DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Добро пожаловать в Темный город

Темный город / Dark City

США, Австралия, 1998

Жанр: фантастика, триллер, детектив

Режиссер: Алекс Пройас

Сценарий: Алекс Пройас, Лем Доббс, Дэвид С. Гойер

В ролях: Руфус Сьюэлл, Уильям Хёрт, Кифер Сазерленд, Дженнифер Коннелли

Похожие фильмы:

  • «Матрица» (1999)
  • «Город потерянных детей» (1995)

В 2016 году, когда до кинотеатров добрался его последний фильм «Боги Египта», режиссера Алекса Пройаса не ругал только ленивый. Причем нельзя сказать, что ругали несправедливо: завязка «собрались как-то датчанин, шотландец, британец и куча австралийцев и решили сыграть древнеегипетских божеств» звучит как начало очень длинного и не очень смешного анекдота. Но вот стоит взглянуть на историю создания, и понимаешь, что это безобразие вышло на экраны исключительно потому, что продюсеры не дали Пройасу денег на проект мечты — экранизацию «Потерянного рая» Джона Мильтона, эпической поэмы о войне на Небесах и падении Люцифера, но зато предложили усеченный бюджет и сценарий «Богов Египта», куда Алекс перетащил значительную часть актеров, которых хотел бы видеть в своем magnum opus. И вот эта история — идеальная иллюстрация карьеры режиссера-визионера, который снял несколько гениальных фильмов, не покоривших мейнстрим, зато обретших культовый статус. И «Темный город» как раз один из них.

Фильм родился из оригинального концепта самого Пройаса — фантасмагоричного нуара о болезненно рациональном детективе из 40-х годов, которого сводит с ума расследование, не поддающееся логической разгадке. Итоговый продукт довольно далеко отойдет от изначальной идеи, но и детектив, и загадочное расследование в «Темном городе» останутся, пусть и на вторых ролях.

Если вы смотрите фильм впервые и не хотите испортить себе впечатление, сделайте одну простую вещь: промотайте первые 2 минуты и 30 секунд. Видите ли, студия New Line Cinema, отсмотрев предрелизную версию, похоже, посчитала, что зрители слишком, знаете ли, тупы и если заставить их слишком сильно шевелить мозгами, то они обидятся и не станут фильм смотреть. Поэтому в первые две с половиной минуты закадровый диктор проспойлерит вам ВСЮ ИНТРИГУ ФИЛЬМА! А мы еще ругаем современные трейлеры за то, что они слишком рано раскрывают детали сюжета…

Если вы последуете этой рекомендации, то для вас и главного героя фильм начнется одновременно. Он приходит в себя в ванне, в пустом гостиничном номере, не имея ни малейшего понятия, кто он и что вообще происходит. То есть Пройас уже эффективно заставляет зрителя отождествить себя с протагонистом: любые повороты сюжета и новые открытия вы проживаете вместе, одновременно. К амнезии вскоре добавляется еще несколько проблем: изувеченный женский труп в соседней комнате, приехавший наряд полиции, считающий, что этот труп — ваших рук дело, таинственные мертвецки бледные незнакомцы в пальто и федорах (разновидность шляпы — прим.ред.), которые, кажется, повелевают окружающей действительностью, и не внушающий доверия доктор-калека, утверждающий, что у него есть все ответы на ваши вопросы. И — Интрига!

Поиски ответов приводят главного героя, Джона Мёрдока, на улицы титульного Темного города. Это странное негостеприимное место, где поезда метро пролетают станции не останавливаясь, дома гротескно растут чуть ли не из-под земли, а эпоха соединила в себе сразу все десятилетия XX века… Улицы тускло освещены грязно-желтым светом фонарей… Богатые и бедные жители одинаково несчастны… Выхода нет…

О «Темном городе» очень сложно рассказывать, избегая спойлеров: слишком туго он завязан на итоговом откровении (опять же, если вы воздержались от его раскрытия в первые же секунды фильма). Достаточно сказать, что он густо замешан на противоречиях. Это чистое развлекательное кино с артхаусным визуалом, почти Терри Гиллиам или Жан-Пьер Жене для широкой аудитории. По философской и психологической составляющей «Темного города» можно писать диссертации, да такие, что Вачовски со своей «Матрицей» как общепризнанным эталоном философского боевика, нервно икая, отползают в сторонку, накрываясь трактатом «Симулякры и симуляция».

Визуальный стиль «Темного города» полон образов из классического голливудского нуара и немецкого экспрессионизма Фрица Ланга и Фридриха Мурнау, а композиция кадров отсылает к картинам Эдварда Хоппера. Постоянная паранойя и сомнения в реальности происходящего и возможности счастливой концовки словно пришли в этот фильм из книг Кафки и Филипа Дика. Но главное чудо — это то, что все эти разнородные элементы не только гармонично сочетаются друг с другом, но еще и не создают ощущения вторичности, рождая нечто новое и оригинальное, нечто большее, чем просто сумма слагаемых…

Под стать визуалу и актерский состав, где каждый участник сыграл одну из лучших ролей в своей карьере. Восхитителен Уильям Хёрт в роли того самого рационального детектива из изначального концепта Пройаса, который идет по следу Мёрдока, все больше сомневаясь в его виновности. Хёрт умудряется через минимум выразительных средств передать одиночество и душевную тоску своего персонажа. Дженнифер Коннелли играет самую прекрасную женщину в мире, сочетая невинность девственницы, соблазнительность femme fatale и шелковый голос джаз-дивы 40-х. Классические британские лицедеи, вроде Ричарда О’Брайена и Иэна Ричардсона, делают Чужаков максимально жуткими. Кифер Сазерленд играет (и вполне успешно) против типажа: ему обычно достаются суровые крутые парни, но здесь он воплощенный невроз и уязвимость. До конца фильма он умудряется заставить зрителя гадать о мотивах своего персонажа, до финального звездного часа, когда все становится на свои места и Сазерленд выдает лучший монолог этого фильма.

Но настоящая звезда — это, конечно, Руфус Сьюэлл. Один из самых талантливых и самых недооцененных актеров в истории, способный одинаково убедительно сыграть как отъявленного мерзавца в духе шекспировского Яго, так и единственного честного детектива-недотепу на всю итальянскую полицию (крайне недооцененный сериал «Дзен»). Его задача здесь двоякая: с одной стороны, быть «чистым листом», а с другой — отыгрывать еще и Джона Мёрдока, который в какой-то момент проявляет присущие только ему привычки. Ну и, учитывая неопределенность с женским трупом в соседней комнате, проявлять еще и капельку темноты, чтобы удерживать интригу. Его ухмылочка в конце фильма — стопроцентно положительные персонажи так не улыбаются.

Сюда можно еще много чего добавить: и про то, что часть декораций (и вся финальная битва) были вчистую заимствованы для «Матрицы» и ее сиквелов, и про теологические тезисы о свободе воле и детерминизме, и про аллюзии на исторических персонажей (герой Сазерленда может являться, а может и не являться немецким судьей конца XIX века, оставившим подробные мемуары о своем мировосприятии под воздействием параноидальной шизофрении), и про потрясающую операторскую работу Дариуша Вольски, и про мрачный саундтрек Тревора Джонса, и про спецэффекты Патрика Татопулоса, настолько вписывающиеся в эстетику фильма, что и в голову не приходит назвать их устаревшими. Результат будет одним и тем же: «Темный город» вышел на год раньше «Матрицы», но оказался в тени более успешного собрата по теме, который добавил к философии еще немного кунг-фу и замедления времени (не то чтобы здесь принижались заслуги шедевра Вачовски — это все еще великий и прорывной фильм, просто «Темный город» тоньше и интереснее). И так вся карьера Пройаса, чей главный кассовый успех — «Я — робот» — самый скучный и коммерчески вылизанный его фильм. Да, он войдет в историю как автор «Ворона», но об этом фильме вспоминают в основном не благодаря его художественным достоинствам, а из-за трагической смерти Брэндона Ли. В общем, если и есть на свете недооцененный гений, то это Алекс Пройас. И все, что можно с этим поделать, — посоветовать как можно большему числу зрителей посмотреть «Темный город». Фильм этого достоин.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Механьяк 21-04-2020 14:09

    Фильм, безусловно, крутой и самобытный, но КОНЦОВКА!!! Эти ребята же не сделали ничего плохого, и им просто нужна была помощь, а он их вот так Т___Т

    Учитываю...