DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тьма в кино. Пересматриваем классику

«Тихая ночь, смертельная ночь» вышла в период, который кинокритики именуют «золотым веком» слэшеров. Мир уже успел познакомиться с Майклом Майерсом и Джейсоном Вурхисом и с нетерпением ждал новых антигероев. Режиссер фильма – Чарльз Е. Селлер младший – на хоррорах никогда не специализировался. Начинал он как продюсер и в игровое кино пришел из документального, так что «Тихая ночь, смертельная ночь» стала фактически его художественным дебютом. О том, что из этого вышло, рассказывает Вячеслав Ерлыченков.

Злая корпорация Musak производит аудиозаписи, контролирующие сознание обывателей. Юный бунтарь F.M. находит способ противостоять системе, интегрируя в музыку элементы нойза. По всей стране начинаются стачки, спровоцированные новыми звуками. Musak решает ликвидировать аудиотеррориста и посылает за ним агента Ягера. По несчастливому совпадению, Ягер знаком с девушкой F.M., молодой стриптизершей Кристианой... Обзор фильма «Декодер» подготовил Сергей Рябых.

«Вкусная дрянь» – явно недооцененная хоррор-комедия, ухитрившаяся вместить в себя и трешевую удаль, и довольно серьезный посыл о некоторых сложностях человеческого социума, при этом избегая явного морализаторства. С каждой последующей сценой лента выглядит все более и более бредово, но потом вдруг становится ясно, что «Вкусная дрянь» на самом деле куда глубже, чем может показаться на первый взгляд. Обзор фильма подготовил Валерий Лисицкий.

«Горго» – это ответ англичан на коммерчески успешного «Годзиллу». Основная концепция «гигантская рептилия крушит мегаполис», по сути, одинакова для обеих картин, но вот частности у этих историй совершенно разные. В отличие от Годзиллы, которому не давали спокойно спать атомные бомбы, Горго просыпается после небольшого природного катаклизма: извержения вулкана. Подробности — в обзоре, который подготовил Вячеслав Ерлыченков.

«Человек, который смеется» — мелодраматический хоррор немецкого экспрессиониста Пауля Лени («Восковые фигуры»), экранизация одноименного романа Виктора Гюго с Конрадом Фейдтом («Касабланка», «Кабинет доктора Калигари») в главной роли. Фильм, как и книга, повествует о молодом аристократе по имени Гуинплен, чье лицо в раннем детстве изуродовали коварные «компрачикосы» по приказу короля Якова II. Подробности — в обзоре от Сергея Рябых.

«Маска призрака» — единственный слэшер в фильмографии Жана Пеллерина, и подошел он к его созданию нестандартно. Во-первых, пригласил на главные роли молодых актеров из авторского кино, Сару Лассез и Джеймса Дювала, а на второстепенную — такого мастера, как Кристофер Пламмер, редкого гостя в хорроре. Во-вторых, соединил слэшер с театральной эстетикой и клоунской тематикой, ведь злодей облачен в костюм паяца. Подробности — в обзоре от Андрея Волкова.

«Могильщик Гейси» – один из тех фильмов, которые следует смотреть на свой страх и риск. Слишком уж много факторов, которые могут как привлечь, так и оттолкнуть. Но и обходить его вниманием точно не стоит, хотя бы из уважения к таланту Марка Холтона и… нет, не уважения, а интереса к личности реального Гейси. Подлинную историю вы не узнаете, но в общих чертах получите представление о том, кем был один из страшнейших серийных убийц в истории. Обзор фильма подготовил Валерий Лисицкий.

Если уж говорить искренне и без кокетства, то нужно признать, что ужасы – это, в первую очередь, развлекательный жанр. Но, с другой стороны, «в первую очередь» не значит «исключительно», не так ли? Есть ведь и «Изгоняющий дьявола», и «Ребенок Розмари», и «Деликатесы», заслуженно считающиеся классикой кинематографа. Есть, в конце концов, и «Последняя волна». Подробности — в рецензии Валерия Лисицкого.

В эпоху тотального дефицита далеко не всем стоящим фильмам удавалось пробиваться к своему зрителю, пусть даже на видеокассете, переписанной с десяток раз. «Гнездо пауков» – одна из таких работ, снятая малоизвестным итальянским режиссером и наверняка обделенная зрительским вниманием в свое время. Что ж, настала пора исправить эту несправедливость. Подробности — в обзоре фильма от Вячеслава Ерлыченкова.

«Невыразимый ужас» — это фильм для желающих вспомнить атмосферу хорроров 80-х годов. Основанный на литературе, которая при написании стилизовалась под уже устаревшие и ушедшие каноны, фильм даже для своего времени смотрелся отнюдь не шедевром. В нем есть уютное, ламповое очарование, но это не проверенное годами качество, а легкий флер ностальгии по навсегда ушедшим временам. Подробности — в обзоре от Алексея Абросимова.

«Трепанатор» стоит посмотреть всем поклонникам треша, комедий ужасов и просто фанатам Стюарта Гордона. С его культовым наследием французский коллега обошелся бережно, в результате чего маэстро не выдвигал никаких юридических претензий к автору после выхода его фильма в международный прокат. Кто знает, может, он тоже оценил треш-вариант своего хита. Подробности — в обзоре фильма от Андрея Волкова.

Это может показаться странным, но «Леди исчезает» – по-настоящему добрая кинолента. Фильм насквозь пропитан понятиями чести, взаимовыручки, любви и уважения. Не важно, что за окном уже двадцать первый век и компьютерные технологии способны создавать на экране невероятные фантастические миры. Черно-белый, лишенный всякой бессмысленной мишуры фильм «Леди исчезает» моментально заберет ваше внимание. И поверьте, как только вас коснуться цепкие пальцы сэра Альфреда Джозефа Хичкока, вам уже не выбраться. Такое кино не умрет никогда. На то оно и классика.

Картина хороша своей обезоруживающей старомодной непосредственностью, когда жесткий по смыслу триллер воспринимаешь как доброе «ламповое» кино, практически для семейного просмотра. Спустя несколько лет выйдет «Слепой ужас» Ричарда Флайшера, лента с условно схожей фабулой (незрячая девушка противостоит маньяку), и это будет уже шокер нового формата, под стать современным психологическим жутикам. А «Дождись темноты» – кино действительно из другой эпохи, скорее для ценителей прекрасного, а не фанатов жести.

Про шведский хоррор-кинематограф многие узнали только когда в прокат вышла «вампирская» лента «Впусти меня» (2008), к которой американцы тут же сделали ремейк. Однако шведское кино развивалось по тем же законам, что и другие европейские кинематографии, оттого страшные темы в скандинавском кино пусть изредка, но освещались. Сам Ингмар Бергман в 1968 году снял «Час волка», который можно классифицировать как психопатологический триллер. «Посетители» же более жанровая работа, которую показывали в 1990-е в России по кабельному ТВ и издавали на VHS. Многим с тех пор этот фильм и запомнился.

«Комната страха» – это крепкий high-concept-триллер о вторжении в дом, который можно с удовольствием посмотреть, если не забивать себе голову киноманскими знаниями, чтобы вдоволь попереживать за симпатичных героинь, в перерыве между обгрызанием ногтей крича в экран бесполезные советы из серии «Да что ж ты делаешь?».

Несмотря на то, что за окном уже давным-давно двадцать первый век и бал правят компьютерные технологии и сверхреалистичные спецэффекты, фильмы Лучио Фульчи по-прежнему привлекают зрителей. В них есть атмосфера, саспенс, море крови и, безусловно, филигранное мастерство с которым мэтр демонстрировал нам свои жуткие истории. «Дом часов» – одна из последних работ режиссера, снятая не для широкого проката, а для показа на ТВ. Обзор фильма подготовил Вячеслав Ерлыченков.

Если не знать, что «Временная петля» – это мрачный фантастический триллер, с головоломным сюжетом и слэшерными мотивами, то в по итогам завязки фильм может показаться пикантной комедией. На самом же деле, это история без начала и конца в привычном понимании. Сюжет – замкнутая система, из которой есть только эмоциональная точка выхода, а не физическая. Истинный ужас ситуации в ее необратимости и безысходности. Обзор фильма подготовил Алексей Петров.

Альберт Левин (1894—1968) работал штатным сценаристом MGM, со временем дослужившись до руководителя сценарного отдела. Также он был личным ассистентом руководителя студии Ирвинга Тальберга, после смерти которого перешел на другую крупную студию Paramount, где и начал режиссерскую карьеру. Одна из его работ — «Портрет Дориана Грея» — классическая экранизация единственного романа Оскара Уайльда, обзор которой подготовил Андрей Волков.

Итак, «Кровь и пончики». Вампир по имени Бойа мирно проспал в заброшенном доме целых двадцать пять лет, прежде чем его разбудил метко закинутый в окно мячик для гольфа. Кровосос пробудился от долгой спячки, выполз из мешка и отправился в путь, знакомиться с изменившимся за четверть века окружением… И нет, он не намерен устраивать кровавую баню, вербовать последователей или искать соплеменников, чтобы непременно стать их вожаком. Подробности — в рецензии Валерия Лисицкого.

«Наращивание волос» – это классический пример того, что представляют собой ужастики из страны Страны восходящего солнца. Специфический юмор, странные герои, гротескные и отвратительные сцены смертей… Смотреть его без подготовки не стоит – это верно. Если же вы уже закалены просмотром экзотических лент и умеете видеть в них то, за что они ценятся, то и эта вас не разочарует. Подробности — в рецензии Валерия Лисицкого.