DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тьма в кино. Пересматриваем классику

«На смертном одре: Постель-людоед» – фильм самобытный. Он не ориентирован на массового зрителя, в какой-то мере это даже артхаус, который можно запросто закидать тапками за медлительность и неочевидность, за пассивность и безэмоциональность персонажей. При этом сюжет и сама история понятны, но вот манера подачи, образы и отдельные сцены рассчитаны на зрителя, живущего эмоциями и впечатлениями, а не логикой и грубым анализом происходящего. Это фильм-меланхолия, фильм-настроение, который проще прочувствовать, чем понять. Подробности – в обзоре от Вячеслава Ерлыченкова.

«Изгоняющий дьявола» – продукт своего времени, итоговый проект, закрывший тему сатанинской истерии в кино рубежа 60-х и 70-х годов, начатую «Оменом» и «Ребенком Розмари». Что позволяет «Экзорцисту» оставаться интересным и актуальным до сих пор – это грамотный баланс внешних «шокеров» и внутреннего содержания. Обзор этого культового фильма специально для номера DARKER, посвященного проклятиям, подготовил Игорь Евдокимов.

«Дом, где стекает кровь» — это одна из первых хорроров-антологий студии Amicus Productions, благодаря которым она и прославилась. Фильм состоит из четырех историй, объединенных сквозным повествованием. В центре сюжета дом, пользующийся дурной славой. «Дом» стал дебютом для режиссера Питера Даффелла, до этого снимавшего сериалы, однако сегодня он входит в пантеон классики английского хоррора. Подробности — в рецензии Андрея Волкова.

В отличие от многих своих коллег, Фульчи практически не снимал джалло. Но и автором зомби-фильмов он не был. Зомби представлялись Лучио восставшей злой силой, совсем как в Апокалипсисе. Режиссер был религиозен и перенес немало христианских представлений о демонах и аде в свои полотна. Таков и «Город живых мертвецов». Несмотря на название, он вовсе не о мертвецах. Подробности — в обзоре фильма, который подготовил Андрей Волков.

История, рассказанная в фильме «Отель ужасов», корнями уходит в глубокое и многими считающееся позорным прошлое. В 1692 году в Новой Англии еще в полный рост шла охота на ведьм. Голословного обвинения было достаточно, чтобы почти наверняка отправить на костер ту или иную женщину, что, собственно, и происходит с некоей Элизабет Селвин, живущей в вымышленном городке Вайтвуд. Обзор фильма подготовил Валерий Лисицкий.

Сюжет «Города-призрака» строится вокруг полицейского Лэнгли, которому поручено найти Кейт, пропавшую дочь местной большой шишки. Служитель порядка отправляется на поиски девушки и фантастическим образом попадает в другой мир, место, где замерло само время, где мертвые не знаю покоя. Естественно, обитатели этого гиблого мира сразу делятся на два лагеря. Обзор фильма подготовил Вячеслав Ерлыченков.

«Темный город» вышел на год раньше «Матрицы», но оказался в тени более успешного собрата по теме, хотя он тоньше и интереснее. И так вся карьера Пройаса, чей главный кассовый успех – «Я – робот» – самый скучный и коммерчески вылизанный его фильм. В общем, если и есть на свете недооцененный гений, то это Алекс Пройас. И все, что можно с этим поделать – посоветовать как можно большему числу зрителей посмотреть «Темный город», обзор которого подготовил Игорь Евдокимов.

«Черная вдова» – это история двух женщин. Очаровательная Катрин пользуется заслуженной популярностью у мужчин. В обмен на ее руку и сердце они готовы разделить с красоткой все свое значительное состояние. Правда, неожиданный сердечный приступ очень быстро переводит Катрин из статуса молодой жены в статус безутешной вдовы. Другая героиня – Алекс Барнс – федеральный агент, которая по чистой случайности замечает закономерность в череде смертей обеспеченных американцев.

«31-й км» — это весьма специфический хоррор. У него своеобразная драматургия, совсем иное визуальное воплощение, другая расстановка акцентов. В повествовательном аспекте лента ближе к восточной в целом и японской в частности культуре. При этом кино не стесняется в редкие моменты активировать западную страсть к гриму и визуальному устрашению. А на выходе от такой синергии получается самобытный, мрачный и тревожный ужастик, рассказ о котором подготовил Алексей Абросимов.

К концу 80-х годов прошлого века итальянский хоррор окончательно уступил место американским ужастикам. Многие классики жанра в это время отошли от дел, кто-то ушел на телевидение, как, например, Ламберто Бава, а вот Дарио Ардженто решил попытать счастья, создавая копродукции с главной кинематографией мира. «Травма» — первый такой фильм, который маэстро снял в своем любимом жанре джалло. Подробности — в обзоре от Андрея Волкова.

Драматический триллер с бесхитростным названием «Монстр» снят по мотивам жизни Эйлин Уорнос, серийного убийцы, примечательного своим полом – женским. Реально, в мировой истории дама-маньячка – явление редкое и своеобразное по природе. У любого преступления, даже самого безумного, есть причины, которые в художественном формате и исследует кинокартина Пэтти Дженкинс. Обзор фильма подготовил специально для «женского» номера DARKER Алексей Петров.

«Час волка» – хоррор? Спорное определение, просто потому, что это картина Ингмара Бергмана, режиссера, далекого от жанрового кино, по крайней мере для массовой аудитории. Великий швед верен себе и снимает эстетическую артхаусную картину, в которой ужасы – необходимые композиционные элементы, визуализирующие помутнение рассудка. Ведь что, как кажется, делает Бергман? Ставит диагноз, но не обществу, а конкретной личности, в свою очередь изучающей общество, которого нет. Подробности — в обзоре от Алексея Петрова.

Глубокая история, с разных сторон показывающая жизнь маньяка, его взаимодействие с жертвой и то, как окружение монстра откровенно закрывает глаза на странности в его поведении – подобное показывают в кино не так уж часто. После многочисленных лент, в которых душегубы предстают либо высоколобыми интеллектуалами, либо жертвами обстоятельств, либо славными парнями со своими странностями, «Елена в ящике» отрезвляет и заставляет задуматься. Обзор подготовил Валерий Лисицкий.

Наверняка вам известно множество примеров, когда режиссер из одной страны переснимал на свой манер успешный фильм, созданный в другой стране. «Постель Сатаны» – как раз один из таких ремейков. Малоизвестный индонезийский режиссер Эйч Тьют Джалил вдохновился культовым слэшером Уэса Крэйвена «Кошмар на улице Вязов» и предложил свой самобытный и довольно оригинальный вариант. Давайте взглянем на него повнимательней. Обзор подготовил Вячеслав Ерлыченков.

«Дом на краю кладбища» — это и слэшер, и хоррор о нехорошем доме, но в тоже время и нечто большее. Ужасный злодей из прошлого, хирург-садист доктор Фредштайн мистически связан с сыном главного героя — историка, поселившегося в роковом доме. Сын видит маленькую девочку, дочь доктора Фредштайна, который жил сто лет назад. Дихотомию добра и зла Фульчи понимает во вневременном ключе. Подробности — в обзоре фильма, который подготовил Андрей Волков.

Культового «Попутчика» с великолепным Рутгером Хауэром знают даже многие представители нецелевой аудитории, обычно игнорирующие хорроры. А такую картину 90-х, как «Калифорния», помнят разве что ярые поклонники Брэда Питта и Дэвида Духовны. При этом дебютная в большом кино работа клипмейкера Доминика Сены – отличный атмосферный и умный триллер на тему «опасных спутников». Рассказ об этом фильме подготовил Алексей Петров.

«Особняк в тумане» в свое время был продан для показа на американском телевидении, потом переиздавался на бюджетного качества DVD, но эта версия картины была порезана из цензурных соображений: вырезаны эротические сцены. В любом случае, эротика в данном фильме все же не главное, и поклонникам классики хоррора ознакомиться с ним, безусловно, стоит. Ну а для тех, кто хочет подробностей, Василий Рузаков подготовил обзор этой необычной ленты.

«Реликт» — одна из лучших работ Хайамса, пусть ее сборы и были не слишком велики. В 1997 году на экраны вышел знаменитый «Титаник», который оттянул львиную долю зрительской аудитории у других фильмов. Интересно, что двумя годами позже не кто-нибудь, а сам Джеймс Кэмерон предложил Хайамсу сценарий «Конца света», который существенно поправил репутацию постановщика как коммерческого режиссера после относительной финансовой неудачи «Реликта». Обзор фильма подготовил Андрей Волков.

«А теперь не смотри» был снят на волне популярности мистических хорроров вроде «Омена» и «Изгоняющего дьявола», которая поднялась после успеха «Ребенка Розмари». В кинотеатрах картина демонстрировалась вместе с мюзиклом «Плетеный человек», поскольку прокатчики посчитали, что ленты близки тематически. Но все же мистерия Николаса Роуга имеет гораздо больше общего со сновидческим шедевром Питера Уира «Пикник у Висячей скалы». Подробности — в рецензии Сергея Рябых.

Противостояние главных героев и лесных монстров — это первобытная битва за жизнь, где возможен только один победитель. И «Поворот не туда» интересен не только как хоррор, но и как история о преодолении собственных страхов, ради того чтобы выжить в недружелюбной к городских жителям среде. К сожалению, последующие части во многом растеряли достоинства оригинала, сведя всё к примитивному слэшеру, а обзор первого фильма серии подготовил Андрей Волков.