DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Симфонии тьмы. Статьи

Никому в точности не известно, когда и где зародился джаз. Многие утверждают, что все началось в начале XIX века в Новом Орлеане с танцев черных рабов под самодельные музыкальные инструменты. Дмитрий Иванов-Соломин совершил путешествие в глубь веков, чтобы найти корни, а потом и лучших представителей самого, пожалуй, мрачного направления музыки — дарк-джаза.

Сложно представить себе нечто более экспериментальное, чем эмбиент-джаз. Модуляции звуковых текстур, наслоение тембров и эффектов — с одной стороны, отчетливая мелодия, выдержанный ритм, тональная и функциональная гармония — с другой. Могут ли эти две столь непохожие стихии слиться в одно звуковое полотно? Могут! Встречайте: германский джаз-коллектив Bohren und der Club of Gore!

Пожалуй, нет такого поклонника хоррор-культуры, который не знал бы, кто такой Пеннивайз или Капитан Сполдинг. Клоуны всегда подсознательно пугали людей. Для панического страха перед клоунами есть даже специальный медицинский термин — коулрофобия. Правда, явление это все же не считается заболеванием. Отмечают, что в основе его может лежать эффект «зловещей долины»: клоун выглядит не совсем как обычный человек и уже одним этим вызывает страх и отвращение. Музыканты, посвятившие себя воспеванию страха в разных его проявлениях, не могли обойти эту тему стороной.

Многие из нас читали веселую и местами не в меру поучительную книжку Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч», где советский мальчишка случайно выпускает из старинной лампы на волю смешного старичка возрастом чуть моложе, чем остатки жизнедеятельности мамонта, и переживает в его компании множество приключений, потому что старичок этот — самый настоящий джинн. Но изначально-то джинны — далеко не добрые старички. Дмитрий Иванов погружается в жуткие древние арабские легенды и показывает, как они отражаются в современной музыке.

Вопреки легендам, ковбои занимались не ежедневными перестрелками, а в основном перегоном скота. Они получали за это хорошие деньги и не боялись ничего... почти ничего. Если в облаках появлялось призрачное стадо коров, самый отпетый грешник в страхе вжимался в землю. Дмитрий Иванов рассказывает, как стаи жутких псов из древних поверий со временем превратились в коровьи стада и как это отразилось в музыке.

Многие рок-музыканты хотя бы время от времени тяготеют к «ковбойской» тематике. Однако мало кто зацикливается на ней так, как группа Dezperadoz, которая фактически изобрела новый поджанр тяжелой музыки — вестерн-метал. Прерии, салуны, перестрелки, герои и злодеи Дикого Запада — все это смешалось здесь в забористый коктейль, который легко опьяняет и вызывает зависимость. О творчестве команды — с 2000 года по сегодняшний день — рассказывает Алекс Лоренц.

Есть существа, которые редко упоминаются в музыке, но зато очень популярны в народной молве. Это кельтские банши, мексиканская Ла Йорона, английский призрак Анны Болейн, славянская полудница, японская юрэй. Музыкальные произведения, связанные с жуткими завывающими женщинами в белом, искал Дмитрий Иванов.

Одним из архетипических монстров современного хоррора, наряду с монстром Франкенштейна, Дракулой, безымянными зомби и не менее безымянными, но агрессивными и беспокойными мумиями, стал оборотень, или вервольф. Ведь хоррор опирается по большей части именно на европейскую мифологию и редко использует каких-нибудь кицуне, вершарков и прочую экзотику. Дмитрий Иванов рассказывает о тематике оборотничества в рок-музыке.

В наши дни едва ли кого-то может удивить любовь к блэк-металу. Выросший из молодежной контркультуры 1970-х, блэк-метал пережил становление и расцвет в восьмидесятые и девяностые, а ныне занял прочное место среди направлений тяжелого рока. Андрей Волков проводит обширный экскурс в историю направления, рассказывает о выдающейся шведской блэк-метал-команде Marduk и месте, которую она занимает на скандинавской блэк-сцене.

Вячеслав Бутусов — один из легендарных и, пожалуй, самых ярких представителей русского рока. Широкая публика знает его как лидера группы Nautilus Pompilius. Будучи немолодым, Вячеслав Геннадьевич по-прежнему не устает удивлять. Несколько лет назад мэтр основал новый коллектив — «Орден Славы». В творчестве команды преобладают религиозные мотивы, о которых подробно рассказывает Андрей Волков.

Ушедший год подарил нам множество отличных музыкальных новинок в жанрах хард-рока, разнообразного метала, эмбиента и прочих «темных» и «тяжелых» направлений. За двенадцать месяцев мы написали кучу интересных рецензий на десятки свежих релизов — от творений признанных мэтров до опусов малоизвестных исполнителей. Предлагаем вместе вспомнить и переслушать самые необычные из них.

Scorpions — не то, чем кажутся. Большинство знает «членистоногую» команду как авторов и исполнителей трогательных рок-баллад. Однако на самом деле это немецкие первопроходцы хард-рока и первые тевтонские рыцари хеви-метала. В их творчестве всегда есть место темным и даже мрачным мотивам. Представляем вашему вниманию вторую, заключительную часть статьи о раннем и самом темном во всех отношениях периоде истории группы.

Собака сопровождает человека едва ли не с первых веков оседлости. Конечно же, это не могло не отразиться в мифологии. Однако очень часто мифы и легенды о собаках мрачны: в них псы — не помощники, а предвестники больших бед. Дмитрий Иванов рассказывает о музыкальных произведениях, так или иначе посвященных мистическому псу — существу, которое носит разные имена: адская гончая, Гарм, Грим, Черный Шак.

Какие песни немецкого музыкального коллектива Scorpions вы слышали? Большинство ответит: «Still Loving You», «Wind of Change», «You and I» и прочие трогательные — а для кого-то нудные и сопливые — баллады. Максимум — заводные «Rock You Like a Hurricane» и «No One Like You». Алекс Лоренц рассказывает о тех «Скорпионах», о которых вы, скорее всего, не знали или знали очень мало.

Вампиры, оборотни, зомби… Массовая культура взяла на вооружение множество архетипических чудовищ, которые давно уже превратились из пугающих в развлекающие, и музыканты не могли пройти мимо столь благодатной темы. Наша новая статья — о вампирах в музыке. Дмитрий Иванов рассказывает о самых ярких проявлениях музыкального вампиризма на отечественной и зарубежной сцене.

«Ария» — бесспорно, одна из самых успешных российских хеви-метал-групп. «Наш ответ Iron Maiden» начал триумфальное шествие к вершинам если не музыкальных чартов, но уж точно фанатской любви, когда некоторых нынешних ярых поклонников этой команды и на свете не было. И в СССР — стране, которой уже тридцать лет как не существует, — коллектив стал одним из пионеров тяжелого рока, наряду с «Черным кофе». О советском периоде творчества ансамбля рассказывает Алексей Абросимов.

Тема мимолетности жизни и пребывания на бренной земле всегда стояла особняком в культуре. Находя свои корни в древних обрядах, она была актуальна и в античные времена, когда появился знаменитый девиз «Memento mori». Не потеряла она эту особенность и в Темные века — тогда жизнь была сложна и непредсказуема, могла оборваться в любой момент. Этот лейтмотив и лег в основу «Пляски Смерти», или по-другому — «Danse Macabre».

Представляем читателям заключительную статью цикла Дмитрия Иванова о самой традиционной, но вместе с тем крайне непредсказуемой музыке, без которой добрая половина современной «тяжелой» и «темной» сцены звучала бы совсем не так, как сейчас, — если бы вообще звучала. Блюз — голос свободы, и наши сегодняшние герои докажут это всеми доступными способами.

Мы продолжаем знакомить читателей с яркими и таинственными представителями самой темной музыки — классического негритянского блюза. Дмитрий Иванов разбирался в противоречивых сведениях о жизни и творчестве легендарных и неподражаемых блюзменов — Хаулина Вулфа, Санни Боя Уильямсона Второго и Вилли Диксона.

В 1970-х США испытали культурный шок: в большие города хлынули гости из Латинской Америки. Они принесли с собой свои религиозные обряды, свою музыку, но... не привезли денег. Этим они были похожи на местных чернокожих оборванцев, которые не имели ничего, кроме своей урбанизированной культуры и музыкального чутья. Объединив силы, эти два нищих слоя населения создали нечто доселе невиданное, из чего впоследствии развился хорроркор.