DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Что год прошедший нам принес…

Литературные итоги года всегда подводятся с некоторым опасением – ну как оно было-то? не упущено ли что? не забыто ли для прочтения? не было ли оценено небрежно, походя, не заметив что-то очень важное? Для того, чтобы охватить, по мере сил, весь литературный хоррор 2018 года, мы разделим наш обзор на три части.

Свежак

Первая – хоррор-литература забугорья.

Настоящие итоги года будут подведены позже, с выдачей основных жанровых премий-2018, но сейчас можно упомянуть некоторые книги, которые, очень вероятно, привлекут внимание жюри.

«The Cabin at the End of the World» Пола Трембли – гей-пара с приемной дочерью во время отдыха в уединенном домике оказываются захваченными странными людьми, которые собираются убить кого-то... чтобы предотвратить Апокалипсис.

«We Sold Our Souls» Грейди Хендрикса – история о хеви-метале и продаже души. Банально? А если душа была продана не своя – а чужая?

«Terror is Our Business: Dana Roberts' Casebook of Horrors» Джо Р. Лансдейла и его дочери Кэйси – сборник рассказов об исследовательнице паранормальных явлений.

«Spectral Evidence» Джеммы Файлс – сборник разноплановых рассказов, один из которых – продолжение «The Emperor's Old Bones», ставшего в 2000 году лауреатом Премии Международной Гильдии Ужаса.

«In the Night Wood» Дэйла Бейли – классический современный готический ужас, где реальность сплетается с легендами, а поиски себя – с борьбой с призраками прошлого.

«The Listener» Роберта Маккаммона – о похищении детей во времена Великой Депрессии.

«Someone Like Me» автора комиксов, сценариста и писателя Майка Кэри – парафраз истории о докторе Джекилле и мистере Хайде.

«Unbury Carol: A Novel» от автора «Птичьего короба» Джоша Малермана – история о женщине, впадающей в похожую на смерть кому, и о мужчинах, один из которых желает похоронить ее заживо – а второй жаждет спасти.

«The Best of the Best Horror of the Year: 10 Years of Essential Short Horror Fiction» – антология от Эллен Датлоу. В составе – истории от таких признанных мастеров жанра, как Нил Гейман, Стивен Кинг, Ким Ньюман и других.

А вот повесть Стивена Кинга «На подъеме» (Elevation), уже переведена на русский язык. Не обошлось без жалоб: мол, старина Кинг исписался, где старые добрые страшилки, зачем у него лесбиянки, неужели наш раб лампы сломался. Хотя, кажется, будь на обложке любая другая фамилия, к тексту отнеслись бы гораздо более благосклонно.

В итоге получилось очень грустное и трогательное произведение, в жанре скорее мистического реализма, чем триллера или хоррора, от которых лишь легкий привкус – как от лаврового листа в супе.

Консервы

А теперь рассмотрим переводы на русский язык, впервые увидевшие свет в 2018 году.

«Страна Лавкрафта» (Lovecraft Country, 2016) Мэтта Раффа. В 2017 у себя на родине оно получило премию Endeavour Award – при всем звучном наименовании, награду весьма местечковую, вручаемую «автору, проживающему на тихоокеанском северо-западе». Еще «Страна Лавкрафта» номинировалась на «Локус» и «Всемирную премию фэнтези», но в первом случае ее обскакал «Пожарный» Джо Хилла, а во втором – «Совершенство» Кэтрин Уэбб.

Несмотря на то, что «Страну Лавкрафта» собираются экранизировать (а это означает признание у массового читателя), российские поклонники хоррора разошлись во мнениях по ее поводу. Кто-то увидел в ней серьезное произведение о расовой сегрегации, мимикрирующее под хоррор – а кто-то, наоборот, оказался разочарован отсутствием шогготов и грибов с Юггота.

Адам Нэвилл, «Дом малых теней» (House of Small Shadows, 2013) – номинант на премию имени Августа Дерлета (в рамках Британской премии фэнтези), уступил «Сияющим» Лорен Бьюкес. Проклятый дом, таинственная коллекция покойного таксидермиста, жуткие загадки прошлого – ингредиенты для классического хоррор-коктейля. Если бы это был роман годов эдак пятидесятых – развитие сюжета и финал можно было бы предугадать, но современный хоррор уже не так прост.

«Музыка ночи» (Night Music: Nocturnes Volume 2, 2015) Джона Коннолли – очень качественный и крепкий сборник, составленный из тринадцати произведений совершенно разной тематики (одно из которых вообще эссе). Открывающая сборник «Частная библиотека Кекстона» в 2014 году получила премию Эдгара По за «лучший рассказ», но, надо сказать, остальные тексты в книге от нее не отстают.

Антология «Ночи живых мертвецов» (Nights of the Living Dead, 2017) от Джонатана Мэйберри и Джорджа Ромеро – еще один сборник на такую популярную в последнее время зомби-тему. Он составлен из специально написанных для него рассказов от таких мастеров слова, как Джо Р. Лансдэйл, Шеннон Макгвайр, Джей Бонансинга и других, включая самого Ромеро – и повествует о том, что происходило в самом начале зомби-эпидемии, но какая разница, мертвяки – они везде мертвяки. Многие рассказы можно читать даже без привязки к фильму, хотя разве есть поклонники хоррора, которые его не видели?

Джон Лэнган, «Рыбак» (The Fisherman, 2016) – лауреат премии Брэма Стокера, премии «Это – хоррор» и нашей, российской, свеженькой «Мастера Ужасов». Номинант на «Локус», где его обошел все тот же «Пожарный» Джо Хилла. Густой, сочный сплав мелодрамы с привкусом тоски по прошлому и боли от потерь – с мощным, темным, по-настоящему глубинным ужасом.

Килан Патрик Бёрк, «Клан» (Kin, 2011) – классический для многих хорроров категории Б фантдоп о семье маньяков-каннибалов, оборачивается мощным, сочным, бескомпромиссным сплаттерпанком. Что происходит после того, как жертве удастся спастись? И как это отразится на тех, кто каким-либо образом оказался с ней связан? Будь это произведение автора-реалиста, мы бы столкнулись с ПТСР или стокгольмским синдромом, но у нас хоррор – а значит все окажется гораздо проще и страшнее.

Грег Ф. Гифьюн, «Сезон крови» (The Bleeding Season, 2003) – хорошо ли мы знаем своих лучших друзей? А хорошо ли помним свое собственное прошлое? Ответы на эти вопросы затягивают героев все глубже и глубже, пока не становится ясно – тьма внутри каждого из нас.

Ричард Лаймон, «Луна-парк» (Funland, 1989, впервые на русском языке вышел в малотиражной серии «Magic Monsters Mystery» в 2013 году), номинант на премию Брэма Стокера 1990 года, уступил «Мое!» Роберта Маккамона. Это классический Лаймон – с юным героем, его сексуальными мечтами, попытками самоутвердиться, и сюрреалистическим безумием в финале.

Томас Лиготти, «Песни мёртвого сновидца. Тератограф» (Songs of a Dead Dreamer, 1989) – два сборника рассказов 80-х годов, большая часть из которых переведена на русский язык впервые. Особенно хотелось был отметить «Сон манекена» – его перевод сделан Владиславом Женевским и публиковался в DARKER’е в 2014 году.

Невозможно не упомянуть в нашем перечне и «Переписчика» (This Census-Taker, 2016) Чайны Мьевиля. Номинант на «Хьюго» и «Локус» в 2017 году, он уступил в обоих случаях «В каждом сердце – дверь» Шеннон Макгвайр (кстати, тоже переведенной на русский язык лишь в 2018). Обе книги – и Мьевиля, и Макгвайр – сложно назвать чистым хоррором. Во всяком случае, хоррор не был самоцелью авторов. Это скорее истории взросления, истории о выборе, истории о памяти – ну а то что, страшно… ну что же, бывает.

Российский производитель

В русском же хорроре 2018 год прошел под маркой «Самой страшной книги». Посудите сами – в серии вышло пять книг (два романа, две антологии и один авторский сборник), что махом покрывает треть всего русскоязычного хоррора-2018. Обо всех них мы уже подробно рассказывали на страницах DARKER’а, поэтому здесь сделаю лишь краткий обзор.

«Вьюрки» Дарьи Бобылёвой, вышедшие под конец года (настолько под конец, что в выходных данных значится 2019 год), стали первой книгой в серии, о которой заговорили серьезные литературные критики (как, например, Галина Юзефович). Немаловажным, конечно, явилось то, что «Вьюрки» до этого, в своем журнальном варианте, вошли в лонг-лист крупных литературных премий – то есть пришли к публикации уже как «тяжеловес» из «большой литературы».

«Скелеты» Максима Кабира не привлекли внимание критиков первого эшелона – и, к сожалению, весьма незаслуженно. Обладатель премии «Рукопись года-2018», роман повествует о возвращении в родной городишко, которое оборачивается пробуждением «скелетов» из шкафов вроде бы относительно приличных граждан. Тема весьма благодатная, так или иначе затрагиваемая в произведениях «серьезных» авторов – хотя в хоррор-аспекте, во всяком случае, в русскоязычной литературе, ее еще не рассматривали. Будь этот текст впервые опубликован в «толстом» журнале – кто знает, как сложилась бы его судьба?

Уже ставшая привычной ежегодная антология «Самая страшная книга 2019» вышла, как обычно, осенью. Не думаю, что о ней надо рассказывать отдельно – так или иначе все, кого интересовало это издание, книгу уже купили, а кое-кто даже поучаствовал в традиционном отборе – со стороны авторов или таргет-группы. Слон на обложке шикарен, тексты под обложкой пугают в хорошем смысле этого слова – что еще нужно для скромного счастья поклонников?

Скорее всего, поклонники не упустили и два сборника – межавторский «13 монстров» (в составе которого оказались несколько текстов, не прошедших «сито» таргет-группы-2017) и «Чертовы пальцы» Дмитрия Тихонова.

Название первого сборника говорит само за себя – монстры, они и есть монстры, самые разнообразные, числом тринадцать.

В «Чертовых пальцах» же Дмитрий Тихонов предстает как замечательный рассказчик, который в равной мере владеет как и мифопоэтическим словом, так и исторической матчастью. Не зря его рассказ «Слуги атамановы» из этого сборника стал лауреатом премии «Мастера ужасов».

Кстати, любопытно, что и в книгах других издательств так или иначе засветились люди из ССК.

В «Эксмо» в мае вышла «Большая книга ужасов 75» – от постоянного автора серии, Олега Кожина. Здесь он неожиданно для многих представил хоррор для… подростков. Причем не мимимишно-сюсюкающий, а серьезный и суровый, хоть и в рамках требуемого рейтинга. Достаточно упомянуть лишь знакомый поклонникам ССК «…где живет Кракен», чтобы стало ясно – это действительно «Большая книга ужасов».

И там же, в «Эксмо», в октябре вышла «Жажда» (из межавторского цикла «Инсаров») Виктора Глебова, чей «Фаталист» открывал «романную» серию ССК. Любопытное произведение, окучивающее ниву детективного исторического хоррора. Судя по всему, авторам приходится попотеть, чтобы избежать неизбежных сравнений с циклом о Фандорине, но пока это им удается.

А еще в течение года в серии MYST (та, что «Александр Варго и «Апостолы тьмы» представляют», выходили «Донор» (с рассказом Алексея Шолохова), «Прах» (засветился Михаил Киоса), «Бабочка» (с текстами в том числе и Алексея Шолохова и Марии Артемьевой) и «Нелюдь» (наполовину составленный из рассказов Вадима Громова)… В общем, нам осталось захватить только почту, телефон и телеграф.

Еще в серии вышли крепкие, разноплановые «Татуировка», «Ненужные», «Заброшенная шахта» и «Парализованная» – серия MYST держит марку, идя своим путем.

Отдельно стоит отметить роман «Пищеблок» Алексея Иванова. И то лишь потому, что это САМ Алексей Иванов. И то потому, что это еще одна попытка войти в хоррор через «большую литературу». Иванов уже пытался сделать это дважды – с помощью «Псоглавцев» и «Комьюнити». Во всех трех случаях – отзывы весьма противоречивые. Кто-то считает, что это не хоррор, а осмысленное мимикрирование под него, попытка сыграть на чужом поле в свои игры, кто-то – что хоррор, но очень легкий, то и дело сбивающийся в сторону мистического реализма, мелодрамы или сатиры, а кому-то, наоборот, романы очень нравятся, без объяснений. В общем, каждому свое – и хорошо, что на любую книгу находится свой читатель.

Также 2018 года запомнился появлением серии «Русский хоррор». Открыл ее роман небезызвестного Андрея Ангелова (кстати, по слухам, виновник того, что в редакции фантастики теперь сменилось руководство) и вызвал массу негативных комментариев и просто обескураженности. Последующие за ним «Вверх по спирали» Светланы Даниловой, «Пастырь мертвецов» Антона Вильгоцкого, «Попрыгунчики на Рублевке» Глеба Соколова породили надежду на выравнивание серии к лучшему. Даст ли шанс издательство – время покажет.

***

Скорее всего, какие-то книги остались неохваченными, какие-то несправедливо скупо упомянутыми – но рано или поздно читатели все равно скажут свое веское слово. И оно окажется важнее всех рецензий.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)