DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Рип-офф в плохом вкусе

Трепанатор / Trepanator

Франция, 1992

Жанр: фантастика, ужасы

Режиссер: Н. Ж. Мунт

Сценарий: Н. Ж. Мунт

В ролях: Мишель Финас, Жан Роллен, Мари-Элен Янин, Майкл Рэйнод, Ева Синклер

Похожие фильмы:

Норберт Жорж Мунт — известный андеграундный французский режиссер. Он был активен в основном в 1990-е годы, снял шесть фильмов, сам снялся в одном, после чего отошел от режиссерской деятельности. Он не был профессиональным кинематографистом, пришел в кино уже в зрелом возрасте, чтобы снимать те фильмы, которые ему самому нравились. Его дебют «Огрофф» (1983) получил наибольшую известность и, возможно, повлиял на дебют Андреаса Шнааса. Немецкий хоррормейкер тоже был когда-то энтузиастом, но позднее выбился в большое кино, став одним из самых известных немецких жанровых постановщиков. В США подобная метаморфоза произошла с Тоддом Шитсом. А вот другой американец, Нэйтан Шифф, так и остался культовой фигурой маргинального кино, сняв четыре полнометражных фильма и несколько короткометражек.

Мунт не был человеком со стороны. Он бизнесмен — владелец магазина, посвященного кино, издатель хоррор-журнала. Его связи в артистической среде весьма обширны — у него снималось много известных профессионалов. К примеру, в «Трепанаторе» появляются сразу два культовых режиссера: француз Жан Роллен и американец Уильям Лустиг. Роллен профессионально исполняет свою партию, выделяясь на фоне любителей и полулюбителей. В целом актерская игра в «Трепанаторе» не самого высокого уровня. Мишель Финас, исполнитель главной роли, явно переигрывает, а ряд второстепенных актеров вообще не знают, что им изображать.

Но все это не имеет большого значения, ибо перед нами талантливый рип-офф «Реаниматора» Стюарта Гордона. Норберт сделал его треш-вариант, почти превратив свой фильм в комедию ужасов. Персонажи совершают глупые поступки, говорят всякий бред, но все это не раздражает, а веселит, ибо сделано умышленно и реализовано очень качественно. К примеру, героя Лустига мучают кошмары, в которых его преследует маньяк-полицейский (!). А помощник Иста (фамилия главного героя), которого он не отпускает домой поесть, жарит мозг из банки прямо в лаборатории и ест его с ножом и вилкой (!). Ну где вы еще такое увидите?

Дядя Иста, которого сыграл Жан Роллен, не менее колоритный персонаж. Он пересадил мозг кошки обезьяне и постоянно воюет с племянником из-за будущей славы. Хотя у Иста если что и получается, то прямо противное тому, что он хотел сделать. Все его ожившие люди в итоге превращаются в полуовощи, некоторые сходят с ума и нападают на людей. Причем режиссер выдерживает необходимый баланс между хоррором и комедией на протяжении большей части повествования. Вкус ему изменил лишь в финале, который представляет собой откровенный балаган. Видно, хотел Мунт снять в духе Гордона развязку, но вышло дешево и глуповато.

Однако предшествующее действие полно иронических сцен, снятых в стиле «кино плохого вкуса». Кандидаты в президенты дерутся в телеэфире друг с другом и с ведущим (!), причем можно сказать, что Мунт «предсказал» знаменитые дебаты между Борисом Немцовым и Владимиром Жириновским (1995), где все происходило в похожем ключе, только без сцены смерти. Богачи готовы платить бешеные деньги за сомнительные эксперименты Иста, поскольку он убедил их в том, что способен дать им вечную жизнь, ум и красоту. В целом постановщик посмеивается над наивностью людей, их верой шарлатанам от медицины, которые обещают совершенно нереалистичные вещи. Нами манипулируют проходимцы и маньяки, подобные Исту, и тем наживают себе несметные богатства.

С профессиональной точки зрения «Трепанатор» на голову выше большинства любительских фильмов других режиссеров, в том числе ранних Шнааса и Шитса. Мунт почти все делал сам, включая спецэффекты, которые очень хороши для подобной продукции. И вообще, несмотря на маргинальный статус Мунта, его фильм не требует к себе снисходительного отношения. Это довольно качественно снятое кино по мотивам «Реаниматора», только с уклоном в треш, которое забавляет и развлекает, что и было главной целью автора.

Норберт Жорж Мунт умер в январе этого года, еще до эпидемии коронавируса в Европе, в возрасте 78 лет. Он оставил после себя небольшое, но довольно любопытное наследие, в основном состоящее из хорроров. Такие его фильмы, как «Огрофф», «Трепанатор» и «Взвод чужих» (1992) получили известность за пределами узкого круга фанатов редкого кино, а необычным «Синдромом Эдгара По» (1995), снятым в сюрреалистическом ключе, он и завершил свою 12-летнюю режиссерскую карьеру. Он легко бы мог, подобно Шнаасу и Шитсу, встроиться в ряды профессионалов, но Мунт не думал о продолжительной карьере постановщика. Ему вполне нравилось быть частью андеграунда, создавая почти без бюджета интересные постановки, в которых профессионалы кино соседствуют с любителями.

«Трепанатор» стоит посмотреть всем поклонникам треша, комедий ужасов и просто фанатам Стюарта Гордона. С его культовым наследием французский коллега обошелся бережно, в результате чего маэстро не выдвигал никаких юридических претензий к автору после выхода его фильма в международный прокат. Кто знает, может, он тоже оценил треш-вариант своего хита.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)