DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ ЗОВ МОГИЛЫ

Итоги и ожидания от киногода: что напугало в 2023-м и что напугает в 2024-м

Дорогие читатели журнала DARKER!

Этот год был сложным… Хотя нет, чего это сразу зачеркнуто? Для фанатов кинохоррора 2023 год действительно вышел, мягко говоря, неровным. На этот раз мы не получили ни внезапного инди-хита, который прыгнул выше головы (типа «Реинкарнации» Астера или «Ведьмы» Эггерса), ни полноценного страшного блокбастера (вроде «Оно» образца 2017 или «Заклятия» Джеймса Вана), ни даже просто уютной страшилки под Хэллоуин (в духе «Страшных историй для рассказа в темноте» или «Тайны дома с часами»). Хоррорный 2023-й сделал «вжих», пролетел перед глазами — и исчез.

Это не значит, что удач вообще не было. «М3ган» бодро начала год. «Два, три, демон, приди» окупился двадцатикратно — и даже официально вышел в России, что невероятно порадовало. «День благодарения» (рецензия в этом номере), хоть и провалился в прокате, вполне имеет потенциал для обретения культового статуса. «Кокаиновый медведь» может залететь в ту же категорию, если веселый маньяк-косолапый перевесит в зрительском сознании недостатки сценария. «Пять ночей с Фредди» оказался самым кассовым хоррором года (насколько заслуженно — другой вопрос). Ну, и новые «Зловещие мертвецы» с «Пилой» и «Криком», в принципе, старательно отработали обязательную программу для верных фанатов.

Можно выделить три забавных (или не очень, кому как) тренда:

  • В попытке заманить людей в кинотеатры прокатчики откровенно переборщили с фейковыми локализациями. Кажется, что пальцев на руках (и, возможно, даже ногах) не хватит, чтобы пересчитать все «Заклятья», «Астралы», «Паранормальные явления», «Реинкарнации» и прочие ярлыки известных франшиз, которые вешались на сомнительного качества проекты со всего мира. Даже «Два, три, демон, приди» уже успел прирасти несвязанным фильмом! Такая практика еще здорово аукнется...
  • Монашки возвращаются! Жанр nunspoitation пережил новое рождение, ведь этот год отметился сразу тремя довольно крупными проектами, действие которых развивалось в женских монастырях. Качество варьировалось, но в целом оставалось выше плинтуса!
  • Повышенное количество «беременных хорроров» — их было столько, что часть даже не попала в журнал. По меткому замечанию автора, сделанному еще в мае, «еще один фильм про беременность я точно не выдержу». Надеваем шапочку из фольги и задаем вопрос: «А может, кто-то просто хочет, чтобы в 2023 году мы приобрели фобию деторождения?»

Из того, что было отсмотрено в 2023-м, лично мне приятно запомнились только два проекта. Во-первых, «Экзорцист Ватикана» — из-за харизмы Рассела Кроу и непритязательной фановости нишевого ужастика, не претендующего ни на что, кроме развлечения зрителей (о чем я, собственно, и мечтаю в открывающем слове). Во-вторых, «Падение дома Ашеров», потому что Майк Флэнеган, жгущий едкой сатирой в окружении роскошного каста, — это здорово. Увы, разочаровали ожидаемые «Ренфилд» (слишком быстро вылетел из памяти) и «Последнее путешествие Деметра» (от Эвердала я ждал большего). Из ожиданий — отложенная на новый год, аки салатик, «Годзилла: Минус один». В остальном буду следовать правилу довольного пессимиста: пусть окажусь либо приятно удивлен, либо прав.

А засим — передаю бразды и слово Александре Горелой!

Александра Горелая

Могу сказать, что ждала «Героя наших снов», и он вполне себе прекрасен, Николас Кейдж великолепен. К сожалению, не могу отметить других фильмов, которые бы за предыдущий год зацепили и остались в памяти. Хотя «Два, три, демон, приди» был неплох — можно с осторожностью ждать сиквел/приквел или что там делают сейчас создатели. Ждала «Астрал», дождалась, и рада, что франшиза наконец завершилась — причем довольно крепким фильмом. Надеюсь, что продолжений не будет (прим. ред. — спойлер: они будут, один спин-офф уже анонсирован на 2024-2025)

Жду французского «Вурдалака». «Армия мертвых в Пусане», скорее, напрягает — бедный Пусан уже скрипит на зубах, невозможно уже представить, какие еще кары небесные на него обрушат корейцы (или наши локализаторы). К слову, от «Паранормальных явлений» тоже уже тошнит. Много азиатских ужастиков выходит. Моя любовь к странным фильмам безгранична, но, скорее всего, они разочаруют. Из российского кино интересен новый фильм Серика Бейсеу, но мода на «заманчивые» названия добралась и сюда — картину обозвали «Заклятье. Шепот ведьм», и теперь это вызывает не оптимизм, а, скорее, подозрения.

Алексей Абросимов

Как и в прошлый раз, ничего особенного от прошедшего 2023 года я не ждал. Поэтому не разочаровался. Даже наоборот — любой мало-мальски интересный проект, в силу никаких ожиданий, воспринимался как подарок небес.

В силу такого подхода «Крик 6» понравился чуть больше слабого предыдущего фильма. «Восстание зловещих мертвецов» оставило в целом равнодушным — но спасибо, что хоть отвращения (в плохом смысле) не вызвало. Из приятных неожиданностей — слэшер «День благодарения». Хотя творчество Элая Рота особо не ценю, но в данном фильме замечательно слились воедино черный юмор, тупая молодежь и филигранное шинкование оной.

От наступившего года также нет никаких весомых ожиданий. По игровой части есть надежда, что выйдет ремейк Silent Hill 2 от польской студии Bloober Team. Немного жду третий сезон «Извне» — пресловутый рак на безрыбье мистических сериалов. Осторожный оптимизм и робкие надежды вызывает отечественный сериал «Очевидное невероятное» — экранизация цикла рассказов Кира Булычева о Великом Гусляре (городе, а не музыканте). Дежурно посмотрю новый сезон «Пацанов». Плюс малость интересен новый фильм Алекса Гарленда «Гражданская война», который обзаведется официальным российским прокатом, когда только с локализованным названием определятся. На этом, собственно, всё.

Андрей Волков

По сравнению с прошлым годом, где были мощные хорроры «Проклятие Бридж-Холлоу», «Техасская резня бензопилой» и «Ужасающий 2», в 2023 году ни один жутик не вызвал такого шквала эмоций. Тем не менее был один триллер, который мне запомнился, так что я его даже пересматривал, — «Капкан. Судная ночь» Франка Халфуна. Критические отзывы об этой ленте самые разные, однако мне он понравился мощным саспенсом, а также неожиданным отказом режиссера объяснять мотивы снайпера. Сам маньяк называет множество причин своих действий, однако всегда сохраняется возможность того, что все его слова — обыкновенная ложь, ведь он в общении с главной героиней по рации показал себя в качестве социопата, которому не нужны особые причины, чтобы убить человека. Вполне вероятно, что злодей просто возомнил себя богом, решающим людские судьбы на отдаленной автозаправке.

Что касается ожиданий, то мне бы хотелось посмотреть триквел «Ужасающего», а также «Расчленитель 2» — долгожданный сиквел давнего слэшера Бадди Купера. Режиссер очень долго ничего не снимал, но спустя почти сорок лет (!) вдруг решил вернуться к активной кинематографической деятельности. Будет любопытно оценить экстремальный подход Купера в новом столетии (кто не в курсе — его «Расчленитель» стал одним из самых жестоких слэшеров своей поры).

Владимир Грейвсхолд

Минувший год был богат на премьеры всех уровней паршивости. Сразу скажу, что не питал никаких надежд касательно премьер, потому как знаю, что сто двадцать пятая часть «Хэллоуина» не покажет ничего нового, а бесконечные проходные картины задавят мясом весь прокат. Тем не менее в ушедшем году есть примечательные работы. «Бруклин 45» при скромном бюджете и без претензий поднял действительно важную и актуальную для нашего времени тему.

«Конкретный убийца», выйди он на пару месяцев раньше, стал бы отличным летним фильмом. А так это просто хорошая комедия, рассказывающая старые истории немного по-новому.

«Одержимые злом». Аргентинцы не утруждали себя сюжетным обоснованием, зато до отвала накормили зрителя мясом, не скатившись, прошу заметить, в треш категории «Б».

Порадовала вторая часть внезапно ставшей популярной франшизы «Ужасающий» (мы-то знаем, благодаря кому…). Подрос бюджет, качество картинки, но сюжет остался там же.

С «Ужасающего» можно начать и перечень перспективных фильмов 2024 года, ведь третья часть обещается. Остается надеяться, что Дэмиен Леоне подойдет к триквелу как к картине, а не к дойной корове.

Попытается пробить на ностальгию вторая часть «Битлджуса». В уходящем году Китон порадовал фанатов, достав из чулана остроухий костюм, в новом же достанет полосатый.

Если картина обзаводится спин-оффами, значит, скорее всего, она стала коровой. Надеемся, «Тихое место: День первый» не замычит.

Про новые «Пилу», «Сайлент Хилл» и «Пункт назначения» не стану говорить. Тянущиеся 20+ лет франшизы редко удивляют приятно. Позволю себе немного наивности и надежд на «Жребий». Всё-таки хочется увидеть достойную экранизацию моего любимого романа Кинга.

Напоследок хочу не только пожелать читателям побольше качественных хоррор-проектов, но и напомнить: «Не ждите слишком много — и не будете разочарованы».

Камдок Ким

В прошедшем году я присоединился к постоянным авторам рецензий журнала. Будет справедливо сказать, что это дело украсило мой 2023 год.

Я старался ориентироваться на азиатские, малоизвестные для российского зрителя, хорроры, чтобы наши читатели имели возможность не только узнать, что предлагает американская и европейская индустрия, но и иногда обращать взор в сторону Востока, где есть свой кинематограф, живущий полноценной жизнью. Окно в Азию сделали шире стриминг-платформы, особенно Netflix, за что им спасибо. Но, как всегда, из-за этого по-настоящему качественный и хороший контент начинает теряться в куче шаблонного мусора. Выбор действительно становится больше с каждым годом, но это не очень заметно прибавляет количество хороших фильмов.

Самой качественной и необычной работой, на которую мне приходилось писать рецензию, стал тайский фильм «Голод» — очень необычная и мрачная картина о кулинарии. Фильмом с непредсказуемым финалом и интересным твистом оказался японский триллер «Импостер». Из классики сложнее всего было обозревать работу Дэнни Бойла «Неглубокая могила». Говорить о том, почему этот фильм хорош, оказалось не так легко, как мне представлялось: разбирать достоинства хорошего фильма гораздо сложнее, чем минусы плохого. Говоря о том, какой фильм замечательный, ты хочешь быть кратким: «Просто посмотри! Это круто!» А когда фильм вызвал бурю негативных эмоций или негодования, то слова напрашиваются сами собой.

Что же нам преподнесет 2024 год? Думаю, что он не сильно будет отличаться от 2023-го. А чего хотелось бы пожелать? Хотелось бы пожелать, чтобы провал второго «Аквамена» не сильно сказался на карьере Джеймса Вана — по моему скромному мнению, лучшего создателя хорроров нашего времени. Ну, и чтобы стриминг-платформы продолжали давать шанс малоизвестным качественным фильмам, которым не удается пробиться на большой экран из-за скромного бюджета.

Олеся Мезенина

За 2023 год, к сожалению, никаких открытий не произошло, да и просмотрено было крайне мало и ничего из новинок не оставило в душе будоражащего следа. Фильмы, за которыми был просто приятно проведен вечер, относятся к франшизам, то бишь ничего нового — «Восстание зловещих мертвецов», «Крик 6», «Пила Х», первый можно назвать наиболее удачным. Из неочевидного запомнились всего две картины — «Скинамаринк» и «Красные комнаты». Самые большие надежды возлагались на новый фильм Ари Астера, но вряд ли уже возможно переплюнуть «Солнцестояние», да и хоррором «Все страхи Бо» не назовешь. «Два, три, демон, приди!» и «Бугимен» — очень похожие по настроению хорроры с примесью драмы, и если в первом можно отметить несколько новых интересных решений, то второй абсолютно посредственен.

Самые ожидаемые фильмы ужасов этого года — тоже два продолжения, выросшие из «низкосортных» и вместе с тем смелых и стильных авторских проектов: «Ужасающий 3» и «Максин». Любопытно будет посмотреть на два фильма с участием Билла Скарсгарда: «Ворон» и «Носферату», опять-таки, оба — ремейки. В планах также оценить ремейк «Незнакомцев» и очередное продолжение «Пилы». Из оригинального на ум приходит только «Longlegs» Оза Перкинса, который пока перевели как «Собиратель душ».

Алексей Петров

Говоря о лучшем в 2023-м, в первую очередь отмечу три широко распиаренные картины, которые оправдали ожидания:

  • Российское «Бешенство» от режиссера «Чебурашки» — отличный симбиоз зоохоррора и наркодрамы.
  • Австралийско-британский «Два, три, демон, приди!» — реально жуткий молодежный хоррор, где даже местами сумбурное повествование хорошо работает на адскую атмосферу.
  • Американо-ирландское «Восстание зловещих мертвецов» — более чем достойный реверанс в сторону оригинального фильма Сэма Рейми. Море удовольствия от моря художественной кровищи.
  • А последние два — совсем неочевидные фавориты, о которых даже не все слышали.
  • Штатовский «Нефариус» — тюремный разговорный триллер, в котором беседуют психиатр и приговоренный к смерти, считающий себя демоном. Лично я не мог оторваться от экрана.
  • И опять же американский «Бруклин 45» — практически хоррор-пьеса в пределах одной комнаты, где ветераны Второй мировой проводят спиритический сеанс. Филигранно сделанный, непредсказуемый камерный жутик.

Теперь о субъективно худших впечатлениях в 2023-м:

  • Мокьюментари родом из США — «Адская пасть Мохаве». Мне понятна художественная задумка, когда герои оказались в зоне смертельной аномалии и хаотично снимали «пустоту». Но смотреть это, имхо, почти невозможно.
  • Английский «Корабль призраков». А вот здесь обратная ситуация. По части видеоряда это реально красивое кино. Но что касается связанного повествования — всё очень плохо, настолько, что ближе к финалу задаешься вопросом; зачем я вообще трачу на это время?
  • Канадский «Спуск: Новая глава». Пусть изначально понятно, что никакое это не продолжение «Спуска» Нила Маршалл, но всё же был настрой на атмосферный пещерный хоррор. По факту же — крайне слабая антиабьюзная драма, лишь прикидывающаяся хоррором.
  • Американское «Проклятие Лилиан» от русского сценариста и продюсера Александра Невского (в кадре его нет). Да, просмотр был чисто из спортивного интереса, с условной надеждой «а вдруг не так уж плохо». По факту же история, режиссура, спецэффекты, атмосфера — всё очень плохо.
  • Японский «Импостер». Здесь разочарование оттого, что фильм стремительно сдувается по ходу просмотра. Первая половина — вполне увлекательно и интригующе, но чем ближе к концу, тем бредовее становится происходящее на экране. И финальная точка для меня была как последний гвоздь в крышку гроба.

Что же касается ожиданий в 2024-м:

  • «Максин» Тая Уэста. Ждал продолжение «X» и «Пэрл» весь 2023 год, очень хочу, чтобы в наступившем году оно наконец-то вышло.
  • «Ворон» Руперта Сандерса, ремейк того самого «Ворона» с Брэндоном Ли.
  • «Из глубины» Клаудио Фаха. Практически стопроцентное B-movie, но с прикольным концептом, как акулы атакуют пассажиров потерпевшего крушение и затонувшего самолета.
  • «Ужасающий 3» Дэмиена Леоне. Здесь излишни комментарии для тех, кому зашли две первые части.
  • «Возвращение в Сайлент Хилл» Кристофа Гана. Просто потому, что это Сайлент Хилл.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)