DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Одержимость с другого ракурса

Несмотря на то, что сейчас мы живем в культурном и быстро развивающемся технологическом веке, многие до сих пор верят в одержимость Дьяволом и бесами. А в некоторых странах по сей день проводятся обряды экзорцизма. Например, в 2018 году в Никарагуа местный священник решил, что молодая девушка одержима, в результате чего ее всей деревней вытащили в поле и сожгли заживо, после того как не смогли голодом заставить демона покинуть ее тело. А в 1995 году священник из Сан-Франциско забил до смерти женщину во время обряда. И таких случаев хватает!

Фильмы об одержимости занимают довольно значительную нишу в кинематографе. Режиссеры из года в год пытаются докопаться до истины, существуют ли Дьявол и бесы или всё это психические заболевания. Но сегодня журнал DARKER рассказажет об одержимости иного рода, ведь нашими умами завладевает не только нечто откровенно сверхъестественное, но и кое-что пострашнее – кошмары собственного мозга.

«Сплит»

Одержимость своими альтер-эго

США, Япония, 2017

Режиссер: М. Найт Шьямалан

«Сплит» — фильм одного актера, Джеймса МакЭвоя. Конечно же, в картине есть и другие персонажи: психиатр, жертвы, случайные люди. Но в центре всего Кевин и его «второе я» (а также третье, четвертое, пятое и далее по тексту). Это жеманный Барри, доброжелательная Патрисия, жестокий Дэннис, больной ребенок Хедвиг и другие.

В голове Кевина, который сам себя называет «предводителем орды», в общей сложности уживаются 23 личности. Такие разные и непредсказуемые, они вынуждены сосуществовать друг с другом, время от времени захватывая власть над телом и разумом своего носителя. Они враждуют, конфликтуют, одни пытаются не дать сделать непоправимого другим, и наоборот. Но все идет к тому, что они в конце концов будут поглощены одним из них. И имя его – Зверь.

МакЭвой, сыгравший главного героя, не в первый раз сталкивается с ролью человека с расщеплением личности. Но только Найт Шьямалан поставил перед ним задачу сыграть стольких личностей сразу. И практически одновременно.

Актер справился с ней блестяще. Он меняет маски одну за другой, будто в нем самом живут все эти люди, которые ежесекундно требуют выхода на первый план. Меняется всё — взгляд, интонации, тембр голос, повадки, характер. Актерская игра, в хорошем смысле, вызывает ужас, от нее бросает в дрожь, и все два часа экранного времени зритель сидит и боится пошевелиться, чтобы не спугнуть темное волшебство.

Фильм основан на реальной истории Билли Миллигана, сознание которого расщепилось на 24 личности. Некоторые из них были преступниками: Билли обвинялся в нескольких ограблениях и трех изнасилованиях. Но еще в суде он был признан невменяемым и отправлен на лечение в психиатрическую клинику – так он стал первым человеком, которого оправдали в преступлениях по причине «множественной личности».

«Призрак оперы»

Одержимость женщиной

США, Великобритания, Венгрия, 1989

Режиссер: Дуайт Х. Литтл

В центре истории талантливый музыкант Эрик Деслер, который продал свою душу Дьяволу в обмен на популярность. Но такие сделки редко идут по плану, особенно если продавец подает условия слишком обтекаемо. Люди полюбили страстные оперы Эрика, но от него самого отвернулись, ибо лицо его было обезображено страшными шрамами. Вынужденный прятать лицо под маской и скрываться в подземелье театра, он влюбляется в Кристин (Джилл Шолен), начинающую певицу, и жестоко убивает всех, кто мешает ее карьере

История эта широко известна – Гастон Леру создал произведение, которое не единожды было экранизировано разными режиссерами. Кто только не играл Призрака Оперы: Лон Чейни, Герберт Лом, Максимиллиан Шелл, Джерард Батлер, Джулиан Сэндс и другие. Но именно Роберта Инглунда многие называют самым пугающим и по-настоящему жутким.

«Кошмар на улице Вязов» — фильм, с которым ассоциируется имя Инглунда. Фредди Крюгер идет за ним по пятам, поэтому проекты, где появляется актер, всегда удивляют, как «Призрак оперы». В роли Эрика Деслера Инглунд сумел совместить противоречивые эмоции и черты характера, показать одержимую влюбленность в Кристин так, что страшно не за нее, а за тех, кто рядом с ней, и за самого Призрака. Хотя и тут черты Фредди все-таки нет-нет да проскользнут.

Инглунд буквально вытащил фильм, не имевший особенного коммерческого успеха, на своих плечах. Сыграл за всех сразу, затмив остальных актеров. Он здесь — ключевая фигура. И да, поднадоевшей музыки Ллойда Уэббера в картине нет. Композитором стал Миша Сегал, наполнивший историю готической атмосферой Леру.

«Черный лебедь»

Одержимость ролью

США, 2010

Режиссер: Даррен Аронофски

За перевоплощение в Нину Сэйерс, балерину, одержимую желанием станцевать партию черного лебедя в «Лебедином озере», Натали Портман в 2010 году получила «Оскар» за лучшую женскую роль. Она с полной самоотдачей подошла к работе и полгода перед съемками изучала балетную пластику. Конечно, танцевала ее дублерша, но благодаря тренировкам Портман была убедительна в остальном. В ней уживается сразу несколько сторон: затравленная заботой матери девчонка, жаждущая свободы; инфантильная женщина, запрятавшая свое либидо глубоко внутрь себя и направившая все силы, чтобы добиться совершенства в танце; девушка, жаждущая познать любовь, страсть, секс, удовольствия — всё , чего она лишена. Неудивительно, что в конце концов Нина съезжает с катушек и теряет связь с реальностью. Ей начинает казаться, что она сама превращается в черного лебедя: у нее даже отрастают крылья.

У девушки есть подруга-соперница Лили (Мила Кунис) — ее полная противоположность, но на фоне всего того, что происходит с Ниной, назревает вопрос: а существует ли она на самом деле? Может быть, это альтер-эго девушки, которое она столько лет прятала от матери, мира и даже самой себя? А балет «Лебединое озеро» с музыкой Чайковского (сам по себе трагичный и печальный), изнурительные тренировки, жесткий и требовательный хореограф (Венсан Кассель), недосып, переживания стали своего рода катализатором для высвобождения Нины настоящей из мира установленных ею же самой рамок, запретов и ограничений. С потенциально летальным исходом.

«Безумные родители»

Одержимость убийство своих детей

США, Великобритания, 2017

Режиссер: Брайан Тэйлор

Обложка, под которой этот фильм скрывается на одном из российских стриминговых сервисов, мягко говоря, не готовит зрителей к итоговому продукту. Николас Кейдж и Сельма Блэр — и в воздухе разносится аромат детства. Актеры гармонично дополнили друг друга, сыграв парочку безумных родителей, поглощенных лишь одной мыслью —убить своих отпрысков. А началось все со странного звукового сигнала по телевизору, который свел всех родителей пригорода-мечты с ума. И взрослые, как зомби, начали быстрое и кровавое уничтожение следующего поколения.

Хотя началось всё, конечно же, еще раньше, когда дети, считая себя самыми умными, перестали слушаться родителей, стали подтаскивать деньги из кошельков и творить всякие мелкие пакости назло. И всё — что называется, накипело.

Брент и Кендалл Райс открыли сезон охоты на детей. Их дочь и сын в фильме вроде как жертвы, а вот жаль именно родителей: это ж как нужно было довести серьезных людей, чтобы вызвать такую реакцию? Можно возразить, что виной всему сигнал из телевизора, превративший их в безумцев. Но нет. Каждый отец и особенно мать хоть раз да хотели своих птенчиков вернуть обратно и ходили по лезвию.

Кейдж и Блэр, как видится, с огромным удовольствием играют безумных родителей, с упоением размахивая топорами, швыряясь ножами и корча гримасы. А уж их безумцы, по крайней мере, у Ника, всегда отменны.

«Я плюю на ваши могилы»

Одержимость местью

США, 1978

Режиссер: Мейр Зарки

«Я плюю на ваши могилы» или «День женщины» — жесткий фильм о молодой писательнице, одержимой местью после группового изнасилования в коттедже у реки, который она сняла, чтобы написать свою первую книгу. Если брать более поздние ремейки картины, то кажется, что это не художественные фильмы, а энциклопедии мести «Каким способом убить насильника». В фильме Зарки методы мести, которые выбирает героиня, не самые изощренные. Тут важны эмоции, с которыми она вершит свое правосудие. Нет злобы, обиды, ненависти – только холодный, безжалостный расчет и детальная продуманность. От расплаты не ушел никто.

Когда фильм только появился, на него вылились реки негативной критики и нелицеприятных эпитетов. Его даже называли худшим фильмом в кинематографе. Однако это не помешало ему стать культовой классикой и 14 недель подряд оставаться в ТОП-40 лучших видеокассет списка Billboard.

Актриса Камилла Китон именно за роль Дженнифер Хиллз получила награду на кинофестивале в Сиджесе за лучшую женскую роль. Зарки выбрал ее из 4000 претенденток, проходивших пробы, и не прогадал.

«Кристина»

Одержимость автомобилем

США, 1983

Режиссер: Джон Карпентер

Одна из самых культовых одержимостей в кинематографе — это одержимость Арни Каннингема (Кит Гордон) Кристиной — Plymouth Fury 1958 года.

Он нашел автомобиль, когда проезжал со своим другом Деннисом (Джон Стоквелл) мимо заднего двора старого дома Джорджа Лебэя (Роберт Блоссом). Она стояла там — ржавая, заброшенная, одинокая. Арни быстренько ее купил и восстановил, удивив всех вокруг.

Он относился к Кристине как к женщине: нежно и трепетно любил, проводил с ней всё свободное время, тратил на нее все деньги. И Кристина отвечала ему взаимностью. Благодаря ей Арни из очкастого ботаника превратился в уверенного молодого человека и смог влюбить в себя самую красивую девушку в школе — Ли (Александра Пол). Кристине же это совсем не понравилось.

«Кристина» снята по одноименному роману Стивена Кинга, а у него простых идей не бывает. Джон Карпентер же для большей зрелищности сюжет как раз упростил, убрал некоторых персонажей, других «убил» не по книге. Но это совершенно не портит впечатления от картины. Тот редкий случай, когда фильм не хуже оригинала, несмотря на внесенные изменения.

Интересно наблюдать за Арни, который меняется прямо на глазах вместе с Кристиной; как портится его характер; как он приобретает черты прежнего владельца автомобиля; каким он становится жестким, даже жестоким. И как он впадает в зависимость от машины все сильнее. Она и только она всегда для него на первом месте. Когда же друг и девушка пытаются его спасти, он уже настолько одержим ею, что ничего не видит и слышать никого не хочет. Постепенно и Деннис с Ли втягиваются в эту смертельную игру и не могут ни о чем думать, кроме машины и способах ее уничтожения, не подозревая, что Кристина погубила уже многих, кто встал на пути её Арни.

«Кладбище домашних животных»

Одержимость идеей воскрешения

США, 1989

Режиссер: Мэри Ламберт

В фильмах ужасов одержимость бывает не только злом, она бывает и с чистыми помыслами, но, как говорится, благими намерениями выстлана дорога в ад.

Доктор Луис Крид (Дейл Мидклифф) вместе с семьей переезжает в маленький городок. И когда кажется, что жизнь — это самое прекрасное, что у него есть, его маленький сын Гейдж (Мико Хьюз) попадает под колеса грузовика. Неподалеку от его дома есть старое кладбище, возвращающее мертвых. Луис точно об этом знает, потому что уже хоронил там кота. И тот вернулся. Так почему бы не попробовать с Гейджем? И он пробует, что приводит к череде кровавых событий.

Одержимость Луиса Крида воскрешением не отпускает его даже тогда, когда он понимает, что натворил. У него не получилось раз, два, и он снова относит на кладбище очередного любимого человека, надеясь на то, что в этот раз всё выйдет так, как надо.

Сейчас фильм может показаться немного наивным на фоне последних компьютерных достижений, однако до сих пор от него бросает в дрожь. Зритель переживает за Луиса, перебирающегося через бурелом на проклятое кладбище, и жалеет абсолютно всех героев, тем более что ни один из них не заслужил той участи, которая их постигла.

«Коматозники»

Одержимость жизнью после смерти

США, 1990

Режиссер: Джоэль Шумахер

До сих пор ученые и парапсихологи пытаются узнать, что же происходит после смерти, есть ли там какая-то иная жизнь? А вместе с ними этим вопросом задается и кинематограф.

Нэльсон Райт (Кифер Сазерленд) одержим идеей заглянуть за завесу, и он находит способ: умереть клинической смертью и провести там не больше минуты. Он уговаривает своих однокурсников-медиков провести с ним этот эксперимент.

Когда его воскрешают, Нэльсон в восторге рассказывает, что пережил нечто невероятное. Вдохновленные его успехом все остальные тоже хотят попробовать. Но есть один маленький нюанс: возвращаясь к жизни после смерти, каждый из них видит своих личных призраков, которые преследуют их и даже причиняют физический вред. Чтобы избавиться от них, надо вспомнить свои грехи и обиды и вымолить прощение у тех, кого они когда-то обидели.

Все эти фильмы объединяет одна мысль: одержимость идеей может подчас оказаться куда страшнее и куда реальнее легиона демонов, разрушая как жизнь человека, попавшего под ее влияние, так и весь мир вокруг него.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)