DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Кровососы на сцене! Кратко о вампиризме в рок-музыке

Вампиры, оборотни, зомби… Массовая культура взяла на вооружение множество архетипических чудовищ, которые давно уже превратились из пугающих в развлекающие, и музыканты не могли пройти мимо столь благодатной темы. Наша новая статья — о вампирах в музыке. Их любят и готы, и панки всех мастей, и сайкобилы, и поклонники блэк-метала. Дмитрий Иванов рассказывает о самых ярких проявлениях музыкального вампиризма на отечественной и зарубежной сцене.

Эдмунд Мечиславович Шклярский и группа «Пикник»

Эта весьма самобытная группа из Санкт-Петербурга известна многим, особенно представителям зрелого поколения, которым сейчас за сорок. Сложная, но при этом не заумная музыка, сюрреалистично-поэтичные тексты и своеобразный, легко узнаваемый вокал сделали свое дело. «Пикник» либо любят, либо проходят мимо, недоуменно хмыкая.

Группу можно отнести к готическому року с примесью всего, что придет в голову собственно Шклярскому, который взял на себя все главные обязанности: музыку, тексты, визуальное оформление альбомов и концертов. Без него группа была бы очередным бесцветным представителем так называемого «русского рока» и уж точно не добилась бы нынешнего успеха.

В 1995 году «Пикник» записал прекрасный альбом «Вампирские песни», хотя Шклярский открещивается от него, справедливо указывая, что это не совсем их альбом. Группа исполнила три песни из девяти, остальное досталось друзьям и сайд-проектам. В любом случае это один из уникальных артефактов готик-рока, причем русскоязычного, а на отечественной сцене подобная музыка не столь распространена, как на зарубежной.

«Король и Шут»

Эти ребята взяли четкий курс на молодежь еще в легендарном клубе TamTam, который ориентировался на зарубежную рок-музыку, отрицая все направления, возникшие на родине. Никакого «русского рока», а все остальное разрешено и одобряемо как руководством клуба, так и посетителями.

«Король и Шут» стали ориентироваться на хоррор-панк с элементами фолк-панка и добились немалых успехов на этом поприще — в первую очередь благодаря текстам, в которых обыгрывались сюжеты русских народных сказок и создавались новые, пропитанные черным юмором и неожиданными поворотами. А музыка была действительно неплохой, особенно в начале карьеры. Было время, когда эти песенки звучали из каждого утюга. Возможно, поэтому любители панк-рока разделились на два лагеря: одни боготворят наследие «КиШ» (после смерти вокалиста и автора музыки Михаила Горшенева группа распалась), другие же просто ненавидят все, что с ними связано… Впрочем, это характерно для любой группы, пережившей резкий взлет популярности.

Дуэт Князева — Горшенева (первый — текстовик и оформитель альбомов, второй — автор музыки и нескольких текстов) обращался и к вампирской тематике, например в альбоме «Бунт на корабле» 2004 года. Фолк-элементы в музыке на некоторое время исчезли (скрипачка ушла из группы), но вместо них появились почти чистый хардкор и хоррор-панк. Кстати, этот альбом не был раскручен на радио, как остальные, ибо ребята умудрились поссориться с продюсерами, а сами, понятное дело, не имели доступа на то же «Наше Радио» в качестве диджеев. Это досадное недоразумение было причиной низких продаж, но через некоторое время критики все-таки оценили релиз так, как он того заслуживал.

The Coffinshakers

Переместимся из России в Скандинавию — в Швецию. Именно в этой стране собралась таинственная группа под названием «Гроботрясы». Эти ребята решили объединить все, что полюбили в детстве и будучи взрослыми: рокабилли, кантри, итальянские вестерны и фильмы ужасов. Роберт Фьяллсби — вокалист, гитарист и идейный вдохновитель всего этого шабаша — напоминает сильно похудевшего и помрачневшего после возвращения из Нижнего Мира Джонни Кэша — вплоть до вокала. Ну, и остальные музыканты выглядят весьма эффектно. Музыка… кто-то называет ее чудным словом «готабилли». В принципе это правильно, ибо звучит она как раз так, словно поклонники готического рока решили поиграть в ковбоев и немного повеселиться (на свой манер, конечно). Сейчас коллектив, похоже, находится в стагнации, не выпускает альбомов. Но поклонники ждут возвращения с большим нетерпением, переслушивая старые пластинки и покупая релизы сайд-проектов Роба.

Cradle of Filth

Это детище Туманного Альбиона, графства Саффолк, называет свою музыку vampiric-metal. По сути это смесь симфо-блэка и готик-метала с влиянием других экстремальных направлений, а «вампирской» названа только из-за лирики. Дэни Филт — основатель, автор музыки и текстов, заодно и вокалист — начал, как все порядочные блэк-метал-группы, с сырого и неразборчивого дэта, но поняв, что время этого направления уходит, а кушать хочется всегда, переключился на блэк с узнаваемым хриплым фальцетом, который позволял исполнять вокальные партии, недоступные многим экстрим-вокалистам.

Наигравшись с чистым блэком, Дэни решил отколоться от злобных тру-блэкеров и ввел в музыку клавишные партии (весьма неплохие, кстати), темп замедлил почти до улиточного и пригласил на дополнительный вокал женщину с классическим музыкальным образованием. Получилась весьма неплохая и атмосферная смесь готик-метала и симфо-блэка.

В общем, его прокляли все, кто считает подобную музыку попсой, а сам Филт и в ус не дует, записывая концептуальные альбомы, посвященные Эльжбете Батори, творчеству Баркера и просто самым разным темным персонажам и сюжетам. Звучит это весьма свежо и приятно, отмечают многие — особенно девушки.

Satanic Warmaster

Злой и беспощадный Лаури Пенттиля, уроженец Южной Карелии (район Финляндии, непосредственно примыкающий к России), когда-то играл сырой и воинственный блэк-метал в группах Horna и Pest, но потом решил, что ему тесно среди соратников, и затеял собственный проект, записывая музыку и вокал в одиночку.

Набор тем для текстов традиционен: война, безумие, сатанизм, оккультизм и, внезапно, вампиры. И вампиры не какие-то киношные, а карпатские, под названием «стригои» (восходит к латинскому «strix» — «сова-неясыть»). Нежить колоритная и весьма охочая до крови, причем порой предпочитает детскую. Временами стригои устраивают людишкам настоящий террор, вызывая ночные кошмары и подпитываясь страхом.

В том же альбоме звучит размашистая песня «Carelian Satanist Madness», которую так и хочется исполнить на народных инструментах — йоухикко там, кантеле, прочие почти забытые, но временами звучащие и сегодня. Группа (ну, иногда-то она действительно группа, особенно во время концертов) до сих пор в строю. Правда, релизов маловато вышло со времени образования, но это не так уж важно. Лаури никогда не гнался за количеством, предпочитая качество.

На этой мрачновато-разухабистой ноте завершим рассказ. Тема вампиризма весьма обширна, и, возможно, мы вернемся к ней чуть позже. Или, может быть, займемся оборотнями или иными жуткими существами, которых расплодилось немерено в лесах, на полях и кладбищах всех обитаемых континентов. Ужас так глубоко укоренился к культуре, что можно годами рассказывать о тех или иных артефактах, архетипах и просто странных и пугающих явлениях.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)