постоянных авторов серии Елены Усачевой и Марии Некрасовой. В том же издательстве были напечатаны романы «Пресс-тур» Андрея Полякова и «Сирены Амая» Николая Ободникова, стартовавшие новую серию «Ледяной триллер. Русский фантастический роман» — примечательно, что оба произведения изначально публиковались в электронном самиздат-сервисе «ЛитРес».

Издательство РОСМЭН выпускает куда меньше наименований, чем монстры из группы АСТ-Эксмо, делая ставку на высокие тиражи. И в этом для них опорой служат книги Татьяны Мастрюковой — в 2023-м писательница разродилась сразу двумя новинками, сборником «Приходи вчера. Жуткие былички» и романом (который на самом деле во многом похож на такое же собрание страшилок, как и «Приходи вчера») «Блошиный рынок». По такому случаю был в очередной раз переиздан и главный хит писательницы, «янг-эдалт-фолк-хоррор» роман «Болотница».

«Крафтовая литература» выпустила хоррор-боевик Олега Савощика «Этажи» — помимо одноименного романа в книгу входят две повести и три рассказа того же автора, все произведения относятся к межавторскому циклу «Самосбор». Там же вышла тематическая мини-антология «Жуткие образы ночных видений» — подборка из шести историй в жанре хоррор с детективными или фольклорными мотивами издана в статусе тридцатого по счету альманаха «Рассказы».

Наконец, в издательстве «Питер» вышел толстый роман известного историка и видеоблогера Клима Жукова «Опасные земли», который, по собственному признанию, любит фильмы ужасов, но как писатель на территорию жанра заглянул, кажется, впервые. По сюжету книги в руки антиквара Кирилла Ровного попадает дневник рыцаря Филиппа де Лалена из XV века, после чего в городе начинает твориться форменная дичь — тут и обезглавленные трупы, и орды зомби. Присутствует и параллельная сюжетная линия, события которой развиваются в Средние века. Роман попал в шорт-лист премии «Мастера ужаса», но уступил «Заступе» Ивана Белова.

Вот с него, с любимого многими читателями и слушателями упыря, пожалуй, стоит начать и краткое путешествие по ожиданиями 2024 года. Информация пока неофициальная, но достоверность ее крайне высока — в «Самой страшной книге» могут не только переиздать в дополненной версии «Заступу», но и выпустить новую книгу о Рухе Бучиле.

Как и говорилось, планы у ССК на этот год серьезные. Уже вполне официально анонсированы дебютный сборник Германа Шендерова «Из бездны» и сплаттерпанк-антология «Беспредел». Ожидаются анонсы авторских книг Анатолия Уманского, Владимира Чубукова и Майка Гелприна, антологий «Черные сказки 2», «Черные легенды», «13 вампиров» и, конечно же, «Самая страшная книга 2025» — это как минимум. В «Самой страшной детской книге» уже заявлена повесть Анны Летягиной «Тайна двух фараонов», а в подарочном «ответвлении» наконец-то должен выйти третий артбук из сверхуспешной энциклопедической трилогии «Миры Говарда Филлипса Лавкрафта».

В «Астрель-СПб» уже вышла антология мистики «Будь моей сестрой», стартовавшая новую серию «Потустороннее». Вторым томом должен стать роман Александра Матюхина «Дразнилки». Серия позиционируется как «лайтовый хоррор и околохоррор», без кровищи и ужасов той же ССК, однако пока отделаться от ассоциаций с «флагманом» крайне сложно. Также под самый занавес 2023 года издана (и уже успела стать бестселлером) новая книга Дарьи Бобылевой «Магазин работает до наступления тьмы» — это печатная версия аудиосериала, два сезона которого автор знаменитых «Вьюрков» создала эксклюзивно для сервиса «Букмейт». Нельзя не отметить и сборник Алексея Провоторова в фэнтези-серии «Дети великого шторма» — в книге собраны произведения разного жанра, но общую тональность (и название) сборнику задает знаменитый и ранее не раз публиковавшийся в антологиях (а еще по нему был создан комикс!) хоррор-фэнтези рассказ «Костяной». Отличную обложку для этой книги создал сам автор, который также известен как книжный художник и дизайнер.

«Эксмо» в январе уже выпустило «Драконье лето» Олега Кожина — сборник из двух повестей (одна из которых дала название книге) издан минимальным тиражом (полторы тысячи экземпляров), но является началом новой серии «Чудовища с улицы Пушкина. Городская мистика и ужасы». Примечательно, что в планах АСТ и «Астрель-СПб» на 2024 год имеется серия постапок-романов, одним из которых может стать роман того же автора, Олега Кожина. Другая январская новинка «Эксмо» тоже ориентирована на подростковую аудиторию — это «Плюшевая голова», дебютный сборник сетевого автора Влада Райбера, сделавшего себе имя на озвучках в YouTube. Относительный успех страшных историй Райбера сподвиг издательство на приличный стартовый тираж и потенциальную авторскую серию под пафосным названием «Вселенные ужаса Влада Райбера». Бурный успех визуальной новеллы «Зайчик» подтолкнул издательство выпустить большим тиражом небольшой сборник рассказов Дмитрия Мордаса — как и в случае с книжкой Райбера, речь идет о специфическом оформлении, ориентированном прежде всего на молодежную аудиторию, а также растягивающем небольшой объем текстов. В планах издательства также «Нити жизни» — новая книга из серии «Мистические романы Натальи Тимошенко». А импринт АСТ «Жанры» готовит издание второго тома из новой серии Лады Кутузовой ОБХСС, романа «Волчье дело», который, очевидно, станет прямым продолжением ранее выпущенного «Чертова дела». «Редакция Елены Шубиной» грозит выпустить роман Константина Зарубина «Рыжая фея», который описывают как скандинавское фэнтези или «страшные сказки для взрослых». Наконец, в «РИПОЛ классик» в январе издана антология «Чертова невеста: Русский хоррор начала ХХ века со страниц старых журналов», в которую среди прочих входят и рассказы таких классиков русской литературы, как Александр Куприн, Валерий Брюсов и Федор Сологуб.

Комментариев: 4 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Аноним 02-02-2024 14:24

    Что-то странно вы жалеете, что под полным запретом оказалась тематика однополых отношений))) Жалко?

    Учитываю...
    • 2 Администрация DARKER 02-02-2024 15:41

      Аноним, между запретом пропаганды однополых отношений и полным запретом самой темы есть большая разница.

      Учитываю...
  • 3 id49618024 28-01-2024 16:37

    Интересно... Почему-то борьба какого-либо героя - пусть даже не совсем героя, пусть даже совсем не героя (типа инквизитора Мордимера Маддердина польского автора Яцека Пекары) с чудовищами остаётся популярной всё время. Я не знаю, с чем это связано, но мне тоже нравятся такие книги.

    Учитываю...
  • 4 Иван Русских 27-01-2024 10:12

    Крафтовая литература еще сборник постапа готовит. В 2023 собрали. Скоро выйдет, должно быть.

    Учитываю...